Св.Николай Чудотворецъ въ народной словесности.
Св.Николай Чудотворецъ, наряду съ пр.Ильей, Георгіемъ Побѣдоносцемъ и нѣкоторыми другими святыми, принадлежитъ къ числу наиболѣе уважаемыхъ и чтимыхъ нашимъ простымъ народомъ угодниковъ Божіихъ. Уже одно то обстоятельство, что церкви въ честь св. Николая встрѣчаются сравнительно чаще, чѣмъ въ честь другихъ святыхъ, ясно свидѣтельствуетъ объ этомъ. Не менѣе замѣчателенъ и тотъ фактъ, что имя св. Никоіая весьма часто упоминается въ произведеніяхъ народной словесности. Въ этомъ отношеніи съ нимъ могутъ поравняться только вышеиименованные святые.
Говоря о произведеніяхъ народной словесности, мы разумѣемъ не только тѣ изъ нихъ, которыя сложились подъ вліяніемъ литературы книжной (т. е. такъ называемые духовные стихи и легенды), но и чисто народныя произведенія, напримѣръ былины. Въ одной изъ такъ-называемыхъ бѣлорусскихъ волочебныхъ пѣсенъ праздникъ въ честь св.Николая ставится на ряду съ самыми уважаемыми народными праздниками: "Перво свято (праздникъ)— Великъ Христовъ день, Великъ Христовъ день съ краснымъ яичкомъ; Друго свято— Юрій— Егорій,—Во чистомъ полѣ стадокъ спасаетъ...Третье свято — святой Микола,—Святой Микола около двора".
Не менѣе выразительно и другое народное произведеніе, именно духовный стихъ въ честь св. Николая, въ которомъ онъ выставляется извѣстнымъ не только всей Россіи, но даже и „невѣрнымъ ордамъ". "Микола, Микола святитель, Можайскій, Зарайскій, Морямъ проходитель, Землямъ исповѣдникъ. А знаютъ Миколу Невѣрныя орды. А ставятъ Миколы Свѣчи воску яры, кануны медвяны. А ему свѣту слава, слава— держава, во всю его землю, во всю подселенну."
Причину такой популярности имени св. Николая нашъ простой народъ видитъ въ его всегдашней готовности помогать всѣмъ бѣднымъ и несчастнымъ. Въ одной легендѣ (св.Николай Чудотворецъ и св. Касьянъ) этими именно качествами св. Николая объясняется то обстоятельство, что память его празднуется два раза въ году, тогда какъ память св. Кассіана только одинъ разъ въ четыре года.
Ѣхалъ мужикъ, разсказываетъ легенда, изъ лѣсу съ большимъ возомъ дровъ, попалъ въ лужу и никакъ не можеть выбиться". Вотъ идетъ Касьянъ, угодникъ Божиі, Римлянинъ. „Батюшка Касьянъ, угодникъ Божій! помоги возъ вытащить", взмолился мужикъ. Но св. Касьянъ отказался помочь: „Стану я для тебя райское платье марать", сказалъ онъ. Вотъ идетъ Николай, угодникъ Божій. Мужикъ къ нему: „Батюшка Николай, угодникъ Божій! помоги". Николай угодникъ рускому человѣку большая помощь; помогъ, благословилъ; мужикъ и доѣхалъ съ Божьей помощью.— Приходятъ они, Касьянъ, угодникъ Божій, и Николай, угодникъ Божій, въ рай пресвѣтлый, въ царство небесное. „Гдѣ ты былъ, Касьянъ, угодникъ Божій"? спросилъ Господь. Св. Касьянъ сказалъ, что онъ былъ на землѣ, что мужикъ просилъ его возъ вытащить, да онъ не сталъ райскаго платья марать.— „А ты гдѣ былъ, Николай, угодникъ Божій"? спросилъ Господь. Св. Николай разсказалъ, какъ онъ помогъ мужику возъ вытащить. — „Слушай, Касьянъ, угодникъ Божій, сказалъ Господь: за то, что ты не помогъ человѣку, тебѣ въ четыре года всего-на-все одинъ молебенъ. А тебѣ, Николай, угодникъ Божій, за то, что помогъ мужику возъ вытащить,— два молебна въ годъ.— Оттого-то и бываетъ Никола вешній и Никола зимній; а Касьяну Римлянину только въ высокосный годъ празднуютъ"
Въ приведенной легендѣ особенно характерна подчеркнутая нами фраза „Николай угодникъ—русскому человѣку большая помощь". Въ ней ясно выражается взглядъ русскаго простонародья на св. Николая, а вмѣстѣ съ тѣмъ указывается основная тема народныхъ произведеній о немъ. Этой постоянной темой служитъ именно милосердіе и всегдашняя готовность св.Николая оказать помощь всякому нуждающемуся въ ней.
Даже люди, ведущіе дурной образъ жизни, находятъ защиту въ бѣдѣ у св. Николая, если обратятся къ нему съ искреннимъ раскаяніемъ. „Одинъ воръ, разсказываетъ легенда, убѣгая отъ преслѣдованія, взмолился св. Николаю": „Батюшка— отецъ Николай! скрой меня— я тебѣ гривенную свѣчку поставлю". Вдругъ ему неожиданно является старикъ. Воръ покаялся ему въ своемъ грѣхѣ; тогда старикъ сказалъ ему, указывая на лежавшую вблизи падаль: „Если хочешь, полѣзай въ это падалище". Нечего дѣлать, воръ влѣзъ туда и такимъ образомъ благополучно избѣжалъ преслѣдованія.
Въ домашнемъ хозяйствѣ св. Николай считается покровителемъ лошадей. Въ упомянутой уже нами выше бѣлорусской волочебной пѣснѣ говорится, что Святой Микола около двора, около двора кануны варитъ, кануны варитъ, коника гладитъ (дѣлаетъ гладкимъ). Соотвѣтственно этому и пословица говоритъ: „Святой Юрій запасаетъ (начинаетъ пасти) коровъ, Никола— коней".
Такой взглядъ на св.Николая объясняется, вѣроятно,тѣмъ, что на вешняго Николу трава достигаетъ уже полнаго своего роста. На это указываетъ и пословица: „Никола осенній лошадь на дворъ загонитъ, Никола вешній откормитъ .Въ семейномъ быту св.Николай чтится какъ покровитель брачной жизни. Въ житіи его разсказывается, какъ онъ своею своевременною помощью избавилъ отъ грѣха трехъ дѣвушекъ, бросая имъ тайно узелки съ золотомъ, что давало отцу ихъ возможность пристроить дочерей въ замужество.
Имя св.Николая упоминается также въ народныхъ заговорахъ отъ различныхъ болѣзней. Такъ, напримѣръ, въ украинскомъ заговорѣ отъ „звиха“ (вывиха) находимъ, между прочимъ, слѣдующее выраженіе.
„Миколаю угоднику, скорый помощнику, мисяцю ясный, князю прекрасный, стань мени у помощь, у первый разъ, у третій разъ".
Въ „ложной молитвѣ" объ изгнаніи лихорадки также упоминается, въ числѣ другихъ святыхъ, имя св. Николая Чудотворца. Почитая вообще св.Николая и считая его заступникомъ отъ всѣхъ бѣдъ и несчастій, нашъ народъ особенно чтитъ его какъ защитника отъ потопа и бѣдъ на войнѣ и на морѣ. Такую спеціализацію дѣятельности св. Николая можно разсматривать, какъ остатокъ древнихъ языческихъ вѣрованій нашего народа.
Св. Николай Чудотворец въ народномъ представленіи замѣнилъ собою древняго языческаго водяника. Вотъ причина, по которой онъ особенно чтится, какъ покровитель и спаситель на водѣ. Основаніемъ для такого взгляда послужило житіе св.Николая, въ которомъ разсказывается нѣсколько случаевъ спасенія имъ погибающихъ на морѣ.
Однажды св. Николай Чудотворецъ плылъ на караблѣ въ Палестину. Около Египта путешественниковъ застигла страшная буря, еще заранѣе предсказанная св. Николаемъ. По просьбѣ путешественниковъ святой молитвою укротилъ бурю. При этомъ же случаѣ св. Николаи воскресилъ упавшаго съ мачты и убившагося до смерти корабельщика.
Въ другой разъ св. Николай чудесно спасъ отъ неминуемой гибели корабельщиковъ, плывшихъ изъ Египта въ Ливію. Корабельщики уже отчаивались въ своемъ спасеніи, потому что буря уже почти разбила карабль; но вдругъ они вспомнили о св. Николаѣ— скоромъ помощникѣ и заступникѣ и тотчасъ стали призывать его на помощь. Св. Николай немедленно явился и „запретилъ вѣтрамъ и морю, какъ нѣкогда Господь нашъ Іисусъ Христосъ". „Тако вѣрный рабъ Господень морю и вѣтрамъ повелѣвайте", замѣчаетъ житіе св. Николая.
Благодаря такимъ разсказамъ о чудесахъ св.Николая, обычай почитанія его, какъ покровителя на морѣ, существуетъ на Руси съ древности. Для подтвержденія этого можно изъ народныхъ произведеній указать на былину о новгородскомъ богатырѣ Садко, содержащую въ себѣ много чертъ новгородскаго быта. Садко былъ богатый новгородскій купецъ; занимался онъ морской торговлей. Долго онъ свободно разъѣзжалъ по морю, не платя дани морскому царю; но пришло врема и Садко расплатился за все сразу. Однажды корабли его вдругъ остановились среди моря— знакъ, что царь морской требуетъ себѣ дани. Садко бросалъ въ море и серебро и золото, но царь морской удовлетворился только тогда, когда самъ Садко былъ брошенъ въ море и попалъ къ нему „на подарочкахъ". Заставленный своимъ новымъ господиномъ играть на гусляхъ, Садко, какъ искусный игрокъ, до того увлекъ его, что тотъ плясалъ подъ эту музыку подрядъ трое сутокъ. Пляска морскаго царя вызвала сильную бурю:
Въ синемъ морѣ вода всколебалася, со желтымъ пескомъ вода сомутилася, стало разбивать много караблей на синемъ морѣ, стало много гибнуть имѣньицевъ, стало много тонуть людей праведныхъ: какъ сталъ народъ молиться Миколы Можайскому.
Молитва оказалась не напрасною: св.Николай явился дѣйствительно скорымъ помощникомъ:
Какъ сталъ народъ молиться Миколы Можайскому, какъ тронуло Садко въ плечо во правое: „Ай же ты, Садко Новгородскій! Полно играть въ гуселышки яровчаты!— Обернулся—глядитъ Садко Новгородскій: Ажно стоитъ старикъ сѣдатый. Старикъ научилъ Садка, какъ прекратить музыку, не возбуждая гнѣва морскаго царя.