Новости: 🌼 Объявляется набор в школу Магического Травничества 🌼

  • 22 Октября 2024, 16:24:16


Автор Тема: Сихырсы ‘колдуны’ и колдовство в башкирской мифологии  (Прочитано 6 раз)

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3950
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Статья посвящена описанию мифологизированных персонажей башкирской мифологии сихырсы ‘колдуны’ и их названий.

Материалами послужили фольклорные тексты и словарные статьи различных словарей башкирского и других тюркских языков.

Установлены основные, наиболее распространенные наименования
башкирских колдунов. Таковыми являются термины сихырсы и боҙомсо, восходящие к лексемам сихыр ‘волшебство, колдовство, чародейство, магия’ и боҙом ‘порча, колдовство, вредоносное воздействие с помощью мифологизированных предметов, средств’.

Кроме них, в статье рассмотрены термины осоҡсо (‘колдун, наносящий вред с помощью заговоренной куклы’), арбаусы (‘колдун, наносящий вред с помощью заговора’), әмәлләүсе (‘колдун, наносящий вред с помощью заговоренных предметов и магических действий’) и др., характеризующие приемы вредоносных действий у башкирских колдунов.

В статье довольно подробно, с примерами рассмотрены приемы вредоносных действий башкирских колдунов. К наиболее распространенным приемам автором отнесены порча с помощью могильной земли, «покойницкой воды», иглы для шитья савана, сырого яйца, куклы, крови невинности, менструальной крови, колдовские действия с применением пота, узлов и особых заговоров, которые, по представлениям предков башкир, усиливали вредоносность используемого приема.

В статье рассматриваются случаи применения колдовских действий знахарями-баҡсы, т. е. положительными персонажами башкирской мифологии, для наказания зла, т. е. воров крупного скота, предметов, насильников.

Введение
В башкирской мифологии выделяется особая группа сихырсы ‘колдуны, колдуньи’. Данная группа людей практически не изучена. Очевидно, это связано с тем, что сихыр ‘колдовство’ в исламе считается большим грехом.Не разработана терминология, не установлена специфика, не описаны приемы, средства колдовских действий.

Наиболее полно магия и колдовство изучены у чувашей, якутов и народов Южной Сибири

Исходя из изложенного, предметом данной статьи является
колдовство и колдуны у башкир.

Для обозначения данной группы персонажей в башкирском языке и его диалектах зафиксированы слова и композиты сихырсы ‘колдун, колдунья’, сихырсы әбей, сихырсы ҡарсыҡ ‘старуха-колдунья’, боҙомсо ‘делающий порчу’, боҙом ебәреүсе ‘отправляющий порчу’, боҙом яһаусы ‘делающий порчу’, йелпеү ебәреүсе ‘отправляющий порчу’, сарпыу ебәреүсе ‘отправляющий порчу’, күҙ бәйләүсе ‘чародей/чародейка’, ҡаракитапсы ‘чернокнижник’, иргәйел ‘карлик, колдун’, иргәнәк (диал.) ‘карлик, колдун’, инәкә (диал.) ‘карлица, колдунья’,
әмәлсе ‘делающий порчу’, әмәлләүсе / әмәлдәүсе (диал.) ‘делающий порчу’, хөсөт һалыусы (диал.) ‘делающий порчу’, сахир ‘колдун, ворожея’, һаҡалы мең ҡарыш, үҙе бер ҡарыш ‘колдун сказок’, Бәһәрәмжә бәли (диал.) ‘летающий колдун’, шайтан-күрәҙә ‘колдун-баксы, чародей’, арбаусы ‘ворожея, гадалка, знахарь, заклинатель’

Колдуны-сихырсы, по традиционным представлениям, являются отрицательными персонажами, наносящими вред кому-либо
(колдовство, обольщение, подверженность воздействию чар, соблазн и др.). Они различными магическими приемами, предметами способны нанести ущерб здоровью,благосостоянию человека, его скоту, хозяй-
ству. Данная группа персонажей, в отличие от «глазливых» людей, вред наносит намеренно, наслав на человека болезнь, беспло-
дие, неудачу, бедность, даже смерть.

Колдуны-сихырсы в сказочной и реальной жизни

Условно колдунов-сихырсы можно разделить на две группы. Первую группу составляют мифические, встречающиеся только в сказках и других эпических произведениях фольклора персонажи. Данная
группа персонажей обычно бывает связана с нечистой силой.

В частности, в башкирской народной сказке «Болансы Мәргән»
(«Охотник на оленей Мерген») говорится о том, что колдун иргәйел был потомком не только человека, но и дью-пари, т. е. дивов,
драконов.

Именно поэтому колдуны из сказок и эпосов умеют летать, превращаться в невидимок, предсказывать будущее.

Вторую группу колдунов представляют собой люди, обладающие, как считается, сверхъестественными способностями, которые могут нанести вредоносные действия с помощью определенных приемов, предметов, слов, действий. Именно эта группа сихырсы ‘колдунов’ и является объектом исследования в данной статье.

Лексемы, обозначающие колдунов-сихырсы

В башкирском языке и его диалектах сохранилось множество лексем-обозначений вредоносных действий, приемов, предметов, с помощью которых совершалось колдовство. Наиболее распространенными
являются лексемы сихыр ‘колдовство, чародейство, волшебство’; боҙом ‘порча, колдовство, чародейство’ и их образования.

Ср.: сихыр: сихырлау ‘навести порчу, заколдовать’, сихыр ебәреү ‘наслать колдовство, порчу’, сихыр эсереү ‘напоить колдовским
зельем’, сихыр ташлау ‘подбросить заколдованный предмет’, сихыр еле ‘колдовской ветер’; боҙом: боҙоу ‘навести порчу’, боҙом ебәреү ‘наслать порчу’, боҙом яһау ‘сделать порчу’, боҙом һалыу ‘подложить предмет для порчи’ и др.

Следует отметить, что, кроме лексем сихыр, сихырлау, боҙом, боҙоу и их образований, в словарях зафиксированы другие слова и композиты.

Ср.: кеүләтеү (диал.) ‘портить, испортить, нанести порчу’, әмәл-
ләү ‘портить, заговаривать, нанести порчу, лечить магическими средствами и способами’, ырымлау ‘колдовать, заговаривать, ле-
чить магическими способами’, хөсөт һалыу ‘портить, нанести порчу’, осоҡ һалыу / осоҡташлау ‘положить, подбросить заговоренный предмет’ и др., которые характеризуют способы насылания вредоносных действий

Так, например, слово әмәлләү употребляется в значении ‘портить с помощью отдельных предметов’, а ырымлау ― в значениях ‘колдовать, предсказывать с помощью определенных приемов, предметов’. Что же
касается наименования колдовства хөсөтҡылыу, то оно связано с ‘порчей при помощи наговоров, т. е. магических слов’ .

Лексема осоҡлау содержит значение‘нанесения порчи с помощью определенных приемов, предметов, заговоров’ и др.

Средства и предметы, используемые при колдовстве

В башкирской народной культуре представлены некоторые данные о средствах, предметах нанесения вредоносного действия. Судя по экспедиционным материалам, в арсенале башкирских колдунов-сихырсы были представлены следующие средства колдовства: ҡыҙлыҡ ҡаны ‘кровь девичьей невинности’; күрем ҡаны ‘менструальная кровь’; ҡатын-ҡыҙ тире ‘женский пот’; ҡәбер / зыярат тупрағы ‘могильная / кладбищенская земля’; мәйет һыуы ‘«покойницкая вода», вода, которой обмывали покойника’; кәфен энәһе ‘игла для шитья савана’; эт һөтө ‘собачье (сучье) молоко’; эт һөйәгәе, мал һөйәге ‘собачьи
кости, а также кости других животных’; кеше сәсе, тырнағы ‘волосы, ногти человека’; бүре һеңере ‘волчьи сухожилия’; сеййомортҡа, йомортҡа ҡабығы ‘яйцо, яичная скорлупа’; ҡурсаҡ ‘куклы’; төйөнлө еп, бау ‘нитки, веревки с узлами’; иҫке сепрәк, иҫке-моҫҡо ‘старые тряпки’; күмер, көл ‘угли, зола’; сөй, энә ‘гвозди, иголки’ и др.

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/251/sikhyrsy-kolduny-i-koldovstvo-v-bashkirskoy-mifologii/6788/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3950
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Рассмотрим более подробно отдельные, наиболее распространенные средства башкирской колдовской магии.

Кровь

Одним из наиболее распространенных средств в колдовстве башкирских магов является ҡыҙлыҡ ҡаны ‘кровь девичьей невинности’.

Судя по материалам, записанным в Учалинском и Бураевском районах Башкортостана, кровь девичьей невинности колдуньями-сихырсы обычно использовалась для внушения неприязни жениха к невесте или
охлаждения молодых друг к другу. Такую порчу колдунье-сихырсы могли заказать соперницы, завистники, брошенные возлюбленные, враги той или иной семьи, рода.

Для такого колдовства с помощью подкупа снохи, которая, по обычаям башкир, была назначена ҡушыу еңгәһе ‘снохой, отвечаю-
щей за первую брачную ночь’, добывались тряпки невесты с кровью девичьей невинности. 


Затем эта кровь, смыв с этой тряпки,добавлялась в чай жениха, что приводило к появлению неприязни жениха к невесте

Действительно, порча с помощью крови невинности, по древним верованиям, приводила молодых к сексуальным расстройствам, половому бессилию, бесплодию, отвращению друг к другу 

Именно поэтому близкие невесты (сестры, снохи) внимательно сле-
дили за снохой, ухаживающей за молодыми. Страшным колдовством, большим грехом у башкир считается применение для колдовства-сихыр менструальной крови.

Судя по материалам, менструальную кровь колдуны-сихырсы употребляли в колдовстве на смерть. Ее, как и кровь невинности,
добавляли в чай, другой напиток или еду. Человек, которому с едой дали менструальную кровь, обязательно заболевал.

Испорченный такой кровью человек внезапно заболевал, слабел, начинал сохнуть и умирал. Если кто в деревне внезапно начинал
худеть, раньше говорили: его, наверное, опоили менструальной кровью... Если при добавлении менструальной крови в еду или
питье произносишь наговоры на смерть, то человек быстро умирал, говорили раньше

Менструальной кровью портили как мужчин, так и женщин. Обычно мстили соперницы, брошенные жены, обиженные на что-то соседи, подруги, родственники. Такую порчу очень редко самые сильные баҡ-
сы могли отвести. Опытные знахари-баҡсы сначала с помощью магических приемов пытались узнать, чем, как и кто испортил
человека. 

Определив источник и приемы колдовства, в отдельных случаях опытный баҡсы мог избавить жертву от порчи, используя молитву ҡайтарма ‘возвратная молитва’. 

Следует отметить, что порча с помощью менструальной крови зафиксирована в традициях многих народов мира

Пот

Одним из сильных средств в колдовстве башкирских колдунов-сихырсы является ҡатын-ҡыҙ тире ‘женский пот’. Его обычно
применяли для привораживания человека к определенному лицу.

Колдуны с помощью пота внушали жертве страсть, болезненное влечение к той женщине, чей пот был использован при колдовстве. В результате такой порчи мужчина страстно влюблялся в эту женщину или девушку. 

Одна женщина долго не могла приворожить одного парня. Однажды она, когда мыла дом, стала собирать свой пот в посуду. Собрав пот, она добавила его в чай парня. С этого времени молодому человеку женщина стала нравиться. Так он и женился на ней

Часто подобные магические действия с потом сихырсы проводили на помешательство, смерть. Обычно заказчиками такой порчи выступали брошенные возлюбленные, жены. Жаждущие мести женщины с
помощью колдунов и женского пота внушали мужчине болезненную страсть, которая приводила его к психическим расстройствам, безумию. 

Применение колдуном-сихырсы вредоносного заговора усили-
вало порчу. В результате жертва колдовства могла умереть, если сильный баҡсы не отводил эту порчу.

Земля

Одним из опасных средств колдовства башкирских колдунов-сихырсы являлась ҡәбер / зыярат тупрағы ‘могильная / кладбищенская земля’.

Обычно кладбищенская земля применялась в колдовстве на смерть.
По рассказам башкир, обычно сихырсы и те, кто хотели кому-то смерти, приносили могильную землю и бросали под ноги жертвы

У самарских и саратовских башкир, а также башкир-минцев записаны сюжеты о последствиях наступления на могильную землю.

Кладбищенская земля убивает жизненные силы человека, он начинает разочаровываться в жизни. У мужчин от могильной земли развивается половое бессилие.

Порча с помощью кладбищенской земли бывает очень опасной
Интересно отметить, что порча с помощью кладбищенской земли является универсальной. Поэтому она зафиксирована во
многих традициях

Вода

Судя по полевым материалам, кроме могильной земли, в колдовских средствах башкирских колдунов-сихырсы присутствовала «покойницкая вода», вода, которой обмывали покойника. В башкирском языке зафиксированы названия мәйет һыуы / үлек һыуы
‘покойницкая вода’ или ‘вода мертвеца’.

Этот вид колдовства считается очень опасным. «Покойницкая вода является источником сильного колдовства. Поэтому эту воду
сразу после обмывания покойника, произнеся „бисмилла“, закапывают в укромном месте»

В колдовских действиях «покойницкую воду» обычно добавляли в еду или питье человека, которого хотели испортить. Выливание «покойницкой воды» доверяли не каждому. Обычно давали только надежным людям. Я много слышала о том, что некоторые люди делали порчу с помощью воды, которой обмывали покойника

Вещи покойника

Из «покойницких вещей» в колдовстве, кроме земли и воды, отдельные колдуны-сихырсы применяли иглу для шитья савана ― кәфен энәһе. Иголка, как острый предмет, обычно участвовала в колдовстве на смерть. 

Судя по полевым материалам, иголку обычно втыкали в одежду и другие предметы жертвы. Иголку, которой шили саван, нельзя давать кому попало. Дурные люди его могут использовать для своей пользы. Если колдуны-сихырсы иголку, которой шили саван, втыкали на чью-то одежду, вещи, то этот человек становился порченным. У мужчины воткнутая иголка отнимала мужскую силу, а женщину она делала бесплодной

Отдельные колдуны иголку для шитья савана втыкали в куклу, олицетворяющую человека, на которого было направлено кол-
довство на смерть.

Нитки, веревки и т. д.

Из предметов неживой природы в колдовстве башкирских колдунов-сихырсы активно применялись нитки, веревки, старые тряпки, одежда, скрученные в узлы. Обычно такие предметы прятали в подушку и другие постельные принадлежности жертвы. По древним представлениям башкир, такие предметы в основном были направле-
ны на вызывание у человека безумия. Для усиления порчи колдуны-сихырсы поили заговоренными снадобьями, читали вредоносные заговоры. 

Под воздействием такого колдовства жертва теряла способность
думать, убегала из дома, дичилась людей, разговаривала сама с собой. 

В нашей деревне раньше жила Таиба-иняй, наша родственница. Ей кто-то с целью колдовства подложил в подушку заговоренную нитку с
узелками, волосинками и еще чем-то. После этого Таиба-иняй сошла с ума. Она не делала ничего плохого никому. Она только одна в сопровождении козлят, щенков каждый день уходила в лес и бродила там целый день. Она ни с кем не разговаривала, говорила только сама с собой. Так она умерла

От порчи, нанесенной узелками, можно было избавиться, вовремя обратившись к сильным муллам-баксы. Мой дед был силь-ным муллой-баксы. Когда наша мама забо-лела ни с того ни с сего, ее повезли к деду.

Дед ее долго лечил нашептыванием. Перед
отъездом домой дед маме сказал: «Дочь,
посмотри-ка дома свою подушку». Дома
мама осмотрела подушку и нашла в пуху ка-
кой-то маленький узелок. В нем были нит-
ка с узелками, клок волосинок и ногти. Их
мама отделила от пуха подушки, вынесла
на улицу и сожгла, сам видел. Когда узелок
сгорел, из него какая-то жаба выпрыгнула
будто. После этого мама выздоровела [Ду-
ховные сокровища 2008: 135].
Кроме нитки с узелками, в подложен-
ных в подушку пучках встречались клок
шерсти, волосы, ногти, зола, уголек, земля,
иголка, маленький гвоздик и др. Количество
предметов колдовства обычно доходило до
семи, которые в комплексе должны были
отнять жизненные силы человека, лишить
его разума. Как показывают материалы, та-
кого заколдованного человека, по представ-
лениям предков башкир, мог спасти только
сильный мулла-баксы, в противном случае
подвергшийся колдовству становился ду-
шевно больным, безумным. Аналогичные
приемы колдовства и избавления от него
зафиксированы у астраханских татар [Сыз-
ранов 2020: 206–212]
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3950
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Молоко, кости собаки
В качестве колдовского средства баш-
кирские колдуны-сихырсы использовали
и собачье (сучье) молоко. В башкирском
языке такое колдовство называлось эт
һөтө / кәнтәй һөтө сихыры ‘колдовство со-
бачьего молока, колдовство молока сучки’,
ҡатлама сихыры ‘колдовство лепешки, за-
мешанной на молоке собаки’. Для проведе-
ния такой порчи колдуны выдаивали суку,
затем на этом молоке замешивали лепеш-
ку-ҡатлама, которой скармливали жертву

Однажды, чтобы вызвать отвращение
мужа к жене, одна женщина выдоила суку,
на этом молоке замешала тесто и испекла
лепешку, которой угостила того мужчину.
После этого мужчина перестал спать с
женой. Узнав об этом, дядя Хажи нашеп-
тал на мед и масло и дал этому мужчине.
Когда он съел нашептанные продукты, вы-
пил чаю, избавился от колдовства [ Экспе-
диционные материалы 2006: 141].
Интересно отметить то, что собака в
башкирской мифологии обычно встречает-
ся в обережной магии, так как она является,
как и волк, тотемным животным у башкир.
Поэтому присутствие собаки, «собачьих
предметов» в порче, по-видимому, к башки-
рам могло проникнуть из традиций контак-
тирующих этносов.
Интересно отметить, что в колдовстве
башкирских магов встречаются и собачьи
кости. По-видимому, колдовство с костью у
башкир было связано с тем, что высохшие
кости животных являются обычно симво-
лом принадлежности предмета к миру мерт-
вых. В этом случае колдовство с костью со-
баки могло иметь собственное происхожде-
ние. Вероятно, именно поэтому порча с по-
мощью кости была распространена у боль-
шинства этнографических групп башкир.
Ниже приводится материал колдовства
на смерть с помощью собачьей или другой
кости, записанный у самарских и саратов-
ских башкир. Однажды заболела мама. Дед
мой, который считался знахарем в деревне,
посмотрев на маму, сказал: «Испортили,
подбросив наговоренную кость собаки. Най-
дите эту кость, бросьте на перекресток 7
дорог, маме дайте понюхать шерсть любой
собаки, порча пройдет». Маме дали шерсть
соседской собаки, потом эту шерсть вме-
сте с наговоренной костью закопали на пе-
рекрестке 7 дорог. Мама выздоровела [Ду-
ховные сокровища 2008: 135].

Мертвые животные

Кроме собачьей или другой кости, в
колдовстве на смерть башкирские колду-
ны-сихырсы применяли и самих мертвых
животных, птиц и рептилий. Отдельные
колдуны-сихырсы пользовались шерстью
животных, перьями птиц, выползком змеи,
сухожилиями волков и т. д. Обычно мерт-
вых животных или их части колдуны под-
брасывали, подкидывали, подкладывали вместе с наговорами жертве. Связь мерт-
вых животных и их частей с миром мерт-
вых была известна не только колдунам, но
и всему традиционному обществу башкир.
Поэтому обнаружение животных из мира
мертвых оказывало огромное влияние на
душевное состояние человека, вызывая у
него страх, нервные припадки, безумие. Все
это в конце концов приводило к смерти.
К группе наиболее опасных приемов
порчи на смерть башкирских сихырсы с по-
мощью мертвых животных относится кол-
довство с делением на части высушенной
жабы. Суть колдовства сводится к тому, что
высушенную жабу делили на четыре части,
затем первую часть вместе с сырым яйцом
закапывали в землю, вторую ― бросали в
воду, третью сжигали, четвертую пускали
на ветер [ПМА 1991]. Такое колдовство
ни один баҡсы не мог ни снять, ни вернуть
тому, кто наслал, так как четыре части жабы
были отправлены к четырем стихиям: воде,
воздуху, земле и огню
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3950
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Объекты колдовства
Кроме самого человека, объектом кол-
довства часто становились скот, пасека,
позднее дом, огород и другие хозяйствен-
ные принадлежности человека. Обычно
колдовали с целью выжить семью, род из
этого места, навредить их благосостоянию,
благополучию, здоровью.
Для башкир скот был главным средством
благополучия, поэтому объектом порчи ча-
сто становился скот. Колдуны-сихырсы для
изведения скота втыкали в сарай для скота
кости, рога, куски шкур павших животных,
спутанные волосы, подкладывали золу, мо-
гильную землю. В результате такого кол-
довства, считалось, животные заболевали,
умирали, оставались яловыми, т. е. не да-
вали приплода, приплод рождался мертвым
или с различными уродствами. Повсемест-
но применялись порчи, направленные на
отбирание молока (һөт юғалыу), выкидыш
приплода (ҡолон (быҙау, бәрәс) һалыу) и др.
Кроме скота, порча часто наводилась на
дом и домашние постройки. Колдуны обыч-


но в фундамент дома подкладывали загово-
ренные тряпки, кости, битую посуду, угли,
золу, спутанные волосы, веревку, мертвых
животных, птиц, куклу. Если сильный бак-
сы их вовремя не убирал, то дом становился
беспокойным. В нем умирали хозяева, их
дети. Частыми становились скандалы, слу-
чались пожары, дохла скотина. В резуль-
тате оставшиеся люди были вынуждены
покинуть этот дом. В этом случае башкиры
говорили нигеҙе ҡороно ‘исчез фундамент’,
‘вымер род’, ‘исчез род’.
Снятие порчи
В башкирской народной культуре вы-
работано множество способов профилакти-
ки и избавления от вредоносного действия
колдунов-сихырсы. Во-первых, у башкир
повсеместно применялись обереги, аму-
леты бетеү, освященные солью и мусуль-
манской молитвой вода, яркая одежда и
украшения. Пожилые башкиры запрещали
садиться, ходить на опасные заколдованные
места (зольницы, перекрестки, развилины,
могильники, заброшенные постройки), с
которых могла пристать порча. Тем, кто бо-
ится колдовства, советовали закопать на пе-
рекрестке 7 дорог или развилин рек нитку в
рост человека с 40 узелками, которую триж-
ды обводили вокруг головы, пояса человека
[Экспедиционные материалы 2008: 120].
В целях профилактики колдовства при
обнаружении предметов порчи муллы, бак-
сы запрещали трогать их руками, ногами,
так как порча-сихыр могла пристать к чело-
веку. Обычно баксы советовали пользовать-
ся металлическими инструментами типа
вилы, лопаты, щипцы и др. В случае неча-
янного схватывания предметов колдовства,
чтобы не заболеть, рекомендуют приложить
или засунуть руку в навоз. Говорят, пор-
ча-сихыр, оскорбившись, уходит от челове-
ка [Экспедиционные материалы 2018: 133].
По представлениям башкир, самой глав-
ной профилактической мерой является от-
сутствие веры в сихыр, его вредоносность.
Если не верить в сихыр ‘порчу’, то она не
коснется тебя. Поэтому нельзя верить
в колдовство. Сихыр пристает только к
тому, кто в него верит. Когда веришь в
сихыр, Аллах говорит: «Ты не мой» и от-
казывается от тебя. Тебя не оберегает.
Поэтому и болеешь от колдовства [
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3950
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Отвод от порчи
В башкирской народной культуре выра-
ботаны не только способы профилактики,
но и отвода, избавления от колдовства. Судя
по материалам экспедиций, способы, сред-
ства избавления от порчи у башкир самые
разнообразные. При этом особо распростра-
ненными являются комплексные методы,
применяемые муллами-баҡсы (бағымсы).
Особо эффективным считалось чтение мо-
литв семью знахарями-баҡсы [ Экспедици-
онные материалы 2006: 144].
Семь женщин-знахарей молитвами и
сжиганием волчьих сухожилий наказывали,
наводили порчу на воров, конокрадов. Если
потерянная вещь не находится, 7 самых ав-
торитетных старушек нашей деревни вме-
сте собираются и принимают решение об
установлении и наказании вора сжиганием
сухожилий волка. Это решение старушек
становится известно всей деревне, в том
числе и вору. Если вор не принесет укра-
денную вещь, то начинал болеть. А когда
начинали жечь сухожилие волка, вор начи-
нал корчиться, метаться. Чтобы вор му-
чился долго, волчье сухожилие сжигали не
сразу. Его сначала клали рядом с дровами,
которые были поставлены для сушки. Су-
хожилия там нагреваются, сжимаются.
Аналогично сжимаются сухожилия и вора,
поэтому он начинает корчиться, в конце
концов умирает в страшных муках [ БНТ
1995: 11


Волк, напомним, является одним из
тотемных животных башкир, поэтому ло-
гичны и обращения старух-баҡсы к волку
в заговорах. Следует отметить, что обы-
чай сжигания волчьих жил характерен для
большинства тюрко-монгольских народов
[Алексеев 1992: 46].
Изложенные факты свидетельствуют о
том, что способ сжигания из метода вредо-
носного колдовства перешел в метод уста-
новления и наказания воров. Следует доба-
вить, что в обряде наказания вора обычно
применяется и заговор, который бывает на-
правлен на установление настоящего вора,
чтобы не был наказан невиновный.
Заключение
Судя по приведенным материалам, мож-
но констатировать, что башкирские колду-
ны-сихырсы в основном относятся к отрица-
тельным персонажам. Они намеренно нано-
сят вред кому-либо. Для этого ими выработан
огромный арсенал средств, приемов, закли-
наний. Довольно сложным нам представля-
ется последний пример, описывающий порчу
вора. Данным видом колдовства занимались
не колдуны-сихырсы, а старушки-баҡсы, зна-
хари, целью которых было наказание вора.
Все это свидетельствует о том, что башкир-
ские колдуны-сихырсы обычно выполняли
как функцию баҡсы-знахарей, так и сихырсы,
занимающихся вредоносной магией.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com