В марийской магии заговоры считаются главным методом воздействия. Колдуны говорят, что заговор концентрирует энергию, он есть сама энергия. Заговор по-марийски так и называется — Ю 'энергия'. Иногда заговор называют шÿведыш 'то, что выплевывают', шÿведыш ю - 'выплевываемая энергия', так как заговаривающий человек в конце фразы резко выдыхает, как будто сплёвывает, воздух; со стороны это похоже на плевание.
Заговор создает психологическую воображаемую связь между человеком и различными объектами его интереса. Заговором люди осознанно или интуитивно меняют сами себя и через себя окружающий мир. Ведущим компонентом заговора является образ, воображение. Наилучшим временем для заговаривания являются утренняя и вечерняя зори.
Лечение (снятие сглаза, порчи) как знахарю, так и пациенту желательно проводить натощак. Заговоренную воду или другой предмет нельзя греть, кипятить, класть в горячую воду, в огонь, иначе энергия испарится. Заговоренную воду или соль или другой предмет нельзя также держать возле открытой воды, так как вода впитывает энергию заговора.
Поэтому, когда заговоренный предмет переносят через реку, озеро, другие водоемы, его нужно ставить на голову или спрятать под левую подмышку, изолируя от открытой воды.
Заговор производится чаще всего в 4 позах:
1. Заговаривающий держит в руке нож или ножницы, которые направляет на заговариваемый объект, обеими ногами наступает на нож или другой предмет с острым лезвием (топор, пила, серп, коса и т. д.)
2. Заговаривающий в одной руке держит нож или ножницы, который направляет на заговариваемый объект, в другой руке — метлу. Метла означает, что ею выметают болезни и порчу.
3. Наступает обеими ногами на метлу, в руке нож или ножницы.
4. В руке нож или ножницы, под ногами ничего нет.
Приняв необходимую позу, перед заговариванием обязательно призывают помощников, которых называют свидетелями (танык). Призыв помощников называется таныктарыме (таныктараш 'делать свидетелем'). Это делается для того, чтобы наполнить себя силой (энергией). При легких, не энергозатратных ритуалах таныктарыме не проводится.
Колдуны, придерживающиеся марийской религии, призывают на помощь марийских богов, различных зверей, птиц, деревья, облака, звезды и т. д.
Сами марийские лечебные заговоры состоят из двух частей: отделение и растворение.
1. Отделение (шöртыш). Это главная часть заговора, отделяющая от тела и ауры человека злые чары и духов.
2. Растворение (шултыш). Отделившиеся чары и духов растворяют, превращают в ничто. Если этого не сделать, они вновь войдут в больного, ритуал будет бесполезным.
Вместо растворения иногда делают возврат 'пöртылтыш, пöрыктыш', если известно, кто сделал чары и порчу или известно, откуда пришли духи.
Закончив заговор, знахарь с размаху втыкает нож в пол или, подняв руку вверх, выпускает нож из руки таким образом, чтобы он острием вонзился в пол. При этом мысленно или вслух произносит:
«Пусть воткнется в сердце-печень колдуна» (Локтызын шÿмышкыжö-мокшышкыжо керылтше) или «Вонзаю в злого духа» (Осал мужыш керам).
(Затем делают "куштылемдыме" (облегчение). Ну и можно перед основным обрядом прочитать ещё какой-либо из заговоров "таныктарыме").
При заговаривании используются особые дыхательная и мыслительная техники.
Главное здесь — беспрерывная очень быстрая, даже неразборчивая, речь и беспрерывное создание и чередование мысленных образов (картин). Дыхание при заговаривании отлично от обычного дыхания. Если при обычном дыхании человек произносит слова лишь на выдохе, то при заговаривании слова произносятся беспрерывно и слитно как на вдохе, так и на выдохе и в паузах между вдохом и выдохом, а дыхание ведется одновременно через нос и рот. Это возможно лишь при произнесении слов шепотом или мысленно.
Заговоры произносятся очень быстрым шепотом, дыхание ритмичное, без задержек и пауз. Завершив фразу, резко дуют на заговариваемый предмет, чертят над ним крест, как бы закрывая крышкой, чтобы энергия не вышла из предмета.
В заговаривании важен весь ритуал: и слова, и ритм, и дыхание, и создание мысленных образов, и то, какие предметы применяются. Ничего лишнего здесь нет, все необходимо выполнять так, как требует ритуал.
Важны качества того человека, который исполняет заговор. Не у всех людей заговор имеет силу. Прежде всего, он должен иметь дар (талант). Такой дар дается или от бога или от умерших знахарей в тот момент, когда человек находится в бессознательном состоянии, в клинической смерти, а его душа посещает мир умерших. Для приобретения дара человек должен «умереть» и «воскреснуть», что напоминает становление шамана у сибирских народов.
Другие требования к тому, кто заговаривает:
1. человек должен иметь все зубы. Если зубов не хватает то этот недостаток преодолевается тем, что перед заговариванием произносят «Заговариваю стальными зубами», «Грызу болезнь стальными зубами» и т. п., а во время заговаривания нужно обязательно стоять на остром железном предмете;
2. человек молодой, сильный, здоровый обладает большей магической силой, чем старый. У старых знахарей, чем меньше у них физических сил, чем меньше зубов, тем меньше силы в заговоре. К больному же знахарю вообще боятся ходить, т. к. его болезнь может передаваться тому, кого он лечит. У пьяниц тоже нет силы в заговоре;
3. заговор нежелательно произносить члену семьи, родственнику по крови, всем людям, кто совместно с пациентом питается, пользуется с ним общей посудой, общими вещами. Заговоры сильнее, если их произносит посторонний. Знахарь не должен есть-пить с клиентом.
Перевод из книги В.Петрова "Марий Ю"
-------------------
Что касается ритма (рифмы), то в мар. заговорах он, как правило, отсутствует; если их внимательно почитать, то главный их признак - особое построение самого предложения, а не ритм. Например: "когда сможет сделать...., только тогда сможет...." или "как......, пусть так же ......".
-------------------
Марийки работают, в основном, на личной силе... Выходят на перекресток и без лишних там товарно-денежных отношений просто пускают порчи-болезни по ветру, и вся недолга. Чертям откупы не носят.