Приколите замочную булавку къ рубашкѣ больного на уровнѣ его поясницы. Дѣлая это, произносите заговоръ:
«Этимъ замкомъ замыкается вся ломота отъ крыльевъ до колѣна, отъ колѣна и до пупка. Какъ этому замку не разомкнуться, такъ и ломотѣ не развернуться.»
Если у больного все-же вдругъ случится прострелъ, то ему нужно разомкнуть булавку, бросить ее незамкнутой на землю и произнести: «Возьми земля мою ломоту, а отдай леготу.»
*****
Утюн (болезнь поясницы)
Изутинившийся ложится животом на порог открытой двери,( лицом вон из избы, у растворенных дверей которыми должна удалиться болезнь. ). Лекарь кладёт на спину/поясницу ему голик (берёзовый веник/старый веник истрепанный — без листьев) (прутьями в сени) и слегка ударяет по нему топором остриём/обухом ( или колотушкой) трижды:
«Секу секу присекаю, рублю, рублю, прирубаю»
После каждого удара топором, больной спрашивает: «Что сечёшь/рубишь?- Утин секу/рублю- Секи да гораздо/руби больше, чтобы во век не было!»
Это повторяется до 3х раз. Веник, лежащий на спине больного утином, выносится им на улицу и бросается на отмашку на дорогу ( бросают на улицу на «испашку» (назад себя слева — наотмашь)...Или бросает топор и голик в сени, плюнуть туда же три раза. 1878.
*****
Повалить больного животомъ на порогъ. Или поставить, нагнувшись над порогом. По больному мѣсту слегка рубить топоромъ (тупымъ) или бить топорищемъ и говорить слова:
«Сѣку, сѣку утюнъ, засѣкаю утюнъ, что-бы спина не болѣла, поясницы не щемило, утюнъ вѣкъ не бывалъ у раба Божія Н. Какъ въ подпольѣ камень не шевелится, не ворошится, такъ бы у раба Божія не шевелилось, не ворошилось въ спинѣ во вѣки вѣковъ. Аминь, аминь, аминь.»
Говорить слова три раза, послѣ каждаго раза плюнуть три раза на больное мѣсто.
*****
Знахарка рубит топором вокруг больного, затем над головой (по лопате):
«Что сечёшь?...Секи, чтобы отсечь их.» Повторять 3 раза.
После, знахарка говорит:
«Пусть уйдутъ(...) отъ головы твоей , отъ глазъ твоихъ , отъ бровей , отъ вѣкъ , отъ сердца , отъ костей , отъ рукъ , отъ пальцевъ ; тутъ нечего пить и ѣсть; пусть идутъ въ пустую гору зеленую, тамъ пусть ѣдятъ и пьютъ , тамъ увиваются. “
*****
При наговорах употреблялись различные остроконечные предметы: кочерга, помело, нож, веретено, стрела.
****
Знахарь плюетъ три раза на полъ и „сѣкётъ“ спину больному (который лежитъ на порогѣ избы), слегка дотрагиваясь до нея топоромъ; при этомъ она произноситъ шепотомъ такой діалогъ:
— Чо сѣкешь? — Сѣку́нъ. — Сѣки сѣкунъ, сѣки его вдоль и поперекъ, штобы не было его во вѣки вѣковъ. — У тебя не боли́ и у меня не боли́. Аминь.
Читают три раза
****
«Змея, свернись, вокруг рабы Божией (имя) обернись. Ляг на пояс, стань подмогой, отвяжись дорогой, упади, уползи, боль - хворобы прочь унеси. Аминь. Аминь. Аминь».
Наговаривать следует на булавку, затем прикалывают ее на одежду с левой стороны возле поясницы.
****
Если болит спина, то рубят на пороге голик на пояснице у больной. Больного кладут на порог (головой в дом), вниз животом, берут голик, кладут его на поясницу и рубят голик топором (поперк). Больной должен спросить у лечащей:
Что рубишь, раба Божья (имя)? А она отвечает: — Рублю-перерубаю утюн, вырубаю-перерубаю.
Так проделывают на трех порогах, а потом голик бросают на дорогу.