лихарадку па чести зъ кастей, зъ мащей, зъ жилъ и съ суставыу, изъ буйный главы, изъ ясныхъ вачей. Выходитя вы у пуховыя парины, къ гаспадамъ: тамъ вамъ чай, кахвяи и стульля мяхкая,— а то я буду прасить отца Аксения: заганить васъ у маха, у гнилыи балота, гвилыи калоды гладить"
Снявъ у лошади (для женщины — у „кобылы“) съ передней ноги „дичъ, самую корачку“, высушить, стереть въ порошокъ, развести водою и, прошептавъ приводимый ниже заговоръ, дать выпить больному.
„Ты лихорадка с....а дочка, Ирадыва ты дочъ, пугубила Придтечу Ивана чиризъ сваю пляску,— врубили яму голыву: но тябе святая галава праклила и наслала питатца кала лесу, кала кустов, кала лошади, кала живы и капытов... Ты ступай, лихарадка, атъ р. Б. N .,— я тябе высылаю праклятую — ступай ты ни путями, ни дарогами — усе махами и патоками, да кривыми згародами— на лясы на дрямучии,— тамъ ты живи-паживаи, да назадъ ни бувай. Питайся ты камерами и машкарою, а только р. Б. N. астау. Аминь“
„На сиянской гори, на брадованьский земли пидъ Марьяновскымъ дубомъ, тамъ стоить два ангелы: архангелъ Гавриилъ, архистратигъ Михаилъ; пришло до ихъ 4 апостолы; и Матвей, Лука и Иванъ. Тею путею грядыло 77 дивыць-Иродыць. Взялы апостолы по 70 палыць желеныхъ, далы воны имъ по 70 тысячъ ранъ кровавыхъ: не йдить, мыръ и кровъ не пыите, предъ нашимъ Госпо- домъ клялись божылысь; де цю молытву зачуемъ, въ домъ не прикоснымось ноныви и присно и во вики виковъ. Аминь" . (Читать 3 утра натощакъ по 9 разъ).
„Сылою честнаго и животворящаго креста Господня, молитвами Всепресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Mapии, и молитвами св, архангела Рафаила и преподобнаго отца Изосимы Соловецкаго, и молитвамй свв. 9 мучениковъ, иже въ Кизике чудо coстретоша— двоюнадесять (трясавицъ), и рече имъ св. архангелъ Р— лъ: „Что вы окаянниии и како имена ваши?“ — И оне окаянни отвечаста ему; „Мы единаго отца дщери — царя Ирода, и егда отецъ вашъ Иродъ отсече главу Иоанна Предтечи— и тогда земля пожре насъ живых, и приятъ насъ къ себе сатана; по умертии же отца нашего Ирода посла насъ въ миръ, людей вашихъ мучить, рода человеческаго. И посемъ намъ всемъ имена суть: 1-я — Зябуха, 2 — Гнетница, 3 — Плетея, 4 — Mеcopa, 5 — Шашая, 6 — Чорная, 7 — Тенная, 8 — Дидо, 9 — Ладо, 19 — Олуга, 11 — Утеха, 12 — Переанда“. И посемъ арх. Р— лъ биша ихъ жезломъ немилостивно и даша имъ по тысящи ударовъ; и оне окаянши рекоща ему: Ащегде будетъ твое имя написано, и мы къ тому человеку не прикоснемся". Имя р. Б . N., такихъ (то) годовъ, ныне и присно и во веки вековъ. Аминь “
„Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и св. воскресение Твое славимъ.— Христосъ воскресе йзъ мертвыхъ, смертию смерть поправъ и сущимъ во гробехъ животъ даровавъ. Спаси Господи и помилуи р. Б. N. отъ трясовичной болезни, — во имя Отца... Духа. Аминь. — Яко съ нами Богъ, — съ р. Б. N., буди на мне крепкая и крестная сила заперта и заключена крестною силой и животворящимъ крестомъ Господнимъ и свв. ангелами: архангеломъ Михаиломъ и Гаврииломъ и молитвами пречистыя Матери й молитвами св. славнаго пророка— Предтечи Крестителя Иоанна и молитвами Артемия Вернольскаго чудотворца, и молитвами св. Мирона-чудотворца. Отыдите отъ меня р. Б. N. проклятыя дванадесять Иродовы дщери: Трясавица, Огневица, Знобея, Пералея, Горькуша, Крикуша, Черькота, Пухлая, Желтея, Дрехлея, Дремлея (— 12-я не названа — ), и не приходите ко мне р. Б. N. 12 дщерей Иродовыхъ ни по утрамъ, ни въ полдень, ни къ вечеру, ни въ ночь, ни въ полуночь, ни въ..(не разобрано) и во веки вековъ, аминь (3 р.). Имрекъ дома нету — я Василий буду отписывать".„
"У неделю рано, якъ солнце сходило, Христа до Ратуша приведено. Стали его вязати и въ стовпа мордовати. Стоить жидъ, трясетьця. „Чого ты, жиде, боисься?“- ~ Я не боюсь, только въ мене руки и ноги трясутьця. Царь Давыдъ позагонявъ Иродовы дочки въ каменни гори, ставъ ихъ каменовати и печатовати. Хто те можетъ знати, одъ ныне и до веку у него не можетъ вона бу- вати“. (Перечисляя по порядку все известныя женския имена): „Чи ты N.?“ — Тутъ тобе не стояты, червоной крови не пити... тряси лугами и очеретами".
„Св. Михаиле, архистратиже, безплотныхъ силъ воине, ангеловъ начальниче и человековъ наставниче, стань мени р. Б. N, на помичь! Ты еси знавъ Иродскихъ дочокъ, за камъяны горы ставъ ихъ засылати и ставъ ихъ въ зализо кувати, Хто буде сии слова именовати, до вику не буде ‘одъ нихъ напасти мати“.
„Благослови меня Господи раба Василья Исусовы молитвы творити и стихъ проговорити. — Во городе, во Ерусалиме, во Б. церкви за престоломъ спала Мати Пресв. Богородица, спала-почивала 3 дня и 3 нощи. Не много ей спалось, много во сне ей виделось. — Привиделся ей сонъ страшенъ и ужасенъ про Господа Бога и про Сына своего: будто мои Сынъ распятъ на ropе, на лобномъ месте злобномъ,. на древе кипарисе. Руки растняши, ноги прибивши, въ голове кедръ возложенъ, сквозь реберъ копье проложено, беги кровь и вода... Въ семъ дому чистота... Пойду я р. Б. N. изъ дверей въ двери, изъ воротъ въ ворота, въ чистое поле, на синее море. На с. м. стоить белыи дубъ Маврынский; подъ тымъ д. Мавронскимъ сидятъ 12 сестеръ Иродовыхъ, все простоволосы, на встречу имъ идетъ батюшка Михаилъ арxaнгелъ и Гавриилъ архангелъ и сирашиваютъ: „Что вы ва люди?“ — Мы люди Иродовы дочери. — И сталъ онъ ихъ батюшка Михаилъ арх. и Гавриилъ арх. спрашивати: „Куда идете?" — Мы идемъ въ миръ кости ломити"
Не буду останавливаться на молитвахъ, вошедшихъ въ различные Требники, — это выходить за пределы моего изследованхя, вращающагося въ кругу произведений народнаго творчества, а не книжнаго. Конечно и изъ книжныхъ источниковъ многое попадало въ среду народную, но большею частью подвергалось здесь своеобразной переработка, видоизменяясь подъ влияниемъ новыхъ творческихъ силъ иногда до неузнаваемости. Желающихъ ознакомиться съ историеи развития врачевальныхъ молитвъ, перешедшихъ къ намъ изъ греческихъ источниковъ и юго-славянскихъ литургическихъ памятниковъ, отсылаю къ интересной книге по этому вопросу
А . Алмазова: „Врачевальныя молитвы". Одесса. 1900 г. — Авторъ пытается проследить историю развития этихъ молитвъ, ихъ перехода изъ греческихъ источниковъ въ славянские и русские требники, вплоть до современныхъ церковно-богослужебныхъ книгъ, где напр., поныне сохранилась молитва „на всякъ видъ болезни"; а чемъ дальше поидемъ назадъ, въ глубь истории, темъ чаще будемъ встречаться съ подобными.
Следя за развитиемъ разиообразныхъ заговоровъ отъ лихорадки, мы можемъ проследить и крайне любопытныя измененхя в: религиозныхъ взглядахъ, въ мировоззрении русскаго народа. Здесь мы встретимся съ лихорадкой и какъ съ живымъ существомъ, вселяющимся въ человека и мучащимъ его, — безъ всякаго отношения къ христианскимъ воззрениямъ. Встретимся, и во многихъ случаяхъ, съ этимъ существомъ, какъ представителемъ темной силы, диавольсвой, исчадиемъ сатаны, по своему характеру, основному, такъ сказать, тону, стремящимся причинить зло. Натолкнемся и на такие заговоры, где лихорадки насылаются, какъ кара за грехи людей, за неисполнение велений церкви, забвеше святыхъ, которые и караютъ за это людей, не чтущихъ ихъ памяти. Видимъ, наконецъ, и такихъ лихорадокъ, которыя вселяются по своей воле.
Такимъ образомъ лихорадка изъ стихийнаго существа, — съ которымъ человекъ борется всеми своими силами въ эпоху своего подчинения природе, находясь подъ тяжкимъ ея гнетомъ, — переходить въ существо, подчиненное велению cветлыхъ силъ, Бога и Его святыхъ, является исполнителемъ ихъ воли и карателемъ человека за грехи.— Такую же, крайне интересную, эволюцию человека по пути отъ мрака къ свету, отъ смерти къ жизни, можно проследить и въ другихъ заговорахъ.
А. Ветуховъ