В "Белорусских народных преданиях" фольклориста-мистификатора П.Древлянского, изданных в середине XIX века в "Прибавлениях к Журналу Министерства Народного просвещения" и впоследствии разошедшихся по многочисленным работам более авторитетных авторов, среди прочих образов, вызывающих сомнения в среде фольклористов, присутствует и Лядашцик — злой дух, портящий людей:
Лядашцік (ад "лядашты " — кепскі, сапсаваны) — дух, які псуе людзей. Паводле меркавання беларусцаў, існуюць такія злыя духі, якія з-за нянавісці да людзей псуюць іх. Порча заключаецца ў тым, што яны робяць людзей хворымі, напаўвар'ятамі, пазбаўляюць іх свядомасці, ператвараюць іх у розных жывёл. Да ліку гэтых духаў належыць і лядашцік — дух самы варожы ў адносінах да чалавека. Лядашцік ненавідзіць жанчын за дзетанараджэнне, больш за ўсё шкодзіць ім, і таму ўсе хваробы і прыпадкі, што здараюцца з жанчынамі, прыпісваюць лядашціку . Яны ўяўляюць яго ў выглядзе пачварнай істоты, усяго ў рудых валасах, з крыламі і адным вокам на лбе. Лядашцік вядомы ў шматлікіх месцах Беларусі, і нават ва ўсёй, але толькі не ўсюды пад гэтым імем: у некаторых паветах Мінскай і Магілёўскай губерні яго называюць шэўрадзь , псуцень . Прымаўкі: "3 Лядашцікам спазнаўся, з розуму спаўся", "Лядашцікава вока" — кепскае, надобрае вока; "Лядашцік пераляцеў яму" — гэта значыць ён прыдуркаваты, вар'ят.
П.Древлянский "Белорусские народные предания" // Прибавления к Журналу Министерства народного просвещения, 1846
Перевод:
Лядашцик — дух, портящий людей. По понятию Белорусцев, существуют такие злые духи, которые из ненависти к людям портят их. Порча эта состоит в том, что они делают людей больными, полусумасшедшими, лишают их сознания, превращают их в разных животных. К числу этих духов принадлежит и Лядашцик , дух самый враждебный в отношении к человеку. Лядашцик ненавидит женщин за деторождение, больше всего вредит им, и потому все случающиеся с женщинами болезни и припадки Белорусцы приписывают Лядашцику . Они представляют его в виде безобразного уродца, всего в рыжих волосах, с крыльями и одним глазом во лбу. Лядашцик известен во многих местах Белоруссии, и даже во всей, но только не везде под этим именем: в некоторых уездах Минской и Могилевской Губернии его называют Шевредзь , Псуцень . Поговорки: "З Лядашциком спазнався, з розуму спався" — прямой безумный, будто с Лядаштдиком свел дело; "Лядашцикава воко" — глаз Лядашцика — то есть скверный, нехороший глаз; "Лядашцик перелецев яму" — над ним пролетел Лядашцик, то есть он полоумный, сумасшедший.
П.Древлянский "Белорусские народные предания" // Прибавления к Журналу Министерства народного просвещения, 1846
Псуцень — вариант названия Лядашцика в некоторых уездах Минской и Могилевской Губернии
Шевредзь — русское написание варианта названия Лядашцика в некоторых уездах Минской и Могилевской Губернии
Шэўрадзь — белорусское написание варианта названия Лядашцика в некоторых уездах Минской и Могилевской Губернии.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/belorusskaya-magiya/356/lyadashtsik/4754/