Новости: 🔔 Добавлено множество новых, интересных и бесплатных мастер классов 🔔

  • 21 Ноября 2024, 09:29:02


Автор Тема: Сихырсы ‘колдуны’ и колдовство в башкирской мифологии  (Прочитано 38 раз)

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Статья посвящена описанию мифологизированных персонажей башкирской мифологии сихырсы ‘колдуны’ и их названий.

Материалами послужили фольклорные тексты и словарные статьи различных словарей башкирского и других тюркских языков.

Установлены основные, наиболее распространенные наименования
башкирских колдунов. Таковыми являются термины сихырсы и боҙомсо, восходящие к лексемам сихыр ‘волшебство, колдовство, чародейство, магия’ и боҙом ‘порча, колдовство, вредоносное воздействие с помощью мифологизированных предметов, средств’.

Кроме них, в статье рассмотрены термины осоҡсо (‘колдун, наносящий вред с помощью заговоренной куклы’), арбаусы (‘колдун, наносящий вред с помощью заговора’), әмәлләүсе (‘колдун, наносящий вред с помощью заговоренных предметов и магических действий’) и др., характеризующие приемы вредоносных действий у башкирских колдунов.

В статье довольно подробно рассмотрены приемы вредоносных действий башкирских колдунов. К наиболее распространенным приемам автором отнесены порча с помощью могильной земли, «покойницкой воды», иглы для шитья савана, сырого яйца, куклы, крови невинности, менструальной крови, колдовские действия с применением пота, узлов и особых заговоров, которые, по представлениям предков башкир, усиливали вредоносность используемого приема.

В статье рассматриваются случаи применения колдовских действий знахарями-баҡсы, т. е. положительными персонажами башкирской мифологии, для наказания зла, т. е. воров крупного скота, предметов, насильников.

Введение

В башкирской мифологии выделяется особая группа сихырсы ‘колдуны, колдуньи’. Данная группа людей практически не изучена. Очевидно, это связано с тем, что сихыр ‘колдовство’ в исламе считается большим грехом.

Не разработана терминология, не установлена специфика, не описаны приемы, средства колдовских действий.

Наиболее полно магия и колдовство изучены у чувашей, якутов и народов Южной Сибири.

Исходя из изложенного, предметом данной статьи является
колдовство и колдуны у башкир.

Для обозначения данной группы персонажей в башкирском языке и его диалектах зафиксированы слова сихырсы ‘колдун, колдунья’, сихырсы әбей, сихырсы ҡарсыҡ ‘старуха-колдунья’, боҙомсо ‘делающий порчу’, боҙом ебәреүсе ‘отправляющий порчу’, боҙом яһаусы ‘делающий порчу’, йелпеү ебәреүсе ‘отправляющий порчу’, сарпыу ебәреүсе ‘отправляющий порчу’, күҙ бәйләүсе ‘чародей/чародейка’, ҡаракитапсы ‘чернокнижник’, иргәйел ‘карлик, колдун’, иргәнәк (диал.) ‘карлик, колдун’, инәкә (диал.) ‘карлица, колдунья’,
әмәлсе ‘делающий порчу’, әмәлләүсе / әмәлдәүсе (диал.) ‘делающий порчу’, хөсөт һалыусы (диал.) ‘делающий порчу’, сахир ‘колдун, ворожея’, Бәһәрәмжә бәли (диал.) ‘летающий колдун’, шайтан-күрәҙә ‘колдун-баксы, чародей’, арбаусы ‘ворожея, гадалка, знахарь, заклинатель’

Колдуны-сихырсы являются отрицательными персонажами, наносящими вред кому-либо (колдовство, обольщение, подверженность воздействию чар, соблазн и др.). Они различными магическими приемами, предметами способны нанести ущерб здоровью,благосостоянию человека, его скоту, хозяйству. Данная группа персонажей, в отличие от «глазливых» людей, вред наносит намеренно, наслав на человека болезнь, беспло-
дие, неудачу, бедность, даже смерть.

Колдуны-сихырсы в сказочной и реальной жизни

Условно колдунов-сихырсы можно разделить на две группы. Первую группу составляют мифические, встречающиеся только в сказках и других эпических произведениях фольклора персонажи. Данная
группа персонажей обычно бывает связана с нечистой силой.

В частности, в башкирской народной сказке «Болансы Мәргән»
(«Охотник на оленей Мерген») говорится о том, что колдун иргәйел был потомком не только человека, но и дью-пари, т. е. дивов,
драконов.

Именно поэтому колдуны из сказок и эпосов умеют летать, превращаться в невидимок, предсказывать будущее.

Вторую группу колдунов представляют собой люди, обладающие, как считается, сверхъестественными способностями, которые могут нанести вредоносные действия с помощью определенных приемов, предметов, слов, действий. Именно эта группа сихырсы ‘колдунов’ и является объектом исследования в данной статье.

Лексемы, обозначающие колдунов-сихырсы

В башкирском языке и его диалектах сохранилось множество лексем-обозначений вредоносных действий, приемов, предметов, с помощью которых совершалось колдовство. Наиболее распространенными
являются лексемы сихыр ‘колдовство, чародейство, волшебство’; боҙом ‘порча, колдовство, чародейство’ и их образования.

Ср.: сихыр: сихырлау ‘навести порчу, заколдовать’, сихыр ебәреү ‘наслать колдовство, порчу’, сихыр эсереү ‘напоить колдовским
зельем’, сихыр ташлау ‘подбросить заколдованный предмет’, сихыр еле ‘колдовской ветер’; боҙом: боҙоу ‘навести порчу’, боҙом ебәреү ‘наслать порчу’, боҙом яһау ‘сделать порчу’, боҙом һалыу ‘подложить предмет для порчи’ и др.

Следует отметить, что, кроме лексем сихыр, сихырлау, боҙом, боҙоу и их образований, в словарях зафиксированы другие слова.

Ср.: кеүләтеү (диал.) ‘портить, испортить, нанести порчу’, әмәл-
ләү ‘портить, заговаривать, нанести порчу, лечить магическими средствами и способами’, ырымлау ‘колдовать, заговаривать, ле-
чить магическими способами’, хөсөт һалыу ‘портить, нанести порчу’, осоҡ һалыу / осоҡташлау ‘положить, подбросить заговоренный предмет’ и др., которые характеризуют способы насылания вредоносных действий

Так, например, слово әмәлләү употребляется в значении ‘портить с помощью отдельных предметов’, а ырымлау ― в значениях ‘колдовать, предсказывать с помощью определенных приемов, предметов’. Что же
касается наименования колдовства хөсөтҡылыу, то оно связано с ‘порчей при помощи наговоров, т. е. магических слов’ .

Лексема осоҡлау содержит значение‘нанесения порчи с помощью определенных приемов, предметов, заговоров’ и др.

Средства и предметы, используемые при колдовстве

В башкирской народной культуре представлены некоторые данные о средствах, предметах нанесения вредоносного действия. В арсенале башкирских колдунов-сихырсы были представлены следующие средства колдовства: ҡыҙлыҡ ҡаны ‘кровь девичьей невинности’; күрем ҡаны ‘менструальная кровь’; ҡатынҡыҙ тире ‘женский пот’; ҡәбер / зыярат тупрағы ‘могильная / кладбищенская земля’; мәйет һыуы ‘«покойницкая вода», вода, которой обмывали покойника’; кәфен энәһе ‘игла для шитья савана’; эт һөтө ‘собачье (сучье) молоко’; эт һөйәгәе, мал һөйәге ‘собачьи кости, а также кости других животных’; кеше сәсе, тырнағы ‘волосы, ногти человека’; бүре һеңере ‘волчьи сухожилия’; сеййомортҡа, йомортҡа ҡабығы ‘яйцо, яичная скорлупа’; ҡурсаҡ ‘куклы’; төйөнлө еп, бау ‘нитки, веревки с узлами’; иҫке сепрәк, иҫке-моҫҡо ‘старые тряпки’; күмер, көл ‘угли, зола’; сөй, энә ‘гвозди, иголки’ и др.

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/251/sikhyrsy-kolduny-i-koldovstvo-v-bashkirskoy-mifologii/6788/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Рассмотрим более подробно отдельные, наиболее распространенные средства башкирской колдовской магии.

Кровь

Одним из наиболее распространенных средств в колдовстве башкирских магов является ҡыҙлыҡ ҡаны ‘кровь девичьей невинности’.

Кровь девичьей невинности колдуньями-сихырсы обычно использовалась для внушения неприязни жениха к невесте или
охлаждения молодых друг к другу. Такую порчу колдунье-сихырсы могли заказать соперницы, завистники, брошенные возлюбленные, враги той или иной семьи, рода.

Для такого колдовства с помощью подкупа снохи, которая, по обычаям башкир, была назначена ҡушыу еңгәһе ‘снохой, отвечаю-
щей за первую брачную ночь’, добывались тряпки невесты с кровью девичьей невинности.

Затем эта кровь, смыв с этой тряпки, добавлялась в чай жениха, что приводило к появлению неприязни жениха к невесте

Действительно, порча с помощью крови невинности, по древним верованиям, приводила молодых к сексуальным расстройствам, половому бессилию, бесплодию, отвращению друг к другу

Именно поэтому близкие невесты (сестры, снохи) внимательно сле-
дили за снохой, ухаживающей за молодыми. Страшным колдовством, большим грехом у башкир считается применение для колдовства-сихыр менструальной крови.

Судя по материалам, менструальную кровь колдуны-сихырсы употребляли в колдовстве на смерть. Ее, как и кровь невинности,
добавляли в чай, другой напиток или еду. Человек, которому с едой дали менструальную кровь, обязательно заболевал.

Испорченный такой кровью человек внезапно заболевал, слабел, начинал сохнуть и умирал. Если кто в деревне внезапно начинал
худеть, раньше говорили: его, наверное, опоили менструальной кровью... Если при добавлении менструальной крови в еду или
питье произносишь наговоры на смерть, то человек быстро умирал, говорили раньше

Менструальной кровью портили как мужчин, так и женщин. Обычно мстили соперницы, брошенные жены, обиженные на что-то соседи, подруги, родственники. Такую порчу очень редко самые сильные баҡ-
сы могли отвести. Опытные знахари-баҡсы сначала с помощью магических приемов пытались узнать, чем, как и кто испортил
человека.

Определив источник и приемы колдовства, в отдельных случаях опытный баҡсы мог избавить жертву от порчи, используя молитву ҡайтарма ‘возвратная молитва’.

Следует отметить, что порча с помощью менструальной крови зафиксирована в традициях многих народов мира

Пот

Одним из сильных средств в колдовстве башкирских колдунов-сихырсы является ҡатын-ҡыҙ тире ‘женский пот’. Его обычно
применяли для привораживания человека к определенному лицу.

Колдуны с помощью пота внушали жертве страсть, болезненное влечение к той женщине, чей пот был использован при колдовстве. В результате такой порчи мужчина страстно влюблялся в эту женщину или девушку.

Одна женщина долго не могла приворожить одного парня. Однажды она, когда мыла дом, стала собирать свой пот в посуду. Собрав пот, она добавила его в чай парня. С этого времени молодому человеку женщина стала нравиться. Так он и женился на ней

Часто подобные магические действия с потом сихырсы проводили на помешательство, смерть. Обычно заказчиками такой порчи выступали брошенные возлюбленные, жены. Жаждущие мести женщины с
помощью колдунов и женского пота внушали мужчине болезненную страсть, которая приводила его к психическим расстройствам, безумию.

Применение колдуном-сихырсы вредоносного заговора усили-
вало порчу. В результате жертва колдовства могла умереть, если сильный баҡсы не отводил эту порчу.

Земля

Одним из опасных средств колдовства башкирских колдунов-сихырсы являлась ҡәбер / зыярат тупрағы ‘могильная / кладбищенская земля’.

Обычно кладбищенская земля применялась в колдовстве на смерть.
По рассказам башкир, обычно сихырсы и те, кто хотели кому-то смерти, приносили могильную землю и бросали под ноги жертвы

У самарских и саратовских башкир, а также башкир-минцев записаны сюжеты о последствиях наступления на могильную землю.

Кладбищенская земля убивает жизненные силы человека, он начинает разочаровываться в жизни. У мужчин от могильной земли развивается половое бессилие.

Порча с помощью кладбищенской земли бывает очень опасной
Интересно отметить, что порча с помощью кладбищенской земли является универсальной. Поэтому она зафиксирована во
многих традициях

Вода

Судя по полевым материалам, кроме могильной земли, в колдовских средствах башкирских колдунов-сихырсы присутствовала «покойницкая вода», вода, которой обмывали покойника. В башкирском языке зафиксированы названия мәйет һыуы / үлек һыуы
‘покойницкая вода’ или ‘вода мертвеца’.

Этот вид колдовства считается очень опасным. «Покойницкая вода является источником сильного колдовства. Поэтому эту воду
сразу после обмывания покойника, произнеся „бисмилла“, закапывают в укромном месте»

В колдовских действиях «покойницкую воду» обычно добавляли в еду или питье человека, которого хотели испортить. Выливание «покойницкой воды» доверяли не каждому. Обычно давали только надежным людям. Я много слышала о том, что некоторые люди делали порчу с помощью воды, которой обмывали покойника

Вещи покойника

Из «покойницких вещей» в колдовстве, кроме земли и воды, отдельные колдуны-сихырсы применяли иглу для шитья савана ― кәфен энәһе. Иголка, как острый предмет, обычно участвовала в колдовстве на смерть.

Судя по полевым материалам, иголку обычно втыкали в одежду и другие предметы жертвы. Иголку, которой шили саван, нельзя давать кому попало. Дурные люди его могут использовать для своей пользы. Если колдуны-сихырсы иголку, которой шили саван, втыкали на чью-то одежду, вещи, то этот человек становился порченным. У мужчины воткнутая иголка отнимала мужскую силу, а женщину она делала бесплодной

Отдельные колдуны иголку для шитья савана втыкали в куклу, олицетворяющую человека, на которого было направлено кол-
довство на смерть.

Нитки, веревки и т. д.

Из предметов неживой природы в колдовстве башкирских колдунов-сихырсы активно применялись нитки, веревки, старые тряпки, одежда, скрученные в узлы. Обычно такие предметы прятали в подушку и другие постельные принадлежности жертвы. По древним представлениям башкир, такие предметы в основном были направле-
ны на вызывание у человека безумия. Для усиления порчи колдуны-сихырсы поили заговоренными снадобьями, читали вредоносные заговоры.

Под воздействием такого колдовства жертва теряла способность
думать, убегала из дома, дичилась людей, разговаривала сама с собой.

В нашей деревне раньше жила Таиба-иняй, наша родственница. Ей кто-то с целью колдовства подложил в подушку заговоренную нитку с
узелками, волосинками и еще чем-то. После этого Таиба-иняй сошла с ума. Она не делала ничего плохого никому. Она только одна в сопровождении козлят, щенков каждый день уходила в лес и бродила там целый день. Она ни с кем не разговаривала, говорила только сама с собой. Так она умерла

От порчи, нанесенной узелками, можно было избавиться, вовремя обратившись к сильным муллам-баксы. Мой дед был сильным муллой-баксы. Когда наша мама заболела ни с того ни с сего, ее повезли к деду.

Дед ее долго лечил нашептыванием. Перед отъездом домой дед маме сказал: «Дочь, посмотри-ка дома свою подушку». Дома мама осмотрела подушку и нашла в пуху какой-то маленький узелок. В нем были нитка с узелками, клок волосинок и ногти. Их мама отделила от пуха подушки, вынесла на улицу и сожгла, сам видел. Когда узелок
сгорел, из него какая-то жаба выпрыгнула будто. После этого мама выздоровела

Кроме нитки с узелками, в подложенных в подушку пучках встречались клок шерсти, волосы, ногти, зола, уголек, земля, иголка, маленький гвоздик и др. 

Количество предметов колдовства обычно доходило до семи, которые в комплексе должны были отнять жизненные силы человека, лишить
его разума. Как показывают материалы, такого заколдованного человека, по представлениям предков башкир, мог спасти только
сильный мулла-баксы, в противном случае подвергшийся колдовству становился душевно больным, безумным. Аналогичные приемы колдовства и избавления от него зафиксированы у астраханских татар
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Молоко, кости собаки

В качестве колдовского средства башкирские колдуны-сихырсы использовали и собачье (сучье) молоко. В башкирском языке такое колдовство называлось этһөтө / кәнтәй һөтө сихыры ‘колдовство 
собачьего молока, колдовство молока сучки’, ҡатлама сихыры ‘колдовство лепешки, замешанной на молоке собаки’. Для проведе-
ния такой порчи колдуны выдаивали суку, затем на этом молоке замешивали лепешку-ҡатлама, которой скармливали жертву

Однажды, чтобы вызвать отвращение мужа к жене, одна женщина выдоила суку, на этом молоке замешала тесто и испекла лепешку, которой угостила того мужчину.

После этого мужчина перестал спать с женой. Узнав об этом, дядя Хажи нашептал на мед и масло и дал этому мужчине.

Когда он съел нашептанные продукты, вы-
пил чаю, избавился от колдовства

Интересно отметить то, что собака в башкирской мифологии обычно встречается в обережной магии, так как она является, как и волк, тотемным животным у башкир.

Поэтому присутствие собаки, «собачьих предметов» в порче, по-видимому, к башкирам могло проникнуть из традиций контак-
тирующих этносов.

Интересно отметить, что в колдовстве башкирских магов встречаются и собачьи кости. По-видимому, колдовство с костью у башкир было связано с тем, что высохшие кости животных являются обычно симво-
лом принадлежности предмета к миру мертвых. 

В этом случае колдовство с костью собаки могло иметь собственное происхождение. Вероятно, именно поэтому порча с помощью кости была распространена у большинства этнографических групп башкир.

Ниже приводится материал колдовства на смерть с помощью собачьей или другой кости, записанный у самарских и саратовских башкир.

Однажды заболела мама. Дед мой, который считался знахарем в деревне, посмотрев на маму, сказал: «Испортили, подбросив наговоренную кость собаки. Найдите эту кость, бросьте на перекресток 7 дорог, маме дайте понюхать шерсть любой собаки, порча пройдет». 

Маме дали шерсть соседской собаки, потом эту шерсть вместе с наговоренной костью закопали на перекрестке 7 дорог. Мама выздоровела

Мертвые животные

Кроме собачьей или другой кости, в колдовстве на смерть башкирские колдуны-сихырсы применяли и самих мертвых животных, птиц и рептилий. 

Отдельные колдуны-сихырсы пользовались шерстью животных, перьями птиц, выползком змеи, сухожилиями волков и т. д. Обычно мертвых животных или их части колдуны подбрасывали, подкидывали, подкладывали вместе с наговорами жертве. 

Связь мертвых животных и их частей с миром мертвых была известна не только колдунам, но и всему традиционному обществу башкир.
Поэтому обнаружение животных из мира мертвых оказывало огромное влияние на душевное состояние человека, вызывая у него страх, нервные припадки, безумие. Все это в конце концов приводило к смерти.

К группе наиболее опасных приемов порчи на смерть башкирских сихырсы с помощью мертвых животных относится колдовство с делением на части высушенной жабы. 

Суть колдовства сводится к тому, что высушенную жабу делили на четыре части, затем первую часть вместе с сырым яйцом закапывали в землю, вторую ― бросали в воду, третью сжигали, четвертую пускали на ветер. Такое колдовство ни один баҡсы не мог ни снять, ни вернуть тому, кто наслал, так как четыре части жабы были отправлены к четырем стихиям: воде, воздуху, земле и огню
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Объекты колдовства

Кроме самого человека, объектом колдовства часто становились скот, пасека, позднее дом, огород и другие хозяйственные принадлежности человека. 

Обычно колдовали с целью выжить семью, род из этого места, навредить их благосостоянию, благополучию, здоровью.

Для башкир скот был главным средством благополучия, поэтому объектом порчи часто становился скот. Колдуны-сихырсы для
изведения скота втыкали в сарай для скота кости, рога, куски шкур павших животных, спутанные волосы, подкладывали золу, могильную землю. 

В результате такого колдовства, считалось, животные заболевали,
умирали, оставались яловыми, т. е. не давали приплода, приплод рождался мертвым или с различными уродствами. Повсеместно применялись порчи, направленные на отбирание молока (һөт юғалыу), выкидыш приплода (ҡолон (быҙау, бәрәс) һалыу) и др.
Кроме скота, порча часто наводилась на дом и домашние постройки. 

Колдуны обычно в фундамент дома подкладывали заговоренные тряпки, кости, битую посуду, угли, золу, спутанные волосы, веревку, мертвых животных, птиц, куклу. Если сильный баксы их вовремя не убирал, то дом становился беспокойным. В нем умирали хозяева, их
дети. 

Частыми становились скандалы, случались пожары, дохла скотина. В результате оставшиеся люди были вынуждены покинуть этот дом. В этом случае башкиры говорили нигеҙе ҡороно ‘исчез фундамент’,
‘вымер род’, ‘исчез род’.

Снятие порчи

В башкирской народной культуре выработано множество способов профилактики и избавления от вредоносного действия колдунов-сихырсы. 

Во-первых, у башкир повсеместно применялись обереги, амулеты бетеү, освященные солью и мусульманской молитвой вода, яркая одежда и украшения. 

Пожилые башкиры запрещалиьсадиться, ходить на опасные заколдованные места (зольницы, перекрестки, развилины, могильники, заброшенные постройки), с которых могла пристать порча. Тем, кто боится колдовства, советовали закопать на перекрестке 7 дорог или развилин рек нитку в рост человека с 40 узелками, которую трижды обводили вокруг головы, пояса человека

В целях профилактики колдовства при обнаружении предметов порчи муллы, баксы запрещали трогать их руками, ногами, так как порча-сихыр могла пристать к человеку. 

Обычно баксы советовали пользоваться металлическими инструментами типа вилы, лопаты, щипцы и др. В случае нечаянного схватывания предметов колдовства, чтобы не заболеть, рекомендуют приложить или засунуть руку в навоз. Говорят, порча-сихыр, оскорбившись, уходит от человека

По представлениям башкир, самой главной профилактической мерой является отсутствие веры в сихыр, его вредоносность.

Если не верить в сихыр ‘порчу’, то она не коснется тебя. Поэтому нельзя верить в колдовство. Сихыр пристает только к тому, кто в него верит. Когда веришь в сихыр, Аллах говорит: «Ты не мой» и от-
казывается от тебя. Тебя не оберегает.

Поэтому и болеешь от колдовства
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Отвод от порчи

В башкирской народной культуре выработаны не только способы профилактики, но и отвода, избавления от колдовства. Судя по материалам экспедиций, способы, средства избавления от порчи у башкир самые разнообразные. 

При этом особо распространенными являются комплексные методы,
применяемые муллами-баҡсы (бағымсы).

Особо эффективным считалось чтение молитв семью знахарями-баҡсы
Семь женщин-знахарей молитвами и сжиганием волчьих сухожилий наказывали, наводили порчу на воров, конокрадов. Если потерянная вещь не находится, 7 самых авторитетных старушек нашей деревни вместе собираются и принимают решение об установлении и наказании вора сжиганием сухожилий волка. 

Это решение старушек становится известно всей деревне, в том
числе и вору. Если вор не принесет украденную вещь, то начинал болеть. А когда начинали жечь сухожилие волка, вор начинал корчиться, метаться. Чтобы вор мучился долго, волчье сухожилие сжигали не сразу. 

Его сначала клали рядом с дровами, которые были поставлены для сушки. Сухожилия там нагреваются, сжимаются. Аналогично сжимаются сухожилия и вора, поэтому он начинает корчиться, в конце
концов умирает в страшных муках

Волк, напомним, является одним из тотемных животных башкир, поэтому логичны и обращения старух-баҡсы к волку в заговорах. Следует отметить, что обычай сжигания волчьих жил характерен для
большинства тюрко-монгольских народов

Изложенные факты свидетельствуют о том, что способ сжигания из метода вредоносного колдовства перешел в метод установления и наказания воров. В обряде наказания вора обычно применяется и заговор, который бывает направлен на установление настоящего вора, чтобы не был наказан невиновный.

Заключение

Башкирские колдуны-сихырсы в основном относятся к отрицательным персонажам. Они намеренно наносят вред кому-либо. Для этого ими выработан огромный арсенал средств, приемов, заклинаний. 

Довольно сложным нам представляется последний пример, описывающий порчу вора. Данным видом колдовства занимались
не колдуны-сихырсы, а старушки-баҡсы, знахари, целью которых было наказание вора.

Все это свидетельствует о том, что башкирские колдуны-сихырсы обычно выполняли как функцию баҡсы-знахарей, так и сихырсы,
занимающихся вредоносной магией.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com