15. Коли бабина хотит, чтобыти мужичина при неи был век, так пусти колицо припасет злато, да как на лунине полною кровина ее бабия поидет, так ею и натрет колицо, да трет долого, да глаголит нестано, пока губия да язык моч шевелитси имеют:
«Кровина отошла красна да липка, во злато тру ее, втираю, рабину (имярек) ко собе прибиваю, как зачнет он колицо сие носити, так станет меня шибко любити, с одною мною жити, и да меня лелеяти да миловати. Тако и будет!».
16. Коли же мужичина скрози колицо, когда лунина полона, свое семя пустит, да туто же колицо сие на палец милою рабице наденет, то век она симо токо и будет, да когда колицо на руку еи одеват, пусти во уме словеса молвит:
«Как семя мое скрози колицо прошло, таки и в рабицу имярек век входити будет, да одного меня отныне любит да голубит, привечает, других гонет, да соотвергает. Таково и будет!».
17. Коли с люда что за дени потянула, да но собя порчину потянула, люд слушая да смотря, так за иконкою святою во церквину робятенка пошли, да иконку сию во печи сожги, да на огони печнои глядя присталино девяти разов чти:
«Как Бес Огневои икону пожирает, в пепел да прах превращает, так и мою потягалицу Бес Огневои со меня возими, да спали дымом во трубу печну прогони. Такво и будет!».
18. Вечере опосля того, как с собя потя(г)алицу Огневиком извяла, прочти пред иконою Черною:
«Не во имя отца, сына, да святог духа, а во имя Троицы Диаволискои молитву возношу, бога да ангелов кляну, а Бесов бла(г)одарю, да о здравии своем прошу, даи мне Троица Черна здоровие крепко, як булатныи топор литои, да ум хитрои, да силу Бесову, да достатку верноко, учтобы все зло от меня отлетало, да во прах творилося, да во трубу улетало. Нима!»
и спати ложися.
19. Укороули когда покоин(и)ка новоприставленого с церковки погостоною вынесут, да за ними притулися, да когда людины отоидут, мертвяку новоприставленому полтину серебром поклади, да глаголи три раза:
«Мертвячина новоприставленыи в Царство мертво уставленыи, созабери все с меня неугодное, черное, злое, нашептоное, наколдовано, да наурочено, накручено, насурочено, забери, в могилину уняси, на веки вечны, бесконечны, я тобе уплатила. Таково и будет!»
и проч ступаи, да молоча и в обрат не гляди. Таки от всего, что в ремесле набрала, отчисти мети будеши.
20. А деток совоих научаи, на сон грядущ пусти чтят:
"Не во имя отца, сына, да святого духа, а во имя Сотны да Диаволов его верных, слава тобе, Сотана, слава и почет, да восхваление, благослави нас, и сохрани во сне грядущем. Даи нами отдыху, да утоления, да сил новых на дени завтрашен. Нима!"
таки пусти для началу чтят на кажд вечере предо сном грядущим, и здоровы будут да умны рости.
21. Коли зимою лютою извести вражину надобно, так исподнюю одежу покради его со двора полоскану, да во корыте воды горячею замочи ее в полуночи, да пыли с м(е)ст гибелиных припасенною во корыто мешаи, да три дня умочи, а потома отожми мало, на перекресте да воду слеи, да корыто спали употом, а исподне затяни во узел, да на елю умотаи, да глаголи тринадцати разов, полтину под елю покладя, да чарку первачу выставив:
«Бес Морозеи, ломи да скрути рабину (имярек) во пути, до костеи пробери его, да стужею продери, да сон наведи, на смерти люто стужею изведи. Чары мои ведимачи несняти да нетшептати, как сказано, да таки и слажено. Таково и будет!»
от древа ч(а)паи во избу ко собе, порядок блюдя, да корыто то спали не забуди.
22. А коли девка мочи нет за молодцем бегат, а он ее ведати не хотит, так коли же от любови страстоню сохнет она да кручинитси, таки пусти, коли мочи нет, исподнее с собя снимет, да на мороз лют вывесит, да глаголит три раза громко, да хмелины чарку выставит, да сала шмот доброго:
«Бес Морозеи, пробери меня до костеи, остуди печалю, да дурю с меня остуди, да отведи, голову студи, сердце холоди, забыти рабину (имярек) мне вели. Таково и будет!»
23. Черну икону выстави важно на стол, скатерою черною устлан, свечу черну подпалив, да сказ держи верен самому Сотане, сказ девяти раз, да поклон девятин клади:
«Бес Стана Велик Княже с небес попран неправедно, молю тобя да восхваляю во вечно, веки вечны, бесконечны, а ты остереги меня от беды всякою, да старцв молебных с попами гадостными, да бесчестия, да от всякого люда лихого, да молебного, да коли кто супротив меня хоти глазом поворотит, умори их безропотно, да от меня горе отверни. Нима! Нима! Нима!».
24. Коли мужичину надобо под собя заимети, так свечину церковну бярет, да во лес темен, когда луна полна идет, да на серед перекреста лесных троп, али же дорожин, встав ликом во Зпадну сторону, сказ ко Янарею Бесу лихому держит, девяти раз, верно да громко, да свечину снизу подпаливат, кувыркнув ее:
«Княже Янареи велик, да ярою похотию наделен могуче, да сниспошли похотю ярою, да на рабину (имярек) по плотю его, да в живот его, да во сердце, да ум, да все жилы, да пожилы, да кажду кровиночку, да лихорадкою по мне телеса его затряси похотною, да ко мне гони верно да быстро. Нима! Нима! Нима!»
свечу на перекрест ставити, а самои порядок блюдя, чапати во избу совою.
25. Под дуб во лес поидя опосля закату, под полуноч три полтины серебра зарои, да первачу выстави, да гостинцев с лабазу сестных, да сладости, да глаголи девяти разов:
«Мафава Бес златом да серебром со камениями богат да славен, вот тобе гостинцев, да вся душа моя черна, да телеса Бесам отданные, да в обрат не забрати буду веси свои век Б(е)сам послужати, да как помру, пред судом стану коли туто нужна, таки пошлют, да и буду далее творити темны дела, да сказ не в том, а в том, что пришла, гостинцов поднесла, да вопрошаю о житие сладком, умолю, чтобыти во достаке мне житии, да нетужити, нужды не нюхати, да денигу копити. Таково и будет!».
26. На реку поди во полуночи, да когда лунина на небесах полна, да ножом своим палец безымянои на левою ручине совоеи чути режи, да каплю крови во реку пусти, да глаголи девяти разов:
«Кровию тобе клянуся Бес Аспид Княже Водянои, вседержавен глубин да просторов водных, а во том клянуся, что верно делу Бесовскому служу, да во веки со пути черною дороженики не сверну, да ходу не убавлю, а ты меня, яки дно речное, вода укрывает, яко ты м(е)ня тыном своим укрои, да от вражин, да всего лихого укрои, верно. Таково и будет!»
одежу скинии до нага, да выкупаися, с голо(во)ю окунаися, да сохнув, одежу накидваи, и во избину совою поспешаи, да порядок блюди.
27. Коли из бабы, али же девки порядку строго воспитанию потаскуху сделати надобно, таки сыскав бабищу пропоицу да потаскуху, пятак еи даи, да упроси с ее *нецензурная брань* волосин срезати, да волосия сии во хмелини тринадцати днев лунины талою настои, да цеди, да тринадцати разов глаголи на хмелину сию:
« Как потаскуха весде ходила да блудила, хмелину глоткою лужоною своею цедила, таки и тобе отныне рабица (имярек) по деревням ходити, да с кем попало блудити, яко сука бездомна жити, и да хмелину чарками пити, и в подворотня житии. Таково и будет!».
28. Коли порчина во телесе засела, так когда лунина тала вовсе во получе, во лес поди в ночи, да иглу п(р)ипаси за ворот, да во лес ступя полтину серебром поклади, да Енарею поклон клади, да осину болишу сыщи, да совокруг нее три раза обоиди, супротя солнышку глаголя:
«Во л(е)с пришла, Янарею поклон поклала, полтину серебра принясла, да кровину свою пролила. с нею порчу отдала. порча во осину вошла, во корни пошла, во землину ушла, со меня с кров мною отошла. Таково и будет!»
иглою палец безымянои на правою ручине, коли да крови крапи под осину, да иглу воткни под осину, во земелю, да уходи во обрат неглядя, да молоча до самою избы.
29. Али во лес да во (п)оле поиди, тако же да полтину Халею поклади, как на поле ступила, да поди, где травы полыни несчитано, да лапотки скидаи, да глаголи три раза во Западну сторону лик свои обратя:
«Бес Халеи хозяюшка полеи, товоя тр(а)ва полыня высока, да от всяко зла верна, кровину тобе даю, да уроки со меня забрати со нею прошу, как кровина с меня отоидет, все наностное в землю уидет, ко мне назад во век непридет. Таково и будет!»
палец коли на правою ручине безамянои, да уходи молоча да безоглядку.
30. Яко зима на дворе, так полотенец нов готови, да бел да две политы серебра да водицы крынку малу, да на погост поди, коли могила свежа тобе соимяна поивилося, да Смертину Хозяюшку погостнону верну полтиною воздобри, да на могилу нужну придя, что свежа, полтину серебра поклади, да водицею умоися над могилою, да полотенецем вытрися, да пр(и)вяжи его на крест три раза глаголя:
«Ко тобе пришла полтину тобе поклала, чт(о)быти ты урок мои со водою во могилину землю забрала. Т(а)ково и будет!».
31. Коли рубл серебром за печ бросиш, да девяти разов сказ покладеши:
«Бес Домовои, вот тобе рублик серебрянои, плату прими, от вором мои дом храни, их от избы моеи отведи, к избе подоите недаваи, обоити стороною ее вели.Таково и будет!».
32 Коли с мужичиною свом раскандалилося да он пит хмелину побег да быстро верни его в избину для того лапотины постави на порог его да в каждою по свечине церковною квер тормахами разожги да молви «Никуда непоидеши да непобегеши ноги Бесы тобе подпалят да подкосят враз домои ко мне в избину возвратят. Тково и будет!» как ко избе усмотриш вертаитси так лапотины то и прибере да прячи воск вытряхнув свечи сгасив левою ручиною.
33 Икону святу во печи спали да глаголи «Вот Бес Огневои тобу угощение сладко икона свята ее пали в уголияпреврати а мою избину да баню со лабазами да хлевами всегда строною обходи пожарища во неи нетвари. Таково и будет!» и коли сие сотвориш так пожару тобе небудити во избине да хозяистве твоем.
34 А коли проклясти вражину надобно так поди во лес темен да хмеленным почти Янарея да и Синеонушки сопокровителю рода нашего незабуди чарку выстави якоже к нему пришла да подсобию его заручася встани где овражек да на Западну сторону ликом и глаголи тринадцати разов к ряду заклятие злое громко да кажд раз сплеваи чрезправл плечо смачно да зло «Заклинаю да проклинаю словом злым вражину мого лютого да на бесчестие его обрекаю да а житие постыло яко ему неходити по знохаркам д колдушкам да навет мои злои сколи неснимати во веки несняти так проклятым и помирати проклят проклят проклят. Заклято!» чапаи неспешно во избину совою да порядок блюди.
35 Коли смерти кому желат людина так пусти во церкву поидет да двенадцати свечин купит да во канун заупоконен их куверх ножинами ставит да подполит да глаголит тринадцати разов «Сестрица тосковицы смертны поминалиницы да страдалиницы доченики Бсовы Ирода лихого вы встрепенится на огони бгохулен да по рабине имярек отпевален да смертен да летите да его со светубелого извядите во черед быстер да ли. Нима!» вражие сорокоуст заупкоен закажи да с церкви вон.
36 Коли с раку клешню возмеш да ушиш сыру неварену да во прах растолкеши да с прахом сим свячу воскову слепиши якоже церковна да во церкву поидеши порядок блюдя да ее в канун заупокоен выставиш да тринадцати разов молвиш «Рак жил да отжилси во рабине имярек поселилси схватилси да рабину имярек наизвод повел во могилу свел. Абара!» с церкви вон как сорокоуст заупокоен вражине заказала.
37 Алиже рачину во печи сушиш живым да во прах столкеши да прах сеи Смертину четвертию первача воздобрив на тринадцати днев прах сеи на могилине безымянои оставиши да чарку первача в закуп выставиши а как тринадцати днев минуло забереши прах да вражине во едину сыпиш да во умеже и держиж «Рак жил да отилси во рабине имярек поселилси рак сохда сдох и рабина имярек сохни да сдохни. Таково и будет!».
38 Коли хотиши вражину на погибелю сердцем спортити так алиже баба то на погост поди да Хозяюшке полчетверти первача стави да курине на мгилине безымяною секи горло да кровину леи да сердце выняи а курину туто прикапваи да иди во ищзбу свою порядок блюдя да крест мал во сердечко куряче нитею черною вшеи вспоров его ножом своим да сердечко прикопаи под избои рабицы тои а словов туто и не нужно и таки будет сердцем страдати да исходити якоже исус упырина кресте мучилси да исход жития имел он в муке.