При помощи заговоров девушки стремились приманить женихов или приворожить полюбившегося парня. В Вятской губ. они "пускали по ветру" следующие слова приговора: "Стою я, благословясь, иду, перекрестясь, из избы дверьми, из ворот в чисто поле, на чистую росу. Святой водой умоюся, цветочками утруся, иду на ясный месяц, на частые звезды, на свято солнышко. Всем бы я казалась как ясный месяц, часты звезды. Всем бы я казалась как маков цвет" (Иванова А.А. 1996. С. 6.). Умываясь до солнышка на ручье, какая-нибудь из них три раза приговаривала: "Прихожу я, раба Божия (имя-рек), умыться, просветиться на этот ручей. В этот ручей бежат все ключи и заторы со всех сторон, со всех дорог торопятся, сноровятся. Так бы и ко мне, рабе Божьей (имя-рек), торопились, сноровились женихи. Весь мир православных христиан, любите меня и хвалите меня. Во веки веков. Аминь." (Иванова А.А. 1996. С. 5.). Вологодские девушки, как только "большуха" принесет воду с колодца, бежали с ней на хмельник, умываясь там, они приговаривали: "Как хмель любят добрые люди, так и меня бы любили".
В некоторых местах омовение в Чистый четверг сочеталось с ритуалом кликания весны. В Буйском у. Костромской губ. девушки на восходе солнца трижды опускались в воду со словами: "Вода весенняя, здоровая! Дай и нам здоровья", — затем трижды кувыркались по земле и, забравшись на крыши, пели в честь весны песни. В соседних областях девушки, войдя в реку по пояс, водили хоровод и пели: "Весна, весна красная, приди весна, с милостью, с великою благостью!", — если на реке еще был лед, хоровод водили вокруг проруби.
В качестве одного из способов очищения и изгнания нечисти повсеместно, а в особенности в северо-восточных губерниях и в Сибири, распространено было окуривание. Рано утром в Чистый четверг было принято ходить в лес за можжевельником (см. Верес), которым окуривали постройки, людей и скот, стремясь защитить их от несчастий и предопределить здоровье. В Сибири в Страстной четверг для окуривания скота от чумы и порчи, осуществлявшегося на рассвете с началом заутрени в церкви, использовали навоз, "богородишну траву" или собранный до рассвета сор из муравейника и муравьев, при этом, было принято поджигать их священным "деревянным огнем", полученным трением на рассвете. В Ярославской губ. верили, что с утра надо как можно раньше затопить печь и "окурить" печным дымом деревню, "чтобы год был легким".
К очистительным обрядам относятся также приуроченные во многих местах к Чистому четвергу действия по изгнанию из дома насекомых: клопов, тараканов и им подобных. На Новгородчине в ночь на со среды на четверг отлавливали трех клопов и выносили их далеко в поле, веря, что все остальные последуют за ними сами. В Смоленской губ. в старый лапоть клали по одному из каждого вида домашних насекомых и волокли их из избы за околицу. Для этого собирались все живущие в доме женщины и, взявшись за оборы лаптя, изображали, что тянут его с большим трудом. В рязанских и саратовских деревнях также тащили привязанного за лапки таракана. В Пермской губ. таракана или клопа на толстой веревке должны были тянуть двое мужчин, при этом строго на строго запрещалось смеяться. Старообрядцы Забайкалья, чтобы не дать разной "нечисти" (мошкам, червям и тараканам) расплодиться в доме, рано утром, "пока пташка не запела", на огороде сжигали старую рухлядь, мусор, старую одежду и обувь. В Вятской губ., чтобы избавиться от клопов и блох, хозяйка до восхода солнца, раздевшись до нага, подметала пол в избе, а затем выносила мусор во двор, стараясь непременно унести его весь в один прием, зажав между коленями. В Вологодской губ. до восхода солнца нагая хозяйка три раза объезжала дом на клюке, чтобы выжить клопов и тараканов.
В Великий четверг во многих местах исполнялся древний обряд очерчивания магического круга, связанный с установлением незримой границы, призванной обеспечить защиту и благополучие крестьянскому хозяйству. Хозяин или хозяйка в одиночку рано утром, до восхода солнца, натощак, стараясь, чтобы никто их не увидел, трижды обходили — "объезжали" дом, двор, огород или поле, произнося специальный приговор, чтобы уберечь хозяйство и семью от несчастья и оградить их от проделок нечистой силы и колдунов.
В некоторых местах кто-либо из хозяев обходил хозяйство, читая 102 псалом Давида "от воров" или держа в руках икону. На севере Вологодской обл. хозяйка обходила дом с растворенной квашонкой в руках, кто-нибудь из избы спрашивал: "Кто идет?", в ответ следовало сказать: "Иисус Христос с хлебушком да Божью Матерь несет". Но чаще дом трижды "объезжали" верхом на палке — клюке, помеле, ухвате или кочерге.
В Тобольской губ. хозяин, чтобы предохранить семью от порчи и мора, объезжая дом на кочерге, три раза останавливался у окна и спрашивал: "Все ли дома", — ему отвечали: "Все дома, все". Северорусским хозяином объезд делался, "чтобы богатство не уходило", чтобы "целый год в доме было всякого добра". В Сибири хозяин трижды объезжал двор со скотом, приговаривая: "Господи, благослови! Стань железный тын!". Считалось, что это предохранит скот от всех напастей. В Тверской губ. хозяин объезжал на кочерге поле и огород, чтобы не позволить в них заводиться кротам. В Белозерье хозяйка — "большуха", чтобы Бог берег ее избу, объезжая дом на помеле, приговаривала: "Спаси, Господи, сохрани, Господи, мою хижину от злых людей, от злых зверей. Летушко красное чтоб было все спокойно". В Костромской губ. на помело садилась девушка с распущенными волосами и в одной рубахе без пояса. Она "объезжала" дом и постройки, а, подъехав к окну, обращалась к матери: "Тетка Анна, скотина дома?" Та отвечала: "Дома!" — и благословляла. И так три раза. Говорили, что после этого скотина будет здорова и от дома "не откажется", т.е. не потеряется.
Крестьяне знали и другие способы очерчивания магического круга. В ночь со среды на четверг выпрядали нитку, закручивая ее в левую сторону, утром трижды ее протягивали вокруг двора, затем спутывали остатком нити ноги цыпленку, которого в доме обносили вокруг стола со словами: "Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой, за скотиной ходи, скотину паси". Этот ритуал должен был способствовать сбережению скотины.
Одним из способов установления магической границы было так называемое "закрещивание" (известное также в другие праздники, например, в Крещение). В Новгородской губ., чтобы не допустить нечистую силу в дом, хозяин чертил в избе и в хлеву перед матицей ножом крестики по числу "дырочек" в доме и на дворе (двери, окна, печь и т.д.) и приговаривал три раза: "Во Имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь!". Часто магическим предметом, с которым совершали сходный по значению обряд, считалась "четверговая" или "страшная" свеча. Возвратясь поздно вечером из церкви, ею копили крестики на матице, над входной дверью и окнами, с горящей свечей обходили дом и двор. Ту же, что и "закрещивание" копотью свечи, цель имело мазание дегтем косяков дверей, ворот амбара, погреба и двора, распространенное в северо-восточных губерниях и в Сибири.
"Закрещивание" часто сочеталось с заключением хозяйства в магический круг. В Вятской губ. хозяйка верхом на банной кочерге — "ожоге" объезжала вокруг дома, зачерчивая его от татя, вора и лихого человека. Останавливаясь во дворе перед каждой дверью и воротами, на их верхней притолоке она чертила обгорелым концом "ожога" кресты. В Вологодской обл. "закрещивание" применяли в целях сбережения домашней птицы от хищников. В Страстной Четверг до солнышка, трижды обходя курятник, хозяйка заговаривала: "Ни мышь, ни гад не трожь моих курочек и цыплят. Ни кошка ловучая, ни собака хавкучая, ни птица летучая, ни злые люди, ни волки, ни медведи," — затем она безымянным пальцем или ножницами чертила в воздухе крестики над теми местами в курятнике, где обычно сидели курицы.
Великий Четверг, как точка временного перелома, наделялся способностью проецировать производимые действия на весь последующий год, поэтому на него приходилось большое количество ритуалов типа магии первого дня, начала. Любое действие, совершенное в этот день верно, сулило успех и удачу в данном виде деятельности на протяжении всего года.
Все в крестьянской семье старались встать в Великий четверг как можно раньше, так как считали, что тот, кто проспит, плохо проведет лето. Поднявшись до солнышка, хозяин пересчитывал деньги, чтобы весь год они водились в хозяйстве, затем шел в хлев, выдавал корм рабочим лошадям, поил их и чистил скребницей, чтобы они были выносливы и здоровы. После этого он перемешивал жито в сусеках, чтобы оно не оскудевало в житнице, осматривал сельскохозяйственные орудия (соху, борону и т.д.), передвигал, переставлял их с места на место для того, чтобы лучше родился хлеб, чтобы орудия не ломались при работе в поле, были легкими и не утруждали лошадь. Если хозяин был рыболовом, он прорубал на реке новую прорубь, если охотником, три раза стрелял из ружья, что должно было обеспечить удачу как в том, так и в другом промысле. Если в хозяйстве были пчелы, ульи выставлялись на воздух, чтобы пчелы стали сильнее и лучше велись в хозяйстве. Хозяйка обязательно должна была в этот день испечь хлеб, чтобы весь год его было вдосталь, и он удавался. На северо-западе Вологодской обл. хозяйки в Великий четверг мешали заготовленную к Пасхе сметану, чтобы она и масло в доме не переводились. Кое-где крестьяне жестами или, взяв в руки косу, серп, цеп и т.п., делали вид, что выполняют соответствующие полевые работы, "чтобы не брала усталость в течение лета в работе". В Сибири хозяева выносили на улицу сохи и бороны, "чтоб наступило урожайное лето".
Вообще, чтобы иметь возможность и желание выполнять в течение года повседневные обязанности, с утра четверга взрослые старались переделать множество разных дел: мужчины плели лапти, вили веревки и т.п., женщины подметали избу, пряли, мотали нитки, ткали и шили. В некоторых местах старики в этот день приготовляли бражку к грядущему празднику и ходили друг к другу в гости бражку пробовать, считалось, что от этого они проведут будущий год в веселье и довольстве. Мальчики, подобно взрослым, рано утром пересчитывали свои "козны", т.е. весь запас косточек для игры в "бабки", чтобы они в этом году приносили больший выигрыш владельцу. А в те, кто хотел весь год быть "легким человеком", т.е. не болеть, должен был утром четверга соскочить с трех ступенек крыльца или перескочить через три порога задом наперед.
В Великий четверг были известны различные магические способы сохранения скота. Особенно распространены они были в северных русских губерниях. Рано утром хозяйка влезала на голбец печи, открывала трубу и звала в нее по имени каждую скотину. Иногда звали через "дымное" окно (около печи, выходящее во двор), при этом, животных "кликали" в зависимости от породы и возраста тем же призывом, которым обычно подзывали их для кормежки. Хозяйка выкрикивала каждый призыв до тех пор, пока какое-нибудь из животных данной породы не подавало голоса. Это считалось верным признаком того, что скот в предстоящем году не погибнет.
В Вологодской губ., чтобы уберечь животных от диких зверей, ходили в лес и кричали: "Волки, медведи из слуха вон; зайцы и лисы — к нам в огород", при этом стучали в сковороды и звенели колокольчиками. В Сибири хозяин выходил на перекресток и раскладывал там по дорогам четыре небольших куска мяса. Затем, встав в центре лицом на восток, кланялся и произносил три раза: "Черные лютые звери, серые волки, принес я вам питание — еду, не надейтесь больше на меня". В Белозерье, стараясь защитить корову, брали воду с трех колодцев и поили ее, приговаривая: "Как из этого колодца ни волку, ни медведю не напиться, так бы и мою коровушку, чтоб не видел и не достал". В Вятской губ., чтобы коровы во время выпаса возвращались домой без зова по первому вечернему колокольному звону, их поили водой с разведенной в ней колокольной медью. Чтобы на протяжении лета уберечь цыплят от хищных птиц, одевали на шест в огороде кувшин без дна, вешали на передний угол дома голик и старый лапоть или опрокидывали горшок, чтобы они "цыплят не видели".