Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 19 Апреля 2024, 05:31:28


Автор Тема: Тол-ава, мать огня  (Прочитано 783 раз)

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3822
  • Репутация: 1580
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Тол-ава, мать огня
« : 30 Марта 2020, 15:54:48 »
В дохристианских религиозных верованиях мордвы имело место и обожествление огня, который олицетворялся в образе Тол-авы (тол — огонь, ава — женщина , мать). Реальные корни, обусловившие возникновение культа огня, различны. Они связаны с разнообразными функциями огня в жизни людей. Одним и, пожалуй, наиболее важным корнем был безотчетный страх перед разрушительной силой огня (боязнь пожара). Тол-ава считалась виновницей пожаров -неожиданных и губительных бедствий, уничтожавших иногда целые селения, лесные массивы и наводивших ужас на людей.

Пожары несли огромные хозяйственные убытки. Подобно многим другим народам, мордва полагала, что огонь является хорошим средством не только для очищения, но и для предохранения как людей, так и животных от всякой «порчи» и болезней. В этих целях применялся «живой огонь». В июле, при появлении новой луны, мордва молилась о сохранении лошадей, причем закалывали козла.

Празднество это совершалось так: вырывали ров, над ним сооружали помост, прогоняли по рву лошадей, а сверху рва на помосте горел «живой огонь», получаемый от трения двух деревянных брусков . Одно из наиболее старинных описаний этого обряда, ярко демонстрирующего былую веру мордвы в очистительную и предохранительную силу огня, было сделано И. И. Лепехиным во время его путешествия в 1768г.по Поволжью и посещения им мордовского села Седелкина близ реки Черемшан: «Подъезжая к оному селу, увидели в поле возжженный огонь и толпы всякого скота, и, спрашивая, дозналися, что сие был образ духовного врачевания.

Черемшан в сей год не был также исключен от повалу на рогатый скот. Жители, оставив мирские врачевания, прибегали к творцу всея твари. На такой конец выдуман особливый род богослужения. Выбирают гористое место и делают в оном подкоп с выходом. Посредине рва на покрыте зажигают костер дров, но огонь должен быть, как они называют, живой, который добывается трением одного дерева об другое; а обыкновенное огня добывание помощию огнива и кремня при таком случае не позволительно.

Для сих обрядов созывают всех причетников с иконами, крестом и евангелием, которые при выходе прокопа освящают воду и служат просительные молебны, по окончании которых каждую скотину прогоняют сквозь прокоп, и священник окропляет святою водою» . Знахарки обращались к Тол-аве с просьбами вылечить от ожогов, говоря при этом, к примеру, так: «Тол-паз, Тол-ава, Тол-ава сэнь ава! Варштак шожда паро мельнесэть, макет лезынеть-парынеть. Пильгевтеме сасызе. кедневтеме кундызе, сельмевтеме неизе, пилевтеме маризе, курговтомо сускизе, пейтеме поризе, кельтеме нилизе. Макет лезынеть-парынеть» . (Тол-паз, Тол-ава, Тол-ава синяя женщина ! Посмоти с добрым сердцем, сделай добро. Без ног догнал огонь.), без рук поймал, без глаз увидел, без ушей услышал, без рта укусил, без зубов съел, без языка проглотил. Сделай добро (возьми болезнь.). Тол-аве часто делались жертвоприношения: бросались в огонь различные кушанья (особенно яйца), выливалось пуре (медовая брага).

При тушении пожара применялись разнообразные магические приемы. Так, пожар, возникший от молнии, хорошо якобы тушится молоком черной коровы (это представление бытует в некоторых местах и сейчас). И в настоящее время при пожарах верующие люди иногда вспоминают о Тол-аве. Генетически мордовское божество огня Тол-ава родственно аналогичному марийскому божеству Тул-ава (мар. тул — огонь, ава — женщина, мать).


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/mordovskaya-magiya/252/tol-ava-matb-ognya/2451/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com


Комментариев по этой теме нет. Хотите быть первым?