Кали ("черная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой.
Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой — отрубленную голову Рактабиджи, две руки подняты для благословения. Последователи Кали считали ее любящей богиней-матерью, способной уничтожить смерть и демонов.
Один из мифов повествует о том, как чудовище Рактабиджа угрожало миру. Из каждой капли крови, сочившейся из его ран, рождалось 1000 демонов. По просьбе богов Кали выпила кровь Рактабиджи, затем проглотила его самого. Празднуя победу, она пустилась в пляс. Ее движения становились все более порывистыми, все вокруг сотрясалось, и миру грозило разрушение. Боги умоляли Шиву остановить неистовый танец богини, но даже ему не удалось успокоить ее. Тогда Шива лег на землю перед Кали, и она, продолжая танцевать, попирала его, пока не осознала происходящего и не прекратила танец. Город Калькутта назван в честь богини; его название означает "шаги Кали".
Я Кали - чёрная богиня Земли, ипостась великой индийской богини Деви. Одно легкое движение лезвия моего кинжала, и всё изменится. Но не считайте меня кровожадной и не испытывайте ко мне страх. Я ни словом, ни делом не преступлю вселенские законы. То, что имеет начало, имеет и конец. А я, по своей ипостаси, нахожусь в той точке, где всё заканчивается, чтобы дать возможность появиться чему-то новому. Привязанность, сожаление, страх перед неизведанным, холод в душе от одного моего имени - всё это мне знакомо. Но ничто не сможет остановить естественный ход событий - вы должны это понимать. Примите мою волю, примите волю вселенной. И тогда старое сможет дать силы новому, которым вы будете наслаждаться...
Значение в прямом положении:Карта говорит о кардинальных стремительных изменениях, которые произойдут в ситуации или судьбе человека. Это не обязательно прямая физическая смерть, как видится многим, но расставание с прошлым, избавление от чего-то, что должно покинуть вашу жизнь. Не всегда этот процесс придется вам по нраву, не всегда это вызовет радость. Но потом, спустя время, вы поймете, что это правильно.
Значение в оборотном положении:Ситуация не может быть изменена, прекращена. Она не может остановить свой ход только по воле человека и должна продолжаться до её логического завершения. Вы можете лишь ускорить время наступления изменений, а можете замедлить ход процесса. Всё зависит от вас - что вы хотите, чтобы произошло в вашей жизни.
Личные наработки:Кали – одна из самых почитаемых богинь в индуизме. Это, наряду с Дургой, грозное воплощение богини Шакти – Дэви.
Когда ее призвали боги для защиты, она вышла из тела Парвати, милостивой ипостаси богини и сказала: «Это меня славят и призывают боги, которых опять теснят асуры. Меня – великую Кали - они призывают, гневную и беспощадную воительницу, чей дух заключен как второе «я» в теле Парвати, милостивой богини. Грозная Кали и милостивая Парвати, мы два лица Махадэви – великой Богини!"
Главная функция: защита богов и мирового порядка от власти демонов.
Описывается как «женский монстр». Обыкновенно изображалась черной с длинным высунутым языком, окрашенным кровью жертв. Как и Дурга, изображалась 8-рукой: в 2 верхних -меч и жертвенной нож, в остальных - отрубленные головы, с которых стекает кровь.
Богиня очень самостоятельная, верующими воспринимается как самостоятельный источник энергии.
На карте – обнаженная женщина с алой набедренной повязкой. В руке – жертвенный нож. С отрубленной головы демона капает кровь, которую богиня собирает в чашу.
Подвиг Кали описывается так: Демон, против которого она сражалась, имел чудесное свойство. Как только капли его крови падали на землю – из каждой капли появлялся новый демон. В конечном счете, войдя в раж, разгневавшись, Кали одним ударом срубила всех демонов, а как только кровь показалась – она стала ее пить и не остановилась, пока не выпила всю.
От фигуры богини расходятся круги: это – волны энергии.
Она – самодостаточна.
Кали – это богиня, несущая смерть как кару, наказание. Она беспощадна.
Но она – защитник порядка и мирового равновесия.
Толкование:*конец, окончание того, что должно закончиться. Естественный конец.
*смерть, конец твоих врагов,
*у тебя есть сила и способности довести дело до конца,
*гнев, праведный гнев,
*защита через битву и смерть,
*месть.
Черты характера:*воинственность и даже агрессия,
*беспощадность,
*идти напролом,
*выполнение долга, предназначения в любом случае,
*дикость,
*гнев, праведный гнев,
*не бойся испачкать руки, если правда на твоей стороне.
*****
Вообще она на труп похожа и, как правило, не несёт ничего хорошего. Действительно говорит о переменах, но пока не заметила по этой карте благоприятных перемен. Вот перемены к худшему - да. Такое чувство, что карта как бы предупреждает: держитесь, сейчас вам голову оторвут.
Чувства: не только гнев, но и страх, ужас.
Работа: работы много, вам понадобится 4 руки, чтобы всё успеть. Злое начальство, которое всегда найдёт причину наорать. Возможно, работа, связанная с опасностью. Военные, например.
Финансы: на последнем издыхании...
По чертам характера могу только добавить мстительность и способность испачкать руки, даже когда не прав.
Если говорить
об отношениях, то, скорее всего, им конец.
Состояние здоровья вызывает опасения. Возможно, стоит проверить всё, что относится к голове.
Это богиня олицетворяет собой большие и быстрые перемены.
Да, многим видится плохое в Кали, но рассмотрев ее подробнее, пришла к выводу, что она борется с внутренними демонами каждого из нас, доказательство этому голова демона в ее руке. Таким образом, карта двоякая и все зависит от соседних карт.
Далее, Кали держит в руке кубок символ духовенства и любви, ее борьба с демоном не от злости, а как раз от любви к тем, кого она охраняет.
Меч -символ власти, и черепа- символ смерти - таким образом, она имеет власть над смертью и во имя любви, и может менять события по наитию.
Ка́ли (санскр. काली, Kālī?, «чёрная») — тёмная и яростная ипостась Парвати, темная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. В Ведах ее имя связано с Агни, богом огня.
«Калика-Пурана» гласит: «Кали — освободительница, защищающая тех, кто ее знает. Она ужасная Разрушительница времени, темная Шакти Шивы. Она есть эфир, воздух, огонь, вода и земля. Через нее удовлетворяются все физические желания Шивы. Ей ведомы 64 искусства, она дарит радость Богу-Творцу. Она — чистая трансцендентальная Шакти, полная тьма».
Западные культы мистических и сатанинских направлений ошибочно воспринимают и описывают Кали как богиню, равноценную египетскому божеству Сету, жестокую кровопийцу и убийцу, поедающую плоть своих жертв. Такая трактовка является в корне неверной, ибо сущность Кали — благость, а не жестокость или насилие. Другим распространенным заблуждением является приписывание Кали роли и свойств другой богини, Дурги.
Этимология имени связана с понятиями «время» и «черный». Имя Кали впервые встречается в Ригведе. Также известна как Каликамата («черная земная мать»), Каларати («черная ночь»), среди тамилов — как Коттавей. Калике/Калика — форма имени Кали.
Изображается в виде худой четырёх рукой длинноволосой женщины с голубой кожей. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой — голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры.
Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Она также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы.
Её темно-синий цвет — цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре» сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.
Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 — по числу букв санскрита, кладези силы и знания. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело», которую она уничтожает. Черепа также показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Взъерошенные волосы богини Кали (элокеши) образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и ниже поставленный характер физического тела.
Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет.
Кали пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота — не только очарование, это также ужас и даже смерть. Кали — недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы.
Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.
Кали — многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени.
На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.
В человеческом теле Кали существует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считался полумесяц.
Почитание Кали в качестве истребительницы демонов и могущественной богини-покровительницы особенно распространено в Бенгалии, где находится главный посвященный ей храм Калигхата (в английском произношении — Калькутта), давший название столице Бенгалии — Калькутте. Второй из лучших храмов Кали находится в Дакшинешваре. Почитатели Кали в ритуальных целях пили вино. Во время ритуала верующие тремя глотками пили священную воду, наносили на межбровье красным порошком отметину, изображению богини подносились красные цветы и возжигали свечи. Затем читалась молитва, после чего, вдыхая аромат жертвенного цветка, верующие ели жертвенные подношения. Праздник в честь богини отмечался в начале сентября.
Расцвет культа Кали пришёлся на период султанатов XIII — XIV веков. С XII по XIX века в Индии была распространена тайная секта тугов — фанатиков, посвятивших себя служению Кали как богине смерти и разрушения.
*****
Кали - это не просто защитница богов. Когда-то она была любящей супругой и являлась богиней любви, когда же пришла беда, Кали сразилась с демоном. Она дралась с ним и его кровь падала на землю, рождая чудовищ. Тогда Кали стала слизывать его кровь, чтобы не дать ей коснуться земли. Она опьянела от крови и боги долго не могли успокоить воительницу. Но все же мужу удалось вернуть ей разум, но в одном Кали осталась непреклонна - она остается воином и демоницей, жаждущей крови, несмотря на то что она все еще является богиней любви. Вот такой парадокс. Хотя это не так уж и странно. У скандинавов богиня Фрея так же является богиней любви и войны одновременно.
Кали же считается и матерью вампиров, наравне с Лилит.
***
Такое чувство, что художник не хотел изображать эту богиню такой ужасающей, как о ней пишут. У меня сама карта не вызывает отвращения или неприязни, страха. Кали жестока - но это жестокость нашей жизни, необходимость. И те изменения, которые она несет (пусть и против нашей воли) нужны, чтобы стать сильней.
Она не выпадала у меня в каких-то важных раскладах, а по мелочи - не могу сказать, что несет прямо уж страшный негатив. Проблемы - да, но они больше от того, что сам человек не понимает необходимости перемен или изменений.
***
В этой колоде она отыгрывается, скорее как Башня в обычной колоде Таро. Безжалостные изменения, разрушения, стремительные события. Причем человек не особенно властен что-то изменить или на что-то повлиять.
Горькое, позднее осознание того, что утратил. Поговорка : "Что имеем - не храним, потерявши - плачем" в полной мере отражает суть, как мне кажется.
Если на характеристику человека, то это безжалостный, властный, нетерпимый, но при этом справедливый. Благими намерениями, он активно мостит ад.
***
То перемены, даже если они назревшие и необходимые, человека всегда угнетают, поскольку выбивают из колеи, привычного ритма существования. Только очень мудрые люди воспринимают их спокойно, остальные же - цепляются за привычное изо всех сил.
***
Кали – одна из многих форм воплощения Шакти. Маха Кали является олицетворением суровой мощи всех Шакти в индуизме. С санскрита Кали переводится как время. Эта богиня - символ неотвратимости возмездия, зачастую выступает как богиня смерти. Хоть она и убивает, но не саму душу, а лишь демонов и эго, которые пытаются овладеть человеком. Поэтому индийцы не считают образ Кали грозным, так как он ещё наполнен и состраданием к несчастным детям. У богини Кали есть четыре руки, в них она держит тришулу и меч, а также чашу и свежеотрубленную голову. Но весь её внешний облик свидетельствует лишь о том, что физическое тело оставляет ложное впечатление, и только дух представляется реальностью.
КАЛИ И ВРЕМЯ.
Санскритское слово «кали» буквально означает «время», когда хотят акцентировать женскую природу времени. Мужская же природа времени обозначается словом «кала». Всем понятно, что время представляет важнейший фактор Вселенной, которая постоянно меняется. Вселенная вечно продуцирует бесконечное множество разнообразных форм, но само Время остается неизменным, хотя люди привыкли его градуировать на прошлое, настоящее и будущее.
Таким образом, вечное и неизменное Время - это сущность, субстанция, которая способна проявлять невечные и из менчивые формы, оставаясь по ту сторону всех проявлений. Точно так же и постоянство фактора движения сокрыто по ту сторону различных направлений движения. Образы времени отражаются в зеркале вечного Времени и не способны изменить его постоянной природы. В лоне этого Времени мы рождаемся, живем и умираем, и сквозь рождения и смерти мы приходим к пониманию высшего предназначения Времени, погружаясь в его вечность. Кали символизирует спиральный процесс развития, изменения и перехода за пределы проявленных форм.
«Все это хорошо, - скажете вы, - но зачем нам представлять Время, как Богиню?» Конечно, Абсолютное Время можно представлять по-разному, спору нет, но то, что оно не абстрактно, - это совершенно очевидно.
Следовательно, Время - это некое жизненное поле, сознательная энергия, матрица или межклеточная сущность, энергетический поток или универсальная абсолютная матка, и почему бы нам не оплодотворить наше воображение этим представлением? Можно также размышлять о том, что Время - это выражение Космического Разума, что это - дыхание Космического Духа, подлинная сущность нашего опыта, ритм самой жизни, а не просто математическая величина. Что мы без времени?
Время - наша Мать, Источник, Первая и Последняя Обитель. Вместе с тем время - Мать, которая пожирает собственных детей (самый ужасный из аспектов Кали) и с восторгом отождествляет их с Собой. В процессе приобретения жизненного опыта мы постоянно ощущаем дыхание времени и наделяем его своими чувствами, потому что время - это врожденные чувство и сознание. Мы с ностальгией смотрим в прошлое, даже если оно принесло нам много испытаний, и обращаемся с надеждой к будущему, потому что время - это рождение и смерть, развитие и увядание, что является сущностью земного бытия.
Поскольку время - наша жизнь, мы относимся к нему, как к своей собственности, и боимся утратить ее. Однако Кали отвечает нам, что только с утратой нашей привязанности к времени мы сможем властвовать над ним и обрести бессмертие. Женская природа времени проявляется в том, как мы привлекаемся этой вечной природой. Поэтому почитание и поклонение Кали следует понимать как погружение в Вечность, когда все формы поглощаются Вечностью или Сат (вечным Бытием). Время привлекает нас к своим бесчисленным проявленным формам и отвлекает от них притяжением к универсальной и непроявленной Абсолютной форме.
Созидание и разрушение.
Нет созидания без разрушения. Новое начинает свое существование, когда отмирает старое. Символом разрушения является Богиня Кали, которая уничтожает до тех пор, пока не останется только один Шива. Для нашего духовного пробуждения нам необходимо сначала разрушить привязанность к материальным объектам, выйти за пределы ограниченного знания и ложного самоотождествления, а затем позволить Богу управлять нами. Лишь наша собственная инициатива может избавить нас от невежества и скорби. Именно Кали олицетворяет Силу, которая принимает подобный дар. Мы не просто существуем во времени, но являемся частью этого времени, и мы не просто осознаем изменения, происходящие в нашем теле и уме, но и являемся этими изменениями на шкале вечного и неизменного Времени. По мере роста нашего сознания мы расширяем его ограниченные пределы и все больше отождествляемся с Кали, которая разрушает Вселенную вместе с нами для последующего обновления вечной Жизни Тогда каждое наше чувство, каждая наша мысль и каждое наше дыхание есть жизнь Кали.
Кали как жизнь и смерть.
Время - это жизнь, а жизнь - это наше движение во времени. С помощью нашей жизненной силы (праны) мы ощущаем время. Таким образом, Кали является также символом праны, или жизненной энергии. Лишь благодаря этой силе мы живем, мыслим и чувствуем. Эта сила воплощена в крови. Следовательно, Кали непосредственно связана с кровью, которая истощается, портится и обновляется. Однако время - это не только жизнь, но и смерть, которая в действительности пресекает существование того, что не обладает постоянной реальностью. Она уничтожает несущественное, чтобы обнажить существенное. Смерть отдельного «я» - это всего лишь путь к вечной жизни. Жизнь и смерть - ритмы времени, отлив и прилив вечного моря. Кали - это жизнь, которая существует в смерти, и смерть, которая существует в жизни. Осознавать жизнь в смерти и смерть в жизни - означает медитацию на Кали. Умирать ежедневно, т.е. умирать для всех забот и тревог, мыслей и чувств, амбиций и уничижений, любви и ненависти, - значит, регулярно поклоняться Кали, сжигая в огне отречения все привязанности. Следует жить так, как если бы каждый день был нашим последним днем, и тогда каждый новый день станет новым рождением. Иными словами, смерть -это всего лишь отдельные гримасы жизни и, стало быть, Кали лишь срывает эти маски, чтобы человек смог увидеть ЗА ними подлинную сущность.
Кали является смертью во всех ее формах и на всех уровнях, но прежде всего - смертью отдельного «я», обособленной индивидуальности. Недаром Кали иногда изображают танцующей в огне крематория, что символизирует наше возвращение в Вечность.
Относиться к смерти медитативно — этому искусству обучала не только Индия, но и Египет, и Тибет (вспомните Египетскую Книгу Мертвых или Тибетскую Книгу Смерти). Все эти поучения нацелены не столько на то, чтобы подготовить человека к переходу в инобытие, сколько на действительное осуществление психологической смерти, смерти отдельной личности для воссоединения ее с Божественной Сущностью внутри человека. Б этом и заключается великая миссия Кали.
КАЛИ КАК CAT, ИЛИ СУЩЕСТВОВАНИЕ.
Прана, или жизненная сила, заключенная в нас, принуждает нас жить и стремиться к дальнейшей жизни. Мы не хотим умирать потому, что вечная и неизменная наша сущность не умирает и не может умереть Кали одаривает каждого из нас таким бессмертием. Только то может оставаться бессмертным, что обладает бессмертием, но все тленное и преходящее неизбежно исчезнет, хотим мы этого или нет. Чтобы достичь Вечности, или Кали, в жертву следует принести нашу смертную природу. Все мы должны умереть. Все мы со смертью утратим свои привязанности, даже свое тело и ум. Как бы мы ни дорожили кем-то или чем-то, все равно придется с этим расстаться навсегда Мы обречены на крушение всех наших надежд на земное вечное благополучие. Уже при жизни мы вынуждены распрощаться с некоторыми иллюзиями. Если мы добровольно отрекаемся от наших привязанностей при жизни, нас ждет бессмертие, но если внешние силы принуждают нас к этому - нам суждено вновь и вновь рождаться, чтобы удовлетворить неутоленные желания.
КАЛИ КАК НИРВАНА.
Кали как олицетворение смерти нейтрализует все желания и растворяет их в царстве нерождаемости, непроявленности и бесформенности. Кали развивает формы лишь затем, чтобы показать их бренную сущность и увести нас за пределы этих форм. Когда сила Кали пробуждается в человеке, он начинает сознательно избавляться от всех ограничений и привязанностей, продвигаясь к нирване, или шакти Кали, как к своему последнему прибежищу.
КАЛИ КАК ВОЗДУХ.
В космическом смысле Кали ассоциируется с одним из пяти первоэлементов (с воздухом, или вайю), а с точки зрения аюрведы Кали олицетворяет темперамент ваты. Кали проявляет Себя, как электрическая сила в разрядах молнии и грома, и пронизывает Вселенную потенциальной энергией трансформации. Эта сила непредсказуема, молниеносна и мгновенно воплощается в преобразующих формах изменений. Кали называют темной и мрачной, а между тем Она приносит свет, озарение и трансцендентные преобразования. Она подобна мрачной грозовой туче, которая внезапно выстреливает из себя зигзаги ослепительного огня и все вокруг оглушительно сотрясается от треска и грохота. Своим сверкающим сиянием Кали затмевает свет иллюзорных истин точно так же, как сияние восходящего солнца затмевает свет мерцающих звезд и ночной луны. Таким образом, Кали словно воочию показывает нам тщетность нашей привязанности к мнимому свету, озаряя его ослепительным сверкающим сиянием, которое поглощает все вокруг.
Выше уже было сказано о том, что воздух в форме праны и дыхания существует в человеческом теле как неотъемлемый признак присутствия Кали. Следовательно, то, что мы считаем «своим», в действительности принадлежит Божественной Матери Кали, которая забирает свою энергию у нас в момент смерти, чтобы отправить эту силу в путешествие по тонким мирам. Таков великий ритм жизни и смерти.
КАЛИ КАК СВЕРШЕНИЕ.
Действие и преобразование действия (крия-шакти) являются характерными свойствами Кали. Время и жизненная сила могут как разрушать, так и созидать. То, что совершает Кали, не просто действие, а духовное свершение, которое переплавляет наше перерождение в чистое сознание. Ради этого она наделяет энергией и направляет нас, если мы подчиняемся Ей. Отсюда следует, что если мы желаем выполнить любое значительное действие, особенно йогическое, нам необходимо искать милости Матери Кали, и тогда Ее сила со временем заполнит все наше существо и радикально его преобразит.
КАЛИ КАК КРАСОТА.
Кали - это красота, ибо время и энергия обладают всем, что преобразовывает и совершенствует. Движение, ритм, танец и жизненная сила непосредственно связаны с богиней Кали и красотой. Красота не ограничивается только возвышенным - в ней есть ужас, страх и даже смерть. Прекрасная женщина может очаровать мужчину, вскружить ему голову, свести с ума и даже лишить жизни. Кали также является недостижимой Богиней, которая внушает безответную любовь и разворачивает Божественную мистерию в царстве форм. Мы не можем окончательно найти забвение и полное умиротворение ни в одной форме, потому что ищем лишь чистое сознание там, где его нет... Чистое сознание - вне форм проявления. Чем больше мы вовлекаем наше сознание в поиск красоты вовне, тем больше удаляемся от судьбы духовной и приближаемся к судьбе телесной смерти, но если мы направляем сознание на поиск красоты внутри нас, то уходим от телесности и приближаемся к духовному бессмертию.
Божественная красота ужасна потому, что она обесцвечивает земную красоту и славу смертной жизни. Форма лишь отражает красоту подобно тому, как прекрасное солнце отражается в болоте. Но в болоте солнца нет, как нет и красоты в изменчивой и бренной форме. Красота принадлежит Вечности. Когда увядает цветок, в нем уже нет красоты, хотя его форма отражала красоту.
КАЛИ И ШИВА.
Кали - супруга Господа Шивы и Его энергия. Кала, или Вечное Время, - это иное имя Шивы. Если энергия Шивы -Кали всегда активна и мотивирована, то Шива - это трансцендентальная Реальность, которая выше всех действий и мотивов. Кали - это поток милости, истекающий из сердца Шивы. Кто привлекается этим потоком, того Шива уводит в свою вечную обитель бессмертия. Шива олицетворяет труп, на котором танцует Кали, проявляя жизнь и энергию Шивы. В этом неудержимом танце Кали предстает пред нами то в одной форме, то в другой. Таким образом, Она не представляег собой божество или идола, придуманного каким-то вероучением, но означает объективное изображение существенной Реальности в символической форме.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ В ТЕЛЕ.
Одна часть Кали ориентирована на внешнее и локализована в левой груди, в области сердца, охватывая как само сердце, так и всю систему кровоснабжения. Эту форму Кали традиционно называют Ракта-Кали, или Красной Кали. Другая часть Кали, Бхадра-Кали, расположена в правой груди, в духовном сердце, и ориентирована на внутреннее, т.е. на самореализацию. Кали присутствует в обеих частях, и, стало быть, есть еще третья, промежуточная Кали, или Парамадхьяма-Ка-ли, которая соединяет внешнее и внутреннее воедино.
МЕДИТАТИВНАЯ ФОРМА.
У Кали темно-синее тело, украшенное гирляндой черепов. Из смеющегося рта высунут длинный язык и видны два клыка. У Нее четыре руки: в одной Она держит острый серп для отсечения голов; в другой - отрубленную голову, из которой обильно льется кровь; третья благословляет, а четвертая дарует бесстрашие. Юбка Кали скроена из отрубленных человеческих рук, а сама Кали танцует на трупе Господа Шивы, попирая Его ногами. Что все это означает?
Темно-синий цвет - это цвет бесконечного Космоса, Веч ного Времени и Смерти. Кали способна преобразовывать эти три фактора непроявленного мира в мир проявленный.
Острый серп - это символ отсечения эгоизма. Для несведущего отсечение эгоизма подобно смерти, а для мудрого - это новая и подлинная жизнь, оплодотворенная духовным Знанием, которое отличает вечное от невечного и разрывает узы рабства.
Гирлянда черепов - это все творения мира, как и все его воплощения, которые обречены на смерть.
Отрезанная голова в руке Кали выражает гибельную идею отождествления духа с телом.
Юбка из отрубленных рук указывает на то, что Кали господствует над всеми действиями.
Труп, на котором пляшет Кали, означает инертную природу материи, лишенной жизненной силы. Кроме того, труп означает трансцендентную и неактивную природу чистого сознания как источника жизненной силы. Кали иногда изображают старухой или ведьмой, а иногда - очаровательной игривой девушкой. Порой Кали танцует, порой сидит или стоит.
МАНТРА.
Коренной основой мантры Кали, или Ее семенем, является слог КРИМ, который переводится как «крия» (действие). Простое повторение этого слога указывает на почитание Кали. Однако полная мантра такова:
КРИМ КРИМ КРИМ ХУУМ ХУУМ ХРИМ ХРИМ ДАКШИНЕ КААЛИКЕ КРИМ КРИМ КРИМ ХУУМ ХУУМ ХРИМ ХРИМ СВААХАА!
ХУУМ - мантра ярости, гнева и отречения. Этот слог используется также для пробуждения духовного огня и самореализации;
ХРИМ - мантра Божественной красоты, милосердия, очищения и преобразований;
ДЛКШИНЛ это та энергия Кали, которая отличает праведные мысли, слова и действия от неправедных;
КАЛИКА - иное имя Кали;
СБААХАА - мантра посвящения в Божественное Сознание.
Мантра КРИМ повторяется несколько раз для того, чтобы направить все наши усилия на внутреннее преображение энергий ХУУМ в экстатическую энергию ХРИМ.
Душой мантры Кали является Махакала или Господь Шива, олицетворение Вечного Времени. Лишь время может подтвердить, выстоим ли мы в испытаниях или нет. Наряду с мантрой Кали иногда используется и Кали Янтра. Помимо основной мантры применяют также и другую мантру, посвященную Чамунде, или свирепой форме Кали, о которой повествуется в предании «Дэви Махатмья»:
ОМ АЙМ ХРИМ КЛИМ ЧААМУНДААЯЙ ВИЧЧЕ СВААХАА!
Эта мантра начинается с Божественного слога ОМ, после которого следуют:
слог АЙМ (мантра Сарасвати, или мудрости); слог ХРИМ (мантра Парвати, или чистоты); слог КЛИМ (Кали);
слово СВААХАА - обращение к Чамунде; слово ВИЧЧЕ (означает «отсечь», т.е. эгоизм).
МЕДИТАТИВНЫЕ ПОДСТУПЫ.
Существует несколько медитативных методов приближения к осознанию и почитанию Кали. Наиболее популярным является метод пранаямы, или молчаливого контроля над дыханием, в результате чего практикующий достигает и самореализации, и долголетия. Из всех мантр, используемых в этом методе, наиболее естественной и эффективной является мантра СО ХАМ. Санскритский звук СО означает «взять, удержать» и сопровождает вдох, а звук ХА, означающий «отдать», следует за выдохом. Когда наступает самадхи - приостанавливается дыхание. Но если мы не подготовлены к остановке дыхания всей предшествующей практикой последовательного отречения от привязанностей к земному, это небезопасно, ибо самадхи прерывает дыхание, чтобы одарить дыханием вечной жизни. Поскольку Кали символизирует Вечность, она одобряет медитацию на изменчивость внешнего мира, и потому этот метод широко используется как в индуизме, так и в буддизме. Суть метода состоит в том, чтобы видеть смерть или увядание во всем внешнем. Кто постиг истину Кали, видит старика в ребенке и ребенка - в старике, гниение в цветке и цветок - в гниении. Такой человек способен созерцать время со всех сторон и постичь его вечную природу.