Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 07 Мая 2024, 02:28:32


Автор Тема: Часть 6. Болотники, полевики и другие природные духи.  (Прочитано 178 раз)

Raven

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 967
  • Репутация: 397
  • Raven
Помимо главных природных духов — лешего и водяного, о которых было рассказано ранее, в природных экосистемах водилась и другая, безусловно, менее значимая, но вполне заметная нечисть. Это и различные обитатели болот — болотники, багники, оржавенники, шишиги, и полевые духи, среди которых более всего известны полевики и полуденницы, и иные, встречающиеся реже — покровители лугов, гор, степей... Есть и совсем уж раритетные, обретавшиеся только в определенных местностях; есть такие, сведения о которых туманны и неопределенны.

Рассказывают, что Бог на земле сначала сотворил сплошную воду. Однажды Бог, прогуливаясь по воде, увидел мутный пузырь, плавающий по поверхности. Пузырь вдруг лопнул, и из него выскочил черт. Бог велел черту нырнуть на дно и достать оттуда земли. Черт выполнил предписание, но немного земли припрятал за щеки. Тем временем Бог разбрасывал принесенную чертом со дна землю, и так появлялась суша, а на ней — деревья, кусты и травы. При этом во рту у черта тоже стали прорастать растения. Черт испугался, да и начал выплевывать землю. Так и появились болота — гиблая, разжиженная земля, на которой ничего путного и вырасти-то не может, кроме уродливых низких деревьев, колючего кустарника да грубой травы. Зато разной нечисти на болоте — как у барбоски блох. Люди, конечно же, реже сталкивались с местными нечистыми, нежели с водяными да лешими — да оно и понятно, на болоте делать особо нечего, разве что клюкву собирать, ну, еще, может, поохотиться.

Итак, главный персонаж болотной демонографии — болотник. В разных местностях его называют также болотяник, болотный дедко, шут болотный, анцыбал, анчибил, кочечник.



Использованные материалы:
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
А.Коринфский, "Народная Русь", Москва, 1901;
Е.Левкиевская, "Русская народная мифология", 2009;
Н.Шапарова, "Краткая энциклопедия славянской мифологии", 2001;
М.Власова, "Новая АБЕВЕГА русских суеверий", 1995.

На западе и северо-западе России, в Белоруссии — там, где много пространств, занятых болотными топями, соответственно, и болотных духов было изрядно. В этих местах болотников, в зависимости от сферы обитания, было принято делить на собственно болотников, а также багников — обитателей торфяных ям и оржавенников, селившихся в болотах с ржавой водой, оржавенях.

Отличительною особенностью болотной нечисти нужно считать взаимопомощь в преследовании жертвы — человека, или его пособников — домашних животных, какого единения не встречается, например, между усадебными нечистиками. При этом болотные духи не бывают сотрудниками и помощниками водяного, обычно сторонящегося этих грязных, до крайности неряшливых существ. За исключением упомянутой взаимопомощи, болотники, багники и оржавенники не сносятся один с другим, хотя нередко и живут бок о бок: они неспособны к неге и ласке, потому что неуклюжи, неподвижны, угрюмее и непокладистее всех нечистиков. Наконец, все они лишены возможности к самомалейшему изменению личного существа, затрудняющего им подход к поверхности своих обиталищ: ютясь на дне их, эти человекоподобники ищут жертву, заманивают красивыми образами и звуками. В этом и сама природа помогает им, подставляя жертве заманчивую растительность, но коварную почву, или просто дает мираж.

Они приступают к деятельности тогда, когда жертва поддалась коварству и погрязла в болотине, багне, оржавене, запуталась в корнях и стволах лозняка. Подлежащий нечистик схватывает ее за ноги и медленно, но прочно тянет к себе. Разъединенная было поверхность болотины соединяется вновь, не оставляя следов гибели живого существа. Каковы же здесь предсмертные муки последнего и издевательства нечистика над жертвою, можно лишь догадываться по диким чертам мучителя, веками поджидавшего жертву.

"Нечистики"


Одно из описаний болотного -- человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены болотник и болотница, «специализирующиеся» на затаскивании людей в трясину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны. Чаще болотниками именуются различные мифологические персонажи, обитающие в болоте и сохраняющие свои обычные характеристики, а также нечистая сила неопределенного, расплывчатогоo облика; болотные «хозяева» в народных воззрениях нередко смешиваются с лешими, водяными, а называются при этом чертями.

В Новгородской губернии полагали, что на болотах живут болотные духи. По ночам они зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей.

В рассказе из Вологодской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемого для постройки дома (при перевозке его через болото): «Это болото пользуется у народа дурной репутацией; говорят, что в нем много чертей живет. Прежде чем купить уголок леса на избу, крестьянин решает вопрос, где купить — по эту или по ту сторону болота? За болотом лес подальше от селений и продается подешевле, но дело в том, что некоторые соседи брали лес за болотом... да у них все неладно ладилось – то выгорят, то хозяин умрет, то скотина плохо ведется. То шалит над бревнами «болотный черт», когда их провозят через болото. И решает мужик купить лес по эту сторону болота».

"Новая АБЕВЕГА русских суеверий"


Болотник — чаще всего непомерный толстяк, весь в толстом слое грязи, к которой налипли в беспорядке водоросли, мшистые волокна, улитки, жуки и другие водные насекомые. Все это, делая болотника неповоротливым, в то же время ставит его в разряд наиболее отвратительных нечистиков.

Болотники неуязвимы для громовых стрел, теряющих губительную силу при первом соприкосновении с поверхностью их обиталищ, и болотники бесстрашно, с сатанинской насмешкой подхватывают эти стрелы. Но для всех этих нечистиков есть непредотвратимая, величайшая опасность — осушение их обиталищ путем канализации: раз отсюда сведена вода, осела сгустившаяся земля — нечистик люто погиб, так как ему не уйти из обиталища, ставшего теперь его могилою. С течением времени прах нечистика сливается с землею, служа безвредным удобрительным материалом,— и одним нечистиком становится меньше, потому что все они вечно одинокие, холостяки.

Болотник тешится, когда на поверхности его обиталища идет растительная и животная жизнь: по вечерам и утрам он ревет по-коровьи (голос выпи), крякает по-утиному, булькает по-тетеревиному, чтобы приманить сюда охотника, или хищника,— дико стонет и тут же внезапно разразится хохотом молодого людского голоса, гогочет приманчивым гудом, как бекас на току. Природа разукрасила поверхность обиталища болотника чудными цветами, ягодными растениями, грибами. А болотник скрыто растит промеж них коварный багун, доводящий посетителя до угарной одури. Коротая свои нескончаемые досуги, болотник там и здесь пробивает иногда болотные оконца и окружает их то предательскою растительностью, то подгоняет рыбу к оконному отверстию. Это — сатанинская ловушка, погубившая далеко не одну жертву.

Каким путём ни привлекалась бы жертва, болотник в состоянии погубить ее только тогда, когда болотная топь достаточно глубока; в противном случае ему остается томиться бессильной злобой. Весьма много злит болотника людское приспособление ходить по топкой болотине при помощи болотных лыж: трясется почва, гнется вниз, а человек безбоязненно движется вперед!

"Нечистики"


Что касается зимнего времени, то мерзляк-болотник, корчась и ёжась на дне обиталища, принужден подумывать о собственной безопасности: вымерзнет болото — погибнет и болотник. Правда, из его берлоги поднимается время от времени теплое дыхание, дает оно болотную полынью; но ударит новый мороз — болотник в новой тревоге за существование, снова бессильно злится на конский топот, отдающийся эхом в его берлоге...

"Нечистики"


Багник ютится в торфяном, никогда не покрывающемся растительностью болоте, имеющем вид черной грязевой лужи. Он никогда не появляется па поверхности своей „багны" и присутствие в ней выдает лишь пузырями на поверхности да изредка — мелкими огоньками там же; те и другие сопровождаются особенным „пуканьем". По внешнему виду багник еще грязнее болотника. Люди вычерпывают багновую грязь для выработки топлива, удобрения полей и огородов. и тем крайне тревожат багника. В сухое лето багна (торфяник) не только подсыхает, но и кое-где горит, и полумертвый багник томится на дне своего обиталища.

"Нечистики"


Как известно, к оржавени (оржавине) не идут за кормом и питьем даже нуждающиеся животные: крайне скудная, жесткая осока да хвощ и желтая железистая вода оржавени вредны и приторны; то же свойство воды не дает возможности ютиться здесь и такой животной мелочи, как лягушки, пиявки, черви, жуки. Ясно, что оржавень в конец загажена ютящимся здесь оржавенником, который даже не хочет прикрыть срамного обиталища своего; эти мутные пузыри да „сало" (железистые свечи) красноречиво свидетельствуют о наивысшей загаженности оржавени. Каков же должен быть жилец ее? Грязно-рудый, с толстым животом и тонкими, как стебель хвоща, ногами, с ржавыми прилипами ко всему его покрову, непрестанно рыгающий, оржавенник не может привлечь к себе внимания даже неразборчивых нечистиков, а живые существа сторонятся его обиталища. Таким образом, оржавеннику весьма редко приходится иметь жертву: животное забегает в оржавень второпях, спасаясь от преследователя-хищника, а человек зайдет разве при ненормальном состоянии.

Оржавенник пока что пользуется большим покоем, чем его помянутые собратья, потому что знойное лето не высушает оржавени, а людям не нужна эта срамная, крайне непроизводительная земля. Нечистику остается валяться на дне своего обиталища, наслаиваться прилипами да поддерживать срамную муть оржавени.

"Нечистики"


В Белоруссии и на западе России к болотной нечисти относят также и лозников, или лозовиков. Вроде бы как обитают они в зарослях ивняка на болотах.

На лозников указывают как на родственных помощников водных нечистиков, или как на подростков. Они составляют отдельный скоп скорее надводной, чем водной нечисти, и притоном их служат густые кусты сплетенного малорослого лозняка, от цвета которого они воспринимают цвет своего покрова. Сами по себе лозники слишком крохотные бесики, они игривые, и не имеют ввиду погубить той жертвы, которую запутывают в кусте лозы, или заставляют проваливаться в скрытое оконце топи. Все это делается не как сатанинская напасть, а как игра, шутка, после которой они подают и помощь, пододвигая жертве куст, тростник, аир. Если и при такой помощи жертва не спаслась, так ее подхватит обитающий здесь крупный нечистик - водяной, болотник, - которым лозники не намерены были прислуживаться.

Какое именно значение имеют лозники в бесовском мире, трудно определить; следует догадываться, что эти нечистики загнаны сюда и прикованы к месту за неимением для них подходящей деятельности.

"Нечистики"


Лозовой дед, изображенный на данной иллюстрации, по всей видимости, предводитель лозовиков, а сами лозовики — это бесенята, прыгающие по веткам.

Перейдем теперь к рассмотрению представительниц, так сказать, прекрасного болотного пола. Болотницы — это отнюдь не жены болотников, те, как говорят, заядлые холостяки. Это, по некоторым данным, какие-то родственницы русалок. Поговаривают, что случаются у них амурные интриги с водяными из ближайших водоемов, которые, как известно, в отличие от болотников, к аскетизму не склонны. Обитают болотницы в белых цветках кувшинки, величиной аж с котёл. Говорят, что болотница неописуемо хороша собой, бесстыдна и обольстительна. Сидит ли она в своем цветке, или на кочке, или на бережку, но при этом ноги держит непременно в воде. А все потому, что ноги у нее, как гусиные, только с черными перепонками. При появлении человека мужского пола болотница начинает плакать и рыдать так, что у путника возникает неодолимое желание утешить прекрасную деву. Но стоит приблизиться к ней, как злодейка набрасывается на жертву и душит в своих объятиях, да и утаскивает в болотную пучину.


Другие обитательницы болот — болотные кикиморы, или шишиги, обладают куда менее привлекательной внешностью, но по части пакостей они тоже мастерицы. Могут заманить в болото или в непроходимую чащу каких-нибудь грибников-ягодников или охотников.


Кикиморы не особо любят показываться людям, зато слышали их многие. Они завывают, вопят, издают пугающие звуки. Говорят, что зов кикиморы не отпугивает, а, наоборот, притягивает путников — так она и завлекает людей в болотную пучину.


Строго говоря, кикиморы живут не только на болотах, их можно встретить и в лесу, и на берегах водоемов. Ходят слухи о сожительстве кикимор с лешими и водяными. Ну, у водяного выбор-то и получше есть: русалки там, болотницы, мавки — всяко попрезентабельнее будут.


Относительно родства болотных кикимор с домашними есть разные мнения. Кто говорит, что это разные сущности, просто объединенные одним названием. Другие считают, что, по сути, это одно и то же, и место обитания кикиморы зависит от ее выбора спутника жизни. Выйдет замуж за домового — живет в доме, за лешего — на болоте.


По поверью, кикиморами становятся девочки, проклятые собственными матерями в утробе или до крещения, умершие некрещеными, а также рожденные женщинами от лешего, водяного или иного представителя нечисти. Таких детей еще в младенчестве похищает нечистая сила, а в семилетнем возрасте они превращаются кикимор.


А в принципе, создания эти никчемны, никакой отдельной функции в мире нечисти не имеют, и авторитет их среди солидных духов чрезвычайно низок.


Еще на болотах, но не в трясинах, а на тех, где растут ягоды — клюква, морошка, водится самый маленький из природных духов — моховик. Является он людям в виде маленького поросёнка или барана. Совершенно безвреден, питается растениями и ягодами. Сведения о моховиках немногочисленны.


Рядом с моховиком на картине изображен луговик, который держит тюбики с краской. Луговики, в принципе, тоже не слишком вредные духи, хотя на этот счет есть разные мнения.

Луговик (луговой) — в народных поверьях один из луговых духов, ребенок полевика. Крестьяне некоторых мест верили, что он в виде маленького зеленого человечка в одежде из травы бегает по лугам и ловит птиц (но некоторым поверьям, в пищу своему родителю — полевику). Иногда считалось также, что луговик — маленький и мохнатый дух, который обитает под землей в норах и выходит оттуда только в полдень и перед заходом солнца.

Согласно народным поверьям, луговой — не злой дух, он даже помогает людям во время сенокоса. Однако, если косари запаздывают с покосом, он сердится и гонит траву в буйный рост; заплетает травы так, что коса путается в них и не может срезать; сушит траву на корню; тупит и ломает косы у косарей, делая так, чтобы коса наткнулась на невидимый в траве камень, и т.д. Он также может вредить людям, заснувшим в поле, особенно на меже: наваливается им на грудь и душит до смерти или насылает на них лихорадку.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


В стогах сена, случается, обитают стоговой и стожиха. Сведений о них не так много. Вот, например, что рассказывали на Новгородчине:

— Шла я мимо стога. Вдруг «он» и выскочил, что пупырь, и кричит: «дорожиха, скажи кутихе, что стожихонька померла». Прибежала я домой — ни жива ни мертва, залезла к мужу на полати, да и говорю: «Ондрей, что я такое слышала?» Только я проговорила ему, как в подызбице что-то застонало: «ой, стожихонька, ой, стожихонька». Потом вышло что-то черное, опять словно маленький человечек, бросило новину полотна и вон пошло: двери из избы сами ему отворились. А оно все воет: «ой, стожихонька». Мы изомлели: сидим с хозяином, словно к смерти приговоренные. Так и ушло.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"

"Кутихой" в новгородских краях называли домашнюю кикимору. Отсюда можно сделать вывод, что и стожиха была разновидностью кикиморы, либо состояла с ней в близком родстве.

И почему-то в эту историю лично мне больше всего верится. Нет, умом-то я всё понимаю... но вот где-то, глубинно, есть ощущение, что это всё же правда.


Вообще, существует мнение, что "стоговой" — это никто иной, как полевик, почему-то обитающий в стогу. О полевике уже упоминалось выше; ему приписывается отцовство в отношении луговика.


Относительно доброго, но проказливого нрава полевик имеет много общего с домовым, но по характеру самих проказ он напоминает лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото, и в особенности потешается над пьяными пахарями.

С полевиком особенно часто можно встретиться у межевых ям. Спать, например, на таких местах совсем нельзя, потому что детки полевиков («межевчики» и «луговики») бегают по межам и ловят птиц родителям в пищу. Если же они найдут здесь лежащего человека, то наваливаются на него и душат.

Как все нечистые духи, полевики — взяточники, гордецы и капризники. И с этими свойствами их крестьяне вынуждены считаться. Так, например, орловские землепашцы раз в году, под Духов день, идут глухой ночью, куда-нибудь подальше от проезжей дороги и от деревни, к какому-нибудь рву и несут пару яиц и краденого у добрых соседей старого и безголосого петуха — несут в дар полевику, и притом так, чтобы никто не видал, иначе полевик рассердится и истребит в поле весь хлеб.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


У полевиков, в отличие от прочей нечисти, любимое время — полдень, когда избранным счастливцам удается его видеть наяву. Впрочем, очевидцы эти больше хвастают, чем объясняют, больше путают, чем говорят правду. Так что, в конце концов, внешний облик полевика, как равно и его характер, выясняются очень мало, и во всей народной мифологии это едва ли не самый смутный образ. Известно только, что полевик зол, и что подчас он любить сыграть с человеком недобрую шутку.

В Зарайском уезде, например, со слов крестьян, записана такая бывальщина:

«Сговорили мы замуж сестру свою Анну за ловецкого крестьянина Родиона Курова. Вот на свадьбе-то, как водится, подвыпили порядком, а потом сваты в ночное время поехали в свое село Ловцы, что находится от нас недалеко. Вот сваты-то ехали-ехали, да вдруг и вздумал над ними подшутить полевик, — попали в речку обе подводы с лошадьми. Кое-как лошадей и одну телегу выручили и уехали домой, а иные и пешком пошли. Когда же домой явились, то свахи, матери-то жениховой и не нашли. Кинулись к речке, где оставили телегу, подняли ее, а под телегой-то и нашли сваху совсем окоченелою».

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Область каждого полевика — поля и луга то одной, то нескольких смежных деревень. Здесь, часто в обширном пространстве, полевик ютится на горке, в овражке, в канаве, у камня, у полевого дерева, кустарника, межевого столба, непременно под прикрытием сих предметов, с коими немедленно разлучается при водополье, дождевом стоке, так как терпеть не может мокроты, уходя на места возвышенные. Полевик заботится о плодородии полей, об утучнении лугов, спугивает отсюда шкодников и выравнивает стебли и листья растений; но это делается для того, чтобы привлечь сюда возможно большее число людей, между которыми он, несомненно, найдет и жертвы. Впрочем, случается и так, что он гонит неподлежаще зашедших в его область ради собственного покоя.

Между прочим, полевик сторожит полевые клады, кои не выдает ни при какой сделке с человеком, и немилосердно мстит случайному находчику клада. Зная это, кладоискатели не обращаются к полевику, а сделавшись обладателями полевого клада, оставляют всякие сношения с местами обитания полевика.

"Нечистики"


Существенная деятельность полевика направлена к одному только вреду полевого хозяйства человека. Разрушая изгороди, вешки, он привлекает скот на поля, причем норовит сделать это на участке ненавистника. То же делает полевик, когда приманивает детей и молодежь за цветами, полевыми растениями, или просто — для игр и сборищ. Полевик чинит и прямой вред: приваливает к земле хлеб и траву, скручивает растения, отклоняет дождь, засылает вредных насекомых, водит там и здесь заблудившихся детей до изнеможения, мучит пасущихся животных, как и работающих людей, оводами, слепнями, комарами. Всех же посетителей полей и лугов он смущает диким эхом, передразниваньем, свистом, ревом, а главное — устрашающим обликом.

Полевик может принимать вид чудовищной тени, которая то гонится за человеком, то уходит от него, заманивая жертву. Стоит только поддаться коварному приманиванью — и человек много перетерпит за доверчивость: может случиться, что, лаская своим теневым обликом, полевик вдруг поражает человека ужаснейшим солнцепеком и убивает на месте.

"Нечистики"


Одна белозерская вдова рассказывает:
— Пропали коровы,— я и пошла их искать. Вдруг такой ветер хватил с поля, что Господи Боже мой! Оглянулась я — вижу: стоит кто-то в белом, да так и дует, да так и дует, да еще и присвистнет. Я и про коров забыла, и скорее домой, а люди мне и сказывают:
— Коли в белом видела, значит «полевой» это.

У орловских и новгородских знающих людей наоборот, этот дух, приставленный охранять хлебные поля, имеет тело черное, как земля; глаза у него разноцветные; вместо волос, голова покрыта длинной зеленой травой; шапки и одежды нет никакой.

— На свете их много (толкуют там): на каждую деревню дадено по четыре полевика.

Это и понятно, потому что в черноземных местах полей много, и мудрено одному полевику поспевать повсюду. Зато лесные жители, менее прозорливые, но не менее трусливые, видали «полевых» очень редко, хотя часто слыхали их голос. Те же, кто видел, уверяли, что полевик являлся им в виде уродливого, маленького человечка, обладающего способностью говорить.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Полевики общительнее друг с другом, чем усадебные духи, известно, что они гостят один у другого, помогают томить попавшуюся жертву; дружески перекликаются, особенно ночною порою, при спокойной погоде. Почти бездействуя зимою, полевики сходятся для забав, и любимейшей из них служит уничтожение дорожных вешек, запорошение дороги, занос снегом канав и рытвин, чтобы туда попал сбившийся с дороги проезжий и прохожий, которого они долго водят взад и вперед, до замораживанья.

Наиболее плохо живется полевикам весной и осенью, при тогдашней слякоти и мокроте: как ни сильно сатанинское их желание вредить человеку и его добру, они не могут расстаться с уютным сухим местом, не могут топтаться по грязной и мокрой почве. Но тут нередко сам человек дается им в руки, когда приходит для отдыха на суходолину: лаская и убаюкивая пришедшего затишьем, солнечным припеком, они удерживают отдыхающего, пока у того не начнется лихорадочный озноб.

Гибнут ли полевики и как именно — трудно ответить, хотя известно, что они скорее других узнают приближение грозы, умеют укрываться от громовых стрел, да и самая область обитания полевиков, если там нет высоких, одиноко растущих деревьев, редко принимает громовые удары. Люди же пока что не придумали надежных средств для погибели полевиков.

"Нечистики"


С людьми полевой ведет себя сурово и особенно не церемонится. Его излюбленное занятие — пугать и сбивать с полевой дороги людей. Особенно любит он потешаться над пьяными пахарями, заводя их в болото или в реку. Он привлекает детей полевыми цветами, красивыми васильками, цветущими во ржи. А потом сбивает их с дороги, водит по полям, заставляя блуждать. Непрошеных посетителем полем и лугов полевой пугает диким эхом или свистом. А еще он любит в полдень морочить работающих в поле людей, окликая их голосом их родственников или знакомых. Полдень, как и полночь, вообще опасное время. В это время может что-то почудиться, что-то напугать человека.

В некоторых областях России поговаривают, что в поле хозяйничает не мужчина-полевой, а женщина — полевая хозяйка или поляха. Однако ее мало кто видел. Больше слышали ее голос. Одни говорят, что поляха маленькая и уродливая. По другим сведениям, она имеет вид аиста, живущего по соседству с человеком. Поэтому строго-настрого запрещается разорять гнездо аиста — ведь именно он может оказаться полевой хозяйкой.

"Русская народная мифология"

Прямые указания на брачное сожительство полевиков отсутствуют, но, поскольку межевики и луговики фигурируют в качестве их детей, стало быть, есть у них и жены. Выше уже упоминались почившая в бозе "стожихонька" и поляха. Похоже, есть и другие женские духи, обитающие в полях. На Вологодчине бытовало поверье о некоей "жаренице", живущей в гороховом поле. "Ржаницы" или "ржицы" населяли ржаные поля в Заонежье, в Архангельской губернии, на Вологодчине, а в Олонецкой губернии духа ржаного поля звали "кудельницей". В поверьях некоторых областей русского Севера встречается еще и росомаха, но не хищное животное, а женщина-зверь с женским телом, звериной головой и лапами. Правда, ей приписывалось обитание преимущественно в конопляниках, так что, возможно, это был морок от алкалоидного воздействия. Но самый распространенный и популярный женский образ среди полевых духов — это полуденница, или полудница.


На картинке полуденница изображена в нетипичном облике: ростом маленькая, пухленькая, да и платьишко у нее нее неканоническое, зеленое. Есть много разных, порой противоречивых, описаний внешности полуденницы, но большинство свидетелей утверждали, что рост у нее — либо как у обычной женщины, либо вообще баскетбольный, платье чаще всего — белое, внешность — либо прекрасной девы, либо ужасной старухи.



По поверьям Ярославщины, полудница — высокая девушка в белом, обитает в засеянных хлебом полях; она заманивает в рожь детей и «вертит» головы работающим в полдень. В поверьях Архангельской области полудница — женщина с длинными волосами; она сидит на меже, преследует появляющихся на межах людей, опасна для детей. Полудница может быть сходна и с русалкой, также сидящей во ржи гоняющейся за детьми, и с черной волосатой кудельницей, обитающей во ржи и опасной для детей, и с «лохматой» кикиморой. По поверьям Южной Сибири, полудница — старуха в лохмотьях, со всклокоченными волосами, обитает в кустах крапивы, охраняет огороды от детей; в Сургутском крае полудницей называли ряженую в шубе навыворот; ее представляли и обросшей волосами женщиной с огромными грудями, которая «косит» людей в полдень.

По поверьям Архангельской области, полудница появляется и ночью, может показать, как добыть цветок, делающий человека невидимым. Возможно, «высокая белая полудница» - один из «дневных», «летних» обликов кикиморы, которая «зимой на Святках маленькая, а затем вырастает».

Обе полудницы - и прекрасная, и страшная — духи полдня: в сущности, они охраняют не только поле, но и сам полдень. Время максимальной активизации солнца, полдень — это «межа», разделяющая день, «поворот на вечер», это время и сакральное, и опасное. Оно делает очень активными самые разнообразные силы и существа, в том числе исключительно «полдневные». Полдень искони почитался временем полудниц, человеку же полагалось отдыхать.

"Новая АБЕВЕГА русских суеверий"


Полудница появляется на межах в период цветения ржи и созревания хлебов и охраняет хлебные злаки от палящих лучей полуденного солнца. Есть добрая и злая полудница. Добрая закрывает в полдень огромной сковородой хлеб и травы от жаркого солнца, злая оборачивает раскаленную добела сковороду другой стороной и прижигает верхушки злаков и цветы растений.

Полудница очень опасна для людей. Она охраняет цветущие злаки от людей и особенно от детей. Она следит за тем, чтобы они не ходили в поле в период цветения и не мяли хлебов. Детей, оказавшихся в поле, она заманивает в гущу хлебов и заставляет их долго блуждать по ржи. Поэтому детей раньше пугали: «Не ходи в рожь, полудница тебя обожжет» или «Полудница тебя съест». Впрочем, некоторые считают, что есть разновидность полудницы, которая обитает не в ржаном поле, а в гороховом, а также на огороде. Она охраняет свои владения от набегов детей за горохом, молоденькими огурцами, репкой и прочими огородными лакомствами.

"Русская народная мифология"

Иногда рассказывали, что полуденницы носят прозрачные платья, а порой говорили, что они и вовсе никаких платьев не надевают.



— Прежде-то ходили полудницы, щекоткой защекочут до самой смерти, отец все рассказывал. До полудня они ничего не сделают, а с полдня с пожни нужно уходить домой. Как жнут рожь, так полудницы-то сидят, скрючатся все, руки, ноги вот так сложат. Теперь полудницы стали куда-то деваться. Отец в глаза не видывал их, а старухи-то жнут, так видывали. Жали. Было это со старухой. Время-то склоняется вот этак уж, с поля уходи — полудницы придут. Полудницы так угонят, защекочут, порешат человека. И вот говорили, одна женщина жала. Жала да поглядела — никого нету: «Дай еще сноп принесу». Немного сноп не донесла — прилетела полудница, ее и схватила щекотать. Щекочет она насмерть. А вниз повались — отступится (Архангельская обл.).

Полудницы не только способны защекотать до смерти. В полдень они ходят с косами по дорогам и косят косами встретившихся на их пути людей. Некоторые из этих злобных существ даже могут зайти в деревню. Поэтому раньше в полдень закрывали ставни, чтобы полудницы не заглядывали в окна.

"Русская народная мифология"

Полуденницам часто приписывался огромный рост, метров эдак четыре-пять.


Прежде, чем закончить с нечистью, обитающей в полях, и перейти к покровителям других природных объектов, упомяну еще одного малоприятного персонажа, именующегося "ырка" и якобы тоже живущего в поле. Упоминание об "ырке" есть только в одном современном источнике, поэтому реальность его представляется сомнительной. Вроде бы как этот "ырка" со своим товарищем "укрутом" ловят припозднившихся путников, а также и воруют детей, да и выпивают из них кровь.


А в степи, по поверьям, хозяйничал специфический, сурового нрава дух — степовой. Видели его редко, показывался он все больше в виде пыльных вихрей.

О степовом все меньше да меньше преданий-сказаний остается в народной памяти,— вероятно, потому что и самому степному простору становится все тесней на белом свете: распахивает его острый плуг, и с каждым годом быстрее. „Степовой — не домовой, в подпечек не посадишь!" — говорят деревенские краснословы. „Степовому не поклонишься — и степь за темен лес покажется!". „Хорош хозяин у степи: ни сена не косит, ни пить-есть не просит!"

Воплощение „степного хозяина" русский народ видит в крутящихся вихрях. Иногда он, по словам суеверного люда, „показывается", и не к добру такое появление забываемого духа степей — родича-властителя буйных ветров. Вздымаются, бегут по дорогам сивые вихри, сталкиваются друг с дружкой на перекрестках. И вот — из толпы их, в самой середине-воронке, поднимается и степовой: сивый, как вихрь, высокий старик с длинной пыльной бородою и развевающейся во все стороны копною волос. Покажется, погрозит он старческой костлявой рукою и скроется. Беда тому путнику, который, не благословясь, выедет из дому, да в полдень попадет на перекресток, где крутится пыльная толчея вихрей. Бывали случаи, что так и пропадали люди. „Ведьмы свадьбу с ведьмаками правят!"— приговаривает деревня, смотря на пляску вихрей, столбами проносящихся со степи вдоль по улицам, и торопливо загоняет ребятишек по избам.

"Народная Русь"


В шахтерских регионах — на Урале и Алтае, в Южной и Западной Сибири — обитал, по поверьям, хозяин гор, горный. Принимал он чаще всего облик длиннобородого старика с горящими глазами, но иногда и чёрта. Он склонен к озорству, курит, не дурак выпить. С горным можно заключить соглашение, сделав ему подношение или пообещав часть добычи, и тогда он укажет путь к залежам сокровищ, одарит чудесными предметами для работы, например, особенной лопатой. Тех же, кто не окажет ему должного уважения или просто не понравится, горный прогоняет с приисков.


И, как водится, в заключение очередной главы обзора — пара забавных картинок. Одна из жизни болотных кикимор, другая — про вездесущего маскаевского кота, который, на этот раз, завел дружбу с кем-то из болотной нечисти.




Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/russkaya-demonografiya/409/chastb-6-bolotniki-poleviki-i-drugie-prirodnye-dukhi/6547/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Raven | raven@mooncatmagic.com


Комментариев по этой теме нет. Хотите быть первым?