Новости: 🌼 Объявляется набор в школу Магического Травничества 🌼

  • 21 Ноября 2024, 14:08:29


Автор Тема: Великий (Страстной) четверг на Руси  (Прочитано 3589 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Великий четверг на Руси издревле оборос различными языческими обычаями. В ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Великий четверг один раз в году готовили четверговую соль.

Этот обычай известен с праславянских времён, когда за солью признавали возможность отпугивать тёмные силы. В сборнике постановлений церковного Собора XVI века «Стоглаве» рассказывается об использовании четверговой соли.

Крупную смоченную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый берестяной лапоть. Затем ставили в печи на самый жар или же закапывали в пепел и плотно закрывали створку на три-четыре часа. Либо соль перекаливали на сковороде. После чего толкли в ступе, всё это время читая молитвы. Потом соль освящали в алтаре, веря, что она после всего этого приобретает магические свойства.

Чёрный цвет соли — искусственный, в который поваренная соль окрашивается при запекании. «Четверговую соль» весь год хранили на божнице за иконами в течение всего года. Во время пасхальной трапезы «четверговой солью» солили освященные яйца, которыми разговлялись после заутрени. Соль принимали внутрь при сглазе и при лечении различных недугов, растирались её раствором. Заболевшим животным давали посоленный ею хлеб, либо разводили щепотку соли в поилке.

По народному поверью, наряду с «четверговой», целительными свойствами обладала и «благовещенская» соль. Готовилась она таким же образом, но только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта ст. ст./7 апреля н. ст.)

В Сибири соль, смешанную с золой, добавляли в зерно перед посевом, а её раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов. «Четверговая соль» считалась также оберегом. Ее зашивали в ладанку и носили на груди рядом с нательным крестиком, брали с собой, когда отправлялись в дальнюю дорогу, либо на войну. Щепотку соли, завёрнутую в узелок, клали за пазуху, когда в первый раз выгоняли скотину в стадо. В результате обжига соли, в ней, по сравнению с обычной, в десятки раз уменьшается количество тяжёлых металлов, а также понижается содержание хлора.

Огонь, по народным представлениям, также обладал очистительной силой. Для придания огню большей силы, в печь клали «воскресные» дрова, которые хозяйка заготовляла в течение Великого Поста, откладывая по одному полену каждое воскресенье. Этот день считался подходящим для общения с нечистой силой.

Чтобы увидеть домового, брали четверговую свечу, принесенную с вечерней службы, и поднимались на чердак. Если видели мохнатого домового, то это предвещало богатство, а голого — нищенство. В этот же день пытались заручиться расположением домового, чтобы он оберегал скот и не мучил его. Под угол дома клали для него еду и говорили: «чужой домовой, ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотину паси». Придя ночью в лес, сев на березу или осину и сняв с себя нательный крест, звали лешего, который должен был при этом зове незамедлительно явиться. Его расспрашивали о будущем. В других местах отправлялись в лес до восхода солнца и говорили: «Царь лесной, царица лесная, дай мне на доброе здоровье, на плод, на род!» После этого собирали муравьев, приносили их в хлев, полагая, что от этого скот будет плодовит.

Считалось, что все, совершенное в этот день, должно обернуться удачей и прибылью. Так, соседки стучали друг другу в окна и спрашивали: «Дома ли овечушки?", на что хозяйка отвечала: «Дома, дома». Диалог продолжался до тех пор, пока соседка не перебирала по очереди весь скот, огородные и зерновые культуры, а также предметы домашней утвари в надежде на их приумножение в течение года.

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/178/velikiy-strastnoy-chetverg-na-rusi/1087/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #1 : 28 Марта 2019, 12:15:46 »
Также в Страстной четверг перетряхивали деньги или умывались «с серебра», будучи уверены, что деньги не будут переводиться в карманах весь год.

В календаре восточных славян Страстной четверг получил название «Чистый». В этот день совершались очистительные ритуалы. Люди мылись в бане, обливались водой у проруби или купались в ней, а также приносили домой для умывания свежую воду из источников — для того, чтобы избавиться от кожных болезней. Сбрасывали в проточную воду старую одежду - «чтобы зло уплыло вместе с ней». Приносили из леса можжевельник, жгли его прямо в доме и перешагивали через этот целительный огонь, переводили через него скот, переносили детей и даже домашние вещи, чтобы уберечься от болезней и воздействия нечистых духов. Окружали дом магическим кругом, очерчивали его мелом, обкашивали косой, оберегая дом и домочадцев от всякого зла.

К Чистому четвергу приурочивалась побелка дома, а также ритуальное очищение дежи - деревянной кадушки для приготовления хлебного теста. В культуре восточных и западных славян — символ достатка и благополучия. Вымытую и украшенную дежу выносили во двор, чтобы она «побачила солнце» или «посвятилась», приобщая ее к космической силе весеннего солнца.

Важное значение придавалось четверговой свече: горящую свечу приносили после вечерней службы домой и дымом чертили на воротах, окнах и потолке кресты, чтобы уберечь дом от летних гроз, нечистой силы и всякого зла. Изо всех этих языческих ритуалов в народной памяти осталась, пожалуй, лишь четверговая свеча.



"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #2 : 28 Марта 2019, 12:39:36 »
Четверговая свеча (четвережная, страстяная, страшная свеча, огонь евангельский) - свеча, наделявшаяся особыми свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на вечернем богослужении, состоящем из вечери четверга и утрени Великой Пятницы, во время чтения 12 Страстных Евангелий (двенадцать евангельских отрывков, которые в хронологическом порядке повествуют о событиях пятницы).

В народе огонек этой свечи считался святым. По окончанию службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечку окружали бумажным или из раскрашенного стекла пасхальным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета.

Дома от нее сначала зажигали лампады, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, "чтобы не угасла благодать Господня в доме". Со свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание (пламенем/дымом от "четверговой" свечи чертили кресты над дверями), - были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.

Огарком этой свечи для зажигания лампады пользовались в течение всего года.

Наибольшая магическая сила приписывалась свече, которую зажигали во время церковной службы не только в четверг, но и в пятницу при выносе плащаницы, а также на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи). Огарок свечи хранили весь год, на следующий Великий Четверг от него поджигали утром дрова в печи. Его зажигали перед иконами утром в день первого выгона скота. Страстной свечой благословляли молодых, зажигали ее во время пожара и больших гроз, чтобы уберечь дом от молнии, при тяжелых родах или во время болезни ее давали в руки страдающему от боли, чтобы облегчить мучения. С этой же целью больного поили водой, которой обливали огарок свечи. Но если никакие средства не помогали, и больной умирал, огарок свечи зажигали, когда душа начинала отлетать.

В некоторых местах крестьяне верили, что в Иванову ночь с огарком этой свечи можно раздобыть цветок папоротника и шапку-невидимку, при помощи которых можно стать богатым. Воду, которой обливали свечу, использовали и как приворотное средство. Если муж не любил жену или жена мужа, пермские крестьяне советовали напоить его или ее этой водой.

В этот день, по народному убеждению, даже “ворона своих воронят в луже моет”. На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. “Если в Чистый четверг вымоешь, — говорят они, — весь год чистота в избе водиться будет”… Кроме всеобщего мытья, крестьяне стараются приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг, сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: “Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время”.

Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки белили печи, мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т. д

Таким образом, "мытье в Чистый четверг имело обрядовое значение, а вода наделялась особой магической силой. Благодаря умыванию, обливанию или купанию русские крестьяне стремились очиститься от несчастий и недугов, отогнать болезни, приобрести здоровье и красоту" [9]. Обрядовое же значение имела и уборка избы.

Иными словами, обязательное проведение "генеральной" уборки в Великий четверг является не "предписанием" Православной Церкви, а языческим по происхождению обычаем.

Все приготовления к празднику Пасхи нужно закончить в Чистый четверг, чтобы в Великую пятницу ничто не отвлекало от молитв и служб. Помните!!! В этот день нельзя заниматься никакими хозяйственными делами, особенно шить, стирать и резать что-либо. Нарушение этого запрета считается большим грехом. Те, кто следует самым строгим правилам Великого поста, в этот день даже не моются.

"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #3 : 28 Марта 2019, 12:41:40 »
"Освященный огонь" и магический круг

Выше было сказано о ритуалах Чистого четверга, связанных с водной стихией. Немало очистительных обрядов Страстного четверга было связано и с огнем, в первую очередь на Русском Севере и в Сибири. В Сибири кое-где добывали трением так называемый "деревянный огонь", считавшийся священным. Им поджигали "Богородишну траву" или собранный до рассвета сор из муравейника и муравьев, а иногда и навоз, и дымом окуривали скот с целью защитить его от чумы и порчи.

Окуривание (как один из способов очищения и изгнания нечисти) было распространено повсеместно. В лесных местах в Чистый четверг до восхода солнца специально ходили в лес за можжевельником (вересом), который считался обладающим чудодейственной силой. Кое-где крестьяне рассказывали, что войти в лес надо со словами: "Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и род", затем надо идти "не умывшись, не помолившись, и соблюдать строжайшую тайну, чтобы никто не приметил. Дома же принесенное надо разбросать по двору и хлевам, и только в таком случае не постигнет семью никакая напасть и не стрясется никакой беды над скотиной". Впрочем, в некоторых местностях, например, в старой Новгородчине, эти меры считались недостаточными, и, для окончательного успокоения и уверенности, нужно было сделать следующее: "принесенный из лесу верес, ранним же утром, до восхода солнца, зажигают на сковороде или жестяном листе посредине избы, на полу, и все члены семьи скачут через этот огонь, запасаясь на весь год здоровьем и окуриваясь от дьявольщины, которая в этот день в особенности хлопотлива и проказлива". Можжевельником окуривали также скот и хозяйственные постройки.

К Страстному четвергу было приурочено в России приготовление некоторых веществ и предметов, обладавших, по поверью, лечебной силой. Так, свойствами исцеления различных болезней и защиты от сглаза наделяли "четверговую соль". Целительную силу приписывали также остаткам хлеба, испеченного к Страстному четвергу; говорили, что этот хлеб благословил Сам Господь. Крестьяне Тобольской губернии верили в особую чудодейственную силу лучины, которой вечером в Великую среду из печи доставали "первый огонь", зажигая им свечу или лампу. Эта обожженная лучина называлась "четвережный огарок" и, по убеждению крестьян, защищала скот от водяных и леших. Чтобы они не тронули скотину, ею ставили кресты на копытах и лбах животных, выпуская их в первый раз пастись.

В Великий четверг во многих местах исполнялся древний обряд очерчивания магического круга, связанный с установлением незримой границы, призванной обеспечить защиту и благополучие крестьянской семьи и хозяйства. В Вятской губернии на заре хозяин обходил дом, читая 102-й псалом Давида - "от воров". В некоторых местностях обходили избу с иконой в руках. Но чаще дом, двор, огород или поле трижды "объезжали" верхом на палке - клюке, помеле, ухвате или кочерге. Хозяин или хозяйка должны были делать это в одиночку рано утром, до восхода солнца, натощак, стараясь, чтобы никто их не увидел, произнося "заговорные слова", дабы уберечь хозяйство и семью от несчастья и оградить их от проделок нечистой силы и колдунов.

Одним из способов установления магической границы было так называемое "закрещивание" (известное также и в другие праздники, например, в Крещение). В Новгородской губернии, чтобы не допустить нечистую силу в дом, хозяин чертил в избе и в хлеву перед матицей ножом крестики по числу "дырочек" в доме и на дворе (двери, окна, печь и т.д.) и приговаривал три раза: "Во Имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь!" [13]. Эти действия должны были защитить "отверстия" в доме, которые воспринимались как наиболее уязвимые для проникновения злых сил места.

Часто предметом, с которым совершали сходный по значению обряд, была "четверговая" свеча [14]. В ряде губерний существовал обычай вечером Чистого четверга приносить из церкви свечу, с которой слушали чтение "Страстей Господних". Огонь этой "четверговой" свечи в народе считался святым. До дома "четверговую" свечу старались донести так, чтобы она не погасла. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечу иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем ею коптили крестики на матице, над входной дверью и окнами. С горящей свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. "Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась". [15]

"Четверговую" свечу положено было зажигать в особо важных случаях, например, во время летних гроз и бурь, чтобы сберечь дом от попадания молнии. Эту свечу давали в руки умирающим, ставили перед иконой во время трудных родов. Ей приписывалась сила уничтожать чары колдунов и лечить лихорадки.

"Четверговая" свеча называлась также "страстной", или "страшной". Впрочем, иногда крестьяне говорили, что не всякая четверговая свеча может называться страстной, и собственно страстной свечой считали ту, которая горела по крайней мере "на трех страстях".

Ту же, что и "закрещивание" копотью свечи, цель имело мазание крестов смолой на дверях изб и хлевов, чтобы преградить дорогу колдунам.

"Закрещивание" часто сочеталось с заключением хозяйства в магический круг. Так, в Вятской губернии хозяйка верхом на банной кочерге - "ожоге" объезжала вокруг дома, зачерчивая его от татя и лихого человека. Останавливаясь во дворе перед каждой дверью и воротами, на их верхней притолоке она чертила обгорелым концом "ожога" кресты.

Вообще же, пишет Т. Золотова, в народной обрядности "вода, огонь и крест имели универсальное очистительно-предохранительное значение". Поэтому во всех календарно-обрядовых циклах использовались приемы возжигания огня, окуривания, окропления, купания, применения креста для отпугивания нечисти.

Вернемся, однако, к "четверговой" свече. Как замечал С. В. Максимов, "русские люди придают большое значение так называемому “освященному огню”. Это огонь, вынесенный из церкви после великих священнодействий", во время которых он, по народному верованию, получал особенную силу и исключительную благодать. "Важное значение придается не только огню, но даже свечам". Окружавшее "четверговую" свечу суеверное почитание является примером того, как на "освященный" (по представлениям народа) в церкви огонь - и, соответственно, на свечи, - были перенесены элементы языческого поклонения огню.

Свойствами магического оберега наделялась в народном сознании не только "четверговая", но и "пасхальная" свеча (с которой обходили церковь во время крестного хода на Пасху), а также "богоявленская". Поверья, подобные тем, которые в России окружали "четверговую" свечу, в Греции относятся к "пасхальному огню", а в католических странах Европы - к свече, освященной на праздник Сретения Господня .

Итак, распространенные в народе представления об "освященном" огне и о чудесной силе свечей восходят к языческим временам. Богослужебная же традиция Православной Церкви не знает никакого "освящения" "четвергового огня" или обряда нанесения копотью крестиков над дверями дома.

Святитель Иоанн Златоуст, говоря о магических приемах, предупреждал: "Если и имя Святой Троицы призывают на таковых действиях, если будет призывание святых, если и знамение крестное наводится, бежать подобает таковых и отвращаться". Также и церковным авторам древней Руси приходилось выступать против суеверного, магического использования крестного знамения.

 
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #4 : 28 Марта 2019, 12:43:22 »
"Мнят себя христианами, а поганские дела творят…"

Характерное для восточнославянской народной обрядности Великого четверга стремление всеми возможными способами защититься от злых сил связано с тем, что, как говорилось выше, вокруг этого дня сосредоточились языческие представления о "пограничном" периоде, времени вторжения существ из потустороннего мира: умерших предков и нечистой силы. Считали, что в ночь на Великий четверг у колдунов и ведьм "бывают самые важные свидания с нечистой силой… И нет дня в году, наиболее удобного для тех, кто пожелает видеть нечистую силу и узнать от нее свое будущее" . Вологжане рассказывали, что ночью нужно придти в лес, снять с себя нательный крест, закопать его в землю и затем говорить: "Владыко лесной, есть у меня до тебя просьба", - и леший не замедлит явиться, чтобы раскрыть все тайны и рассказать о будущем.

До принятия христианства у восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших. С распространением христианской веры он был приурочен в народе к четвергу Страстной седмицы. Отсюда происходит украинское название Великого четверга: Навський Великдень (или Мавський Великдень, Мертвецький Великдень), и белорусское Наўскi Вялiкдзень, то есть "Пасха мертвецов".

В литературе древней Руси мы находим сведения о так называемой "мови навьям" - ритуале, осуществлявшемся в честь предков ранним утром Великого четверга. Дело в том, что баню (мовь или мовницу) было принято топить не только для живых, но и для умерших - "родителей". Древнерусский автор писал о суеверах своего времени: "Мнят себя христианами, а поганские [языческие] дела творят и пеплом посреди мовницы сыплют. Оставляют мертвым мясо, молоко, масло, яйца и все необходимое бесам на печь льют. Для мытья им чехлы и убрусы у мовницы вешают. Вымывшись сами, целуют церт [здесь: печь] и кланяются", после чего покидают баню. Пепел насыпали на пол, чтобы увидеть след, оставленный помывшимися. В другом древнерусском поучении говорится: "Бесы же смеются злоумию их [топивших баню] и, войдя, моются и порплются [то есть валяются] в пепле том. Как куры след свой показывают на пепле на прельщение им. И вытираются чехлами и убрусами теми. И приходят топившие мовницу, и ищут на пепле след. И когда видят на пепле след, говорят: “Приходили к нам навьи мыться”".

Предназначавшиеся для мертвецов продукты съедали сами хозяева на Пасху, полагая, что погостившие покойники уже отведали подношений. Целью таких жертвоприношений едой было задобрить умерших пращуров, заручиться их покровительством.

Стоглавый Собор (1551 г.) осудил тех, которые утром Великого четверга приглашали - "кликали" умерших предков: "А в Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласы [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом. И о том ответ. Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении" [
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #5 : 11 Мая 2019, 10:11:04 »
Великій Четвергъ. Умываются утромъ у ручья, чтобъ смыть болѣзнь. Умываютъ дѣтей до перваго луча, пока
воронъ не умылъ своихъ дѣтей и не унесъ цѣлительной силы воды. Собираютъ золу для лѣченія животныхъ. Разсѣваютъ до свѣта снѣгъ по избѣ, отъ насѣкомыхъ. Кладутъ въ печь узелокъ соли и берегутъ ее потомъ, какъ лѣкарство ("четверговая соль»). Ставятъ на ночь соль, мыло, золу, воду, чтобъ сдѣлать ихъ цѣлительными (называется «класть на зорю»).

Этнограф. обозрение. 1896 №2
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #6 : 23 Июня 2019, 02:54:02 »
Послѣ  стоянія  въ  четвергъ  и  субботу  страстной   недѣли, женщины  и  мальчики,  по  заказу  суевѣрныхъ  бабушекъ,  не отдаютъ  свѣчныхъ  огарковъ  старостѣ,  а  послѣ  утрени  за­жигаютъ  ихъ  и  принеся  домой,  отдаютъ  старухѣ.  Та  бере­жетъ  огарокъ  и  молится  за  нимъ,  когда   кому  либо  изъ семьи непоможется,  т.  е.   непоздоровится.   Подмѣтивъ  та­кой  обычай,  я  сталъ  убѣждать  прихожанъ  оставить  его,  но достигъ  только  того, что удержалъ  огарки  въ  доходъ церкви, заставивъ  членовъ  попечительства  собирать  ихъ.   Мои  ма­ленькіе  прихожане  придумали  другой  исходъ  къ  удержанію цѣлебной   свѣчки.   Они   покупаютъ   двѣ  свѣчки  и сначала, зажегши  одну  изъ  нихъ,  стоятъ  съ  нею  нѣсколько минутъ, а  затѣмъ  тушатъ  и  прячутъ  ее.  На  остальное   же  время богослуженія зажигаютъ  другую свѣчку,съ которою уже стоятъ до  конца   утрени   и   огарокъ   отъ   нея   оставляютъ   въ церкви,  а  при  выходѣ  изъ  храма,  въ  притворѣ  снова  зажи­гаютъ  новую  свѣчку  и  уходятъ  съ  нею.— Вербу  тоже  бе­регутъ  и  ставятъ  за  иконы  въ  домахъ.   

Свящ. с.Владыкина Василій Никольский//Пензенские епархиальные ведомости. 1883.

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #7 : 25 Июня 2019, 14:19:20 »
В Великий, или, поздешнему, Чистый четверг, кто имеет накожные сыпи, должен купаться до восхода солнца. Хлеб, посеянный в этот день, будет чист, без сорных трав. Обворачивают в холст кусок соли, обжигают его в печи и оставляют для подачи на стол на Светлый праздник. Эта соль хороша для овец, для коров, от боли живота, от сглаза. Во время отправы страстей тишина в воздухе повсеместная, молчанье торжественное. Возвращаясь из церкви, стараются принесть домой огонь со страстей, т. е. чтоб не погасла страстная свеча; в домах на сволоках накоптить должно этим огнем кресты, а свечу сберегают до будущего Чистого четверга. На ней 12 шариков сплюснутых означают число четверговых евангелий; эти шарики должно прилеплять к свече в самое время чтения евангелий. Свеча эта очень полезна от лихорадки. Для этого ее должно померять ниткою три раза в длину, сжечь нитку, золу смешать со святою водою и в четверг выпить натощак; во время трудной смерти дают ее в руки умирающему. Во время трудных родов зажигают ее пред иконами; во время грозы опять зажигают ее и ставят пред образа; ходят с нею в пчельник.

«четверговой» солью, положенной в Чистый четверг на окно и собранной на восходе, лечат домашних животных.

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #8 : 26 Июня 2019, 11:24:21 »
У знахарок и знахарей, занимающихся ворожбою, особенно важное значение придается из карт пиковой шестерке. Ту же карту непременно имеют и все ведьмы, так как она помогает им не только в решении вопросов о будущем, но и в их превращениях. Чтобы карта получила такие необыкновенные качества, для этого, идя на Светлый праздник в церковь, ведьма берет в карман шестерку пик и стоит с нею во время богослужения. Когда священник, выйдя из алтаря с крестом в руках, обратясь к прихожанам, скажет: «Христос воскресе», а все находящиеся в церкви люди ответят ему: «Воистину воскресе», ведьма в это время тихо произносит: «У мене в карманы карта е». И так повторяет она эти слова каждый раз в ответ на слова священника: «Христос воскресе». Через такое кощунство шестерка пик приобретает таинственную силу, впрочем, в точности рассказчикам неизвестную.

Киев. Старина. 1883. № 6.

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #9 : 26 Июня 2019, 11:52:33 »
"Страстена ("страшна", "велика") неделя".
Седьмая неделя Великого поста."Великой" или/страстеной(страшной) четверг”. Вече­ром  в  церкви  "бывает  страстено  стояние".  К  этому  дню относится  множество суеверных  примет и различные ку- десничества.
Накануне Великого четверга, как лечь спать, хозяйка дома ставит на стол в  "переднем  угле”  корвигу  (хлеб)  и соль,  а под стол  — попел и смолу;  соль и хлеб,  как вос­поминание о "вечёрной трапезе" Христа с его учениками и предательстве Иуды; смола — как указание на смоляные факелы, с которыми искали Христа в Гефсиманском саду; значение  пепла  не  удалось  выяснить  (Ангара).  Пере­численные  вещества  получают  название  "четверговых" ("четвергова соль" и т.д.)  и применяются в сибирской на­родной медицине и ветеринарии и т.п

Охотники  и  зверовщики  тоже  "колдуют":  кладут  под стол ружье с принадлежностями, также смолу, вереск, вер­бу, веник и сметану. После этого ружье приобретает силу "бить и рбнить бегучева зверя противу серца"; оно предох­раняется  и  от  "порчи"  со  стороны  завистника.  Вереск служит для окуривания ловушек.  Назначение остальных предметов осталось невыясненным.

Рыболовы также "кудесничают": кладут под стол рыбо­ловные снасти, "уды" (крючки), "поводки" для самоловов и т.п.: для удачного лова рыбы и предохранения рыболовных снастей  от  "порчи";  воруют  у  других  части  рыболовных снастей и привязывают к своим и т.п."Бабы  нитки  от прёсницы  сучат наобоко"  (от себя)  и кладут  под  стол: этими  нитками  перевязывают  руки  и ноги,  когда  болят. Под  стол  кладут  также  "жаворёнки", хранящиеся от "Сорока святых". Вставши  на следующий день до  солнца,  "четверговой смолой" мажут "хресты" на дверях изб и скотских "клевов" (хлевов),  чтобы  колдуны  и  колдуницы  не  могли  войти; "смоляны хресты" мажут на детишках, на коровах и овцах — во избавление от "порчи", чар "волхйток" и т.п. "Жаварёнкам", размочив в воде, кормят скот — для здоровья и т.п.; его  же  бьют  "четверговой  вербой",  приговаривая:  "Не  я бью, верба бьет!”, а потом кидают эту вербу овцам и коро­вам, приговаривая: "Не я даю, а тальник дает. Как тальникне  сохнет,  так  и  вы,  мои,  Богом  данные  скотинки,  не сохните!"

"Четвергова смола"  употребляется также для лечения болезней, происходящих от "порчи” и т.п., в продолжение текущего года.  "Четверговой солью” и  "четверговым  хле­бом"  кормят  скот для  здоровья  и  при  некоторых  других болезнях. Пепел всыпают в "сусеки"  (закромы)  с зерновым хле­бом, оставляемым для будущего посева, чтобы урожай дал, чтобы избавить пшеницу от "сажи"  (-грибковое заражение зерна) и куколя, рожь — от спорыньи.

"Четвергова соль” приготовляется и другим способом: ее ставят в "посудке" (в чашечке) на некоторое время в печь, истопленную "воскресным дровам" (см.: "Перво великопосно  воскресенье");  топят  печь  и  простыми  дровами,  но зажигают их с помощью "деревяннова огня", добытого осо­бым способом. Эта соль употребляется в сибирской народ­ной ветеринарии для лечения домашнего скота (когда "мышаки давят" и т.п.) и птиц.

На  заре  Великого  четверга  зажигается  деревянный огонь:  в  печи  на  углях  жгут  "богороцку"  или  "богородишну" траву (Thymus serpyllum L.) и окуривают также скот для  предохранения от чумы и волшебного "напуска" (чар)  со  стороны  колдуниц  и  колдунов  (Ачинский  и  др. уезды Енисейской губ.). В старину жгли с тою же целью на угольках  "деревяннова  огня"  так  называемое  "вихорево гнездо" (Plica Betulae albae).

В старину садились верхом на "клюку" (кочерга), объез­жали вокруг хлевов со скотом, "до трое"  (трижды)  повто­ряя:  "Восподи,  благославёсь!  Стань  железной тын!"  Этот обряд якобы предохранял домашний скот от мора, "порчи" и т.п. Стригут тайно чужих овец; этой шерстью "окуривают своих овец, чтобы у них шерсть была "мохната". Этим занимаются будто бы "волхйтки" и т.п. "знаткй люди".

Свеча, с которой стоят в церкви, слушая чтение "страстей  Господних",  называется  сибиряками,  по  примеру своих предков, "четверговой" или "страшной" свечею. Принеся домой зажженною, ею "коптят хрест в избе на матице (сволоке). В следующий Великий четверг этою свечею за­топляют печь". Четвергову свечку зажигают при трудных родах и во время грозы.

В Великий четверг пекут "кулич" из ржаного "кислова кеста”  (теста)  в форме "корвиги" или "ковриги"  (хлеба)  с накладным крестом; кулич целым сохраняется до Пасхи. А когда священник пойдет с "Богоматерью" по избам, то ку­лич ставят под "Бога" или "Святы”; после чтения молитвы отдают "попу", тот продает такие куличи на сухари.
Суеверное отношение к "четверговой соли" великоросса, малоросса, в том числе и сибиряка-русского довольно древнее.  Оно поддерживалось в народе  отчасти  православным  духовенством,  которое  старалось  тщетно дать этому суеверному  предрассудку христианский  смысл.  В  подтверж­дение этого П. Калинский приводит любопытное место из Стоглава: "Не­которые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седьмого четверга по велице дни тако держат и ту соль дают на врачевание людям".

Макаренко. Сибирский нар. календарь, 1907

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #10 : 24 Декабря 2019, 17:35:29 »
Ещё раз о четверговой соли.
Автора не помню, стащила с какого-то форума, но статья понравилась.

Очень сложно переоценить волшебные свойства этой магической соли. Вот несколько примеров:

- при приготовлении этой соли происходит хорошая чистка всего помещения и людей, которые в этот момент там находятся
- добавляем в воду и делаем уборку помещений
- добавляем немного в пищу для чистки себя, своих родных и даже клиентов
- Чистим в ней свои магические атрибуты, а так же любые бытовые вещи
- ставим мешочки с солью в шкаф, сыпем в углах, на пороге и используем в качестве защиты
- так же можно мешочки с солью носить с собой в сумочке как защитный оберег
- используем в качестве подсвечника для чистки свечами
- можно натираться солью , вставать на нее ножками и представлять как соль оттягивает весь негатив
- можно фото погружать в соль.


Заговор при чистке солью с возвратом:

«Соль соляная, оттяни, отведи все уроки, призоры, чьи-то наговоры. Ты чиста и я чиста буду, тебе таять , так и моей беде таять. Соли скрипеть, а мне не болеть, что сняла, назад пошло, ворога моего нашло, на него шубку накинуло, чтоб защита его сгинула, кто мне зла пожелал, чтоб от боли заорал, от бессилья застонал. От меня порча отвернись, на ворога моего откатись, меня не жрать, не ломать, а его (имя) до смерти укатать. Как сказала , так тому и быть, замок в роте змеи, никому не избыть, ключ не забрать, защиту не сломать. Как сказала, так тому и быть!»

Если имя врага не знаете, то можно пропустить.

Теперь еще часто задаваемый вопрос – когда делать Четверговую (черную) соль.

Общепринятый день для изготовления такой соли считается Чистый четверг. Но хочу сказать, что соль сделанная в другой четверг, с мощным намерением , обладает не меньшей силой, поэтому делаем в любой четверг, запретов нет. Далее могут быть индивидуальные предпочтения, привязанные к лунным суткам, днем-утром-ночью, если совпадает с силовыми днями, то это замечательно.

Итак, приступим

1. Берем крупную соль. Покупаем специально для ритуала, обязательно без сдачи, желательно с почином (значит заплатить больше, чем на ценнике). Берем добавки к соли – это уже по предпочтениям ( ржаная мука, травы липа, ромашка (для деток хорошо), полынь. Очень хороша полынь. 
Пропорции берите на глаз, чтобы ощутимо заметно было наличие наших добавок в волшебной соли. Травы можно аптечные, свежие я бы не стала.. Предварительно подсушите. Это же не отвар и не настойка, на сковороде тоже пойдёт процесс сушки-жарки, зачем лишняя влага.

2. Берем толстостенную сковороду, желательно специальную для обрядов, но если таковой нет, то можно из бытовых. Высыпаем туда наши магические ингредиенты , открываем форточки во всех комнатах, включаем печь и БЕЗ МАСЛА!!! начинаем жарить нашу магическую соль.

3. В процессе можно нашептывать различные заговоры на нее, не забываем периодически помешивать, чтобы все прокалилось равномерно. Будет сильный дым, со своеобразным запахом, но все это только во благо. Держите соль на сковороде на среднем огне не менее 1,5 часа. За этой время каждый уголочек квартиры наполняется чудесным ароматом полыни, на губах пары соли, в общем красота!

4. Остужаем соль, раскладываем ее в мешочки из натуральной ткани. Сшейте их сами: купите ткань, сделайте двойные стенки и мешочки готовы.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Magda

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 228
  • Репутация: 76
  • Magda
  • Выпускница школы Рунической магии
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #11 : 25 Декабря 2019, 03:20:19 »
Берем добавки к соли – это уже по предпочтениям ( ржаная мука, травы липа, ромашка (для деток хорошо), полынь.
Беру те же ингредиенты, вот только муку не добавляю. Никогда не слышала о четверговой соли с мукой, подгорит ведь сильно, и запах у соли будет горелый.

Laima

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 177
  • Репутация: 80
  • Laima
  • Выпускница школы Ленорман
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #12 : 25 Декабря 2019, 04:55:46 »
Я добавляю в соль в процессе жарки полынь, розмарин и шалфей. Жарю 1,5 часа, периодически перемешиваю, приоткрываю окошко на кухне из-за наличия дыма, но запах приятный.

Kotofey

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 256
  • Репутация: 40
  • Kotofey
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #13 : 25 Декабря 2019, 05:47:03 »
приоткрываю окошко на кухне из-за наличия дыма
Окна необходимо открывать не только из-за дыма, но и для того, чтобы нечисти было куда убегать. Я ещё все шкафы и ящики в доме приоткрываю, дабы нечисть туда не попряталась и не переждала.

Amanita Caesarea

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 198
  • Репутация: 129
  • Amanita Caesarea
  • Выпускница Школы Рунической Магии
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #14 : 25 Декабря 2019, 06:01:52 »
Рабочими заговорами при изготовлении четверговой соли не поделитесь? Благодарю заранее.