Сказаніе о 12 ти пятницахъ
Въ Сказаніи о 12 ти пятницахъ сведены въ одно мѣсто разныя событія ветхозавѣтной исторіи, которыя будто бы случились въ пятницу, и въ тѣ дни, когда новозавѣтная церковь воспоминаетъ нѣкоторыя событія своей исторіи. Многими подробностями своего содержанія оно связывается съ другими апокрифическими сказаніями. Такъ, встрѣчающіяся въ немъ преданія, что Адамъ палъ и изгнанъ изъ рая въ мартѣ мѣсяцѣ, въ пятницу, въ шестомъ часу дня, что въ мартѣ же мѣсяцѣ, въ пятницу, въ третьемъ часу, Каинъ убилъ брата своего Авеля, что Содомъ и Гоморра погибли въ пятницу, въ сентябрѣ мѣсяцѣ, въ первомъ часу ночи, что евреи перешли черезъ Чермное море въ пятницу, въ осьмомъ часу, находятся въ апокрифическихъ сказаніяхъ объ Адамѣ, Авраамѣ и Моисеѣ. Неизвѣстно, когда и гдѣ составилось это сказаніе, въ рукописяхъ оно называется "Сказаніемъ отъ обрѣтенія Елевферія", о которомъ въ самомъ его началѣ разсказывается слѣдующая баснословная исторія.
Въ одномъ городѣ западной страны (страна Лаура городъ Шептаилъ по одному списку), у христіанъ съ жидами происходили постоянные споры о вѣрѣ. Чтобы покончить, эти споры, часто сопровождавшіеся кровопролитіемъ, та и другая сторона рѣшились выбрать отъ себя по одному философу, и предоставить имъ право рѣшить споръ. Христіане выбрали богобоязненнаго мужа Елевферія, а жиды своего философа Тарасія. Съ Божіею помощію Елевферій побѣдилъ жидовина, жидовинъ призналъ себя побѣжденнымъ, но сказалъ Елевферію: "ты ничего не знаешь о 12 ти пятницахъ, которыя весьма полезны душамъ христіанскимъ", и убѣжалъ отъ Елевферія. Елевферій обратился къ стоявшему тутъ сыну жидовина Малху, и спросилъ его о 12 ти пятницахъ. Малхъ сказалъ:" дѣды наши взяли одного изъ вашихъ апостоловъ, и отняли у него свитокъ, на которомъ было паписано о 12 ти пятницахъ, апостола умертвили, а свитокъ, прочитавши, сожгли. Есть клятва между нами не объявлять этого сказанія христіанамъ, но душа моя желаетъ вѣры вашей, и онъ началъ разсказывать Елевферію о 12 ти пятницахъ.
Едва только онъ окончилъ разсказъ, какъ вошелъ его отецъ, и узнавши, что сдѣлалъ сынъ, тутъ же убилъ и его и себя самого. Я же, говоритъ Елевферій, узнавши, не потаилъ, но написалъ о 12 ти пятницахъ для всѣхъ христіанъ. Потомъ слѣдуетъ перечисленіе 12 ти пятницъ, которыя должно почитать.
Первая пятница въ мартѣ мѣсяцѣ въ 6 й день, въ этотъ день Адамъ преступилъ заповѣдь Божію, и былъ изгнанъ изъ рая.
Вторая пятница предъ благовѣщеніемъ, въ этотъ день Каинъ убилъ Авеля, въ третьемъ часу дня.
Третья пятница на страстной недѣлѣ, когда распятъ Христосъ Богъ нашъ, въ девятомъ часу дня.
Четвертая пятница предъ вознесеніемъ Господнимъ, когда потоплены были Содомъ и Гоморра, и другіе города (по друг редакціи- въ мѣсяцѣ апрѣлѣ, по св Георгіи, когда агаряне плѣнили многія страны).
Пятая пятница предъ пятидесятницей, или сошествіемъ Святаго Духа, когда агаряне плѣнили Іерусалимъ съ Навуходоносоромъ, въ лѣто пророка Іереміи, во 2 мъ часу дня.
Шестая пятница -въ мѣсяцѣ іюнѣ, предъ Петровымъ днемъ( по другой редакціи- предъ днемъ Іоанна предтечи): въ этотъ день Господь послалъ десять казней на землю египетскую.
Седьмая пятница предъ успеніемъ Богородицы (по другой редакціи предъ днемъ Иліи пророка): въ этотъ день измаильтяне плѣнили многія страны.
Осьмая пятница предъ усѣкновеніемъ главы Іоанна крестителя, когда Иродъ царь усѣкнулъ Іоанна въ 10 мъ часу дня.
Девятая пятница предъ воздвиженіемъ честнаго креста.
Десятая пятница по воздвиженіи (по друг редакціи предъ днемъ Михаила архангела), когда Моисей Чермное море раздѣлилъ жезломъ.
Одиннадцатая пятница предъ рождествомъ Христовымъ (по другой редакціи предъ Андреевымъ днемъ), когда пророкъ Іеремія знАмена кивотъ святыни Господни.
Двѣнадцатая пятница по рождествѣ Христовѣ, въ это время Иродъ избилъ младенцевъ, тогда же былъ убитъ и пророкъ Захарія, между церковію и алтаремъ, въ 5 мъ часу дня.
Затѣмъ слѣдуетъ наставленіе почитать эти пятницы постомъ, молитвою, милостынею, чистотою тѣлесною и душевною:" ничтоже подобаетъ творити (въ эти пятницы): ни путешествовати, ни садити, ни купити, ни продавати... сдѣланное не будетъ на пользу, а на пакость превратится... зачатое или рожденное въ тѣ дни будетъ нездорово, или криво, или хромо, или слѣпо будетъ. Въ народѣ и у раскольниковъ "Сказаніе о 12 ти пятницахъ" ходитъ большею частію въ краткомъ видѣ, съ однимъ перечисленіемъ 12 ти пятницъ, безъ указанія тѣхъ причинъ или событій, на которыхъ основывается ихъ почитаніе. За то въ немъ пространнѣе говорится о томъ, какъ слѣдуетъ проводить 12 пятницъ, и какую милость и награду получатъ почитающіе ту или другую пятницу.
"Кто первую пятницу чтитъ, тотъ внезапною смертію не умретъ, кто вторую пятницу чтитъ, отъ напраснаго внезапнаго убійства сохраненъ будетъ, кто третью пятницу чтитъ, отъ непріятеля сохраненъ будетъ, кто четвертую пятницу чтитъ, отъ утопленія сохраненъ будетъ, кто пятую и шестую пятницу чтитъ, отъ всякаго недостатка и скудости избавленъ будетъ, кто седьмую пятницу чтитъ, отъ вѣчныя муки избавленъ будетъ, кто осьмую пятницу чтитъ, отъ искушенія и трясавицы избавленъ будетъ, кто девятую пятницу чтитъ, отъ великаго и смертнаго грѣха сохраненъ будетъ, кто десятую пятницу чтитъ. имя того человѣка написано будетъ у пресвятой Богородицы на престолѣ, кто одиннадцатую пятницу чтитъ, тотъ человѣкъ при смерти узритъ пресвятую Богородицу, кто двѣнадцатую пятницу чтитъ, имя того человѣка написано будетъ у самого Господа въ книгахъ животныхъ.
Среда и пятница, какъ дни посвященные воспоминанію страданій и смерти Спасителя, всегда почитались и Церковію и народомъ. Въ 12веке епископъ Ростовскій Леонъ до того простиралъ строгость поста въ среду и пятницу, что не хотѣлъ разрѣшать его даже для такихъ великихъ праздниковъ, какъ Рождество Христово и Богоявленіе .Въ старыхъ рукописяхъ встрѣчается весьма интересное "Слово св отца Пахомія о средѣ и пяткѣ", въ которомъ правило о постѣ въ среду и пятницу называется тайной спасенія свыше открытой св Пахомію, а самыя среда и пятница олицетворяются въ видѣ двухъ ангеловъ, которые въ будущей жизни встрѣтятъ и проведутъ въ рай тѣхъ, кто ихъ почитаетъ.
Въ народныхъ духовныхъ стихахъ, "Стихъ о видѣніи и прощаніе души съ тѣломъ", постоянно заповѣдуется, соблюдать постъ въ среду и пятницу, и этотъ постъ считается высшею добродѣтелію. Но особеннымъ уваженіемъ въ народѣ пользовалась пятница, такъ что народъ олицетворилъ ее въ видѣ святой, къ чему могло подать поводъ и житіе св мученицы Параскевы. Въ житіи св Параскевы говорится, что родители ея всегда чтили пятницу, какъ день страданій и смерти Спасителя, за это Богъ въ пятницу даровалъ имъ дочь, которую они, въ память этого, и назвали Пятницей. Такимъ образомъ, имя Параскевы, заимствованное отъ греческаго названія дня пятницы, сдѣлалось равнозначительнымъ слову пятница. Въ прежнихъ мѣсяцесловахъ, при имени св Параскевы, упоминалось и названіе пятницы: "св Параскевіи, нареченныя пятницы. Церкви посвященныя св Параскевѣ, назывались, и до сихъ поръ называются пятницкими. Но простой народъ въ образѣ пятницы представляетъ лице особой святой, отдѣльной отъ св Параскевы, и потому обыкновенно говоритъ, что св пятница бываетъ на св Парасковью. Олицетворенная въ видѣ святой, пятница сдѣлалась предметомъ самаго грубаго и суевѣрнаго почитанія въ народѣ.
По пятницам, по народному поверью, не должно ни прясть, ни пахать, чтобы не запылить матушку Пятницу, и не засорить ей глаза пылью.
Исторія русской словесности, Part 1, И. Порфирьев.