Новости: 🖤 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🖤

  • 21 Ноября 2024, 11:40:29


Автор Тема: Великий (Страстной) четверг на Руси  (Прочитано 3586 раз)

Kotofey

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 256
  • Репутация: 40
  • Kotofey
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #15 : 25 Декабря 2019, 06:05:52 »
Рабочими заговорами при изготовлении четверговой соли не поделитесь?
При жарке соли приговариваем:

"Соль Матушка, как ты нагреваешься, накаляешься,
Силой мощной наполняешься,
Чтобы порченное удалять, злых духов, болезни изгонять,
Врагов уничтожать, дом от нечисти избавлять. Заклинаю".

Или вот ещё один:

"Соль, Землею рожденная,
Могуществом наделенная,
К тебе я взываю,
Силою трав наполняю.
Творю тебя на защиту и очищение,
На помощь и исцеление.
Болезни лихие, взгляды косые,
Порчи и сглазы, врагов, дураков,
Зло, негатив и проклятия,
Нападения сущей, заклятия –
Все это ты разъедаешь
Меня и семью защищаешь!
И покуда Соль Солью зовется,
Защита сия остается!
Бысть тому!"

Stella

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 144
  • Репутация: 42
  • Stella
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #16 : 25 Декабря 2019, 06:22:09 »
Когда моя бабушка готовила четверговую соль, она обращалась к Дым Дымовичу, ходила со сковородой по дому и читала ему заговор, не помню уже какой. И найти не могу.

Гамаюн

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 327
  • Репутация: 84
  • Гамаюн
  • Выпускница школы Ленорман
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #17 : 30 Января 2020, 15:50:57 »

Соль Четверговая
Известно, что соль с Великого Четверга обладает силой очищения и исцеления. В Среду Страстной недели купить соль, наутро Четверга она уже должна быть в доме, чтобы на рассвете её подготовить для добрых дел на весь год.
Однако, не всегда рассчитаешь нужное количество. Поэтому в любой четверг (вне зависимости от фазы Луны) на подготовленную соль (крупная или мелкая - не имеет значения) читать молитву на освещение соли и наделения её чудодейственной силой:

"Пресвятая Богородица, Триблаженная Мать Рода человеческого, не ты ли Пречистая родила Сына Своего, дабы даровать Надежду Воскрешения и Жизни Вечной во Имя Крестного подвига Господа нашего Иисуса.
Молитвами Своими надели эту соль Чудодейственной Силой очищать, исцелять и защищать тела и души, обиталища и предметы от всех энергий, свойств, качеств, состояний, кои ниже Совершенства Сына Твоего; от всякого шаманства, порчи, наговора, от проклятия названного, от проклятия Родового, от всякие твари незримые, во тьме таящиеся и из тьмы приходящие, дабы искусить детей Твоих земных и поселить в душах их хаос, в телах - хвори да боли.
Во Имя Господа Нашего Иисуса, Исполнится! Аминь!"

После этого поставить чашу (или другую ёмкость с солью) на алтарь под иконы укрыв белым полотном из хлопка до первой звезды. Далее Соль готова творить добро.

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #18 : 01 Февраля 2020, 17:56:32 »
Четверговая соль используется во многих обрядах и самостоятельно для чистки жилья и домочадцев, устранения злобы, помощи в лечении и даже приворотов.

Готовят Четверговую соль в ночь со среды на "Чистый четверг" (последний четверг перед Пасхой). Для этого каждый из членов семьи берет горсть соли и кладет ее в одно место. Горсти соли Вы можете набрать и сами по количеству членов семьи. Только берите полные, Вам эта соль на год. Затем она смешивается с ржаным хлебом и обжаривается вместе на сковороде до приобретения золотисто-коричневого цвета. Хлеб предварительно раскрошить и добавлять к соли в виде крошек. Все это нужно собрать в полотняный мешочек и отстоять с ней службу в церкви. После чего соль считается священной и хранится весь год, используясь в том числе в вышеописанных ритуалах.

В церковь на службу можно идти либо в Чистый четверг, либо на Пасху. Если не получается сходить, можно освятить самим, прочитав молитву над солью:
"Боже, спаситель Наш, явившийся через пророка Иеремию в Иерехоне, и так, посредством соли, сделавший здоровой вредную воду! Ты сам благослови и эту соль и сделай ее приношением радости. Ибо ты - Бог наш и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь"
Еще думаю нужно сказать, что соль для приготовления Четверговой соли покупается специально, а не берется та, что есть в доме.


Вот еще один очень простой способ приготовления Четверговой соли.
День приготовления: Великий Четверг.
Время: ближе к полуночи.

Пачку специально приобретённой соли смешать с 12 ложками ржаной муки.
Высыпать на сковороду, трижды наговорить:

"Чистый Четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время."

Прокаливать на сковороде до золотистого цвета.
Прокаливая, перемешивать новой деревянной/пластиковой лопаточкой по ч/с.
В полночь ссыпать в мешочек из х/б ткани, хранить в отдельном месте.

Вот что говорится о такой соли:
«Станет та соль Всех Солей Соль, от любого зла она защита:
Если в доме больной – дать ему той Соли с водой выпить.
Если в доме беда – в каждый угол насыпать.
Если меж супругами ссора – положить мешочек с Солью под подушку.
Если кто уехал и не возвращается – бросить горсть Соли в огонь.
Чтобы дети росли здоровыми, добрыми, красивыми да разумными – в воду для купания малую щепотку кинуть.
Чтобы в доме достаток был – в деревянную солонку насыпать, да посередь стола поставить.
Если недоброжелатель в дом пришел – пищу ему подать, той Солью сдобренную. А ежели враг, то после его ухода все следы его Солью присыпать.
Чтобы лад в доме был – под каждую кровать, под самое изголовье, щепотку бросить».

Для очищения себя от негатива искупаемся до восхода солнца. Мыться в этот день желательно в максимально прохладной воде. Считалось, что холодная вода смывает болезни, дает телу красоту и здоровье. Раньше мыло выносили на ночь на улицу, чтобы лицо стало особенно чистым, в воду опускали серебро и золото. Эти металлы символизировали богатство и крепость.Смывая с себя пену, приговаривали:

«Как исповеди очищают, как вода грязь смывает, так и ты, Четверг, чистым будь. Очисти меня, раба(у) Божьего (ью), от всякого зла, от обиды, от непослушания, от чужой хулы, от дурной молвы, от злых разговоров, от напрасных споров Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Или так: взять в руки соль ( в идеале четверговую) и наговорить на нее:
«Это понедельник, это вторник, это среда, а это чистая вода. Омываешь ты коренья и пряменья, умой и меня (имя). Водичка- водичка, смой с меня и с моего личика порчу – мужскую, женскую, детскую, старческую, завидную, напущенную, забери маяту, дай леготу. Да будет так».

После чего соль высыпать в воду перемешать и облиться.

И ещё в этот день, чтобы волосы стали густыми и длинными, женщины подстригали кончики своих волос.

И очень желательно в этот день сделать уборку. Если нет никаких сил на генеральную, можно сделать символическую, паутину смахнуть, пыль протереть, подмести, но хотя бы что-то одно отмыть хорошо, хоть ломберный столик, хоть кошачий лоток.Перед уборкой открыть все форточки.

Закончив ее, взять горстку соли ( в идеале четверговой) в правую руку и прочтите над ней заговор: «Катись катаньем, доля худая, разлучница, кумушница. Катись – не тянись, у порога не крутись, за крыльцо не цепляйся, на воротах не висни! Песья, лешего, воронья подмога, катись от порога!»
Потом посыпать соль полосочкой вдоль порога входной двери. Желательно так исхитриться посыпать, чтобы ее нельзя было полностью вымести в последующие уборки. Считалось, что эта соль защищает дом от негатива весь год.

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #19 : 01 Февраля 2020, 18:00:18 »
Перед тем, как начать готовить соль, всю квартиру желательно почистить церковной свечой и молитвой. Волосы должны быть убраны под косынку. Желательно, чтобы на хозяйке был крест. Начинать готовить следует после полуночи, со среды на Чистый Четверг (перед Пасхой).

Четверговая соль:

1) соль (не морская) - 1 стакан;

2) чёрный хлеб - 1\2 кусочка (подсушить, раскрошить);

3) лавровый лист 4 шт (мелко поломать);

4) шалфей 2 чайных ложки;

5) молотый чёрный перец - 1 щепотка;

6) материнка 1 столовая ложка;

7) семена укропа 1столовая ложка.
Соль высыпать на противень на фольгу или пергамент, поставить в духовку на сильный огонь. Соль должна слегка пожелтеть. Затем соль остудить, смешать в блендере с хлебом, травами и специями и поставить обратно в духовку хорошо прогреться. Пока соль готовится в духовке со специями, а потом остывает, при зажжённой церковной свече начитывать такие молитвы: Отче Наш - 12 раз, Да воскреснет Бог - 3 раза, Богородице Дево, радуйся - 3 раза.  Когда соль остынет, её нужно пересыпать в стеклянную баночку. Можно сразу немного насыпать под порог и трижды перекрестить свечой входную дверь. Это защитит дом от недоброжелатей.

А теперь о том, для чего и как она применяется.
Во-первых, когда мы её приготовили, сразу насыпаем под порог. Никто с плохими мыслями и намерениями не сможет переступить порог вашего дома. А если даже и переступит, его негатив не каснётся тех, кто в этом доме живёт.
Во-вторых, четверговая соль помогает во многих ситуациях: от сглаза, если носить её на себе в маленьком мешочке, для здоровья, если натощак пить слегка подсоленную этой солью воду, при ссорах, если на три дня рассыпать её по углам, а через три дня замести и закопать в землю. И во многих других ситуациях.
Ну а в-третьих, её просто очень вкусно применять, как приправу к еде. Я, например, обожаю солить нею салаты и яичницу.

Запомните! Четверговой солью нельзя делиться и нельзя выносить её из дома, в котором она приготовлена.

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #20 : 26 Февраля 2020, 16:50:53 »
Чистый четверг (великий, страстной, страстеной, страшной) — четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого Поста. В этот день церковь вспоминает Тайную Вечерю, последний ужин Иисуса Христа с учениками, состоявшийся в первый день Иудейской Пасхи, за которым последовало предание Христа Иудой в руки фарисеев, положившее начало страданиям Господа за грехи людские. Во время последней трапезы Спаситель сделал символическое жертвоприношение, преломив хлеб, он сказал: "Приимите ядите: сие есть Тело мое", а затем, подав ученикам чашу с вином, произнес: "Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во спасение грехов". (Мф. 26, 26-28). Так Иисус установил таинство Евхаристии или Причащения, и благодаря этому, указал путь к спасению. Великий четверг — день, в который перед Пасхой в церкви принимает причастие, очищение от грехов, наибольшее количество верующих (См. Богослужения Великого четверга).

В народных представлениях, необходимость проведения очистительных обрядов, осознавалась также, как необходимость очищения пространства, оскверненного предательством Иуды.

В этом поверье нашел отражение текст Евангелия, читаемый в этот день в церкви. Во время Тайной вечери Христос предсказал, что один из учеников предаст его. Каждый из апостолов взволнованно и испуганно спрашивал: "Не я ли, Господи?" — Иисус ответил: "Опустивший со мной руку в солило (блюдо с солью), этот предаст меня". Тут же рука Иуды протянулась через весь стол к блюду, и тихо прозвучал его голос: "Не я ли, равви (учитель)?" (Мф. 26, 21-25).

Идея очищения духовного и физического пронизывает весь праздник, чрезвычайно богатый разнообразными народными обычаями и обрядами, имевшими профилактический, превентивный (предупредительный), продуцирующий и очистительный характер. Многие из них дохристианского происхождения. По их количеству и значению Великий четверг иногда сравнивают с древнерусским новым годом, отмечавшимся в первых числах марта (см. Евдокия Плющиха).

В 19 в. обрядность Чистого четверга в большей степени была связана с представлениями о границе, отделяющей Великий Пост, период безвременья, когда жизненные проявления были сведены к минимуму, от периода возрождения и обновления природы, начинавшегося с Пасхи. Подобная грань в древности отделяла старый земледельческий год от нового в преддверии весенних хозяйственных работ. В момент перехода от старого года к новому старый мир становился неустойчивым, рушился, теряя свою привычную структуру, а в человеческое пространство проникали существа потустороннего мира: предки и нечисть. Чтобы подтвердить и установить заново утраченный порядок, надо было прежде всего защититься от нечисти, очистить от нее человеческое пространство, устранив таким образом причину несчастий, в тоже время появлялась возможность заручится поддержкой высших сил или предков, приобрести достаток и благополучие.

Одно из наиболее старых описаний празднования в народе Великого четверга содержится в "Стоглаве" (сборнике постановлений Московского собора духовенства в 1551 г.), связано оно с поминовением умерших. Утром этого дня крестьяне сжигали солому и приглашали — "кликали" умерших. Для умерших оставляли угощение (мясо, молоко и яйца), топить баню и приглашать помыться.

Христианская сторона праздника осознавалась в народе как необходимость поста, воздержания и обязательного посещения в этот день церковной службы и исповеди. Церковный смысл дня при этом был не всегда ясен: в некоторых местах крестьянки считали, что "Чистый четверг" — это угодник Божий.

С Чистого четверга пост становился наиболее строг. В память о страстях Господних наиболее верующие старались не есть вообще или питались лишь водой и хлебом, соблюдая при этом обет молчания. Остальные крестьяне следовали предписаниям церкви вкушать только невареную пищу без постного масла. С этого же дня хозяйки начинали готовить угощение к Пасхе: жарили и варили мясо, пекли куличи, делали творожные пасхи, иногда, красили яйца; в этот день варили пиво на всю праздничную неделю.

Готовясь к Пасхе, русские крестьяне именно в Страстной четверг старались очистить дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора и грязи. Полы, стены, потолки избы, стол и лавки тщательно мыли, драили песком и голиком, скоблили ножом; обновляли и мыли иконы и лампады. В народе говорили: "Если в чистый четверг вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет". После этой уборки в избе не подметали до Пасхи, чтобы "не засорить глаза лежащему во гробе Христу". В некоторых местах в этот день старались перемыть всю посуду, а крынки для молока даже окуривали женскими волосами, объясняя важность этого действия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя.

Необходимость уборки в Чистый четверг объясняли еще и тем, что празднику Воскресения Христова каждая вещь радуется.

В этот день старались все перестирать, в том числе все коврики, половики и постели: матрасы, наволочки, подстилки. Их выносили сохнуть на двор, а вся семья ложилась спать на "гороховине", гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере матери учили дочерей: "Все надо выстирать, даже портяночка и та радуется Пасхе".

Приводя в порядок хозяйство, крестьяне не забывали и о себе: мылись в банях и в печках. При этом баню топили не только для живых, но и для умерших — "родителей" или для домового — "хозяина", им оставляли на полке ведро воды и веник, приговаривая: "Тебе баня, на стоянье, а нам на здоровье". Это давняя традиция: еще в 16 в. для покойных родителей в бане вешали рубахи и полотенца, лили воду на каменку, а на пол насыпали горку пепла, чтобы увидеть след, оставленный помывшимися.

Мытье в Чистый четверг имело обрядовое значение, а вода наделялась особой магической силой. Благодаря умыванию, обливанию или купанию русские крестьяне стремились очиститься от несчастий и недугов, отогнать болезни, приобрести здоровье и красоту.

Воду для омовения надо было брать рано утром, до восхода солнца, "пока ворон крыло не омочил", "пока детенышей не выкупал", иначе она потеряла бы свою целебную силу. В южнорусских губерниях было принято умываться или купаться обязательно в проточной воде, в ручьях и реках, чтобы "смыть болезни". В Орловской губ. на реку ходила сама хозяйка, принеся воду в деревню, она на улице сначала обливалась сама, затем окатывала мужа и взрослых детей, а маленьких мыла в избе теплой водой. После этого она перевязывала всем домашним запястья и поясницы пряжей, которую напряла в предыдущую ночь. При этом нитку изготавливали наоборот, закручивая веретено в левую сторону, а не в правую, как делали обычно. Верили, что после этого никто из семьи весь год не будет болеть.

Чтобы увеличить очистительные свойства воды, во многих местах в нее опускали серебро. В Вологодской губ. к колодцу ходила самая старшая в семье женщина — "большуха". Прежде чем зачерпнуть воду, она опускала в колодец серебряную монету, а затем несла воду домой, где ею умывались все домашние. В Среднем Поволжье в рукомойник, наполненный только что принесенной водой, клали серебряное кольцо, а умывались, чтобы быть здоровыми и "чтобы глаза не болели". В Новгородской губ. туда же клали золотые и серебряные вещи (кольца, серьги), но с другой целью, чтобы "жить весь год богато". Умываясь с серебра, крестьянки приговаривали: "Как серебро не портится, не ржавеет, так же бы и моя жизнь прошла хорошо".

С омовением в Чистый четверг была связана девичья любовная магия. Девушки до восхода солнца, стараясь никого не встретить, по одиночке и группами бегали к реке умыться или даже окунуться целиком, чтобы весь год быть красивыми и любимыми. С этой же целью на деревенской улице они плескали друг дружке в лицо принесенной с ручья или реки водой. "Прежде чем птица встанет", новгородские девушки старались умыться свежей водой дома, так как считали ее верным косметическим средством, способным избавить их от веснушек и отбелить лицо.

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #21 : 26 Февраля 2020, 16:51:24 »
При помощи заговоров девушки стремились приманить женихов или приворожить полюбившегося парня. В Вятской губ. они "пускали по ветру" следующие слова приговора: "Стою я, благословясь, иду, перекрестясь, из избы дверьми, из ворот в чисто поле, на чистую росу. Святой водой умоюся, цветочками утруся, иду на ясный месяц, на частые звезды, на свято солнышко. Всем бы я казалась как ясный месяц, часты звезды. Всем бы я казалась как маков цвет" (Иванова А.А. 1996. С. 6.). Умываясь до солнышка на ручье, какая-нибудь из них три раза приговаривала: "Прихожу я, раба Божия (имя-рек), умыться, просветиться на этот ручей. В этот ручей бежат все ключи и заторы со всех сторон, со всех дорог торопятся, сноровятся. Так бы и ко мне, рабе Божьей (имя-рек), торопились, сноровились женихи. Весь мир православных христиан, любите меня и хвалите меня. Во веки веков. Аминь." (Иванова А.А. 1996. С. 5.). Вологодские девушки, как только "большуха" принесет воду с колодца, бежали с ней на хмельник, умываясь там, они приговаривали: "Как хмель любят добрые люди, так и меня бы любили".

В некоторых местах омовение в Чистый четверг сочеталось с ритуалом кликания весны. В Буйском у. Костромской губ. девушки на восходе солнца трижды опускались в воду со словами: "Вода весенняя, здоровая! Дай и нам здоровья", — затем трижды кувыркались по земле и, забравшись на крыши, пели в честь весны песни. В соседних областях девушки, войдя в реку по пояс, водили хоровод и пели: "Весна, весна красная, приди весна, с милостью, с великою благостью!", — если на реке еще был лед, хоровод водили вокруг проруби.

В качестве одного из способов очищения и изгнания нечисти повсеместно, а в особенности в северо-восточных губерниях и в Сибири, распространено было окуривание. Рано утром в Чистый четверг было принято ходить в лес за можжевельником (см. Верес), которым окуривали постройки, людей и скот, стремясь защитить их от несчастий и предопределить здоровье. В Сибири в Страстной четверг для окуривания скота от чумы и порчи, осуществлявшегося на рассвете с началом заутрени в церкви, использовали навоз, "богородишну траву" или собранный до рассвета сор из муравейника и муравьев, при этом, было принято поджигать их священным "деревянным огнем", полученным трением на рассвете. В Ярославской губ. верили, что с утра надо как можно раньше затопить печь и "окурить" печным дымом деревню, "чтобы год был легким".

К очистительным обрядам относятся также приуроченные во многих местах к Чистому четвергу действия по изгнанию из дома насекомых: клопов, тараканов и им подобных. На Новгородчине в ночь на со среды на четверг отлавливали трех клопов и выносили их далеко в поле, веря, что все остальные последуют за ними сами. В Смоленской губ. в старый лапоть клали по одному из каждого вида домашних насекомых и волокли их из избы за околицу. Для этого собирались все живущие в доме женщины и, взявшись за оборы лаптя, изображали, что тянут его с большим трудом. В рязанских и саратовских деревнях также тащили привязанного за лапки таракана. В Пермской губ. таракана или клопа на толстой веревке должны были тянуть двое мужчин, при этом строго на строго запрещалось смеяться. Старообрядцы Забайкалья, чтобы не дать разной "нечисти" (мошкам, червям и тараканам) расплодиться в доме, рано утром, "пока пташка не запела", на огороде сжигали старую рухлядь, мусор, старую одежду и обувь. В Вятской губ., чтобы избавиться от клопов и блох, хозяйка до восхода солнца, раздевшись до нага, подметала пол в избе, а затем выносила мусор во двор, стараясь непременно унести его весь в один прием, зажав между коленями. В Вологодской губ. до восхода солнца нагая хозяйка три раза объезжала дом на клюке, чтобы выжить клопов и тараканов.

В Великий четверг во многих местах исполнялся древний обряд очерчивания магического круга, связанный с установлением незримой границы, призванной обеспечить защиту и благополучие крестьянскому хозяйству. Хозяин или хозяйка в одиночку рано утром, до восхода солнца, натощак, стараясь, чтобы никто их не увидел, трижды обходили — "объезжали" дом, двор, огород или поле, произнося специальный приговор, чтобы уберечь хозяйство и семью от несчастья и оградить их от проделок нечистой силы и колдунов.

В некоторых местах кто-либо из хозяев обходил хозяйство, читая 102 псалом Давида "от воров" или держа в руках икону. На севере Вологодской обл. хозяйка обходила дом с растворенной квашонкой в руках, кто-нибудь из избы спрашивал: "Кто идет?", в ответ следовало сказать: "Иисус Христос с хлебушком да Божью Матерь несет". Но чаще дом трижды "объезжали" верхом на палке — клюке, помеле, ухвате или кочерге.

В Тобольской губ. хозяин, чтобы предохранить семью от порчи и мора, объезжая дом на кочерге, три раза останавливался у окна и спрашивал: "Все ли дома", — ему отвечали: "Все дома, все". Северорусским хозяином объезд делался, "чтобы богатство не уходило", чтобы "целый год в доме было всякого добра". В Сибири хозяин трижды объезжал двор со скотом, приговаривая: "Господи, благослови! Стань железный тын!". Считалось, что это предохранит скот от всех напастей. В Тверской губ. хозяин объезжал на кочерге поле и огород, чтобы не позволить в них заводиться кротам. В Белозерье хозяйка — "большуха", чтобы Бог берег ее избу, объезжая дом на помеле, приговаривала: "Спаси, Господи, сохрани, Господи, мою хижину от злых людей, от злых зверей. Летушко красное чтоб было все спокойно". В Костромской губ. на помело садилась девушка с распущенными волосами и в одной рубахе без пояса. Она "объезжала" дом и постройки, а, подъехав к окну, обращалась к матери: "Тетка Анна, скотина дома?" Та отвечала: "Дома!" — и благословляла. И так три раза. Говорили, что после этого скотина будет здорова и от дома "не откажется", т.е. не потеряется.

Крестьяне знали и другие способы очерчивания магического круга. В ночь со среды на четверг выпрядали нитку, закручивая ее в левую сторону, утром трижды ее протягивали вокруг двора, затем спутывали остатком нити ноги цыпленку, которого в доме обносили вокруг стола со словами: "Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой, за скотиной ходи, скотину паси". Этот ритуал должен был способствовать сбережению скотины.

Одним из способов установления магической границы было так называемое "закрещивание" (известное также в другие праздники, например, в Крещение). В Новгородской губ., чтобы не допустить нечистую силу в дом, хозяин чертил в избе и в хлеву перед матицей ножом крестики по числу "дырочек" в доме и на дворе (двери, окна, печь и т.д.) и приговаривал три раза: "Во Имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь!". Часто магическим предметом, с которым совершали сходный по значению обряд, считалась "четверговая" или "страшная" свеча. Возвратясь поздно вечером из церкви, ею копили крестики на матице, над входной дверью и окнами, с горящей свечей обходили дом и двор. Ту же, что и "закрещивание" копотью свечи, цель имело мазание дегтем косяков дверей, ворот амбара, погреба и двора, распространенное в северо-восточных губерниях и в Сибири.

"Закрещивание" часто сочеталось с заключением хозяйства в магический круг. В Вятской губ. хозяйка верхом на банной кочерге — "ожоге" объезжала вокруг дома, зачерчивая его от татя, вора и лихого человека. Останавливаясь во дворе перед каждой дверью и воротами, на их верхней притолоке она чертила обгорелым концом "ожога" кресты. В Вологодской обл. "закрещивание" применяли в целях сбережения домашней птицы от хищников. В Страстной Четверг до солнышка, трижды обходя курятник, хозяйка заговаривала: "Ни мышь, ни гад не трожь моих курочек и цыплят. Ни кошка ловучая, ни собака хавкучая, ни птица летучая, ни злые люди, ни волки, ни медведи," — затем она безымянным пальцем или ножницами чертила в воздухе крестики над теми местами в курятнике, где обычно сидели курицы.

Великий Четверг, как точка временного перелома, наделялся способностью проецировать производимые действия на весь последующий год, поэтому на него приходилось большое количество ритуалов типа магии первого дня, начала. Любое действие, совершенное в этот день верно, сулило успех и удачу в данном виде деятельности на протяжении всего года.

Все в крестьянской семье старались встать в Великий четверг как можно раньше, так как считали, что тот, кто проспит, плохо проведет лето. Поднявшись до солнышка, хозяин пересчитывал деньги, чтобы весь год они водились в хозяйстве, затем шел в хлев, выдавал корм рабочим лошадям, поил их и чистил скребницей, чтобы они были выносливы и здоровы. После этого он перемешивал жито в сусеках, чтобы оно не оскудевало в житнице, осматривал сельскохозяйственные орудия (соху, борону и т.д.), передвигал, переставлял их с места на место для того, чтобы лучше родился хлеб, чтобы орудия не ломались при работе в поле, были легкими и не утруждали лошадь. Если хозяин был рыболовом, он прорубал на реке новую прорубь, если охотником, три раза стрелял из ружья, что должно было обеспечить удачу как в том, так и в другом промысле. Если в хозяйстве были пчелы, ульи выставлялись на воздух, чтобы пчелы стали сильнее и лучше велись в хозяйстве. Хозяйка обязательно должна была в этот день испечь хлеб, чтобы весь год его было вдосталь, и он удавался. На северо-западе Вологодской обл. хозяйки в Великий четверг мешали заготовленную к Пасхе сметану, чтобы она и масло в доме не переводились. Кое-где крестьяне жестами или, взяв в руки косу, серп, цеп и т.п., делали вид, что выполняют соответствующие полевые работы, "чтобы не брала усталость в течение лета в работе". В Сибири хозяева выносили на улицу сохи и бороны, "чтоб наступило урожайное лето".

Вообще, чтобы иметь возможность и желание выполнять в течение года повседневные обязанности, с утра четверга взрослые старались переделать множество разных дел: мужчины плели лапти, вили веревки и т.п., женщины подметали избу, пряли, мотали нитки, ткали и шили. В некоторых местах старики в этот день приготовляли бражку к грядущему празднику и ходили друг к другу в гости бражку пробовать, считалось, что от этого они проведут будущий год в веселье и довольстве. Мальчики, подобно взрослым, рано утром пересчитывали свои "козны", т.е. весь запас косточек для игры в "бабки", чтобы они в этом году приносили больший выигрыш владельцу. А в те, кто хотел весь год быть "легким человеком", т.е. не болеть, должен был утром четверга соскочить с трех ступенек крыльца или перескочить через три порога задом наперед.

В Великий четверг были известны различные магические способы сохранения скота. Особенно распространены они были в северных русских губерниях. Рано утром хозяйка влезала на голбец печи, открывала трубу и звала в нее по имени каждую скотину. Иногда звали через "дымное" окно (около печи, выходящее во двор), при этом, животных "кликали" в зависимости от породы и возраста тем же призывом, которым обычно подзывали их для кормежки. Хозяйка выкрикивала каждый призыв до тех пор, пока какое-нибудь из животных данной породы не подавало голоса. Это считалось верным признаком того, что скот в предстоящем году не погибнет.

В Вологодской губ., чтобы уберечь животных от диких зверей, ходили в лес и кричали: "Волки, медведи из слуха вон; зайцы и лисы — к нам в огород", при этом стучали в сковороды и звенели колокольчиками. В Сибири хозяин выходил на перекресток и раскладывал там по дорогам четыре небольших куска мяса. Затем, встав в центре лицом на восток, кланялся и произносил три раза: "Черные лютые звери, серые волки, принес я вам питание — еду, не надейтесь больше на меня". В Белозерье, стараясь защитить корову, брали воду с трех колодцев и поили ее, приговаривая: "Как из этого колодца ни волку, ни медведю не напиться, так бы и мою коровушку, чтоб не видел и не достал". В Вятской губ., чтобы коровы во время выпаса возвращались домой без зова по первому вечернему колокольному звону, их поили водой с разведенной в ней колокольной медью. Чтобы на протяжении лета уберечь цыплят от хищных птиц, одевали на шест в огороде кувшин без дна, вешали на передний угол дома голик и старый лапоть или опрокидывали горшок, чтобы они "цыплят не видели".

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #22 : 26 Февраля 2020, 16:51:51 »
На северо-востоке Европейской части России хозяева, желая обеспечить благополучие и здоровье скоту, его "закармливали" (чаще этот обычай был приурочен к наиболее важным в хозяйственном скотоводческом цикле праздникам Егорьеву дню (См. Первый выгон скота) или к Покрову дню). Рано утром коровам давали съесть хлеба или последний, сжатый в прошлом году сноп овса (См. Дожиночный сноп), который нельзя было держать голыми руками, поэтому одевали рукавицы. На востоке Новгородской обл. закармливание скота в Чистый четверг особо оговаривалось. Только у той хозяйки оно было бы удачным, которая увидела в этот день лягушку в воде, а не на земле. Иногда в Чистый четверг "закармливание" проводилось после окликания скотины в трубу. В Вологодской обл. хозяйка залезала на крышу с подолом полным овса и кричала в трубу: "Корова-то дома?", кто-нибудь из семьи отвечал утвердительно, тогда хозяйка говорила: "Так-то вот, коровушки, в лесу не спите, домой ходите". Затем она спускалась, и, не заходя в избу, шла в хлев, где скармливала овес из подола скотине.

В Сургутском крае новоиспеченный небольшой хлебец — "каравашек" предназначался не скоту, а "скотской суседке" — духу, живущему, по представлениям сургутян, в каждом хлеву и являющемуся хозяйкой находящегося в нем скота. Чтобы умилостивить ее этот хлебец посыпали солью и клали в хлеву под матицу, приговаривая: "Матушка — суседушка, вот тебе хлеб да соль, полюби нашу скотинушку".

В средней полосе России в Великий четверг было принято впервые подстригать волосы маленьким детям, которым исполнился год, чтобы они были гуще и лучше росли. С этой же целью отстригали кончик косы девушки. Хозяева отрезали кончики хвостов у лошадей, овец и коров, чтобы они не болели и были плодовиты, быстрее "огулялись", принесли потомство. Остриженную с хвоста коров шерсть или затыкали за матицу в хлеву, "чтобы корова знала свое место", то есть всегда возвращалась с пастбища домой, или кидали в реку, стремясь этим увеличить количество молока. Отрезали кончики хвостов и курицам. Перышки перевязывали ниточкой и клали в гнезда со словами: "Где хвост, там и нос", чтобы куры неслись в хозяйстве, а не ходили по чужим дворам (вологодск.). С этой же целью рано утром веревкой перевязывали колья в изгороди, кормили курицу в вожжах, положенных кругом на земле или бросали куриные перышки в печку, приговаривая: "Как перышкам жарко, так и моим курочкам своего дома жалко" (новгородск.). Чтобы курицы не ходили в огород и не портили грядки, колья в изгороди перевязывали со словами: "Не колышки завязываю, а курам глаза завязываю, чтобы в огород не шли".
Повсеместно в Великий Четверг запасали различные снадобья, наделявшиеся магической силой.

Наиболее распространенной среди них была четверговая соль. Она считалась универсальным лекарством как для человека, так и для животного, а также служила сильным оберегом. Большое значение придавалось четверговому хлебу, выпекавшемуся в память о благословении хлебов Христом на Тайной вечери. В качестве обрядового хлеба могла использоваться также просфора. Многие заказывали в Чистый четверг заздравные службы в церкви и получали просфоры, которым приписывалась такая же сила как благовещенским. В некоторых местах магическими свойствами наделялся любой хлеб, подаваемый в этот день к столу.

Русские крестьяне Сибири в ночь на Великий четверг запасались и другими магическими предметами, которые, по их представлению, помогали при различных бедах или способствовали получению наилучшего результата от той или иной деятельности. Положив на стол перед божницей ковригу хлеба и соль в воспоминание о вечерней трапезе Христа, хозяйка под стол ставила плошки со смолой и пеплом, указывающие на смоляные факелы, с которыми искали Спасителя в Гефсиманском саду воины. Все эти предметы назывались "четверговыми", им приписывалась особенная сила в исцелении людей и животных. Смолой мазали кресты на дверях изб и хлевов, чтобы преградить дорогу колдунам; мазали также детей и скот в избавление от порчи и в защиту от чар. Как лекарственное средство ее использовали в течение всего года. Пепел высыпали в сусеки с зерном, чтобы оно дало урожай, и чтобы избавить пшеницу в будущем от "сажи" (грибковая болезнь злаков — головня), а рожь от спорыньи. Хозяин-охотник клал под стол ружье, порох, пули, смолу, вереск, вербу и сметану. После этого ружье приобретало силу бить зверя наповал и защиту от порчи со стороны завистников. Вереском окуривали ловушки. Вербой сначала били скот, также как на Вербное воскресенье, а потом скармливали ее ему. Рыболовы в свою очередь размещали под столом рыболовные снасти для удачного лова и предохранения их от порчи. Туда же женщины клали нитки, которые пряли наоборот ("от себя", "налево"), ими перевязывали больные руки и ноги. Иногда накануне четверга под стол клали "жаворонков", сохраненных со дня Сорока мучеников (см. Сороки), на утро их размачивали в воде и скармливали скоту для здоровья.

Крестьяне Тобольской губ. верили в особую чудодейственную силу лучины, которой вечером в Великую среду из печи доставали "первый огонь", зажигая им свечу или лампу. Эта обожженая лучина называлась "четвережный огарок" и, по убеждению крестьян, защищала скот от водяных и леших. Чтобы они не тронули скотину, ею ставили кресты на копытах и лбах животных, выпуская их в первый раз пастись.

Некоторые действия в этот день были направлены на обновление отдельных предметов утвари, символизировавших благополучие в соответствующей сфере хозяйства. К подобным ритуалам относится мытье дежи, известное у русских Курской губ. В Чистый четверг хозяйка "наряжала" дежу: мыла, закрывала чистым куском грубого холста — "дежником", подпоясывала красным пояском, будто бы она на базар едет. Целый день дежа стояла "нарядивши", а вечером в ней ставили тесто для лепешек — "пелениц".

Рано утром в четверг мужики ходили в лес и срезали молодые елочки на новые мутовки, при помощи которых хозяйки замешивали тесто или взбивали масло. Тогда же было принято высекать из сосны новое помело, чтобы оно дольше служило. Им обметали печь, прежде чем поставить в нее четверговый хлеб (вологодск.). В некоторых местах подобному помелу из пихты, приписывали возможность обновлять печь и защищать ее от разрушения.

Как и к первому дню нового года к Чистому четвергу были приурочены приметы, гадания и колдовство. Памятуя о последнем, крестьяне отказывались в этот день что-либо давать из дома взаймы, считалось, что с отданной вещью уйдет из хозяйства удача: у коровы пропадет молоко, падет лошадь или корова и т.п. В ночь на четверг на дворе дома ставили стоймя поленья, по числу членов семьи, называя каждое по имени, какое из них на утро упадет, тому в этом году суждено умереть. О благополучии и здоровье скота судили по тому, как утром корова лежала в хлеву, если ее голова была направлена на запад, в этом видели добрый знак, а если на восток, к воротам, то ждали беды, говорили, что она пропадет в течение лета. Для того, чтобы этого не произошло, ребятишкам велели обежать вокруг двора с колокольчиком в руках три раза и кричать: "Около двора железный тын".

В Вятской губ. парни, отправляясь рубить дрова рано утром, гадали о женитьбе. Если первая щепка отлетала прочь, говорили, что в этом году свадьбы не будет, если вставала ребром — отдадут в солдаты. О характере будущей жены судили по тому, как расколется полено, если не с первого раза — жена будет "доброй нравственности", а ели сразу — "худой".

Так как ночь на Великий четверг считалось благоприятной для колдовства, в Вологодской губ. было принято с этой целью ходить в лес и вызывать лешего. Войдя в лес, надо было снять и закопать нательный крестик и сказать: "Владыко лесной, есть у меня до тебя просьба...", или залезть на старую березу и громко крикнуть: "Царь лесовой, всем зверям батько, явись сюда". По народным представлениям, в ответ на просьбу леший раскроет все тайны и расскажет о будущем.

В некоторых местах утром в четверг хозяйки подколдовывали, желая, чтобы в их огороде хорошо уродились овощи, они приносили на свои грядки по горсточке земли с четырех соседних огородов, а чтобы скотина была всегда сыта, точно также брали по колоску из четырех хлевов.

По погоде в этот день судили о весне. Если холодно, то и весна не будет жаловать теплом. Так и дождь на Великий четверг предвещал дождливую, мокрую весну.

Российский Этнографический Музей

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #23 : 26 Февраля 2020, 16:52:36 »
Великая пятница — пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.

События Великой пятницы
Евангелия повествуют о событиях, происходивших начиная с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправился в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где они провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос - в молитвенном подвиге) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Иисус Христос был отведен к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом синедриона (утром), который приговорил Его к смерти. После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем римской власти и помимо прочего ведал смертными казнями), который отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, властвовавшему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Господь Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими на Голгофе (Лобном месте, где, по преданию, был похоронен череп Адама. Претерпев несколько часов крестных страданий,  Господь Иисус Христос умер на Кресте (Мф 27. 51-52).

Богослужение Великой пятницы
В Великую пятницу в церкви не бывает литургии, "потому что в этот день Господь принес себя в жертву за людей".

Литурги́я (греч. λειτουργία — "служение", "общее дело") — главнейшее христианское богослужение в Исторических церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии.

Евхари́стия (греч. εὐ-χᾰριστία  — благодарение, благодарность, признательность от греч. εὖ — добро, благо и греч. χάρις — почитание, честь, уважение), Свято́е Прича́стие, Ве́черя Госпо́дня — таинство или священнодействие, обряд в христианстве, заключающееся в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их вкушении. Согласно апостолу Павлу (1 Кор. 10:16), при этом христиане приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа Искупителя, в Котором напрямую соединяются с Богом.

В память о распятии и муках Иисуса Христа, во время вечерни, начинающейся "в час смерти Христа", около трех часов дня, из алтаря выносят лежащую обычно на престоле плащаницу (покрывало — "воздух" с изображением снятого с креста Иисуса). Плащаницей покрывается стоящей посреди храма стол, это действие символизирует снятие с креста и положение во гроб Христа Иосифом Аримафейским и Никодимом. Священник кадит плащаницу, читает над ней молитвы, после чего ее украшают цветами и зажигают перед ней свечи, а затем верующие один за другим подходят "прощаться со Спасителем": целуют образ Христа.

Народные поверья
По свидетельству С.В. Максимова, "Бабы уверяют, что "Плащаница" — это Матерь Божья", поэтому ей ставили свечки" (Максимов С.В. 1994. С. 302). Под один из углов плащаницы верующие закладывали ладан, который освящался на следующий день в ходе субботней службы. Употребляли его как оберег от удара молнии и как лекарство при болезнях. В Страстную пятницу запрещено работать, это день великой скорби и очень строгого поста.

По народным поверьям, с момента положения Спасителя во гроб и до его воскресения черти чувствуют за собой особенную силу, ходят по земле и пугают христиан. Собираются они чаще всего на кладбищах и вокруг церкви. В народе советовали, если в это время ночью встретится бегущая тень или привидится что-нибудь страшное, три раза сказать: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази его", — тогда то, что пугало, пропадет. Знающие люди остерегали нерадивых молящихся дремать во время чтения Евангелия, иначе дьявол унесет в ад.

В допетровской России в день Великой пятницы в важнейших соборах Москвы и Новгорода совершался чин омовения мощей святых ("омыти мощи" или "крест мочити"). Если на этот день приходилось Благовещение, чин совершали в Страстную среду. Обычай этот, хотя и считался древним, был окончательно укреплен соборным постановлением только при Федоре Алексеевиче в 1681 году. Целью омовения было, с одной стороны, содержание святынь в чистоте и благолепии, а с другой — получение священной воды, которую раздавали и использовали для освящения и исцеления. Проведение чина было приурочено к Страстной пятнице, дню смерти Спасителя, потому что все святые прославлены через спасительную смерть. Чин совершался архиереем, главой епархии — митрополитом или патриархом, в центре собора, где устанавливалось несколько столов, на одном из которых ставилась чаша с водой, окруженная серебряными подсвечниками. Разделив мощи на части, архиерей раздавал их священникам и дьякам, а затем последовательно окунал в воду. После омовения мощи целовали, а освященной благодаря им водой кропили храм и народ.

В Страстную пятницу не принято петь, гулять и веселиться — считается, что человек, веселившийся в Великую пятницу, весь год проплачет. Однако, несмотря на то, что в этот день богослужение проникнуто скорбью, оно уже готовит верующих к предстоящему празднику Воскресения Христова.

Обычаи
Страстная Пятница особо почиталась в народе. Она предваряла Великую Субботу, когда принято было заклинать утренники (утрение морозы). Всю Страстную неделю, по языческой традиции, на высоких пригорках жгли костры в честь бога огня Перуна. Другой языческой традицией было ограждение полей от злого духа.

Парни и девушки с зажженными лучинами в руках, а некоторые - с метлами, кнутами, начинали с дикими криками верхом на лошадях скакать по деревне из одного конца в другой: считалось, что это должно отпугнуть злых духов.

Существовал на Руси обычай, кое-где удержавшийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12-ти Евангелий, а постараться донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами. Считается, что это принесет в дом счастье и достаток на следующие двенадцать месяцев.

Кроме этого в Великую пятницу определяли, нет ли наговоренных вещей в доме: в этот день из церкви брали недогоревшую свечку, которая была в руках во время службы, приносили домой, зажигали и шли по комнатам. Считается, что где она затрещит, находится порченая вещь.
Также в этот день готовились к выпечке куличей.  Но ближе к ночи! Согласно старинным украинским обычаям, делать это надо, учитывая определенные приметы и традиции: когда "подходит" тесто и начинают готовить кулич, желательно, чтобы никого не было в доме (на кухне), так как могут выпечку заговорить; с момента начала приготовления куличей нельзя ничего брать взаймы, нельзя выходить из дома (квартиры), нельзя ничего есть; когда кулич (пасху) "усаживают" в печь (в духовку), приговаривают: "пасха" в печь — нечисть из дома прочь"; прежде чем вынуть кулич (пасху) из печи (духовки), трижды крестят все углы в доме (на кухне).
Википедия
Православная энциклопедия
Российский Этнографический музей

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #24 : 28 Апреля 2020, 10:56:01 »
Кстати, соль жарят также и в Благовещение. В этот же день вы можете приготовить благовещенскую соль (применяется в тех же случаях, что и четверговая).

Для этого соль  пересыпьте в мешочек из хлопчатобумажной ткани и перед восходом солнца, на утренней заре, запекайте ее в духовке в течение десяти минут, читая всё время молитвы, которые знаете. Затем остудите соль, часть отсыпьте в отдельный пакет на случай, если кто-то заболеет, остальную используйте для приготовления пищи. Соль эту можно потом использовать в течение всего года: солить ею пищу, чистить с ее помощью квартиру, снимать сглаз и порчу и т. д. С благовещенской солью пекут булочки, которые помогают вылечить ребенка от сглаза.
Всю соль желательно использовать в течении года. Кстати, не забудьте в благовещение украсть что-нибудь на счастье! Очень хороший день для крадников)

Лиля888

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 44
  • Репутация: 0
  • Лиля888
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #25 : 13 Апреля 2023, 09:18:08 »
Перед тем, как начать готовить соль, всю квартиру желательно почистить церковной свечой и молитвой. Волосы должны быть убраны под косынку. Желательно, чтобы на хозяйке был крест. Начинать готовить следует после полуночи, со среды на Чистый Четверг (перед Пасхой).
...
Подскажите пожалуйста, на этом же сайте написано что нужно с солью отстоять службу в церкви. Получается что я выношу из дома соль… а выше написано что соль нельзя выносить. Отстоять все же службу в церкви с заговоренной солью или нет?

Гамаюн

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 327
  • Репутация: 84
  • Гамаюн
  • Выпускница школы Ленорман
Re: Великий (Страстной) четверг на Руси
« Ответ #26 : 13 Апреля 2023, 17:33:55 »
Подскажите пожалуйста, на этом же сайте написано что нужно с солью отстоять службу в церкви. Получается что я выношу из дома соль… а выше написано что соль нельзя выносить. Отстоять все же службу в церкви с заговоренной солью или нет?
На самом деле, вы можете заряжать соль для своих надобностей в любой четверг, поэтому она и называется четверговой. Если вы отстоите службу в церкви, имея при себе соль, то она уже получит благость. И можете её использовать в магических целях. А если пойдёте на пасхальное ночное богослужение, то возьмите соль с собой. Заговорить можете соль и до и после службы.