Новости:

  • 02 Декабрь 2020, 22:27:59


Чувашскіе юмзи Автор Тема: Чувашскіе юмзи  (Прочитано 229 раз)

Eliz

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Чувашскіе юмзи
  • Сообщений: 2051
  • Репутация: 1267
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
    • Share Post
Чувашскіе юмзи
Чувашскіе юмзи
« : 12 Ноябрь 2019, 11:10:08 »
Именемъ «юмзь» называются ворожецы, которыхъ у чувашъ весьма много, и къ которымъ прибѣгаютъ они во всякой нуждѣ, во всѣхъ болѣзняхъ и несчастіяхъ. Юмзями бываютъ какъ мужчины, такъ и женщины.

Чувашскіе юмзи болѣе, чѣмъ лица того же званія у другихъ инородцевъ, утратили свое древнее жреческое значеніе, нѣтъ у нихъ помощниковъ для вызыванія добрыхъ и заклинанія злыхъ духовъ, нѣтъ особаго костюма, отличающаго ихъ отъ обыкновенныхъ соплеменниковъ ихъ, въ пророческія предсказанія, которыми юмзи, по преданію, когда- то славились, нынѣ они уже не пускаются, такъ какъ къ предсказаніямъ подобнаго рода сами чуваши давно уже не имѣютъ слѣпого довѣрія, да и самый богъ Пигамбаръ, по понятіямъ чувашъ прежняго времени, сообщавшій юмзямъ пророческія видѣнія, превратился уже въ покровителя домашняго скота и укротителя хищныхъ звѣрей.

При жертвенныхъ моленіяхъ въ керемети «священная роща» Пигамбару приносится юсманъ (тонкая, на крови замѣшенная лепешка), при чемъ говорится:

«Помилуй, Пигамбаръ, Тебѣ приношу юсманъ и шербетъ, не дѣлай зла, удерживай своихъ собакъ, (волковъ, которые у чувашъ называются Пигамбаровыми собаками), не давай имъ воли. Помилуй!»

Различныя болѣзни, по понятіямъ чувашъ, какъ и многихъ другихъ народовъ, признаются существами одушевленными, произвольно, или по напуску недоброжелателей, постигающими и мучащими человѣка до изнуренія, или даже до смерти. Чтобы избавиться отъ болѣзней, или узнать, отъ чего болѣзнь постигла, и что нужно дѣлать для избавленія отъ нея, чуваши къ больному приглашаютъ юмзя, который при сихъ случаяхъ совершая своеобразныя мольбы, вмѣстѣ съ тѣмъ прибѣгаетъ къ ворожбѣ, каковая производится различными способами.

Изъ всѣхъ способовъ ворожбы, самый общеупотребительный, слѣдующій:
Простое крестьянское блюдо наливается водою въ уровень съ краями, на края вокругъ воды кладутся небольшія хлѣбные сухарики въ равномъ одинъ отъ другого разстояніи. Послѣ такого расположенія сухарей, юмзь беретъ въ одну руку кусочекъ хлѣба, втыкаетъ въ него иглу съ ниткой.


Держа эту нитку, онъ подноситъ кусочекъ съ иглой на самую средину воды, опирается рукою объ столъ, чтобы кусочекъ съ иглою не колебался, при семъ юмзь глядитъ, какъ бы въ воду. Кусочекъ съ иглою начинаетъ качаться, и качаніемъ своимъ указываетъ на тотъ или другой изъ кусочковъ, лежащихъ на краяхъ блюда.

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/chuvashskaya-magiya/20/chuvashske-yumzi/1724/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Чувашскіе юмзи
  • Сообщений: 2051
  • Репутация: 1267
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
    • Share Post
Чувашскіе юмзи
Re: Чувашскіе юмзи
« Ответ #1 : 12 Ноябрь 2019, 11:11:04 »
Юмзь тотчасъ же обращается къ предстоящимъ, и говоритъ, что болѣзнь его произошла отъ такого то духа, или такой то керемети (священная роща), и что ему должно умаливать такихъ то животныхъ. Такой способъ ворожбы юмзей очевидно есть не что иное, какъ обманъ невѣждъ, потому что юмзь, кладя на края блюда сухарики, знаетъ, какой сухарикъ принадлежитъ какому божеству или керемети. Молва объ опытности того или другого юмзя въ совершеніи обрядовъ, и получаемой отъ него пользѣ, быстро разносится по окрестнымъ и дальнимъ чувашскимъ селеніямъ, возбуждаетъ большой запросъ на его практику, и доставляетъ имъ значительный доходъ и большой почетъ въ обществѣ чувашъ.

Были раньше такіе юмзи, которые получая въ сутки не менѣе 2-3 руб чистаго дохода отъ своей практики, дѣлались богатыми и пользовались повсюду въ домахъ, на базарахъ, и питейныхъ заведеніяхъ почетнымъ пріемомъ и обильнымъ угощеніемъ. Затѣмъ юмзи играли большую роль на свадьбахъ и родинахъ, предохраняя и избавляя своимъ вліяніемъ и извѣстными имъ наговорами новобрачныхъ отъ порчи и новорожденныхъ отъ глаза. Въ прежнее время, по словамъ извѣстнаго знатока чувашскихъ вѣрованій профессора Сбоева, юмзь разбивалъ надъ головою новорожденнаго два сырыхъ яйца, отрывалъ голову живому пѣтуху и выбрасывалъ все это за ворота.

Это была неизбѣжная церемонія при трехъ важнѣйшихъ эпохахъ жизни человѣка: рожденіи, бракосочетаніи и смерти.
Въ заключеніе, для полноты настоящей замѣтки о чувашскихъ юмзяхъ, считаемъ не лишнимъ привести самый общеупотребительный наговоръ, употребляемый юмзями для излѣченія головной боли. Юмзь беретъ ковшъ воды, посыпаетъ его солью, бросаетъ въ нее уголь и мѣшая ее кочедыкомъ, говоритъ, конечно по -чувашски, чувашскій текстъ этого наговора здѣсь не приводится.


« Во имя Бога! Да помилуетъ Богъ! Да будетъ отъ Бога помилованье, да будетъ отъ человѣка облегченье. Если Ивану (употребляютъ имя больного) суждено продолжать существованіе, то очистившись, какъ чистая вода, устоявшись, какъ святая вода, подобно ключевой водѣ, вышедши да уйдетъ (изъ него болѣзнь).
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Чувашскіе юмзи
  • Сообщений: 2051
  • Репутация: 1267
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
    • Share Post
Чувашскіе юмзи
Re: Чувашскіе юмзи
« Ответ #2 : 12 Ноябрь 2019, 11:12:49 »
Вошедши, проникнувъ изъ плоти въ плоть, изъ кости въ кость, изъ сгиба въ сгибъ, съ верхушки головы, изъ подошвы ногъ, вышедши да уйдетъ болѣзнь. Фу, фу! Тьфу, тьфу! Я не дую, я не плюю, изъ Волжскихъ лѣсовъ, изъ Сурскихъ лѣсовъ, безпрепятственно, невредимо переносящаяся старуха пришла, она дуетъ, она плюетъ, отъ этого дуновенья, отъ этого плеванья, да будетъ облегченье, да не будетъ надобности во всегдашнемъ дуновеньи»

Послѣ этого наговора юмзь приказываетъ больному выпить наговоренную воду. Если послѣ этого болѣзнь вскорѣ проходитъ то чуваши прямо приписываютъ это опытности юмзя, а въ противномъ случаѣ говорять, что юмзь чѣмъ -либо оставался недовольнымъ.
Вотъ еще наговоръ противъ болѣзни, постигающей по вѣрованію чувашъ съ дурныхъ глазъ.

«Во имя Бога! Изъ одного человѣка выдь глазъ, черный глазъ, голубой глазъ, карій глазъ, косой глазъ, бѣлый глазъ, зеленый глазъ, глазъ русскаго, глазъ татарина, глазъ чувашина да выйдетъ. Дую, плюю, выдь глазъ. Хотя семьдесятъ семь языковъ, но отъ одного моего языка, да будетъ облегченіе.»

(По мнѣнію чувашъ и другихъ инородцевъ, на землѣ существуетъ 77 языковъ, 77 вѣръ, 77 деревьевъ, 77животныхъ, но одному Богъ опредѣлилъ, чтобы каждый народъ говорилъ особымъ языкомъ, и исповѣдалъ особую вѣру. Такое вѣрованіе чувашъ, по всей вѣроятности, заимствовано ими отъ татаръ, какъ извѣстно, чуваши, до взятія Казани, находились подъ властію Казанскаго царя магометанина).

«Отъ Бога ожидаю благодѣянія, да будетъ облегченье.»
Противъ порчи или напуска читается такъ:

«Главная кереметь, помилуй! Чѣмъ испортилъ, тѣмъ же и помилуй. Если испортилъ сурбаномъ (полотенце), гнилыми лаптями, рубахой, волосомъ, лошадиной гривой, тѣмъ же и помилуй».


Священник А. И -въ

Этногр. Обозрение 1899,  №1,2. Стр 343-345
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".