2500 Коли людина ирою озабочен так пусти в колицо злату червонного оправит каменину шпинелину да оттого в игре он дюже фартов станет да поражеию знати да отчаянию горикого знати небудет веки свои.
2501 Коли барин дюже болезен так пусти во колицо золото оправит каменину гелиоропину да от того телесо его силою налиетси дюжиною да здоров он яко бычина племенои станет.
2502 Коли вельма колицо ремесленнику закажет злато кое как две змеики виютси да его с двумя цветками розами алыми ушиет во мешечек шелку алого да сносити на своей груди сие делесо девяти днев лунины наливающеюся да опосля того колицо росою утренею омыти да водицу сию сохранити да за икону черну поставити а колицо на палец а как три дни простоит половину споити мужичине нуженому а втору половину самои испити так мужичина веки ее власти предан будет яко крепостнои.
2503 Коли мозгу лисицы взяти вареного да курино яицо сыро да все енто перемешати дюже долго да свою махнатку снутри вымазати да с мужичиною ереспати так он на веки вечны ко тобе и прилипнеттвельме младой.
2504 Коли молодец волосов с главы бабы добудет да во кусок своеи исподнею рубахи подвернет сии волосины да на ленте алою свое имя напишит да бабы тои да подмот лентою тою увяжет да подкладом под подушку бабе покладет и баба ему верна веки будет.
2505 Сонаберет колодун росы с цветов малу малу толику всеголиши по утру когда лунина в росте да жиру козиего приготовит четвертьфунту да в горшечке стопив смешат да ентою мешаниною вихор свои натрет да с бабою сблудит и та баба навеки вечны по нему сохнути зачнет иных незамечая.
2506 В канун нового году возожги свечу с воску пасечного пред иконою Вседержавною да поклонися да на пламя зри да коли пламя спокоино горит так веси год ты вельма в покое ровно проживеши, коли пламя перемигиват да потрескиват так означат что житие твое бурна будет да лиха, коли пламя дюже тускло болети будиши, коли пламя красно так горе познаш, коли желто в радости утешною год проживеши, коли яко злато червоно так фартова будиши, коли коптит беды люты тобя ждут.
2507 В ноч Купалиску костер вельма возлжит коли огонь ровно горит так все верно в ремесле твоем веси год будет, коли кверху остро яко клин так всех вражин значити то овержижи, коли мечитси огонь дак неспокоен год твои будет во ремесле, коли языков во костре много дак к воинам вельмовским готовси.
2508 Вельма медку на погосте выставит чарку доброго да лодку во нем да не серебряну да выставит на могилине безымянною да Хозяюшке первача да на следущу ноч чарку сию приберет Хозяику первачом сдобря да мертвячину такможе да медок сеи скормит вражине на его тринадцати разов наглаголя «Как меттвячина сеи медок поедал да тобе рабина имярек оставлял тобя угощал так тем он тобя и ко собе в гости зазывал от зазыву сего неотказатси за год тобе на погост прибератси. Так тому и быти!».
2509 Как вельма старою егибихою вонючею становитси так глаза ее видити худо начинают пеленою яко завесою ведутси да пелену ту завесу снятии можно коли егибиха все лето по ниточке по капле утро да вечере будет молочко от коровки вливати да козы дени то а дени то и пелена слетит с глазок ее.
2510 Коли портретина иметси людины а сам он далече а мати его просит взором на его ведимачим глянути тобя да коли сглазину на ем узреши так при свече воска пасечного коли сглазину узрела так нож вельмач бери да секи крест на крест над портретиною да глаголи «Секу вержу глаз оглаз черный рублю в куски покрамсаю в огонь покидаю спали все наностно изведу. Так тому и быти!» кладенец над огнем чисти да портретину бабе пришедшею отдаи да свеча псти горит с избы скверну жгет.
2511 Коли портретина вражины иметси так ее на свечу поминалину накрути трубочкою да завяжи подвязями коими мертвяка вязали да на погост снеси на перекресте прикопаи глаголя да первачом Хозяюшку да семиотрядниов подчуя семиразов «Как мертвяка поминали так и рабину имярек помянем да сюды поманим тут ему лежать почивать Семиотрядникам его засекать. Так тому и бывать!»
2512 Коли молодец семя козла добудет да его в пузырике стеклянном сохранит да им свои вихор мазати будет а пузыпек под навозом хранити будет так не одна девица али баба пред ним неустоит да дюже сладка еи похоть будет да услада нутру бабиему.
2513 Коли вельма егибиха стара бочку молока парного соберет с девяти коров двубадеиниц да в енту бочку залезет на всю ноч часто лицо да голову омывая горстями молока сего так она за одну нч двенадцати годов скинет да толико егибихе меньше три четрверти веку бытии недолжно.
2514 Коли вельма коеи полувеку стукнуло подмолодитси хотит так идет она на луг во ночи купалискою да до нага раздевшися катаетси вначале супротя сонцу а опосля по соноцу яко колбяшка а опосля того идет да в реке выматси и подмлодится вельма дюже.
2515 Ежели на людине порчина в голове засела так пусти плат нов берет бел да голову увяжет на лунине талою туг туго да переспит да опосля того во лес чапат Енарея пятаком воздобрит да плат на осину увяжет да глаголит три раза «Как плат оставляю так осине и порчину дарю прочу иду в обрат незаберу. Так тому и бытии!» проч идет молоча да безоглядку.
2516 А коли на спину чрез вилку погнуту людина порчен так пусти во лес идет да свою спину нитиною шерсти белою мерит да Енрею первача выставит да нитку ту как смерил на осину подвяжет на три узла да глаголит трижоды «Осина гнется от ветруведетси а моя спина пряма да крепка данеспортити ее боли до моеу века. Тактому и бытии!» проч пусти чапат молоча да безоглядку.
2517 Коли людина дюже фартов хотит бытии так в церквине крадет двенадцати свечин люда зажиточного да здорового да пук волос своих со макухи срежет да со свечин воск стопив волосина свои туды месит да колобок скатат как подостынет да колобок сеи в горшече с сахарком драблены покладет на коем червонец злата покоитси дасверху сахарком усыплет да все енто медком залиет да прикроет тряпицею подвязав лентою золотистою да упрячет сукромно во избе совоеи и дюже фартов станет.
2518 Коли девица рылом не вышла да телесом а под венецто хотца еи так пусти двенадцати свечин во церкви покрадет молодцев да енти свечины стопит во одну да лепеху слепит да лепехою ентою на полофицу на пороге своем покладет да пятою левою на ее встанет да глаголит «Как воск под моеи пятои дак и сваты от молодцев ко моеи двери избы входнои как воск сеи при мне дак и они молодцы сии бегут свататси комне. Так тому и бытии!» воск под ложе собе покладет да скорее под венец с парнем ладным она уидет.
2519 Коли у вельмы мужичина люто лакати хмелину начал так она его опивки все собират да сливат во четвертину а как слила так в горшок сие да карася туда живого да чтит до тех пор покуда он не издохнет «Как рыба первач непиет так и рабина имярек первач сеи как изопиет боли в рот хмелиного невозимет. Так тому и бытии!» карася выкинет да сцедит хмелину да мужику свому споит поило сие и питии он перестанет.
2520 Коли в опивки поминального стола в горшок собраны рака живого кинути да ждати глаголя покуда он неиздонет во поиле глаголя « Рак в поиле поминалном издыхает кто поило сие испивает да рака поедает того поп вскоре отпивает народ на погост провожает да поминает Смерть рабину имярек ко собе принимает. Так тому и бытии!» рака сварити в поиле да студя сцедити во четверть да мужичину вражину лютого лиходея опоити да закусию окормити.
2521 Полтин серебряных рублев да червонцев златых копи да их водою ключевоюс золою отмои по утру Бесу Халею воздав первача малым белы полотенцем собери росы до мокрого его напитам да во чарку отожми да росою ентою улеи монеты да прикрои да твори сие в ноч пред полнолунием а в слудущу как луна полна дотсани монетины да испеи росу да глаголи девяти разов «Жити мне фартово да богато злато серебро мне веки мои радо. Так тому и бытии!».
2522 Коли велима хотит подивити народ так берет дюже остер нож булатен да его в пень воткнет на дворе коим диво даетси да псину пусти посадют что бы то охраняла чтобы верно было да творит она сие в ноч луна когда тала и пусти она лунина светит на клинок хвален а по утру вынет да пусти люд дивитси потому как нож то туп как валенок подлатси.
2523 Коли вельма хотит свою немоч оставити во лесу али погосте так поидет да на осине науз подвяжет али на кресте коему сороковин неминуло да молвит «Что подвялала то тут поклала в обрат невозиму за собои неповеду. Так тому и бытии!» да проч идет пятак поклав молоча да безоглядку во избину совою да где творит там Хозяв и почтет первачком знамо делото.
2524 Коли вельма мужику кои ее покинул отомстити люто хотит дак пук волосин что с его места похотного загодя срезала берет да совокруг хую баранего намотат да на сонцеподержит а как зачервивит подле избины мужичины того закопат да глаголит при том «Как ентому хую гнить так и рабине имярек своим хуим исходить заживо гнить от боли лютою выть без хую веки свои жить. Так тому и бытии!» да прочу идет молоча да безоглядку.
2525 Коли надобно людину спортити лихо так его корми супчиком с грибков в високосен год собратых на мазарках да сушеных корми да во уме держи «Ешь поедаи свое здоровие поминаи Бес Горей с Бесовицею Бедодиею придут рабину ямярек когтями рвать со нутра зачнут кости его грызти да лотати станут от него неотстанут его изведут за им Смерть свою сестрицу старшу позовут. Так тому и бытии!» да мило улыбаися при том чти тринадцати разов.
2526 Коли баба при смерти муж колодун на погост идет да петушину черного кладенцом сечет да кровину на перекресте слив его прикапвает да горсь земли берет да в исподнее кое ново было да баба в ем одну ноч маяласи берет да во него землицу подвяжет да прочу идет да ентот увяз на скобу дверну избы в коеи бабе его соимяна поживает повесит да проч безогляда говорок поклав «Кто в ентою избе живет да моеи бабе соимяно имячко несет того и Смерть заберет мою бабу невозимет. Так тому и бытии!».
2527 А коли мужичина не колодун так пусти бабу тогда во баню ведет да во нову простыну укутат да над ею на палатях лежащу засечет куру да кровиною улиет да чути погодя простыну сымет да в нее куру подвяжет да бабу омыв спати отведет в избу а сам первача взяв на погост поидет да Хозяюшку воздобря увяз схоронит да прочу идет молвя «Не рабицу имярек отдал а ее на куру поменял куре в земле гнить а рабице имярек живою быть. Так тому и бытии!» в обрат в пути неглядит да словечка до самою избы своеи немолвит.
2528 Мертвяка яблоком красным обкатвают глаголя «По телу мертвому катаю всю боль тоску смертну собираю кто яблоко сие съест тому и смертный присест. Так тому и бытии!» да ему червонец злата в гроб а яблоко сие вражине отдавают чтобы то съел и кишковртом изоидет да мертвяк злои его за злато ко собе оттянет люто.
2529 Коли с вельмою враждуиши так стремися ее волосин достати а как достала лепи куклнку с волосин сих да воскеу пасечного да как слепила топи да воск слеи пред крылицом своим глаголя три раза «Как кукла пропала изошла так чтобы то и вельма имярек на поклон ко не пришла. Так тому и бытии!».
2530 Ежели мужик помирати собралси дак гроб поделвают да с костеи свиных да одежи в коеи од ноч переспал да сломы с глиню куклу да по его подобию лепют да в гроб покладают да нарекают именем навыворот егошним а его по новой крестют новым имячком попа позвав опосля того хоронят как подбат гроб да щедро закуп Смерти первчом петушиною черным посеченным златом серебром да медком оставляют на перекресте погостном и мужичиа на поправку поидет.
2531 Коли вельмовка млада али колдушек да силов нетути так за злато позволи еи избу твою вымати да в ентою водице омытси опосля в бане да питии ее чарками и сила о младушку воидет с молодушки златом серебром возими а с молодца учити уж тобя ненадо чем братии сама баба ужоже а не девица.
2532 Коли у вражины плат покрасти да ентот плат на приставившуюся повязати да злата червонец покласти да совокруг гробу проити глаголя «Мертвячке понашивать за рабицею имярек донашивать с неи роднитси за неи везде редитси ходить при неи быть в землю могилину е изводить. Тктому и бытии!» на погст да помины неходити уити проч молоча да безоглядку.
2533 Ежели девка дитя родила а молока мало так пусти возимет молока от коровы двубадеики да омоет грудину свою над тазом да молоко енто собрав испиет глаголя три раза «Как корова две бадии утро да вечере дает так и во моеи груди молока полно и ночно и денно молоко от двубадеики испиваю им грудину свою омываю ребятенка свого молоком пою кормлю скоко надо сиоко и с собя молока надою. Так тому и бытии!»
2534 Коли вельме заказана свадебка так она загодя купит колица вдовца да вдовицы да на их в полуноч пред иконою черною Ирода наглаголит «Жили да ушли покои в земле мертвою нашли рабина имярек с рабицею имярек под венец пути направляют да счастия незают долго на белом свете непоживают в путь последет венчанием сим совои пути устремляют мертвяки их ожидают да радушно ко собе безвозвратно принимают. Так тому и бытии!» колица енти продаст младым дешево а на дениги сорокоустов им на веси год закажет заупокоиных.
2535 Коли вельма исподнее младенца покрадет да его кладенцом своим посечет в малы лоскутки да с помоями в перемешку борову соседскому скормит глаголя «Как ты жрешь жуешь дак и дитя Бесова сила пережует да душу отберет мне за то фарту дает. Нима!» за то Сатана вельму фартом верным наделит.
2536 Ежели мужичина с детсту привык собя тешити за место поло да мужиком возрастя так и продолжат да собя тем гнобит да янятси немогет да бабу завести да он должен во бутылину свое семя спустити да закупорити да по реке пустити глаголя во след три раза «Семя мое по реке плывет уплывает а с ним рукоблудство мени покидает ко мне баба скорее ладна прилипает прикипает да сомною веки поживает. Тк тому и бытии!» проч идед да млоча да безгляду.
2537 На мазарках по осени коли листвы набрати охапку Смерть первачом воздобря да охапку енту под порог вражине покласти глаголя тринадцати разов «Как лист опадает во земле загнивает а до тои поры когда новый лист прорастет рабина имярек недоживет как лист в землюупадет да во неи загниет. Так тому и бытии!» прочу иди молоча да безоглядку.
2538 Вельма на свадибе цветов соберет да их сушит да на погостном перекресте прикапат глаголя «Как цветки усохли так и рабина имярек с рабиуею имярек иссохнут детев незачнут старети станут ла помрут. Так тому и быть!» Хозяюшку да Семиотрядников первачом почти.
2539 Коли вельма у бабы фату с сундука покрадет в коеи баба под венец шла да в полуночи фату енту на тын погостен повяжет да мовит «Навенчаие шла мужока нашла под его пошла далее шла шла мертвяцку ограду нашла да за не зашла да невышла тама иного нащла да с ним и легла вот така одныне судиба у рабицы имярек да топеря мертвяк еи мил человек. Так тому и быти!» пятак поклади да проч уиди молоча да безоглядку.
2540 Во церкву поидет вельма да две свечины купит одну в канун заупокоен выставит вражине да прочу идет а втору на крылицо вражине водрузит кверх батарашкою да молви «Бес с храму святого шёл где жил почивал Бесовицу *нецензурная брань* да свячу увидал в избу зашел рабицу имярек в ночи нашел да за горло ее схватил надавил да удавил да в церквину побежал да там рабицу имярек ожидати зачал как увидал отпевати начал. Абара!» проч вельма уидет молоча да безогляду.
2541 Коли у бабы муж зол да суров с нею так она пусти исподнюю рубаху его скрози скобу дверну проденет девяти разов да мовит «Не печнои трубой да не мышиною норой не Бесовскои тропои да не бабеи *нецензурная брань* а скобою дверною рабину имярек усиряю его в исполне сие обряжаю прыть его укрощаю. Так тому и быть!» исподнее енто мужу подложити надобно.
2542 Коли голоса в голове у вельмы ненужны мертвяки да Бесы мелки шепчут неустанно да глумятси так пусти ниткою белою обмотат да косынкою подвяжет белою по солонцу да разматат супротя глаголя три раза кряду по утру «Нить мотаю голоса мертвяков да лярв с головы своеи убираю во печи палю с чистою головою живу. Так тому и быть!» нить во платок пклади крест на крест увяжи да спали во печи.
2543 Волосин дитя сонабери да с помоями хлебными да месными перемешаи да псине бродячею скорми да глаголи при том «Как псига прожорлива голодна вечна жрет так и дите жором поидет Бесовскои жор на дитя на веки вечны нападет. Нима!» да прочу идет и дитя дюже прожорливо станет.
2544 Волос псины шелудивою вельма берет да вражине во еду кинет али под пятку леву в лапоток покладет да глаголит «Псина шелудива поживает ходит да волос теряет так и рабица имярек на свете дивет да на собе волосы щипет рвет от того их теряет как псина шелудива поживает. Нима!».
2545 Коли портретина дитя иметси так коли род дитю на портретине ентою вельма силина справо на лево ушиет нитями с савану мертвяцкого да под камень портретину сию упрячет глаголя «Как мертвяк немычит неговорит так и дитя рабинка имярек яко рыба молчит не говорит да немычит. Нима!» да прочу идет.
2546 Коли как луна вовсе тала на ручие лесном со дна тринадцати камушков набери да три алтына поклади да прочу иди да их в кусок пеленки на кою младенец соимяный вражине помочилси увяжи да как увязала подклад верши подложе вражины глаголя при том тринадцати разов «Как камни к потоку привыкши да как пеленка сцание принимати готова так и спание рабины имярек отныне не толково а мокро тому лихо глумно. Так тому и быть!».
2547 Коли девка уж взросла а все по ночам под собя ходит по мокрому так ее нагою гладут на половицы да над ее местом полым замок закрывают да замок сеи на погосте прикапвают да первачку ставят с говорком «На замок замкнуто да схоронено. Так тому и быть!» а ключ в омут речнои кинути С пятаком надобно да молвити при том «Там мокро под рабою имярек отныне поночинам сухо да так веково. Так тому и бытии!» да проч уити молоча да безоглядку.
2548 Тринадцати клещей ловют во лесу да пятак Енарею воздают да икону соимяну вражине святу кровиною цыпы малого мажут да клещеи на нее сажают да в горшок да горшок под крышку да глиною умазвают да горшок сеи на перекресте близи избины вражины прикапвают да пятак покладя проч чапают а слова туто не надобны вражина и таки клещами железными по лицу подкожными изоидет.
2549 Коли порчина на людине пусти носки с шерсти белою плотно вяжет да полынину во прах толкет суху да по две горсти во носки усыплет енти да во них спит ноч а поутру носки снимет да во печи спалит а ноги омоет водицею во бане а словов туто и ненадобно.