КАЛМАВА -божество жен. рода, покровительница кладбища. В похоронных причитаниях мордва наз. её «держательница всех могил», «хозяйка кладбища-матушка». Поклонение К. связано с мифол. представлениями мордвы о смерти, посмертном существовании и с развитым культом предков.
Предполагается, что наиболее древними были поклонения жен. божеству кладбища, т. к. в представлениях мордвы-мокши зафиксирован антропоморфный образ К. в виде женщины в белом мокш. одеянии.
«Калмавой могла стать только вдова погибшего в бою воина, которая добровольно отрекалась от мирского и оставшуюся жизнь должнабыла провести в одиночестве в малень-кой избушке при кладбище»
К К. обращались в ходе похорон, причитая по умершему, при приближении к кладбищу, его посещении и проведении поминок на могилах предков. При этом наз. имена духов —хранителей кладбища, к-рых поминали вместе с покойными. Аналогично действовали в случае болезни кого-л. из близких родственников. Полагая, что болезнь вызвана неприязнью умершего, К. просили о помощи в исцелении больного:
«Хозяйка кладбища, старая Маре, ты хозяйка, ты покровительница над всеми покойными, сжалься над Петром, кто-то из покойных причинил ему болезнь».
К покровительству К. апеллировали в случае бесплодия женщины. При этом последняя и знахарка шли не на кладбище, а нат. н. чистое место — перекрёсток дорог или на берег реки. Знахарка использовала при этом капустный лист, соль и, скобля по монете, произносила молитву. Женщина в это время, стоя на коленях, высоко держала голову. Хорошим предзнаменованием считалось к.-л. ужасное видение, возникающее у неё в это время.
КАЛМАЗЫРЕНТЬ ПОКШОЗО (калмо «моги-ла», покш «большой, старший»), старший, или хранитель, кладбища. Мифол.образ, связ. с представлениями о смерти и загробном мире. Иногда отождествлялся с Калмавой.
Статус К. п. получали захорон. первыми на кладбище женщина или мужчина. Их имена упоминались при захоронении, поминании умерших и т. п. В отд. местностях при основании кладбища первыми хоронили изображения мужчины и женщины, вырез. из различных пород деревьев: женщины — из берёзы, мужчины — из сосны или дуба, и наз. их условными именами. Порода дерева при этом символизировала жен. или муж.начало. Иногда первого покойного — основателя кладбища хоронили в положении стоя с посохом в руках. Водин из летних помин. дней для К. п. устраивали жертвоприношение.
В мордов. фольклоре есть описаниедействий К. п.: стоит у ворот кладбища и ждёт похоронную процессию, приоткрывает ей ворота и пропускает умершее тело. Затем ждёт умершего посреди кладбища: «...На серебряном чурбаке сидит, / На медном чурбаке стоит. / Перед ним престол, / Шёлковая скатерть покрыта...».К. п. фиксирует прибывших, вычёркиваяих из числа живущих и записывая в число умерших. При этом кол-во прибывшихон сверяет с общим числом умерших и родившихся: «Пальцами держит ручку свою, / Письмо из сената перед ним, / Сегодня семьдесят семь родилось на земле, / Семьдесят семь успели умереть».
Обращаясь к К. п. в причитаниях, просили встретить умершего на кладбище приветливо, желая добра, дать ему хорошее свободное место, не пугать.