[Заговор при первом выгоне скота на пастбище]
Отцом огражден и матерью благословен стану я, раб Божий имярек, на восток лицом, на запад хребтом, отрекуся я, раб Божий имярек, от сатаны и от дьявола; я помолюся к Вышнему Творцу, моему Небесному царю, самому Господу, нашему Иисусу Христу, Саваофу Богу, который сотворил небо и землю, луну и звезды, звери и птицы, и рыбы, и предаюся я, раб Божий. Отпуск коням и коровам Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Лягу я, раб Божий имярек, благословясь, стану и пойду перекрестясь, одеюся светом, опаяшуся светлою зарею, покрываюся облаками, облачуся частыми звездами; стану на доброе место, ступлю в Архангельский час и пойду я, раб Божий имярек, в чистое поле имярек со своим летним стадом, с милым животом, с крестьянским скотом, на все красное лето, от сроку до сроку, с красными и бурыми, и со всякою шерстью, с комолыми и рогатыми, с красной шерстью, с разными копытами на сохранение и сбережение, и в место случения, ко двору на прихождение, милому скоту на здравие или на леготу, и на Божью милость, на плод и на живот. Истинный Христос Бог и милостивыи Божии светители Козьма и Домиан, Михаил и Гавриил — Архангелы Господни, грозные воеводы небесных сил, Николай Чудотворец, Власий Епископ Севастийский Храбрый, Фрол и Лавер, Меркурий Смоленский, Аверкий Иерапольский, Антоний и Федосий — Киево-Печерские Чудотворцы, и Святый честный Иевангелисты Лука и Марк, Матвей и Иоанн Богослов, Херувими и Серафими, и все небесные силы, научите меня, раба Божия имярек, помогайте и пособите словом говорить и огорода ставить, оборона чинить на свое честное стадо, на милый живот, на крестьянский скот, на красную шерсть и на разные копыта, чтоб тот милый живот, крестьянский скот, в место случить и огорода ставить, оборону чинить от серого зверя, от черного зверя, от бурого зверя, от рыси и от расомахи, и от рыскучего волка, и поползучего гада, и от нашлого, и от насланого; и от уроку, и от призора, и от порчи, и от падшия силы, и от нечистого духа, и от всякого урону и поветрия, и от пострелу, и от падежа; и от еретика, и от еретицы, и от вещуна, и от вещицы, и от портежника и портежницы; и от лихого глаза, и от лихой думы; и от всякие скверны земные и лесные, и от всякого лихого супостата, и от колдуна, и от ведуна и ведуницы, и от чернца, и от черницы, от бельца и от белицы, от схимника и от схимницы; от попа и от попадьи, и от поповича, и от дьячка, и от дьячицы, от парня и от девки, и от дьяковича, от мужика и от женки, и от однозуба, и от двоезуба, и от троезуба; со стороны видящего и во след постигающего, и от стретного, и мимо идущего, и от русоволосого, и от беловолосого, и от черноволосого. И закреплю я, раб Божий имярек, и заговорю свое честное стадо Божиею милостию, сими моими словами, огороду поставлю; сколь моя огорода крепка, аки синей камень в синем море, аки черной камень в Черном море, аки араб-камень в Арабском море, аки Хвалынский камень в Хвалынском море, аки океан-камень в океан-море. Сколько крепок океан камень в океане море: не крошится, ни ломается, ни рознится, столь бы крепко стоял сей огород и сей заговор круг моего честного стада на сохранение и на сбережение, и в место на случение, и ко двору на прихождение, крестьянскому скоту, милому животу, на леготу, на здравие, на Божию милость, на плод, на живот. А кто на меня, раба Божиего имярек, думою подумает и мыслию помыслит, на мое честное стадо, на милый живот, крестьянский скот, тому человеку с океана-моря воду выпить и песок вызобать, и камение проглотать. А кто на меня, раба Божиего имярек, и на мое честное стадо, милой живот, крестьянский скот, думою подумает и мыслию помыслит, тому человеку детей своих приколоть и кровь их припить. Кто на раба Божия имярек и на мое честное стадо, милой живот, на крестьянский скот, думою подумает и мыслию помыслит, тому человеку зубы свои во рте и очи свои во лбу выломать. Кто на меня, раба Божия имярек, и на мое честное стадо, милой живот, на крестьянский скот, думою подумает и мыслию помыслит, куда мое око завидит и ухо заслышит в день по солнцу и в нощь по месяцу и по частым звездам, тому человеку кругом моря-океана лесы прочистить и лося призобатъ. Что ни есть на земли огнь-царь, всем царям царь, сжет и палит уроки и призоры, уроны и падежи, и поветрие, и пострела, и от падшую силу, еретика и еретицу, и вещика, и вещицу, портежника и портежницу, и лихой глаз, и лихую думу, и всякую скверну земную и лесную; и как стекаются реки к океану-морю с толкучих гор, из дремучих лесов, со мхов и из болот, и поточин, и из пахоты земель, и так бы приходили милой мой скот, крестьянской живот, с честным стадом сами из лесу домой, на глас мой и на трублю. И как сходится мир крещеный, народ Божий по звону колокольному и к пению церковному, ко отцу духовному, и как радеют к Господу Богу душами и телом, и сердцем, и так бы радели и приходили мое честное стадо на глаз и на трублю сами из лесу домой, милой живот, крестьянский скот, и из толкучих гор, из дремучих лесов, со мхов и с болот, и с потечин, и с пахотных земель, и с сенных покосов, из рек и озер, и мелких ручьев Божию милостию и силою, и моими словами. Сколько крепко Фавор-гора стоит она на месте и сколько Синай-гора крепко стоит на месте и держится она вместе, и сколько крепко Вертеп-гора стоит на месте и держится она вместе, и сколь крепко Афон-гора стоит на месте и держится она вместе, и столько крепко бы держался сей огород и сей заговор круг меня, раба Божия имярек, и круг моего честного стада, милого живота, крестьянского скота, на сохранение и на сбережение, в место на случение и ко двору на прихождение, милому животу, крестьянскому скоту, на леготу, на здравие и на Божию милость. Сколь крепко во Святом граде Иерусалиме, во Святой Святыне, гроб Господень на воздухе держится духом Святым, и столь бы крепко держалося мое честное стадо, не расхаживалось бы от строку до сроку во все красное лето. И как во Святом граде Иерусалиме, во Святой Святыне, гроб Господень на земли не бывает, також-де бы у моего честного стада урону не бывать, ни шерсти на зверинку, ни зубу, ни на слегу в лесе, ни порчи, ни разни расходу не бывать отныне и до веку. Еще помолюся я, раб Божий имярек, о своем счетном стаде, о милом животе, о крестьянском скоте, о сохранении и о сбережнии, и в месте о случении, и ко двору о прихождении к Вышнему Творцу, Небесному царю, Господу нашему Иисусу Христу, Саваофу, который сотворил небо и землю: «Истинный Христос и Богородица Мати Божия, и Святый Истинный Козьма и Демьян, Михаил и Гавриил — Архангелы Божие, Грозные воеводы небесных сил, Николай Чудотворец, Георгий Храбрый, Фрол и Лавер, Меркурий Смоленский, Аверкий Иерапольский, Антоний и Феодосий — Киево-Печорские Чудотворцы, и вси Святые истинные Евангелисты Лука и Марк, Матвей и Иоанн Богослов, Херувими и Серафими, и вси небесные силы, обставьте круг меня, раба Божия имярек, и круг моего счетного стада, милого живота, крестьянского скота, на сохранение и на сбережение и в место на случение, ко двору на прихождение, от серого зверя, от черного зверя, от бурого зверя, от рыси и от расомахи, от портежника и от портежницы, и от лихого глаза, и от лихой думы, и от всяких скверн земных и лесных, и от всякого злого человека, и лихого супостата, ставьте, двенадесять Апостолов, тыны железные, ворота медные, вереи булатные в землю тридевять лакот, от земли до неба, от востока до запада и со всех четырех сторон на десять поприщ, на десять верст, и замкните тридевятью замками и ключами, и снесите тридевять ключей, и положите самому Господу Иисусу Христу в небеса, в нетленную ризу, под правую пазуху. Еще ставьте круг меня, раба Божия имярек, и круг моего счетного стада, милого живота, крестьянского скота, круг разные негрести, круг разного копыта, на сохранение и на сбережение и в месте на случение, ко двору на прихождение, от серого зверя, от бурого зверя, от черного зверя, от рыси, от росомахи, от рыскучего волка и поползучего гада, и от насланного, портежника и от портежницы, от лихого глаза и от лихой думы, и от всяких скверн земных и лесных, и от всякого злого человека, и от лихого супостата. Ставьте, двенадесять Апостолов, тын каменный, вереи стальные в землю тридесять лакот, от земли и до неба, от востока и до запада, от севера до лета, со всех четырех сторон на десять поприщ, на десять верст и замкните тридевятью замками и тридевятью ключами, и снесите тридевять ключей в небесный рай, и положите пред истинного Христа и пред самого Саваофа-Бога, за Пречистый стол, за златую мису. Еще круг меня, раба Божия имярек, и круг моего счетного стада, и круг моего милого живота, крестьянского скота, круг разных копыт, круг разной шерсти, ставьте, двенадесять Апостолов, на сохранение и на сбережение, ко двору на прихождение, в место на случение, от серого зверя, от бурого зверя, от черного зверя, от рыси и от росомахи, от рыскучего волка, от поползучего гада, от нашлого и от насланного, и от портежника, и от портежницы, от лихого глаза и от лихой думы, и от всякие земные и лесные скверны, и от всякого злого человека, и от лихого супостата, ставьте, двенадесять Апостолов, тын сребряной, ворота златые, вереи укладные, с огненным пламенем, в землю тридевять лактей, от земли и до неба, от востока и до запада, от запада до севера, от севера до лета, со всех четырех сторон на двадесять поприщ, на двадесять верст, замкните тридевятью ключами и отдайте тридевять ключей ключникам Христовым Петру и Павлу — Верховным Апостолам. Петре и Павле, ключники Христовы, снесите и положите тридевять ключей в седьмое небо, к Пречистой Владычице Богородице на престол. А ты, Пречистая Богородица, Мати Божия, закрой нетленною своею ризою меня, раба Божия имярек, и мое счетное стадо в толкучих горах, в дремучих лесах; всякому зверю — пенье да колодье-закамение, всякой от падшей силы — пенье да колодье, да каменье, всякому неприязному думу — пенье, да колодье, да каменье, колдуну и ведуну — пенье, да колодье, да каменье, завидящему и обидящему — пенье, да колодье, да каменье. Отими и возьми, Пречистая Богородица, Мати Божия, от меня, раба Божия имярек, и от моего счетного стада, и от милого живота, крестьянского скота, всякого зверя, уроки и призоры, уроны и падежи, и поветрие, и пострелы, и от падшую силу и нечистого духа, еретика и еретицы, вещика и вещицу, лихого глаза и лихую думу, мечи и испущай, Пресвятая Богородица, вниз по рекам, на пни и на колодье, и на каменье в таттарь и бездну ниже ада, ногами вверх, к завидящему и обидящему, завидливому и обидливому человеку — булатный нож, громной стрелой в белое тело, в черную кровь в кости и жилье, в мозги и суставы, скорбию и болезнию колючею и болючею колоть и болеть, и ломить, а кто зло подумает на меня, раба Божия имярек, и на мое счетное стадо, на милой живот, на крестьянский скот. А моему счетному стаду, крестьянскому скоту, на леготу, на здравие, на Божию милость. Всем моим словам ключ и замок. Саваоф Бог и Сын Божий замыкает мое счетное стадо златым замком и златым ключем и закрывает ризою нетленною. Иоанна Предтеча, Креститель Господень, загради крестом животворящим меня, раба Божия имярек, и мое счетное стадо. И несет Пресвятая Богородица ключ и ризу, и Иоанн Предтеча, Креститель Господень, крест животворящий в седьмое небо, к самому Небесному царю, Саваофу, на престол. И как здесь на земли седьмого неба не видать не кому и небу с землею не схаживаться, такожде бы у меня, раба Божия имярек, счетного стада урону не бывать, ни порчи не бывать, ни на разно расходу не бывать отныне и довеку. Аминь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь. Господи Боже, благослови. Стану я, раб Божий имярек, и помолюся Михаилу Архангелу и Гавриилу, и Верховным Апостолам Петру и Павлу, Николы Можайскому, первому заступнику, Георгию Храброму и Власию Севастинскому, и Пречистой Матери Божией Богородице, и помолюся, и много милости попрошу за свое счетное стадо, за милой живот, за Власьев род и за себя, раба Божия имярек, во всяком месте: при темном лесу, при топучем болоте и при зеленой дубраве, во всякий день и во всякий час, и во веки веков, аминь; и от всякого лихого человека, и лютого зверя, и от черного медведя, и от рыйкучего волка, и от всякого земного гнуса. И около моего стада, милого живота, власьевого роду, ездит Георгий Храбрый со своим златым скипетром, отбивает и отганивает от всякого злого человека и от лютого зверя, и от черного зверя, и от рыйкучего волка своим златым скипетром. Господи, Боже, благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, раб Божий имярек, благословясь, пойду перекрестясь от своих старых жир, со своим скотом, с милым животом, с Власьевым родом от своих атаманов и атаманиц, и от своих хозяев на зеленую дубраву, на свою любимую поскотину. И из тех дворов, пошел мой скот, Власьев род, милой живот путем и дорогой, ладом и чередом, малые за большими, по всякий час, на той моей любимой поскотине, на зеленой дубраве ести траву зеленую, пити воду ключевую, свежую, и некуда б скот в сторону не ходил от меня, раба Божия имярек, по всякий день и по всякий час, на ветху и на молоду, и в ущербе, и намежных днях, сохрани и соблюди в день по солнцу и поутру по зарям, и по вечерним зарям, и на исходных пятницах. Стану я, раб Божий имярек, на суженое место и вострублю я, раб Божий имярек, во свою златую трубу, тот бы мой скот, милой живот, Власьев род, скоплялись ко мне, рабу Божию имярек, на трублю и на рог, от рек и озер, от мелких ручьев и от зыбучих болот, со всех четырех сторон ко мне, рабу Божию имярек; и с тем скотом, с милым животом, с Власьевым родом, пойду я, раб Божий имярек, куда надобно и куда сяжно, и где любо; и как солнце пойдет на запад, и тогда мой скот, милый живот, Власьев род, поди ко своим атаманам и атаманицам, к хозяевам и хозяюшкам, домой ночевать. И тех моих слов дождем бы не омочить и в горе, и под деревом, и ветром бы не отнесло к ни коим бы побытом, тем моим словам ключ и замок. Постави мне, Господи, каменную гору со всех четырех сторон от всякого злого человека, от черного медведя и медведицы, и от рыскучего волка, и от волчицы, от рыси и от росомахи, постави мне, Господи, боже, рабу Божию имярек, круг моего стада, милого живота, Власьева роду, круг быков и круг телят, и малых подтелков со всех четырех сторон. Еще помолюся Пречистой Матери Божией Богородице, закрой и заступи со всех четырех сторон на ветху и на молоду, и в ущербе, и на смежных днях, и во исходящих пятницах, всегда и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Сию молитву твори трижды на воск, а воск соски тюком с шерстью, и с воском, и с образом три раза ходить на поселень, и того воску положить в рог под бересто, да часть того воску положить под камень в воду для того, чтобы тот скот доил лучше.
Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец.
[Заговор при первом выгоне скота на пастбище]
Когда выгоняют стадо в первый раз в поле — это 23-го апреля, в Егорьев день, хозяйка говорит сл<едущие> слова: От земли до неба да от неба до земли встань земля каменна и столб огненный. Чтоб не было ни птицам пролетища и ни зверям проходица. Чтоб там не тронули мою скотинушку.
[Заговор при первом выгоне скота на пастбище] 430. Когда скотину гнали пасти, вместе с пастухом <надо> чтобы <был> знахарь, уважаемый всеми человек; он собирал яйца у всей деревни и относил к лесному хозяину, к лесовику, чтобы задобрить его. Знахарь говорил отпуск: Хозяин с хозяюшкой, с малыма детушкамы, с нянькамы, с мамкамы, с верными служанкамы, стерегите, сберегите, коровушку чернопеструю (разную), кормите и пойте, но только не дойте.
<…>И вот ты идёшь на пастбище, и надо сказать: «Хозяин и хозяюшка, пасúте нашу скотúнку, на всё лето вот вам я отдаю». Вот это вот мы благословим и потом вот у нас пастух пасёт и делает он обход скотины, ну как, чтобы не нападали звери на скотину, вот это всё чтобы охраняли там, например, хозяин и хозяюшка. <…> [ТИ: А какими словами вы благословляете?] Скотинку-то? «Хозяин и хозяюшка, благословите нашу скотинку на всё лето красное. Сохраните для себя и для меня нашу скотинку». [ТИ: А ничего не относили хозяину и хозяюшке?] А как же! Гостинцы носили. Вот, например, хлебушка положим вот благословясь, буханочку перекрестúм, положим, например, там, сóли немножко, песочку, конфет, яичко, обязательно, чтобы яичко было. Ну вот там крýпки немножко, там, муки чуть-чуть, капельку. Песочку сахарного. Вот всё завернём в пакетик и несём. И под берёзку и положим и эти слова скажем: «Хозяин и хозяюшка, сохраните нашу скотинку, для себя и для меня».
[Какие слова говорят при первом выгоне скота?] А «спаси и сохрани-то» говорят ведь «Господи, спаси и сохрани» при выгоне коровушку дак. Там, когда выпускают дак, там яичко кладут, да хлеба кусочек кладут в лес под этот, под какой-нибудь пенёк и вот эти слова всё шо: «Вот тебе подарочек, а спаси и сохрани нашу скотинку и вóвремя домой приводи!» [Кому носили яичко?] Это хозяину леса. Хозяину леса вот кусочек хлеба там с солью положат, яичко и когда первый раз коровушку выпускаешь, вот под какой-ни пенёк и скáзоваешь эты слова.
Источник: Материалы экспедиции в д. Ошта Вытегорского района Вологодской области, 2008 г.сточник: Материалы экспедиции в д. Ошта Вытегорского района Вологодской области, 2008 г.