Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 28 Марта 2024, 17:31:24


Автор Тема: Воск  (Прочитано 2129 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Воск
« : 27 Февраля 2020, 05:20:26 »
Воск — вещество, наделяемое свойствами апотропея; широко используется в народной медицине, магии и гаданиях. Способность плавиться, приобретать различные формы, пластичность объединяют воск с оловом, смолой, глиной. Литье воска в воду издревле использовалось для распознавания болезни, местонахождения преступника, в гаданиях о жизни и смерти, замужестве и т. п. Русский чародей, занимавшийся гаданием с помощью воска, назывался восколей («Потребник» 1639 г.). В русской исповеди (рукопись XVIII в.), направленной на борьбу с язычеством, содержался вопрос: «Воску и олова в блюдо не льешь ли?» С X в. в древнерусском погребальном обряде воск (и свечи) клали в могилу. В славянских обычаях воск использовался как «святое» вещество, противостоящее дьявольским силам, главным образом благодаря тому, что из воска изготовляли свечи. Реже воск употреблялся в колдовстве, вредоносной магии.

Свечной воск
Воск для свечей, предназначенных для поминальных и календарных обрядов, собирали при соблюдении определенных правил. В Шумадии (серб.), нельзя было брать воск от мертвых пчел; для семейного обряда «слава» сербы предпочитали желтый воск белому; у белорусов для сретенской свечи использовали только сотовый воск; для обрядов типа братчины воск собирали со всего села (в., ю.слав.). В Славонии для рождественской свечи принято было собирать воск по домам, при этом проситель высказывал различные благопожелания. Хозяева усаживали его на стул, чтобы куры хорошо высиживали яйца, посыпали кукурузой, чтобы в наступающем году было много еды, и только после этого давали воск. На Черниговщине остерегались отдавать воск и мед на похороны, иначе бы у хозяев умерли пчелы. У русских нельзя было выносить воск из дому, чтобы не причинить вред пчелам.

Воску, оплывшему с пасхальной, сретенской и других свечей, приписывались лечебно-апотропейные свойства. Так, воск с пасхальной свечи окуривали коров в случае порчи (пол.), рыбаки прилепляли его к своим сетям (рус.). Чтобы обеспечить успех в пчеловодстве, воск от пасхальной свечи клали в пчелиные ульи (бел., с.рус.). Воском со сретенской свечи смазывали животных во время первого выгона на пастбище, окуривали им скот при различных болезнях (бел.). Сербы-икавцы Боснии верили, что год будет плодородным, если с рождественской свечи обильно капает воск.

Семейная обрядность
Воск как оберег широко использовался в семейной обрядности — рождение и крещение ребенка, свадьба, похороны; ритуалах первого дня — первый выгон скота, первый удой, отел и т. п. По всей Сербии первые состриженные волосы ребенка облепляли воском; в окрестностях Нового Пазара сербы вместо венца во время венчания употребляли специальный головной убор из льняной ткани, покрытой воском: эти шапки (воштаре) должны были защищать молодых от всего нечистого, поскольку делались из натурального воска. У сербов Воеводины венок невесты представлял собой тонкий обруч из воска. Чтобы воспрепятствовать превращению умершего в ходячего покойника или вампира, поляки прилепляли на шею усопшему пять шариков из воска (быдгощ.); украинцы вставляли в руку покойному свечу, а на груди оставляли восковой крестик (Покутье). В болгарской Фракии такой крестик возлагали умершему на руки, а покойнику ребенку — на лицо. В Олонецкой губ. при первом выгоне скота использовали чашечки из воска, куда собирали шерстинки от каждой коровы, затем чашечку прятали в потайное место и произносили заговор от порчи и потерь в стаде.

Во время первого доения овец восковой крестик клали на посуду для молока, охраняя его от порчи (болг., пол. Бескиды). Воск как оберег использовался и в некоторых других действиях: для удачной охоты им покрывали пули при заговоре (рус.); что бы клад не нашли чужие, зарывали деньги вместе с восковым крестом (укр.карпат.), зашивали воск в одежду, чтобы уберечь пчел от ведьмы (варм.мазур.). Воском залепляли обшитые нитками амулеты из ткани (ю.слав.), закрывали отверстия в роге животного (в., ю.слав.) или в стволе дерева (ю.слав.), куда предварительно помещали иные апотропеи: ртуть, масло, ладан и др. Значительное распространение получил обычай красить пасхальные яйца при помощи воска (ю., з.слав., укр.). См. Писанки.

Амулеты из воска
Широко известны амулеты из воска. На Украине восковые шарики из свечи, освященной в Страстной четверг, носили как ожерелье от лихорадки. У белорусов существовали амулеты из воска в виде тех частей тела, которые предполагалось защитить от болезни. Восковые изображения частей человеческого тела и животных приносили в храм, чтобы показать, об исцелении какого органа молятся (бел., словац., словен., серб., хорв.). Женщины приносили «жабу» из воска, изображавшую матку (словен., хорв., серб.), а также шары с колючками, символизирующие женские органы (словен.). Славонские амулеты из воска, называемые заговоры, представляют собой такие фигурки, как «дом», «конь», «корова», «петух», «овца», «свинья», «мужское тело», «женское тело», «голова», «рука», «нога» и др.

Желающий избавиться от болезни или иной беды дает обет (заговори се) в какой-либо праздник церковной «славы», затем каждый год в день «славы» приносит в церковь свечу и соответствующую фигурку из воска. Католики кладут их на алтарь, а православные — к иконе, которая находится посередине церкви. Если дом пострадал от грома, наводнения, приносят «дом»; тот, у кого болеют и дохнут кони, коровы и другой скот, кладет «коня», «корову» и т. д. При болях по всему телу покупают и приносят «мужское» или «женское тело» и т. д.

Воск в народной медицине
Определяя причины болезни, знахари выливают расплавленный воск в воду, а для исцеления производят различные манипуляции над полученными фигурами из воска. Болгары при лечении болезни лили растопленный воск со словами: "Как растапливается воск, так пусть растопится болезнь". Считалось, что болезнь или порча «выливаются» вместе с воском (болі.); на Житомирщине этот способ народного целительства назывался выливать воском. У сербов знахарка кусочек воска держала над болячкой и произносила заговор, основной частью которого был счет (от 9 до 1), а завершался он словами: "Воск растопился — и болезнь прошла!" (серб.). Известно также обкуривание больного скота различными веществами, в состав которых входил воск.

Вредоносная магия
Воск может использоваться во вредоносной магии. На Зап. Украине девушки, желая привлечь к себе парня или отомстить ему, бросали в огонь закатанные в воск нитки из его одежды, сопровождая действия заговором, в котором сердце юноши уподоблялось плавящемуся воску. Такие чары считались причиной смерти юноши при размолвке с возлюбленной. У русских известны заговоры «на воск» с целью ослабления мужской половой потенции. Огромной силой наделялись закатанные в воск цветки трех проросших через брюхо убитой змеи горошин: человек, положивший их в рот, мог узнавать мысли других людей (рус.).

Гадания
Гадания производились по очертаниям застывшего в воде горячего воска. Моравская знахарка, вытянув из воды застывшую массу воска левой рукой, обращалась к воску: "Скажи ты мне, воск, правдивую, святую правду-правдушку!" В Рязанской губ., гадая о будущем на Крещение, в прорубь опускали крест, наклоняли к воде несколько свечей и по очертаниям застывшего воска судили о событиях года. В различных восточнославянских зонах в шарик из воска закатывали волосы младенца, и, если при крещении такой шарик тонул в купели, считалось, что ребенок умрет. На Святки (а у поляков — в день св. Андрея) особенно распространены девичьи гадания с воском (главным образом литье в холодную воду). В вост. Польше воск лили через ушко ключа или метлу. Закатывание в воск записочек с именем возлюбленного в Сочельник известно в девичьих гаданиях сербского Баната: шарики бросали в горячую воду, воск плавился, и по выплывшей записочке определяли, кто из девушек вскоре выйдет замуж.

Воск — по учению церкви, служит лучшим материалом для жертвенного приношения Богу.

Один из церковных писателей ХV в., Симеон епископ солунский говорит о воске так: «воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения; воск, как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение креста, которое возлагается на нас при крещении и миропомазании; воск, как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в нашей греховной жизни; воск, собираемый с цветов благоуханных, означает благодать Святого Духа; воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами; воск, как вещество сжигаемое, означает наше обожжение (т. е. очищение нашего естества божественным огнем) и, наконец, воск, в котором горит огонь или этот самый свет постоянно горящий, означает соединение и крепость нашей любви и мира» (см. книга о церкви, гл. 134; Нов. Скриж., ч. I, гл. 9, § 3).

Но этот взгляд не был только личным его взглядом, а выражал собою вселенское предание. Доказательство этого можно видеть в правилах апостольских, являющихся выражением апостольского предания с одной стороны и церковной практики первых III веков — с другой. Здесь, в 71 и 74 правилах прямо говорится, что воск, наряду с елеем, был в числе постоянных принадлежностей церкви и что похищение его признавалось таким преступлением, которое наказывалось отлучением от церкви.

Сопоставляя это указание с тем фактом, что карфагенский епископ Менсурий, отправляясь в Рим на мучение, передал старейшинам, вместе с другим церковным имуществом, и два подсвечника, можно с несомненностью сказать, что в III в. уже существовали церковные свечи, выделывавшиеся из воска.

От IV же века имеются уже несомненные свидетельства того, что для приготовления свечей церковных употреблялся именно воск. Так, блаж. Иероним говорит об этом, как о благочестивом обычае, а св. Григорий Богослов придает ему таинственное значение. Объясняя готовящемуся ко св. крещению значение свечи, дающейся ему в руки, он говорит так: «светильники, которые возжешь, образуют таинственно тот свет, с которым мы, чистые и девственные души, изыдем в сретение жениху, имея ясные светильники веры» (Слово на св. крещ. См. Твор. св. отец, изд. при моск. дух. акад., т. III, стр. 321.

В VI в. употребление в церквах воска для выделки свечей церковных, ограждается государственными постановлениями. Так, по закону императора Юстиниана, никто не мог приступать к постройке церкви, монастыря или молитвенного дома до тех пор, пока им не было представлено такой части имения, какая была бы достаточна: «на масло и на воск и на всяк посвет церковный и на священную службу и на различное соблюдение святому храму, и на пищу и на одеяние — работающим ему» (Кормчая, гл. 42).

VII вселенский собор, повелевая выражать чествование животворящего креста и св. икон лобзанием, поклонением, фимиамом и поставлением свечей, прибавляет, что этот благочестивый обычай (возжигать свечи) был и у древних.

В ответах Иоанна епископа китрошского епископу драчьскому Ковалису возжигание лампад и свеч над гробами почивших рассматривается, как приятная Богу жертва (Кормчая, гл. 58).

То же самое воззрение на воск и восковые свечи усвоено было, вместе с христианством, и нашею русскою церковью.

Относительно качества воска, как материала для выделки церковных свечей, церковь всегда держалась того взгляда, что он должен быть без всяких примесей, чистый, так как, если в ветхом завете от елея требовалось, чтобы он был выбит из чистых маслин (Исх. 27, 20), чтобы вещество для курения было благовонное, чистое (Исх. 30, 34, 35), чтобы приносимое в жертву животное было без порока (Лев. 22, 20—22), то тем большая чистота должна требоваться от материала, сожигаемаго пред чистейшей и соверщеннейшей жертвой.

И вначале у нас в России, при обилии естественного воска и полном отсутствии его фальсификации, в чистоте его не было никакого сомнения. Но в 80-х годах XIX ст. фальсификация его достигла уже такого состояния, что потребовалась вся энергия духовной и светской властей, чтобы изгнать из храмов Божиих смрадные коптилки, заменившие прежнюю свечу «воску яраго». Повсеместное почти открытие епархиальных свечных заводов, употребляющих исключительно чистый воск, и оживившееся за последние годы пчеловодство дают надежду на дальнейшее упорядочение этого дела (св. Альбицкого, Материал для церковных свеч по учению святых и богоносных отцов церкви, Владимир, 1887 г.). 

Николай Федорович Марков, кандидат
канонического права, Спб. университета,
помощник юрисконсультанта при Священном Синоде.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 885. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/otlivki-voskom/74/vosk/2165/

mag006

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 15
  • Репутация: 1
  • mag006
Re: Воск
« Ответ #1 : 08 Января 2022, 14:13:03 »
Спасибо за информацию. Очень интересная. Сейчас с воском особенная проблема. Могут подмешивать что угодно. 

MagBrain

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 13
  • Репутация: 1
  • MagBrain
Re: Воск
« Ответ #2 : 06 Сентября 2023, 22:46:16 »
Раз так распространена проблема с воском, возможно посоветуете, где можно приобрести натуральные восковые свечи?

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3817
  • Репутация: 1580
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Воск
« Ответ #3 : 09 Сентября 2023, 04:36:38 »
где можно приобрести натуральные восковые свечи?
Самый лучший способ- заказать чистый воск у пасечников, и сделать свечи самому.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Virtus_W

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 18
  • Репутация: 3
  • Virtus_W
Re: Воск
« Ответ #4 : 24 Сентября 2023, 20:34:05 »
Раз так распространена проблема с воском, возможно посоветуете, где можно приобрести натуральные восковые свечи?
Доброго времени суток!
Воск любой работает, при хорошей наработке с силами, наличие примесей  парафина никак не влияют на отливку.
Если нужно срочно купите в магазине крупные свечи и положите их в соль (не в растовр солевой) на день два, потом можно работать на них.А соль утилизировать растворив в воде и слить в канализацию, либо под кусты в саду.