Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 19 Апреля 2024, 02:09:55


Автор Тема: Заговоры отъ лихорадки  (Прочитано 2992 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Заговоры отъ лихорадки
« : 25 Февраля 2019, 18:20:58 »
„Лихорадка"— это  и поныне  название  болезни,  крайне  неопределенной,  могущей  очень  быстро  покинуть  боль­ного   и  способной   разрастись  до  пагубныхъ  размеровъ, перерождаясь  въ  горячку,  тифъ  и  проч.  Не  удивительно, что  народная  диагностика  сваливала  въ  эту  кучу  множе­ство  самыхъ  разнообразныхъ  болезней,  объединяя  въ этомъ названни  целый  сонмъ  родственныхъ  заболеваний.  Народ­ная  медицина  чуяла  здесь  своего  страшнаго  врага  и  бо­ролась  противъ  него  всеми  возможными  средствами:  си­лами  небесными,  божественной  помощью,  и  содействиемъ дьявола,  силами  темными.  Наряду  съ  многочисленными  ле­карственными  средствами  противъ  лихорадки,  образовы­вался  и  разрастался  целый  циклъ  молитвъ  апокрифическихъ  и  заговоровъ  противъ  нея.

Въ  понимании  народа  лихорадка  и  поныне    живое существо,   которое  вселяется   въ  человека  и  мучитъ  его, пока   не  будетъ  изгнано   какими-либо  мерами.   А  такое понимание   болезни  —   канва  для   самыхъ   причудливыхъ узоровъ  народнаго  творчества.   

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/o-likhoradkakh-tryasavitsakh/194/zagovory-ot-likhoradki/975/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #1 : 25 Февраля 2019, 18:43:54 »
„Въ  символике   древнихъ  народовъ большимъ  значениемъ  пользовались  некоторыя  числа и те знаки,  въ  которыхъ  οни  выражались.   Между  этими  зна­ками  известность  выпала  на  долю  числа  семь и  12.  Въ  основе  символики,  связанной  съ  этими  величи­нами  и  знаками,  лежали  разнаго  рода  космичесия  и  астрономическия  представления,   которыя   затемъ  осложнялись и  въ  переработанномъ  виде  вошли  въ  область  образовательныхъ  искусствъ,  народной  литературы  и  религии“.—  „Въ  основе  числа  12  лежало  представление  о  12  знакахъ зодиака,  подобно  тому,  какъ  символика  числа  семь  держа­лась  на  представленхи   о  7  главныхъ  планетахъ“. „Основа  молитвъ  и  заговоровъ  противъ  лихорадки лежитъ  въ  суеверияхъ  Востока.  Г.  Мансветовъ  возводитъ источники  заговоровъ  отъ трясавицъ  къ  халдейскому  учению   о  12  астральныхъ  духахъ,   влияющихъ  на  человече­скую  судьбу.

Сложившись где-то на Востоке, молитва о трясавицахъ вошла въ иудейско - каббалистическую   литературу и въ богомольскую  литера­туру· „Двенадцать  трясавицъ (лихорадокъ) вымышлены  бол- гарскимъ  попомъ  Иеремею  и  скоро  были  приняты  cyeвepнымъ  русскимъ  народомъ.   

Это 12 дочерей Ирода, которыя ходятъ по белу свету и терзаютъ свои жертвы". Однако, если основы   этихъ  заговоровъ  лежали  въ сказанияхъ  восточныхъ,   разработка  ихъ  на  новой  почве большею  частью   настолько  оригинальна,  что  эти  основы отходятъ  на  второй  планъ  передъ  реальными  наслоениями новаго  творчества.  Если и встречаются (большею частью въ рукописныхъ сборникахъ)  названия  лихорадокъ, напоминающих объ ихъ иноземныхъ, чуждыхъ именахъ, то въ целомъ множестве  заговоровъ, бытующихъ въ живомъ языке, мы натолкнемся на названия  чисто конкретныя, образныя,   каковы: „поганка, трясця, гнитуха, витрова, водяна, пидтынныця, веретынныця"  и  проч.).

„Болезни этой  дано  множество  названий:  лихоманка,  трясучка,  тря­савица,  комуха,  кумаха,  иногда  ее  ублажаютъ,  величаютъ Лихоманкой  Ивановной,  чтобъ  не  обиделась, или боятся ее назвать;   на  Украйне  различаютъ  99  видовъ  лихора­докъ, смотря  по  тому,  отъ чего она прикинулась,  назы­вая  ее: пидтынныця, если она человека  застала соннаго подъ  тыномъ, на сырой  земле, веретенныця, если  баба допрялась  до  лихорадки; гноевая, если попала на спащаго на навозной куче“.

Число  лихорадокъ называется самое  разнообразное: 7,  9,  12,  25,  74,  77,  99. Кроме того, имя Ирода  въ  народе— слово  бранное, а  потому и  название  болезней  „Иродовыми  дочерьми" вполне  ре­ально,  въ  особенности, если  припомнить, что  библейское сказание по этому вопросу очень живо, образно, —  такъ и просится въ среду народныхъ. Мало  того, у  различныхъ  народовъ   лихорадка  воплощается   и  въ  различные конкретные образы: старухи,  девицы съ огненными воло­сами,  худого,  бледнаго  существа  и  проч. Все это  заставляетъ призадуматься надъ  темъ, на­сколько  сильно  и глубоко восточное  влияние,   насколько ярки и осязаемы его  следы  въ  современномъ  творчестве народномъ.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #2 : 25 Февраля 2019, 18:54:23 »
Mнoгиe изъ  изследователей народнаго быта  успели подметить въ понимании народа  глубоко  реальныя  черты при  определении  лихорадки,  опирающияся  на основы  стараго, ныне   отживающаго  миросозерцания, чему сильно, способствовало  oxpaнениe  въ  точности  формулы заговора. Изъ  многочисленныхъ  устныхъ  и  письменныхъ свидетельствъ  по  этому  вопросу  видно, что народъ и  поныне  склоненъ признавать лихорадку живымъ существомъ, „духомъ".

Нередко  приходится  слышать  отъ  крестьянокъ,  что «лыхорадка  бува  одъ  того,  що  лыхый  духъ  уберется  въ середыну, та й трясе», «лыхорадки нехрещеного  царя Ырода  дочки; кожна  жыве въ  болоти». Ихъ  бранятъ: «тря­сешь!  бодай  ты  болотомъ  трясла».—   «Йе  мижъ  имы  плясовыця,  та  що  одсикла  Ивану  Предтечи  голову.  Хто его почыта;  до  того  вона не  причепытся».  Другие  определяютъ  лихорадку  кратко:  «воно  зло!».

Очень  многия  болезни  белоруссъ  представляетъ  себе  въ  человеческомъ образе  и  этимъ  объясняются некоторыя странныя отношения  его къ той  или  другой  болез­ни, какъ  напр.— желание  обмануть  болезнь, схитрить  передъ  нею,  или запугать  ее. Лихорадку,  напр., белоруссъ  представляетъ  себе  въ  образе  холодной  кра­савицы, или  наоборотъ - въ  образе  злой, безобразной старухи. Тетка-лихорадка,  какъ и  многия  другия  болезни, выходитъ   изъ-подъ земли,  именно  весною, и  шатается всюду, пока  не  наткнется  на кого-нибудь, спящаго  на весеннемъ  солнышке. Если  это  ей  удастся,  то  она  под­крадется  къ  спящему, поцелуетъ  его и уже  не  разстанется  съ  нимъ.

„Двенадцать  лихорадокъ  на  весь  светъ —  это  слишкомъ  мало.  Имъ  приходится  постоянно  пере­ходить  отъ  одного  въ  другому  по  очереди,   и  вотъ  поче­му  лихорадка  часто  оставляетъ  пациента,  а  потомъ  опять является  въ  определенный  срокъ. Пользуясь  этими  ея  от­лучками,  можно   иногда   избавиться   отъ  нея  хитростью. Разсказываютъ  про  одного,  который,  ожидая  въ  урочный часъ  свою  неотвязную  гостью,  вздумалъ  притвориться  мертвымъ,  легъ  подъ  образами,  а  домашнимъ  велелъ  причи­тать,  какъ  по  умершемъ.   Лихорадка  поверила, что  онъ умеръ, и  больше  къ  нему  не  возвращалась".
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #3 : 26 Февраля 2019, 05:44:32 »
Есть и  въ России  поверье,  что  лихорадокъ  9,  крылатыхъ сестеръ,  коихъ  по  временамъ  нечистый  спускаетъ съ цепи. Если  одна  изъ  нихъ  пролетомъ  поцелуетъ  че­ловека,  то  или  губы  обмечетъ, или  же  нападетъ  тряса­вица.  Покидая  одного  больного, чтобы потрясти  друго­го,  сестры  даютъ  каждому  временный  покой.  Иные  мажутъ  себе  лицо  сажей  и переодеваются  въ  чужое  платье, чтобы  лихорадка,  воротившись,  не  узнала.  Поэтому  и  ско­рый  отъездъ  въ  другое  место,  какъ  народъ  толкуетъ, иногда  спасаетъ  отъ  лихорадки;  она  потеряетъ  человека и  не  найдетъ его“

У Демича  находимъ объяснение  перемежаю­щейся  лихорадки:  „Сестры-лихорадки  не  могутъ  справить­ся  со  всеми  заболевшими,  а  переходятъ  отъ  одного къ  другому,  возвращаясь  къ  каждому  въ  определенный срокъ“.„Сестры"  эти  наделены. вполне  конкретными  черта­ми  живыхъ,  человекообразныхъ  существъ:  ихъ  можно угощать,  задабривать,  обходить  хитростью,  обманывать. Такъ,  въ  Нижегородской  губернии  больные  лихорадкой приносятъ  на перекрестокъ въ  жертву  12  трясавицамъ 12 пирожковъ  съ  начинкой,  запеченныхъ  въ  одинъ общий пирогъ,  перевязанный  поясомъ  больного.

„Въ  Казанскомъ уезде,  во  время  пароксизма,  кладутъ  штаны,  рубаху,  поясъ  и  крестъ  больного  подъ  ступу,  где  толкутъ  кудель, говоря:  «Марья  Иродовна  отпусти  его,  не  то я тебя  подъ ступой  заморю;  коли  ты не оставишь, я тебя  не  выпущу“. —  „Лихорадка  — жидовка,  а  потому  ее можно вы­гнать,  вымазавшись  свинымъ  саломъ“.  '„Лихоманки  выгоняются  изъ  ада  морозомъ“  и  ищутъ по  теплымъ  избамъ  виноватыхъ  людей;  они  „бываютъ  тощия,  слепыя,  безрукыя,  уроды  такие,  что  хуже  смерти;  не умеютъ  ни  войти  въ  избу,  ни  отворить  дверей;  если  го­лодны,  то  смирны  и  пошлы  до  того,  что  стоятъ  пригорюнясь  у  притолки, выжидая,  не  выдетъ  ли  кто  изъ  вино­ватыхъ".  Февральскую  лихорадку  въ  Костромской  губернии  зовутъ  кумахой; она  живетъ  въ  дремучемъ  лесу съ  12  сестрами;  старшая  разсылаетъ  меньшихъ  по  свету ·—  „людей  знобить,  грешное  тело  мучить,  белы  кости крушить. Чтобъ  умилостивить кумаху,  выходить  больной въ  лесъ,  къ  жилищу  кумахи,  сыплетъ  вокругъ  себя  кру­пою,  приговаривая:  „Прости,  сторона.  Мать  сыра-земля! вотъ  τе6е  крупицъ  на  кашу,  вотъ  и  тебе,  кумаха!“ Въ  понимании  народныхъ  массъ  лихо­радка  —  совершенно  реальное,  живое  существо,  прини­мающее въ различныхъ  местностяхъ  своеобразныя,  кон- кретныя  формы. Вырабатывались  и главнейшие  приемы  для  лечения— изгнания  лихо­радки. Ее  стараются  выжить,  какъ  неприятнаго  гостя,  при помощи  различныхъ  отвратительныхъ  или  устрашающихъ средствъ;  или,  наоборотъ,  ее  пытаются  задобрить  угощеньемъ,  лаской;  наконецъ,  ее  стараются  переселить  въ другое  существо  или  предметъ.

У  больного  лихорадкой  пытаются  вызвать  рвоту,  надеясь,  что  такимъ  путемъ  извергнется  и  лихорадка.  (Сред­ство  это  во  многихъ  случаяхъ, особенно  когда  корень болезни  заключается  въ  разстройствахъ  желудка, даетъ благотворные  результаты).  Съ  этою  целью  больнымъ  даютъ  пить  смесь  сажи  и  табаку,  которую  больной  протягиваетъ  черезъ  чубукъ  съ  водой,  целовать  сквозь  платокъ собачи  пометъ  и  проч.  Въ  другихъ  случаяхъ  пытаются  отравить  существование  незванной  гостьи,  выкуривая  ее  жжеными: волосами,  конскимъ  копытомъ,  летучей  мышью,  сушеной  жабой,  чешуей  змеи  и  др. Иной  разъ  болезнь  „пытаются  изгнать  испугомъ, застращать"  ее:  пускаютъ  за  спину  уснувшему  больному живую  зеленую  лягушку  или  сажаютъ  „во  время  озноба въ  жаркую  печь,  держать  его  тамъ  до  разслабления,  а  затемъ,  чтобы  внезапно  испугать,  обливаютъ  потеющаго пацента  водой  и  потрясаютъ  его  суставы";  а  то  подвесятъ  на  шею  больному  амулеты,  съ  изображениемъ  какого-либо  чудовища,  позднее —  религиознаго  характера, или  основанные  на вере въ  силу  слова;  въ  новейшихъ очень  распространенныхъ  амулетахъ  видимъ  соединение двухъ  последнихъ  элементовъ, —  таковы  записки,  коротенькия,  а  иногда  и  длиннныя  молитвы,  носимыя  больнымъ на  шее  до  выздоровления,  или  съедаемыя  имъ  во  время приступа  лихорадки.

„На верхней κορκѣ хлеба написать нижеприводимыя слова и давать больному на утренней зарѣ  понемногу ѣсть:  «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. У началѣ 6ѣ Слово и Слово 6ѣ къ Богу, и Бохъ 6ѣ Слово».
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #4 : 26 Февраля 2019, 06:05:59 »
Вѣшаютъ  больному  на  3  дня,  сожигая  на  четвертый, такую  записку:

„Молитвъ  ради  Пресвятыя  Твоея  Матери и  всѣхъ  Твоихъ  святыхъ  избави, Господи, раба  Твоего N.  отъ  дѣвицы-трясавицы  и  знобицы.  Ты  еврейская  кра­савица,  отойди  отъ  р. Б.  N.,  а  если  не  отойдешь,  то  возь­мутся  на  тя  4  евангелиста;  Матфей,  Лука,  Маркъ  и  Иоаннъ  Златоустаго  и  будешь  свергнута  въ  тьму  зубовъ, гдѣ  будеши  во  вѣки  горѣть“.

Следующая  записка  носится до  выздоровления  на шеѣ:
„Во iмя  Отца  и  Сына  и  Святаго  Духа.  Виходя  iз  моря-океана  77  дiвиць  прекрасниi:  стретился  ϊм  преподобный Павхнутiй;  спросилъ iхъ:  "откуда  ви,  дiвицi?"  Они  отвеча­ли:  "iз  моря Океана,  iдем  въ  мир  i  людямъ  кости  ломить, и  въ  жаръ  бросать  и  въ  знобъ  npeвpaщать".  И  тогда  преп. Павхнутiй  начавши  ix  наказывать,  i  даде  iм  по  77  ранъ. Они  стали  его  просить:  "О  препод.  П.,  помилуй  нас!  Аще кто  твое  на  себе  носить  или  выписувать,  i  того  будем  отбiгать,  пойдем  по  рiкам,  по  морям,  очеретами".— О  преп. П.,  помилуй  раба  болезнаго  N.  отъ  болезни  лихорадки".

А вотъ еще  записка,  которая  носится  на шеѣ  вмѣстѣ с крестомъ 12 сутокъ, затѣмъ съ молитвою  сжигается въ печи;

Во  имя Отца и Сына и Святаго Духа. Крестъ хранитель, крестъ  всей вселенной, крест красота  церковная, крест царямъ  держава, крест  ангеламъ  слава, к бѣсамъ  язва, крест пречистый, ты ми буди  помощникъ,  р.  Б.  N. Возму­тили  воду  въ  мορѣ  двѣнадесять  женъ,  воду  простудовую, что  на  гορѣ  Синайской,  и  вышли  навстрѣчу  имъ  свв.  от­цы;  Зиновiй,  Евсигнiй,  Филиппъ  и  евангелисты:  Марко, Матфей,  Лука  и  Iоаннъ  Богословъ  и  вопросиша  ихъ:  ,,Что вы  есте  за  жены  и  куда  идете?"  —  Онѣ  отвѣщаша  имъ; „Мы  есмы  жены  трясавицы  и  дщери  Ирода  царя,  идемъ человѣческий  родъ  мучити“. —  Во  имя  святые  отцы:  Зиновiй...  Богословъ  вземше  тридесять  прутьевъ  железныхъ и  начата  ихъ  бити  и  мучити.  Жены  же  трясавицы  не можаху  противляться  и  рекоша  имъ;  „О  св.  и  грозный отцы,  убежимъ  мы  отъ  р.  Б.  Ν.,  на  полтораста  поприщъ“. —  Во  имя  свв.  отцы  Зиновiй...  Богословъ вземше тридесять прутьевъ желѣзныхъ и начаша ихъ бити и мучити. Жены же трясавицы не можаху противляться и рекоша имъ: „О св. и грозныи отцы, убѣжимъ мы отъ р. Б. N., на полтораста поприщъ".
- Во имя свв. отцы Зиновіи....вопросиша  ихъ: „Како имена  Ваши?“—  Онѣ  же  отвѣщаша:  „Рофея,  Апуша,  Гуца,  Дофелiя,  Синая,  Густея,  Котея,  Комлея,  Ломиха,  Знобиха,  Трясовица  и  Битиха“. —  „Свв.  отцы  рекоша  имъ: „Проклинаемъ  васъ  двунадесять  Иродовыхъ  дщерей  именемъ  Господнимъ,  Пресвятою  Богородицею,  апостоломъ Лукою  и  всѣми  святыми  отъ  нынѣе  и  до  вѣка". Великомученникъ  Артемiй,  избави  и  помилуй  р.  Б.  Ν.  отъ  трясовичной  болѣзни, тебе бо дана  благодать молиться  за ны, аминь “
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #5 : 26 Февраля 2019, 06:24:32 »
Написать на бумагѣ, носить 3 дня на шеѣ, спалить и выпить пепелъ на водѣ; слова на запискѣ пишутся слѣдующiя:

Господи благослови! Ишовъ св. Авраамъ съ святымъ сыномъ Исаакомъ золотымъ мостомъ и встретили дѣвицъ простоволосыхъ 74 и стали ихъ пытати:
- "Что вы за люди?"—„Мы де Иродовы дочки, идемъ въ христiанскую землю людей мучити и красну кровь выпивати".—И взялъ св. Авраамъ со святымъ сыномъ Исаакомъ золотый жезлъ, стали ихъ бити и тлумити."- О, св. Аврааме и Исааче! не бiй нас, не тлуми насъ!"


Записать  на  бумажку  нижеприводимыя  слова,  свер­нуть въ  8-ку,  перевязать  ниткой,  и,  не  говоря  ни  съ  кѢмъ и  не  оглядываясь  на  пути,  бросить  свертокъ  въ  реку:

«Ишлы  Ыродовы  дочкы  на  свитъ  окрашеный.  Зустричае  ихъ  Божая  Маты  и  пытае:  „Куды  вы  йдете,  Ыродовы дочкы?"  —  На  свѢтъ  окрашенный. —  А  чого  жъ  вы  йде­те?—  Тила  въялыты,  серця  сушыты,  червону  кровъ  збавляты  и  жовтую  кисть  ламаты  р.  Б.  Ν. —  Авраме,  Авраме, визьмы  ты  сыхъ  Ыродовыхъ  дочокъ,  зачыни  йихъ  зализнымы  дверима  и  замкны  зализнымы  замкамы,  щобъ  воны на  свитъ  украшеный  не  ходылы,  тила  не  въялылы,  серця не  сушылы,  червонои  кровы  не  збавлялы  и  жовтои  косты не  ламалы“.


Написать  на  просфоре  нижеследующая  слова  и  дать съесть  больному: 
„Во  имя  Отца  и  Сына  и  Св.  Духа. — Яко  же  святой  Аркадiй  укроти  львы  въ  пустыни,  такъ и  Ты,  Господи,  укроти  трясавицу  сiю  въ  р,  Б.  Ν.  Все­гда,  нынѢ  и  присно  и  во  вѢки  вѢковъ.  Аминь“.


Сложить  словами  въ  средину  бумажку  съ  нижепри­водимыми  словами,  проносить  на шеѢ  три  дня,  потомъ сжечь  ее  и  пепелъ  выпить  съ  святою  водою:

Эты  отезамата, Стакоринъ  фито, Станти миотероно“  и  9-й  стихъ  изъ  псалма  „Живый  во  помощи“.


Последняго  вида  короткия  „абракадабры"  весьма  распространены  и  въ  России  и  въ  Европе. 
Приведу  еще несколько примеровъ:

Сатор
Арепо
Тенет
Опера
Ротас

Abradagor + Аbradago +Abradag +Abrada +Abrad + Abra + Abr +Ab + A + Amen + Amen “

Amachaborum
Amachaboru
  Amachabor
  Amachabo
    Amachab
    Amacha
      Amach
        Ama
          Am
          A

Въ  Германии  одно  изъ  наиболее  распространенныхъ средств противъ  лихорадки — Abschreiben. Где  пишутъ только  имя  больного,  лета  его  и  ставятъ  точку.  Такъ, напр., Ферариусъ  давалъ  своимъ  больнымъ  бумажку  съ надписью: „противъ  лихорадки"  и  велелъ  отрезывать  еже­дневно  по  одной  букве.  Этимъ  способомъ  было  однажды излечено  50  человекъ"
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #6 : 26 Февраля 2019, 11:14:08 »
У  различных  изследователей   быта  немцевъ  приво­дится  немало  подобных  записокъ.

„Was, Das, Emas. Bel,Bore,Nasel, Kasel“.

„Veil sebla (5 разъ), pstak  sebla (3  p.), Vell-sebla. “

„Fieber,  bleibaus,  N.  ist  nicht  zu  Haus“.

„Unsere Alte Hat das Kalte
Holt  der  Teufel  die  alte  nicht,
Holt  er  auch  das  kalte  nicht“

„Der Fuchs  ohne  Lungen,
Der Storch  ohne  Zungen,
Die  Taube  ohne  Gall,
hilft  fur  dаs  sieben  und  siebzigsterlei  Frieber  all“

„ 0 du  mein’  liebe  Alte,
Schuttelt  dich  das  Kalte,
So  komm  Hans  Nickel u. brenne  dich,
So  schuttelt  dich  das  Kalte  nicht“

Здесь  же  приводится  еще  нисколь­ко  коротенькихъ   надписей  на  аблоке   (разрезанномъ  на 3— 4  части),  на  κορκе  хлеба  и  проч.

„Im  namen  des  vaters  increatus  pater...  und  des suns  immensus  pater...und  des  heiligen  gaistes-eternus pater"

 „ 0 Febris, onmi laude  colenda, о languor sani- tatis  et  gaudis. Ascribendas  nox, pax, max“ и  др.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #7 : 26 Февраля 2019, 11:19:17 »
У  народовъ  дикихъ  наблюдаемъ  способы  лечения  ли­хорадки  путемъ  непосредственнаго  физическаго  воздейcтвия  на  нее:  надавливавая  на  желудокъ  больного,  стремления  жестами  удалить,  выбросить  болезнь.  Въ  формахъ ’менее  грубыхъ те  же  способы  бытуютъ  и  поныне  (даже въ  среде  культурныхъ  народовъ):  ее  пытаются  утопить—  купаются  въ  copoчке  и  оставляютъ  последнюю  въ  ρеке. Зарываютъ  въ  могилу,  замариваютъ,  душатъ, наваливъ сорочку  больного  тяжелымъ  камнемъ  и'  т.  п.

Наконецъ,  целымъ  рядомъ  способовъ,  пытаются  пе­редать  лихорадку  другому  существу  или  предмету.  По  народнымъ  поверьямъ  лихорадка  поселяется  на жительство  сначала  подъ  ногтями,  а  оттуда  уже  распро­страняется  по  всему  телу.  Отчасти  поэтому,  а  можетъ быть  и  подъ влияниемъ старыхъ  понятий,— когда  часть  за­мещала  целое,  когда  часть  человеческаго  тела,  особенно конечности,  являлись  его  двоиникомъ, —  бытуютъ  поныне такие  способы лечения лихорадки,  какъ,  напр.,  приводи­мый  г.  Милорадовичемъ:  срезываютъ у  больного ногти и волосы, заворачиваютъ  въ  бумажку,  вкладываютъ  ее  въ клешню  живого  рака,  и,  пуская  его  въ  воду,  приговариваютъ:  „Плыви,  раче,  за водою,  беры  трясцю  за  собою".

Что  же  касается  передачи  болезни  другому  физическимъ  путемъ, —  это  приемъ  весьма  распространенный  и въ  настоящее  время:  больного  обкатываютъ  круглымъ  мякишемъ  хлеба  или  яйцомъ,  куда  переселяется  болезнь, и  эти  предметы  отдаютъ  собаке  или  выбрасываютъ  на дорогу;  больной  носитъ  въ  рукавице,  надетой  на  руку, хлебныя  зерна,  сеетъ  ихъ,  а  когда  взойдутъ,  раздавливаетъ,  уничтожая  такимъ  образомъ  болезнь.

Однако  чаще  всего  и  съ  наибольшимъ  успехомъ  Bcе эти  приемы  лечентя  выполняются  при  помощи  слова,  ко­торое  постепенно  заслоняетъ  и  даже  вытесняетъ  другие способы:  словомъ  пытаются  заставить  болезнь  бежать  (такъ въ  недавнее  еще  время  на  юге  России  былъ  знахарь,  ко­торый  лечилъ  различныя  болезни  продолжительной  пло­щадной  бранью);  темъ  же  способомъ  пытаются  запугать ее,  умертвить  или  переселить. Все  это  мы и  будемъ  на­блюдать  въ  приводимыхъ  ниже  заговорахъ.

Родиной  лихорадокъ  народъ  считаетъ  болота,  реки, моря и  вообще  сырыя, необитаемыя  места, и  потому пытается  силой  слова  водворить  ихъ  ва  место  жительства, чтобы  они  никому  вреда  не  причиняли.
„Иды  соби  на  очерета,  на  болота,  та  на  свои  миста, де  витеръ  не  вие,  де  сонце  не  гpie,  де  праведне  сонечко не  сходыть,  де  людськый  гласъ  не  заходыть;  де  люде  не хрестятся.  Трясы  соби  очеретамы,  та  своимы  лыстамы“.

Лихорадка! ты прозирна,  ты  водяна,  ты й витряна, надумана и погадана.  Пиды  соби  на  воды,  на  витры,  на огни  и  на  дыма!  Тутъ  тоби  у  голови  не  стоять,  жовтои кости  не  ламать!  Пиды  ты  соби  на  огни,  на  дыма,  на  велыки  степа!  Тамъ  тоби  буде  хороше  гулять  и  людей  морськыхъ  знобыть“
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #8 : 26 Февраля 2019, 12:05:37 »
Нередко  также  пытаются  словеснымъ  воздействиемъ переселить  ее  въ  какой-нибудь  предметъ,  напр,  въ  осину, которая  будто  въ  лихорадке,  постоянно  дрожитъ  своими листами. Подходятъ  въ  первой  попавшейся  въ  лесу  осине  и, обгладывая  съ  нея  кору,  говорятъ:

„Осинка,  осинка,  возьми  мою  трАсьцынку,  оддай  мое здоровя" 

Принимая  лихорадку  за  вполне  человекообразное существо,  пытаются  узнать  ея  имя,  а  черезъ  это  послед­нее  легко  уже  воздействовать  и  на  обладателя  его. Съ этой целью перебираютъ поочередно  имена лихорадокъ, точ­нее, τе  причины,  отъ  которыхъ можетъ  зарождаться  эта  болезнь. (такия  слова,  какъ  „веснянка„ "трясуха“, „ледзянка“  и проч.  смело  могутъ  быть  считаемы  за  собственныя  имена).

„Чы  ты гнетуха , чы  ты  трясуха, чы  ты водяна, чы ты витрова, чы ты выхрова, чы ты  подумана, чы ты  погадана,  чы  ты  наслана, чы ты наспана, чы ты наiдена, чы  ты  напыта,  чы  ты  мiсцёва,  чы  ты прычтова, чы ты npызipнa,  чы  ты  прысiльна,  чы  ты  въ  часу, чы ты въ по­лучасу, чы ты въ дни, чы  ты въ полудни, чы ты  въ но­чи, чы  ты въ  пiвночи?  Поты ты  стояла, поты  ты  буяла, покы я не знала:  стала тебе  знаты, стану тебе зъ костей высылаты.  Буду я тоби лыце  залываты, буду тоби  очи выпикаты,  буду тебе  молытвамы  заклынаты,  буду  тебе  зъ хрыстiяньской  виры  высылаты. Пиды соби де собакы  не брешуть, де куры не поють, де хрыстыяньскый голосъ не ходе.  Колы  будуть  ушакы  роззивляться,  тоди  буде лыхоманка подниматься, й гнетуха и трясуха".

Когда  „веснуха“  въ  образе  девушки  станетъ  звать спящаго по имени, не  следуетъ откликаться, а  пить  отваръ дубоваго листа,  положивъ  на  пoporе  раскаленный уголь  и  приговаривая:

„По первымъ веснянка, а вторая ледзянка, а  трецця листопадница,  а цатвертая  косцяница,  пятая  квактухка, шоштая  ноцница,  семмая  смутница!  откатись,  отвались отъ  грудзеу  и  отъ  бела  цела,  отъ  буйной  головы.  Ты дзеукой  ня  шляйся,  на  мяня  ня  ’зирайся,  я  у  хаце  ляжу,  на  вуголь  гляжу:  какъ  вуглю  сгорець,  такъ тобе  у  котле  кипець.  Бяги  ня  ’зирайся,  назадъ  ня  вертайся,  сту­пай  у  пни,'  у  колоды,  у  гнилое  болото,  тамъ  табе  жиць, со  мхоу  воду  пиць.  Аминь"  “
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #9 : 26 Февраля 2019, 12:55:49 »
„Изъ  моря  изыдоха  12  сестеръ,  растрепы,  распоясы,— попадается  имъ  на  встречу  старецъ  Антилесъ:  „Ку­да  вы,  девы,  бежите?“ — Мы  бежимъ  въ  деревню  N.  къ рабе  N.—  тело  померить,  костей  поломать.— „Вамъ  тамъ не  место;  вы  бежите,  девы,  во  мхи  и  болота,  тамъ  вамъ питье  и  ложе —  мягкая  постель".

Весь  строй  этого  заговора —  народный,  даже  обыч­ное  въ  такихъ  случаяхъ  имя  святого  заменено  именемъ какого-то  старца,  бить  можетъ —  самого  знахаря. 

Таковъ и  нижеследующий:
„На Μορе на  Океане,  на  острове  на  Буяне  лежитъ камень  алатырь,-  на  томъ  камне  сидитъ  три  старца  съ  же­лезными  прутьями.  Идутъ  къ  нимъ  на  встречу  12  сестеръ-лихорадокъ. „Вы  куда  идете,  грешныя,  окаянныя, проклятыя?“ — Идемъ  въ  миръ  у людей  кости  ломать да силу  вынимать.—  „Воротитесь,  грешныя,  окаянныя,  проклятыя".  — Мы  тогда  воротимся, когда эти слова  будутъ все  знать  да  по  три  раза  читать".

На  дальнейшей ступени  развития  начинается  простая подстановка  въ  подобныхъ  заговорахъ  вместо  старцевъ именъ различныхъ библейскихъ  лицъ  и святыхъ,  безъ привнесенbя  въ  заговоръ  чего-либо  новаго.

„Ложусь  я  раб  Б.  Ν.  благословясь,  встаю, перекре­стясь. Умоюсь  белехонько, снаряжусь  хорошохонько,  пойду  изъ  избы  въ  дверь, изъ  воротъ  въ  ворота,  въ  чистое поле,  подъ  восточную  сторону,  на  окянъ-море.  На  море на  οκияне, на  острове на Буяне шелъ  Моисей  дорогою торною,  тропою  черною. Встретились  ему  12  девицъ.— Что  же  вы  за  девицы?— Мы  девицы-трясуницы,  Иродовы дочери;  а  ты  что  есть  на  свете?—  Я  есмь  царь  Моисей; выхвачу  острый  мечъ  и  хочу  вамъ  голову  ссечь. —  Ахъ, царь  Моисей, не  секи,  не  руби: не  будемъ мы ходить, народъ  морить,  никто не увидитъ нашей пляски  и  до  веку  тряски “.

„Шовъ  св.  Моисей чорною  дорогою, а на  встречу ему  12  девыць-трясыць.— Здравствуй,  св.  Моисей!—Здрав­ствуйте,  дивыци-трясыци. —Вынимаеть  Моисей  свой  мечъ, хочетъ  ихъ  быть  и  рубыть.— Стой,  Моисей,  не  рубы,  не наказывай.  Кто  эту  молытву  будеть  знать, того  лихорад­ки  не  будуть  ни  трусить,  ни  знобить".

„Стоить дубъ на синемъ море, а въ томъ дубе Иро­да. Было у  него  девять— 7  дочекъ;  шли οни по синему морю,  а  встретили  ихъ святые  отцы  Исакъ  и  Иаковъ. — „А  куда  .вы  идете,  Иродовы  дочки?“ —  Идемъ  на  белую Русь,  белую  кость  крышить, горячую кровь лить.—  Иди­те  вы  лучше  на  сыръ-боръ —  серое  болото,  крышите  курчавье-пеньявье  непотребное  и  забутте  дорогу на святую Русь.— Иродовы  дочки  дорогу  забудутъ, а  р.  Б.  Ν.  повекъ  трясца  не  будеть"

Ишли  св.  Аврамий  и  св.  ’Сакий  золотымъ  мостомъ; сустрели  яны  74  (77 или 12) жонъ.  „Куды  вы  йдетя, жоны?—Идемъ  мы  на  християньский миръ —  тресьти,  колотити. —  Св'.  Аврамий,  возьми  ты  золотый  мечъ,  позрубливай  имъ  усимъ  головы  съ  плечъ! Святый  Аврамий, не бяри зъ меча,  не  зрубавай  намъ  головы  съ  плечъ, —  а  кто  ету  молитву  будя  читать,  не  будемъ  яго  векъ  чапать“ 

На  Μορе  на океане,  на  остров’Ь  на  буяне  лежитъ камень  Алатырь,  на  томъ  камне  сидятъ  Никола,  Петръ' и  Павелъ съ  железными  прутьями.  Идутъ  къ  нимъ  на встречу  12  сестеръ  лихорадокъ.— „Вы  куда  идете,  rрешныя?“  спрашиваютъ  Никола,  Петръ  и  Павелъ.—  „Идемъ мы  въ  миръ  у  людей  кость  ломать,  да  силу  вынимать", отвечають  сестры  лихорадки.— Воротитесь грешныя,  проклятыя  окаянныя. —  Мы  тогда  воротимся,  когда  эту  моли­тву  все  будутъ  знать,  да  по  три  раза  въ  годъ  читать“.

„Ишовъ  св.  Авраамъ  дорогою,  зостричае  винъ  77  трясовыць.— Куды  вы  идете? — Идемо  жъ  мы  на  Белую  Русь людей  мордувати  и  тиломъ  труждати  и  коси  ломати и кровъ  морити.— Сину  мий  Самсоне, побежи,  побежи возьми  залезную  шину,  та  роспечи  и  розжени  тихъ  77  пропасныць-трясовыць,  нехай  вони  тила  не  труждають,  костей  не  ломають,  крови  не  морють!— Св. Аврааме,  не  бий насъ,  не  лай  насъ  и  не  печи  насъ,  не  лай  же  ти,  мы будемъ  кровъ  морити,  тйло  труждати,  кости  ломати,  людей мордувати;  а хто  буде  твою  святу  заповидь  знати,  то  ми его не  будемъ  минати.—Я  видъ  васъ  знаю,  одъ  всихъ  одмовляю,  молитву  читаю;  не  мучте  беднихъ  христянъ;  трясить  купъями, очеретами и  болотами,  Я  одмовляю одъ р.Б .“
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #10 : 26 Февраля 2019, 14:41:30 »
Под  дубом  Маврийським стояли святи архангили—Гавриил,  Уриил  и  Суриил. Убачили вони, як  виходило  з  моря сим простоволосих жинок. Святии  архангили  пидийшли  до  ix и  роспитувались:  хто  вони  такии? Вони им поодвичали:„ Есть ми дочери Иродови, а идем ми  на хрестьяньску  землю жовтую  хрестьяньскую  кость  ломить. Святи  архангели  попрохали  росказать, як  ix  имена.— Наши  имена  есть: Первая —  Непа,  хторая - Лета, третяя - Лелия, четвертая - желтяя, пятая- Оленеса, шостая - Горита, сёмая - Маргарита. Bci  ми огнении“. Св.  архангели  сказали: „Проклинаемо  ми  вас  i  заклинаемо въ землю  пустую, в землю безплодную, де дивка косою не мае, де  козак  на  κοнί  не  гуляе, и  куди  чоловичеське  око  не  заглядае“
Есть за  морем  дуб. В вись-високо, а в гли(У)б - гли(у)боко. Пид тим корнем  копит-ключ. Той ключ  усю  землю  одмикае, вci  немощи одбирае. Одбири ти,  копит-ключ, болисть у  р.  Б .“

Подъ  дубомъ,  подъ  дубовымъ  листомъ  лежаць  три святители:  первый —  Михаилъ Архангелъ, другой - Кузь­ма-Дземянъ,  трецци - св.  Моисей.  Св.Моисей  соби­рался въ путь въ дорогу съ железнымъ  бичомъ, тропой череной, дорогой  торной. Устретились съ имъ  дзвенанцаць дзеу - наги,  босы,  растрепаны  косы.  Св.Моисей у  ихъ  спрашиваець:  „Дзевы,  дзевы,  куды  вы  идзеце?“—  По  свету ходзимъ —  косьци  сушиць  и  серце  крушиць.—  Св.  Моисей  на  нихъ  разсердиуся,  хоцеу  ихъ  биць,  колоць.  Яны  yсе  стали  просиць:  „Св.  М.,  ни  би,  ни  коли! Хто  гэту  молитву  будзець  знаць  и  читаць,  къ  тому  мы въ  домъ  не  пойдземъ"

.„На  осиянский  гори,  на  святий  земли  йхавъ  Михайло;  у  его  сынъ  Авраамий, на  ему  великий  чинъ.  Ишовъ Авраамий-великий  чинъ  въ  путь-дорогу,  зостривъ  винъ  77 женъ. —  „Куды  вы  йдете,  прокляти  жены? —  Мы  йдемо,  А.-в.  чинъ,  въ  Рассею —  ласо  наидаця,  сладко  напиваця. —  Верниця  же  ви,  прокляти  жены,  одъ  нарожденого, молитвеного  N.  И  якъ  не  зойдешъ,  буде  тоби  те,  що тий жени,  шо  въ  святу  недилю  хлибъ  пече,  и  те,  шо  тому мужу,  шо  въ  пятныцю  cie  та  оре.— Пропасныця,  пропасныця,  ты  витряна,  ты  водяна,  ты  наслана,  ты  ночна,  ты полуночна,  ты  зорева,  ты  полузорева,  изойди  жъ  ты  зъ нарожденого  N.  И  якъ  ты  не  зийдешъ,  и  мене  не  послухаешъ,  ты  корни  роспускаешъ,  гильля  розвиваешъ,  и  я съ  тебе  повыкыдаю,  зъ  нарожденного,  молитвенного N.—  Тоби  въ  утробоньку  не  стояти,  красной  крови  не пивати, жовтои  кости  не  ламати,  билого  тила  не  сушити. Я жъ тебе  высылаю  на  очерета  и  на  болота,  де  людский  гласъ не  заходе,  тамъ  тоби  пропадати“.

Ишовъ  св. Аврамъ  путемъ,  зостречае  вонъ  77  трясовыць.—  Куды  вы  идете,  77  трясовыць?— Идемо  жъ  мы на  белу  Русь  людей  мордувати,  и  теломъ  труждати,  и кости  ломати,  и  кровь  морити.  —  Сыну  мой  Самсоне, побежи,  возьми  залезную  шиву,  та  розпечи  и  розжени техъ  77  трясовыць,  нехай  воны  тела  не  труждають,.... не  морять.  Св.  Авраме,  не  бий  насъ,  нехай  же  мы  будемъ кровь  морити...;  а  хто  буде  твою  св.  заповедь  знати,  то мы  его  не  будемъ  нападати  и  дворъ  его  будемо  минати. —  Я  ведъ  васъ  знаю, одо  всехъ, одо  всехъ  одмовляю, молитву  читаю,  не  мучте  бедныхъ  христьянъ;  трясить купами,  очеретами  и  болотами;  я  одмовляю одъ  р.  Б.  Ν“.

Стоить  дубъ  на  синемъ  море,  а  въ  томъ  дубу  Иро­да.  Було у  него  9-7  дочокъ,  ишли oне  по  синему  мо­рю,  и  встретили  ихъ  свв.  отцы  Исаакъ  и  Иаковъ.— А  ку­да  вы  идете  Иродовы  дочки?— Идемъ  мы  на  белую  Русь белую  кость  крошить,  горячую  кровь  лить. —  Идите луч­ше  на  сыръ-боръ,  cеpoe  болото,  крошите  курчавье-пенявье  непотребное  и  забудьте  дорогу  на  св. Русь.— Иродовы дочки  дорогу  забудутъ,  а  у  р.  Б.  Ν.  повекъ  трясцы не  будетъ“.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #11 : 26 Февраля 2019, 16:45:32 »
Св.  Пахнутий, —  повстречавший  „дванадцать  девиць- красавиць,  царя  Ирода  дочерей",  изъ  коихъ  „перва  огнен­ная,  друга— тоже,  третя  легчае,  4-я  гнутая,  5-я ломотна, 6— жовта,  7— скорпия,  8— сухяя,  9— злобая,  10— сыняя, 11— пухлая,  12— глыхота  и  дневная,  сестра  ихъ  старей­шая,  моторнейшая  и  ироклятейшая", —  беретъ  ихъ  по паре, наносить  имъ  тяжкие  удары  и  отсылаетъ  „на  сухый  лесъ,  на  жовты  пескы,  къ  своему  царю  Ироду“.

„На  гори  на  Голгохви  стоявъ  дубъ  венерськый.  Пидъ тымъ  дубомъ  сыдило  симъ  мученыкивъ:  Архистратый  Михаилъ,  Гаврыилъ,  Урыилъ,  Метотодымъ,  Сызонтий,  Клементий,  Иванъ-Предтеча -и  выдилы  дыво  престрашне, чудное;  и  выйшло  зъ  моря  17  женъ,  просто  нaгie,  распоясавше,  роспущени  волоса.  Пидийшовъ  къ  имъ  Иванъ- Предтеча,  начавъ  ихъ  пытать:  хто вы таки?  куды  вы  йдете?— Мы  йдемо  у  градъ  хрыстовый  людей  мучыты,  кровъ пыты, тило  томыты, смерти  предаваты.  Та  де  ( =  давъ) имъ  Иванъ  Предтеча  своею  тростю  по  ихъ  головамъ,  по сто  ранъ  заклынающихъ. — Ой  Иванъ  Предтеча!  хто  ва­ши  буде  имена  нарычаты,  або  хто  буде  надъ головою  во­ду  чытаты,  то  мы  того  не  прыкоснемся  во  викы  виковъ, аминь“

—  Вотъ  еще  выписка  изъ  раскольничьей  тетрадки новаго  письма:

На горахъ  Сунящихъ  почивало  7  святителей:  Луки, Марка, I.  Богослова, I.  Креститель, Николай  Можайский, Егорей  Храбрый  и  Уарей  святой.  Увидали  на  море  плавающихъ  лихоманки,  Иродовы  дочери,  12  сестеръ  (— по­мещай  воду  съ  пескомъ).  Седмь  святителей:  Луки...  свя­той  спросили:  „Какъ  васъ  зовутъ?"  —  И  они  имъ  сказа­ли:  „Зовутъ  насъ:  1-я— Озноба...  ражога...  зевота...  бле­вота...  потегота...  гнетучка...  костоломка...  вазья  дорька... сонная...  бледная...  дутиха". —  И  взявши  ихъ  7  святите­лей:  Луки...  бить  и  мучить  и  честить  по  70  ранъ  смертныхъ;  послали  ихъ  семь  святителей...:  «Подите  вы  въ' тем­ные  леса,  на  гнилыя  клоды,  и  до  сего  р.  Б.  N.  дела  нетъ». Заключаемъ  трижды  евангельскихъ  словъ".

Въ  вышеприведенныхъ  заговорахъ  можно  приметить, какъ  постепенно  церковные  элементы  проникали  въ  эту отверженную  область  творчества:  сначала— лишь  простая замена  имени  знахаря  именемъ  библейскимъ,  потомъ  по­является,  иногда,  при  такомъ  имени  соответственный  эпитетъ  или  обращение  съ  просьбой,  мольбой,  а  затемъ —  и  привнесение  соответственной  обстановки.  Однако  все эти  привнесения  такъ  и  остаются  чуждыми  внутреннему смыслу:  центръ  тяжести  лежитъ  въ  представлении  лихо­радки  живымъ  существомъ  съ  конкретными  чертами,  на которое  можно  воздействовать  словомъ, въ  приводимыхъ  ниже  заговорахъ  книжно-церковные элементы  приходятъ  въ  более  тесную,  хотя  все  еще  не органическую, связь  съ  основнымъ  зерномъ  текста,  съ  его смысловою  сущностью;  здесь  все  еще  сильно  ощущается наличность  своеобразнаго  миропонимания,  творчества  народнаго  на  свой  ладъ.

Такъ,  напр.,  корень  заговоровъ  съ  обращениемъ  къ св.  мученику  Сисонию —  несомненно  въ  церковныхъ  сказанияхъ:  история  церкви  говоритъ  о  40  севастийскихъ  мученикахъ,  осужденныхъ  пробыть  въ  озере  целую  зимнюю ночь;  въ  числе  ихъ  былъ  и  Сисоний;  къ  тому  же  имя это  въ  истории  церковной  встречается  не  разъ, —  отсюда заключение:  Сисиний  зналъ  „слово“  отъ  мороза,  а  значитъ и  отъ  „трясавицы".  По  этой  канве  народная  фантазия вышивала  самые  причудливые  узоры.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #12 : 26 Февраля 2019, 19:28:35 »
Во  имя  Отца  и  Сына  и  Св.  Духа.  Аминь. При Чермнемъ  море  стоитъ  столпъ  каменный,  въ  томъ  столпе сидитъ  о. Сисиний,  и  воззревъ на море  и  види —  въ  мо­ре восхищается  вода  до  облакъ,  а  изъ  моря  идутъ 12 женъ простоволосыхъ,  диавольскимъ  видениемъ  окаянныхъ. Вопроси  у  нихъ  св.  о.  Сисиний:  „Окаянныя,  вы  что  за жены?“ —  И  оне  ему  рекоша:  „Мы  есмы  тресовицы,  дще­ри  Филиповы,  брата  Ирода  царя,  усекшаго  главу  Иоанну Предтечеву;  идемъ  мучити  родъ  христианский. Обедню утреню  просыпаютъ, —  то  есть  наши  угодницы".— Помолися Богу  святый  о. Сисиний;  „Господи,  избави  родъ  христианскихъ  людей  отъ  тресавицъ".

И  посла  Господь  къ нему  два  ангела  и  четыре  евангелиста:  Луку,  Марка,  Ма­твея,  Иоанна  Богослова,  идучи  ихъ  мучити  тремя  зубцы железными,  дающе  имъ  по  три  тысячи  ранъ  на  день,  и оне  ихъ  боятся. —  Свв.  великие  отецъ  Сисиний  й  Михаи­ле,  Иоанне,  Лука  и  Маркъ,  Матвеи  и  Иоаннъ  Богословъ! за  что  вы  насъ  мучите?  Где  мы  ваши  имена  заслышимъ,' и  отъ  того  роду  бегаемъ  за  тридесять  одно  поприщъ.—  И  рече  св.  о.  Сисиний:  а  ваши  имена  суть? —  Диавольския;  первая  рече:  имя  мне  Тресея;  2-я  рече:  имя  мне Гнетея  (—  ложится  у  человека  въ  грудяхъ,  —  грудицы и  не  даютъ  ни  есть,  ни  пить);  3-я  рече;  имя  мне  Ледея (та  человека  знобитъ,  и  не  можетъ  согреться);  ...Гн(л)едея (а Г.  та  человеку  не  даетъ  спать,  приступаютъ  и  умомъ метутъ);  ...Глухия  (та  человека  п(гл)ушитъ  и  утробу  жел­тить);  ...Грудница  (та  у  человека  ложатся  на  грудяхъ  и находитъ  хрепотаю  =  хрипотою);  ...Желтея  (та,  что желтитъ,  аки  цветъ  будетъ;  ...Огнея  (та, что  разжигаетъ,  аки смоленымъ  древомъ);  ...Ломея  (та,  что  ломитъ,  аки  бури сухое  древо);  ...Корношы  (та,  что  ручны  и  ножны  жилы въ  место  влечетъ);  ...Невея  (сестра  старшая,  плесовица, усекнула  главу  Иоанну  Предтечу;  котораго  человека  изоиметъ,  тотъ  человекъ  не  можетъ  живъ  быть)"


„При  мори  черномъ  стояли  архангелъ  Сихайлъ  и  св. муч.  Сисиний  и  видяша  на  море  востающия  волны,  возмутишася  море  отъ  земли  даже  до  небесъ;  изыдоша  изъ моря  12  женъ  простоволосыхъ.  И  вопроси  ихъ  святыя мученики:  Что  есть  вышли  окаянныя? —  Они  же  реша: Мы  есть  дщери  Ирода  царя.—  Святый  же  рече:  что  есть вышли  изъ  моря? —  Они  же  реша:  Мы  вышли  родъ  че- ловеческий  мучить  за  беззакония  разными  муками.— И  во­проси  ихъ  святый:  како  вамъ  есть  имена  окаянныя? —  Первая  рече;  имя  есть  мне  Огния;  2-я  рече:  имя  есть мне Ледия... Гнетия...  ,Ломания...  Желтия,..  Скарбута... Сухая Горбуша...  Пухлая  Мягара...  Знобия...  Синия...  Тягота-Переперда;  12-я  рече:  мне  есть  имя  Дневия  Иродиана;— сестра,  ведьма,  ихъ  старшая а  всехъ  есть  проклятейшая  и  лютейшая;  аще  въ  который  день  поймайть  че­ловека,  то  тотъ  человекъ  живъ  быть  не  можетъ. -Ихъ придворный  штатъ  царя  Ирода,  Иродианы  служанки,  погибшия  во  время  пляски  на  льду: 1-я  рече;  имя  есть  мне Носора-Чума...  Слепота...  Черная  смерть...  Проказа...  Си- ния  Чума...  Шумля...  Конь-Белая-Смерть...  Тоскуша...  Самахвала...  Васьсса;  12-я  рече:  имя  есть  мне  Бздунея.—  А  царь-Иродъ  червями  изъеденъ  за  убиение  великаго  про­рока  Иоанна  Крестителя  Господня.  —  Просими  молитвою отнять  силу  отъ  проклятейшихъ  лихорадокъ. —  Господь послалъ  отнять  у  нихъ  силу  угрозныхъ  мукъ.  Налетелъ архангелъ  Сихайлъ  и  сокрушилъ  ихъ  копиемъ,  отъ  чего изъкривлины они,  изуродованы  и  избиты,  до  конца  ся  мучуть  и  поныня  за  грехи  людей.  Аминь“

Вотъ  еще  „молитва“  св.  Сисоя  (вм.  Сисиния)  по  ру­кописи  сельскаго  лечебника  конца  ХУ111  века,  читаемая во  время  приступа  лихорадки  надъ  больнымъ,  который кладетъ  поклоны,  пока  можетъ,  приговаривая  всякий  разъ:

„Преподобный  отче  Сисое  великий,  помилуя  мя  rpешнаго“:„Стоитъ  при  Черъмномъ  море  каменный  столпъ  и на  томъ  стольпе  сидитъ  преподобный  Сисой  великий. И  выйшли  изъ  Черъмнаго  моря  жены простоволосия,  окаянныя,  образомъ —  видениемъ  мрачнимъ  и  вопроша  ихъ св.  великий  Сисой:  „Окаянныя,  куда  вы йдете?"— Они  же рекоша  ему:  „Ми  дщери  Ирода  царя,  идемъ  родъ  хрисйанский  мучити,  которой  ко  святей  церкви  не  ходитъ, на  утреню,  на  службу  Божу  и  до  вечеръне;  Богу  не  мо­лится,  лежитъ,  аки  мертвъ“.  —  О  окаяния!  а  что  якие Baши,  окаяния,  имена?“— Первая, рече:  мне  имя  Трелея; вторая  рече:  мне  имя  Негрея...  Знобея,— я  озноблю  ро­да  человеческаго,  то  не  можетъ  согретися...  Ломея  (ко­сти  ломле;  у  человека  кости  ломитъ,  какъ  ветромъ  сухое дерево  вонъ  выламливаетъ).,.  Пухлея...  Коръкота  (Корчея)...  Желътунья  (какъ  желътой  цветъ  въ  ποле  цвететъ, такъ  на  человека  напуститъ  желтость),..  Ледея  (тело  хо­лодно)...  Монея...  Сонея...  Трасея...  Невея,  старъшая  ихъ сестра  усекнула  главу  Иоанна  Предътече.  Котораго  я  че­ловека  начну  мучити,  то  не  буде  живъ“.— Заклинаю  васъ Богомъ  вседеръжителемъ,  живымъ  и  страшнимъ,  Пресвя­тою  Госпожею  Богородицею,  Иоанномъ  Предтечею,  Крестителемъ  Господнимъ  и  четырми  евангелистами;  Иоаномъ Богословомъ,  Матъфеемъ,  Маръкомъ  и  Лукою  и  Святими Аръхангеламы:  Мыхаиломъ,  Гаврииломъ,  Урииломъ  и  Ра- фаиломъ;  окаянная  Трелея,  окаянная  Негрея...  Невея, старъшая  ихъ  сестры,  усекнула  главу  Иоанна  Предтечи, проклинаю  васъ:  отъступитесь  прочъ  отъ  р.  Б,  Ν.,  а  бу­ди  не  отступитесь,  то  начну  васъ  мучить  на  дванайдцять день;  идете,  проклятые,  во  адъ  вечний“

,„Сисой“  здесь —  очевидная  подстановка  другого  име­ни,  более  обычнаго  для  русскаго  уха, вместо  Сисиния; Bci  вышеприведенныя  „молитвы“  исходятъ  отъ  общаго источника,  вероятно,  весьма  популярнаго,  такъ  какъ  ва­рианты  его  находимъ  и  позже,  записанными  въ  различныхъ  местностяхъ.  Такъ,  Гуляевымъ  въ  южной  Сибири записана  была  обширная  „молитва“  съ  обращешемъ  къ Сисинию,  перечислениемъ  именъ  лихорадокъ,  ссыланиемъ ихъ  на  сине-море,  заканчивающаяся  обращениемъ  къ Богородице; 

„Отгони  злую  лихоманку  за  тридевять  земель въ  тридесятое  пустое  царство,  отгони  и  отведи  меня,  Божьяго  чаловека  N.  Ключь  въ  море,  языкъ  въ  роте“. Очень  близкий  вариантъ  также  записанъ  въ  Ярослав­ской губернии,  Γде  имя  святого  уже  читается  Сихеней.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #13 : 27 Февраля 2019, 05:00:53 »
Приведу  еще  нисколько,  более  отдаленныхъ  вариантовъ.

„Во  имя  Отца  и  Сына  н  Св.  Духа.  Аминь.  При  моρе  чернемъ  столпъ;  вышелъ изъ  моря  святы  мученикъ Сисими  и  св.  архангелъ  Михаилъ:  видеша —  на Mopi востали  волны;  возмутишася Mopi  i земля  до  небеси, i изыдоша изъ  моря  12  женъ  окаянныхъ  i  простоволосых. И  вопросиша  ихъ  св.  муч.  Сисими:  „Что  есть  злыя  же­ны  зверообразны?"  —  Они  же  рече  ему:  „Мы  изъ  моря вышли  мучити  родъ  человечески,  которыя  къ  заутрени рано  не  встаютъ  и  Богу  не  молятся,  и  кто  въ  праздники Господские  не  естъ  или  естъ  рано,  того  мучимъ  разными муками".—  И  вопроси  ихъ  св.  муч.  Сисими;  „Какия  вы, девы  окаянныя  и  какъ  вамъ  имяна?“ —  Первая  же  рече: „Мне  есть  имя  Гнетея...  Тресея...  Желтея...  Пухлея... Огнея...  Ледея...  Ломея...  Тресея...  Скорчея...  Знобея... Сухота...  Невея,  сестра  жь  ихъ  страшная,  проклятая,  ко­торая  человека  поимаетъ  и  скорбитъ,  и  тотъ  человекъ не  можетъ  живъ  быти  на  свете  семъ“ .

„Заклинаю  васъ,  окаянныхъ  трясавицъ  св.  мч.  Сисиниемъ  и  св.  Предтечею  Иоанномъ  и  четырмя  евангелиста­ми:  М.,  М.,  Л.  и  И.:  побегите  отъ  р,  Б.  (имрака)  за три поприща.  Аще  ви  не  побежите,  то  призову  на  васъ  св. Сисиния  и  св.  архангела  Михаила  хранителя  и  крестите­ля  Господня  Иоанна  и  учнутъ  васъ  мучить  разными  му­ками  и  дадутъ  по  12  ранъ  и  будутъ  говорить:  „Крестъ християномъ  хранитель,  крестъ  ангеломъ  слава,  к.  царемъ держава,  к.  недругомъ  и  бесомъ  и  трясовицемъ  прогнатель  и  положитель  и  подаетъ  болящимъ  исцеление“.

Перехожу  постепенно  къ  заговорамъ,  на  которыхъ  сильнее,  резче  отразилось  знакомство  составителя съ  книгами  религиозно-церковнаго  характера.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры отъ лихорадки.
« Ответ #14 : 27 Февраля 2019, 05:28:13 »
Вотъ,  напр.,  современная  рукописная  „молитва“,  вра­щающаяся  въ  мещанской  и  купеческой  среде:

Есть  на  Μορе Черномъ  столпъ  каменный;  на  тотъ столпъ  к.  посланъ  отъ  Бога  св.  великий  пророкъ  Елисей изгнать  изъ  моря  щитоша  (?) 12  женъ  простоволосыхъ, окаянныхъ,  водяныхъ  дьяволовъ.  И  вопрошаетъ  Елисей; что  есть  это  видение  окаянныхъ  дьяволовъ?  Оне  же  рекоша:  „Мы  есть  Трясовицы  и  угодницы  царя  Ирода.  И  во­проси  Елисей:  окаянные  вы  дьяволы,  почто  вы  пришли? Оне  же  реша:  пророче,  мы  пришли  мучити,  толкати,  ко­сти  ломати,  сердце  и  голову  разжигати  того  человека, который  много  спитъ  и,  ложась.  Богу  не  молится,  или кто  заутрени  просыпаетъ  и,  вставши,  не  перекрестится, или  кто  въ  праздникъ  блудъ  творитъ,  или  въ  нищете  хо­дить,  какъ  и  угодникъ  святой", —  И  возмолился  Елисей о  болящихъ:  „Господи,  избави  родъ  человеческий  отъ  всякия  болезни".  И  услышалъ  Богъ  молитву  его  и  прислалъ къ  нему  на  помощь  4  евангелистовъ:  Л.,  Мр.,  И.  и  М. И  начали  евангелисты  трясавицъ  мучити  тремя  прутьями железными,  дающими  по  300  ранъ  въ  день.  Оне  же  на­чали,  вопиюще  великими  голосами,  молиться  св.  христовымъ  угодникамъ,  архангеламъ  и  евангелистамъ,  не  му­чить  ихъ  и  отпустить  на  судьбище  ихъ:  „Какъ  заслышимъ мы  имена  ваши  отъ  человека,  побежимъ  отъ  роду  и  пле­мени  его  и  отъ  крови  его  и  никакими  кознями  не  при­коснемся  къ  нему“. —  И  вопрошаетъ  Елисей:  „Какъ  ва­ши  имена,  окаянныя?“— Первая  рече: мне есть  имя Трясовица,  отъ  меня  не  можетъ  человекъ  согреться.  Пророкъ  и  евангелисты  проклята  ее:  буди  проклята. 2-я  ре­че:  мне  есть  имя  Огневица...  Ледея...  Забывающа...  Хрипувита...  Пухища...  Истома...  Костея...  Желтея...  Корчуша..  Гладея...  Двенадцатая  рече:  мне  есть  имя  на  всехъ Яда,  надъ  всеми  сестрами  глава  и  всехъ  более  прокля­тая,  угодница  царя  Ирода,  усекшая  главу  Предтечи,  при­несшая  ее  на  блюде“.  И  се  прокляша  пророкъ  и  еван­гелисты. —  Убегайте  вы,  ненавистницы,  отъ  р.  Б.:  npиидутъ  на  васъ  архангелы,  Елисей,  4  евангелиста,  будутъ васъ  мучить  3  прутьями  железными,  давать  по  800  ро- зогъ  на  день,  приговаривая:  „Ненавистницы  рода  христианскаго,  не  ходите  вы  къ  р.  Б.,  никакими  муками  его не  мучайте,  ни  во  главе  его,  ни  въ  сердце,  ни  въ  утро­бе;  ни  въ  тело,  ни  въ  утробу  не  входить  и  кости  раз­ными  муками  не  мучить“.

Нижеследующш  заговоръ  извлеченъ изъ старинной рукописи;

Во  имя  Отца  и  Сына  и  Св.  Духа.  Аминь.— Крестъ хранитель  всей  вселенной,  крестъ  красота  церковная,  к.  ца­рей  держава,  к.  воинственная  победа,  к.  верныхъ  утверждение,  к.  ангеламъ  слава,  а  бесамъ  язва,  к.  мученикамъ похвала  и  всемъ  людямъ  помощникъ,  к.  р.  Б.  N.  помощь; к.  трясавицы  отгоняетъ!  О  крестъ  пресвятый,  буди  и  съ нимъ  р.  Б.  N.  О  крестъ  Господень,  такъ  буди  и  съ нимъ  р. Б.  N.  отныне и  до  веку.  Аминь.  Небесныхъ  силъ  всевоинства,  въ  начале  св.  и  великий Иоаннъ  пророкъ  и  пред­теча,  Креститель  Господень,  а  съ  нимъ  идутъ  оо.  Синовий,  Фи- липпъ  и  Огафей,  свв.  евангелисты:  М.,  М.,  Л.  и  И.  Б.  и проч.  Bci  свв., —  избавьте  его,  р.  Б.  N.,  отъ  злыхъ  трясавицъ.—  Бысть  бо  въ  черномъ  море  волнение  и  большое возмущение, и тогда изъ моря  изыдоша 12  Девицъ, простоволосыя.  Пошли оне  по горе, а  навстречу  къ  нимъ идутъ  свв.  отцы  Зиновей...  Иоаннъ  Богословъ  и  вопросиша  ихъ  свв.  отцы:  „Что  вы за девицы?“—И рекоша  те: „Мы  есть  все  трясавицы,  родныя  сестрицы,  христианский родъ  мучительницы;  отдася  бо  намъ  человеческий  родъ мучить“.  Вопросиша  ихъ  свв.  оо.:  „Что  вамъ  имена суть?“  —  И  рекоша  тии:  Февея,  Ивуя,  Руниша,  Дофея, Синея,  Желтея,  Чадлея,  Гатея,  Хампея,  Кисленея,  Знобица,  Трясовица“. —  Свв.  оо.  взяша  дванадесять  железныхъ  прутий  и  начаша  ихъ  бити  и  мучити  и  давати  но 12 ранъ. —  Возмолишася  проклятыя  трясавицы:  „О  св.  и великий Иоаннъ,  прор.  и  предт.,  Кр.  Гнь,  и  все  св.  отпустите  насъ!  Аще  мы  услышимъ  имена  ваши  написанными  где-нибудь,  къ  тому  Mеcтy  не  прикоснемся".— Того ради  и  написаша  сию  клятву  ихъ,  да  не  прикоснутся  р. Б.  N. —  Аминь“  ‘).

„Шелъ  св.  Абрамий  путью  и  сынъ  его  Исаакий;  на­шли  есину  железа.  Встретили  ихъ  77  ирадовыхъ дочекъ.  Абрамий  говорит:  „Куда  вы  идете?" —  Оне  же  говорятъ:  «Въ  мире  искушать  людей“.— Абрамий говорить;  „Исаакий  (bis),  возьми  есину  железа,  разбей ихъ“. —  Οни  же  говорятъ:  „Абрамий  (bis),  не  беи  насъ, но  кто  твою  заповедь  будетъ  знать,  то  мы  десятаго  бу- демъ  брать". —  Во  имя  Отца...  Аминь. —  Господи,  спаси р,  Б.  отъ  болезни.  Громъ  услышатъ  и  молнии  все  люди боятся  и  трепещутъ.  Однако  77  ирадовыхъ  дочекъ,  создан­ныя,  отъ  рода  Божия  отыдоша  во  славу  Троицы  и  ныне и  присно  и  во веки  вековъ.  Аминь.— Отыдоша  отъ нихъ,—  возмутится  вода,  всколыхается  море,  изыдутъ  изъ  моря 12  девицъ;  на встречу  къ  нимъ  св.  Пафнутий!  Спрашиваетъ  ихъ:  „Что  вы  за  люди?"  —  Оне  ему  говорятъ: идемъ  въ  миръ  людей  мучить  и  терзать.  —  То  послалъ Пафнутий  ихъ  железомъ  избивать,  каждой  изъ  нихъ  по 77  ранъ  давать.— „Св.  Пафнутии,  помилуй  насъ!  Кто  твою заповедь  будетъ  знать,  то  мы  отъ  того  человека  отойдемъ прочь  въ  дальний  край.— И  во  веки  вековъ.  Аминь" .

„По  край  моря  стоитъ  столпъ  каменный,  на  томъ столпе  св.  великий  Исай.  И  возмутися  море,  и  сташа  на Μορе  волны,  и  изыдоща  12  женъ  простоволосыхъ.  'И  во­проси  ихъ  св.  в.  Исай:  „Что  есте  вы  за  жены?" —  „Мы жены-трясавицы  вышли  мучить  родъ  человеческий:  кто заутреню  просыпаетъ  въ  середу  и  въ  пятокъ  блудъ  творитъ,  и  во  дни  Богородицы  нечистъ  ходитъ,— и  того  че­ловека  мы  имамъ  мучити довольно". —  Св. в.  Исай  помолися  Господу  Богу, и  посла  Господь  Богъ  4  евангелистовъ:  Л.,  Мр.,  М.  и  И.  Б.,  и  они  начата  бить  техъ  женъ дубцами  зкелезными  и  даша  имъ  по  3  тысячи  разовъ  и по  3  тысячи  ударовъ.·  Оне же  окаянницы  возопиша:  „Уже вы  насъ  не  бейте,  намъ  милость  свою  покажите!  Въ  коемъ  граде  или  въ  коемъ  роде  имена  ваша  прославляютъ, и  того  града  и  того  рода  мы  за  семь  поприщъ  и  за  три дня  будемъ  бегать". —  И  вопросиша  ихъ  св.  в.  Исай  и 4  евангелиста:  „Что  суть  имена  ваши?“  —  Имена  наши суть:  Обыдея,  Блудея,  Ломота,  Харкота,  Хрипота,  Пукота,  Желтуха,  Глухота,  Сухота,  Тресея,  Невея,  Греста  и всемъ  сестрамъ  старейшая,  что  повелела  отсещи  главу Иоанну  Предтече“.— Господи  Иисусе  Христе,  Сыне  Божий, помилуй  раба своего  N.!  Славу  Отцу...  Аминь".
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".