От чахотки
Чахотки «стираются» только на убывающем месяце. Воду для лечения набирают из ручья против течения, при этом нельзя разговаривать. Наиболее действенной будет вода, взятая из того места, где через ручей носят трупы. Важно растереть «крестом» этой водой тело. Затем обеими руками трижды трут виски, а в конце — и шею. Некоторые трут и грудь. После этого надо измерить количество воды: если ее станет больше, больной выздоровеет. Лечение будет более действенным, если при стирании молиться «Отче наш», а затем заговаривать:
"Господи, чахотка ли у меня или не чахотка, забери ее у меня!" После этого воду вылить в ручей, чтобы чахотку забрала вода. Нельзя выливать воду на дорогу, чтобы никто не заразился.
Господь Бог опереди, Господь Бог за мной, Господь Бог надо мной. ГосподиБоже, смилуйся и благослови то, что я начну {делать). Заговариваю я вас, чахотки *; выйдите из тела, из глаз, с век, с ресниц, с волос, с ногтей, изкостей, из крови, из рук, из ног, из жил, из сердца, как отступил Господь Иисус от лицемерного судьи. Как вздохнул Господь Иисус перед несправедливым судьей, так и вы оставьте этого человека. Уходите лучше в воду, наколючки, на вербу: там будьте, резвитесь, этого человека оставьте. — Заговор произносится три раза, после чего трижды добавляется Аминь.*
Буквально 'уймы, уймы, уймицы, мзе, мзе, мэнцы, снедлек, снедлек, снедлицы' — все эти чешские слова соответствуют русскому чахотка.
Знахарка наливает в посудину три ложки воды. После этого раздевает больного и «крестом» мочит ему этой водой виски, предплечья, грудь и под коленями (делает этой водой крестики). Потом она измеряет количество воды, и если ее оказывается больше, чем три ложки, у больного чахотка. Если же меньше, он выздоравливает. Затем знахарка отводит больного под дымовую трубу (или же, если это маленький ребенок, несет туда его рубашку) и говорит:
"Дай тебе Господь Бог добрый вечер(доброе утро), дымовая труба. Я тебе несу Н. (имярек) чахотки, чтобы ты (ему) вернула былое здоровье. Помогай мне в этом, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух святой".
Так произносить трижды, потом прочитать молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». В самом конце трижды произнести Аминь *.‘
Как полагает фольклорист, записавший данный текст, изначально заговор произносили под кустом сирени — как это происходило, например, в Кацове. И лишь «за недостатком сирени» в окрестностях Млада-Болеслава стали водить больных «под дымовую трубу»
Знахарка кладет на тарелку три куска хлеба, наливает немного уксуса и посыпает солью. Затем берет с тарелки корку и произносит: "Начинаю во имя Господа Иисуса Христа распятого, трет коркой высунутый язык больного. Так же поступает и со второй, и с третьей корками. Затем растирает коркой оба виска, обе лопатки, оба плеча и обе икры. В конце говорит: Кончаю воимя Господа Иисуса Христа". Аминь произносится только на третий раз.
Больной ложится навзничь, после чего измеряются (немотаной нитью, спря- денной «задом наперед» в Страстную субботу) два расстояния: между кончиками средних пальцев разведенных в стороны рук и от темени головы до пальцев ног. Если эти расстояния равны, то больной не страдает чахоткой, а если второе расстояние оказывается больше, то болен. Тогда, в случае необходимости, произносится:
"Начинаю я во имя (перекреститься) Отца и (перекреститься) Сына и (перекреститься) Духа св. Чахотки, я вас выгоняю с головы до плеч, с плеч до талии, с талии до ногтей, а из ногтей вон. Не дам я вам мясо есть, кровь пить, (телесные) члены трепать... Уходите в море, песок пересыпайте, воду переливайте, а этому больному покой дайте"
Свари «чахоточную травку» (она растет в поле, желтого цвета, как одуванчик), вылей отвар в деревянный сосуд, и пусть больной посидит над паром, как при лечении кашля. Делать это можно только в среду и в пятницу, утром и вечером: на восходе солнца утираться движениями вверх, а на закате — движениями вниз. При этом произносить:
"Чахотки, чахотки! Стойте так тихо, как стояла водав Иордане у господа Иисуса; из сердца, из жил, из легких отойдите прочь! В этом помогай, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух святой".
Когда луна на ущербе, налей в какой-нибудь сосуд три ложки воды, намочи в ней пальцы и «крестом» омой руки и ноги больного, т. е. правую руку на сгибе локтя и левую ногу под коленом, а потом левую руку под локтем и правую ногу под коленом. Если после этого воды в сосуде стало больше, значит, больной страдает чахоткой. В таком случае нужно трижды перекреститься и сказать:
"Во имя Бога Отца и Сына и Духа св. Аминь". После этого положить руки на голову больному и произнести следующее:
"Я выгоняю чахотки из твоего тела:из головы до плеч,с плеч до колен,с колен до ногтей,из ногтей в море:воду переливать и песок пересыпать,кости не ломать и жилы не дергать,кровь не сосать и мясо не рвать,и естеству покой дать.(трижды перекреститься) Аминь"
В один угол ванны бросить соли, в другой — муки, в третий — меду, в четвертый — пепла. Взять горбушку первого каравая, который поставили в печь, и ею крестообразным движением коснуться соли, пепла, муки и меда. Потом налить в ванну отвара из девяти верхушек, сломанных по одной с девяти сосновых деревьев, с «чахоточной травы», с «конки» («чахоточная трава» растет на пастбищах и цветет желтым цветом, а «конка» — голубым) и цикория. Когда верхушки ломаешь, произнести: "не один, не два,не три, не четыре, не пять, не шесть, не семь, не восемь, не девять".
В приготовленной таким образом ванне трижды окунуть ребенка и горбушкой, которой касались соли, пепла, меда и муки, потереть ему крестом спину, произнося при этом: "Что голые кости, было бы мяса вдоволь". Потом помолиться пять раз «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Верую». Воду вылить к забору, в тень, куда не достают лучи солнца. Выливая воду, произнести: "Гой, сухоты, уходите [в пространство] между заборами,чтобы никому не вредили".