Нечистая сила водится везде, этого не избежали и божьи храмы. В храмах и возле них в ночное время появляется нечистая сила: глумливые церковные черти, а так же неупокоенные души - маны (маньки или упыри еретники). Ночью на колокольне и на куполах обявляются эти духи, колдуны и ведьмы договариваются с ними о работке.
Церковный ман или колокольный ман появляется в полуночь на колокольне в красной остроконечной шапке. Они заманивают людей на их погибель, заставляя соверщать губительные и необдуманные поступки. Колокольный ман - "нечистый дух; покойник, появляющийся на колокольне", что отмечен он от Онежских и Вологодских краев до Тамбовщины.
В последней бытовало поверье, что в колокольные маны поступает по смерти колдун, коего не принимает земля, щеголяет он в красном колпаке, и, как завзятый собственник, может убить за покушение на эту ценную деталь туалета (на Вологодчине ходил рассказ про девицу, которая на спор пошла ночью на колокольню, и, встретив там мана, сорвала с него шапку. Дух не только пришел за головным убором, но не пощадил даже вернуввшую покражу похитительницу).
В Боровичском уезде Новгородской губернии, например, было принято креститься лишь при третьем ударе колокола: крестьяне считали, что до этого на колокольне находится чёрт, падающий оттуда только тогда, когда колокол начинает звонить в третий раз. На погосте обитают и покойники, предки, которые отправляют свои службы в церкви по ночам и в большие праздники (в Чистый четверг или субботу Пасхальной недели).
В рассказе, записанном на Вологодчине, Колокольный Ман - призрак, появляющийся на колокольне ночью и заграждающий туда путь людям: "В нашем селе жил мужичок с дочкой девицею, которая считалась полудурочкой... Вот он однажды зазвал к себе швецов для шитья и починки платья; шили они несколько дней. В один из вечером швецы начали над девушкой подшучивать, назвали её трусихой и, между прочим, сказали, что ей не сходить ночью на колокольню. Она заспорила, что может сходить и даже позвонить (...) с досады оделась и ушла. Было около половины ночи. Приходит сначала на кладбище, а потом приближается к колокольне, входит на первую лестницу и видит, кто-то там сидит в колпаке - луна отсвечивала. Она думает, либо это ман, а то и покойник, и говорит: "Пусти меня на колокольню". Ман отвечает: "Не пущу". Она ему с угрозою: "Я с тебя сорву красный колпак", сдёрнула с него и побежала домой. Приходит в свою избу и с насмешкою обращается к швецам: "Нате, поглядите, я была на колокольне и сорвала с кого-то красный колпак". Швецы переглянулись между собой и сказали "Ай да девка, молодец". Вдруг под окном раздался голос: "Отдай мой красный колпак, отдай мой красный колпак!" Швецы и хозяин стремглав бросились кто на печку, кто на полати и там притаились и шепчут оттуда: "Поди отдай, дура, колпак!" Девушка решилась: вышла в сени, потом на крыльцо и протянула руку с колпаком, ман схватил её за руку. Она сильно вскрикнула и замолкла. Ночью ни отец, ни швецы не смели выйти, а утром нашли её мёртвую около дома. В сходных сюжетах девицу губит пришедший за золотой шапочкой покойник (Костромская область); требующий отдать ему белую шляпу мертвец (Вологодская область).
Крестьяне верили, что в церквях обитает ЦЕРКОВНИК - дух, появляющийся в церкви или у церкви; появляющийся в церкви покойник; метрвецы и нечистые могут по ночам отправлять в церкви свои службы.
"Многие из здешних крестьян верят, что нечистая сила живет даже при церквях, в особенности на кладбищах, а также на мельницах, в казенных зданиях, например, в училищных..." (Волог.) <АМЭ> Церковник имеет облик старика, человека в белом (в белой шляпе) и в обще сходен с колокольным маном.
Церковная Нечисть-Бесы. Бесы на церковном перекрёстке (перекресток на церковном дворе) берутся в найм, на крыльце, и конечно же в самом храме.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/160/-tserkovnaya-nechistb/3371/