"Владычица Пресвятая Богородица сохранила сына своего Иисуса Христа. Так же и меня, рабу Божью (имя), сохрани и помилуй, закрой, защити своей нетленное ризою. Лягу я спать, раба Божья, помолясь и встану, перекрестясь. Пойду я, раба Божья, из дверей в сени, в ворота, из ворот во чисто поле во зеленую дубраву, а зеленая дубрава стоит на желтых песках. На тех песках лежит бел горюч кактус-камень, на том камне сидит сама Пресвятая Богородица. Матушка Пресвятая Богородица, я к тебе пришла. Благослови меня, рабу Божью, сто молитву проговоривши, не тот стих от суда Божьего, а от раб Божьих обидящих и ненавидящих, которые на меня, рабу Божью, лихо думают, всегда и всюду утеши Господи этих моих супостатов молитвами своими святыми. Господи, уста бы их затворились, и очи бы у них помутились, резвые ноги бы у них подкосились, белые руки бы у них опустились, разум бы у них помешался, сердце бы у них испугалось, кровь бы облилась. С нами крест, крестная сила, крест, евангельская книга, крест ангелам слава, крест бесам, язве, крест рабе Божьей помощник-покровитель. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и преныне во веки веков. Аминь. Аминь"
Я сумку благословляю, чтоб не украли: "Железный тын [хожу вокруг сумок] Святым Духом заперт, аминью запечатан. Святым Господи".
Живая старина. 2001. № 3.
[Обряды против недруга]
Возми яйце курич(ь)е да огниво, да свяж(и) огниво топору на горло, да приди на могилник на солнишном закати или как люди не видят в ноч(ь) к мертвецу, которой умер без покоян(ь)я, и приди в голови да простис(ь) у н(его), а имени буде не знаеш(ь), назови ег(о) Иван:
"Прости, благосл(ови) земли у себя взят(ь), а от меня тебе гостинцы, б(е)лая лебед(ь)". Взят(ь) земли з голов(ы) в плат, да копай земл(ю) глубоко, *и там полож(и) яйцо, говор(и): " Во(т) тебе от меня, имярек, гостинець, белая лебед(ь), а стан(ь) ко мне ты в пособ(ь) со отцем и с матер(ь)ю, с родом и с племянем, и со всеми родители, имярек. Повалит(ь) имя т(о).
3 ж ступит(ь) назад, тогда поворотис(ь) против солнца, поди домой, на(зад не) гляди, и поди на камен(ь) близ дому, чтоб не (двига)лся с места; стан(ь) на север хребтом и обче(ртись) топором 3 ж на посолон(ь), а сам не поверт(ывайся) ...ло у топора на горле, го(вори):
… раба Б(о)жия имярек… // (л. 5 об.) и от недруга. И топор подын(и) на плеч(о), да покин(ь) к север(у), да сам домой под(и), топор остав(ь), да после прид(и), топор возм(и) и огниво рожвяж(и), а землей кин(ь) того человека в груд(ь), говор(и):
Как сей мертвец *имярек умер без покаян(ь)я, так и ты умри без пок(аянья).
Взят(ь) два яйца, прид(и) к тому ж месту и мертвецу полож(и) два яйца к тому ж месту, а говори: Возми ты, имярек, от меня, имярек, два лебедя белых гостинцы, святи(й) Бог тебе на послуги, возми проч(ь) отца и матерь, и род, и племя, и всех родителей, доспей его по старому здрава, а меня, имярек, прости.
И воротис(ь) проч(ь) на посолон(ь).
[Заговор от лихого человека]
Приточ(ь). С Адама земленной начал, со Еввы семена земленные. Тут седит Христос милостивой, тут седит стар муж; велит Христос стару мужу заговаривати всякие слова приточные; с морской ли глубины буде прикоснуло, с небесной ли высоты буде прикоснуло; велел Христос заговаривати всякие прикосы от лиха человека, от его думы и от его смыслу. Буйну ветру веят(и) на поганы(е) немцы, на смоливое пен(ь)е.
Сие слово говор(и) в сол(ь) или в перец, и в семенное масло, и в слину, и в квас.
[Заговор от колдунов, злых людей и порчи]
Говор(и) в ыванскую пят(ницу) поутру на замок.
"Господи, благослови, отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се яз, раб имярек, стану благословя(сь), пойду перекрестяс(ь), оболоку на себя красное солнце, опояшус(ь) светлой зорей, поттычюс(ь) частыми звездамы, возму в руке млад светел месяць, и пойду в чистое поле, и стречю своего аггела хранителя и Пречистую матерь Богородицу; и молюс(ь) и плачюс(ь): Покрой меня кровом своим и крылома своима и огради меня ризою своею от колдуна и от колдуниц(ы), от ведуна и от вещ(ицы), и от всякого злаго человека, и от всякой злой притчи на воды и на земли. Есть святое море окияно, // (л. 9 об.) на окияни море ес(ть) черной остров, на черном острови есть белой камен(ь), на белом камени ес(ть) тридевять храмов, ес(ть) церкви Господни; у тех трехдевяти храмов ес(ть) тридевять замков, у трехдевяти замков ес(ть) тридевять ключев, у трехдевяти ключев ес(ть) тридевять апостолов Господних; и от тех трехдевяти храмов ес(ть) к высоты небесной златая лествица; и по той по златой лествиц(е) с высоты и с красоты небесной спущаетца (на) меня, раб(а) Б(о)жия имярек, аггел хранител(ь) и мати Пречистая Богородица, и приходят ко *тремдевяти апостолом и емлют у *трехдевяти апостолов тридевять ключев и отмыкают тридевять замков, отворяют тридевять храмов и пущают меня, раба Б(о)жи(я) имярек, в тридевять храмов, и одевают меня, раба Б(о)жия, ризой своею Пречистыя Богородица ото всякаго врага и супостата, и от колдуна, и колдуниц(ы), и от ведуна, и от вещиц(ы), и от злаго чародейника, и впущают в тридевять храмов и затворяют тридевять храмов, и замыкают тридевять замков; и Пречистая Богородица емлет тридевять ключев и отдавает тридевяти апостолом, и наказывает аггелу хранителю моему, велит хранит(ь) // (л. 10) от всякого врага и супостата, и от злые притчи, от водянной и от земной, и от подземной, и от лешей, и от ветренной, и от посланой; емлет аггел мой хранител(ь) тридевять ключев и спущает в окиян море. Сим словам ключ и замок. Амин(ь)".
[Заговор на того, кто зло помыслит]
"Господи, благослови, отче. Святаго Илью подыну с н(е)бесной силой на помощ(ь) себе, земную силу подойму со земной силой на помощ(ь) себе, водянную силу подойму с водянной силой на помощ(ь) себе, родителей подойму с четвертой сторон(ы) *силой на помощ(ь) себе. Какой люб будет помысел на раб(у) Б(о)жию имярек, небесная сила (со) небесной силой, земная сила со земной силой, (бы)тте мне в помощ(ь), водянная сила с водян(ной силой, бы)тте в помощ(ь), родители с четвертой… стороны, бытте // (л. 12 об.) в помощ(ь), хто на меня кое зло помыслил. И вы меня, раба Б(о)жия имярек, обороните от его смыслу и от его думы. Святаго Илью подойму с небесной силой на помощ(ь) себе, земная сила со земной силой, водянная сила с водянной силой, родители с четвертой стороны стан(ь)те, бытте на помощ(ь), обороните меня, раба Б(о)жия имярек, от лихово человека, и от его думы, и от его смыслу".
[Заговор и прúговор от недругов]
"Дай мне, Господи, доброй час, приведи ме(ня), Господи, в ан(г)ел(ь)ской чин, Пр(е)чистой Богородицы в руки, матушки в с(е)рдце. И кол(ь)ко в сей храмине потолочин ес(ть), тол(ь)ко на меня сего дни недругов есть; и как в сей избе две матиц(ы) ес(ть) крепки, и тол(ь) крепки ест(ь) у меня 2 друга; как те матиц(ы) держат потолочин(ы), так мои други держат моих недругов и поборют.
И пошед з ызбе вон, говор(и) да ступа левой рукой наиспашку толкнут(ь):
Как ся ступа пала, так бы мои недруги повалялис(ь) пред мною и попадали.
[Заговор от супостатов]
"Господи Боже, благослови, отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Амин(ь). Веру нося, прикрыхся небесы, преодехся облаки и защитихся честным крестом и помолихся святому Георгию, глаголя сице: святый Георгий, обуздал еси 70 царев, богов еллинских; тако обуздай супостатов моих, востающих на мя, на раба твоег(о) имярек, и укроти их, аки овцы пред волком, и меня укрепи на них, аки лва и волка, возхищающая и рыкающая на них, молитвами святых аггел и архан(г)ел Михаила и Гавриила, Урила и Рафаила, и Варфила, и Сисиния, молитвами святаго великомученика Георгия и всех святых во веки веком. Амин(ь) 3 ж. А той молитве ключ и замок. И всех завяжу в узел и не могли б рещи на меня и против меня, раба Б(о)жия имярек, никакова слова со дерзновен(ь)ем, // (л. 31) были б оне тма темная, был бы у них воловей язык, тетерин бы ус и ум, сера заеца переполох, бегали б от меня, аки серые заецы и овцы, а яз бы гонялся за ними, аки серый волк, и угрыз бы их за заднюю ногу".
Говор(и), ко власти идучи.
[Заговор от супостатов, на общую любовь и почет]
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се яз, раб Б(о)жий имярек, покрыюся небом, одежуся облаки и защищюс(ь) честным крестом, и молюс(ь) великомученику Георгию страстотерпцу: государь великий страстотерпец Христов Георгий, обуздал еси 70 царев, богов еллинских узами железными нерешимыми; обуздай, государь, моих врагов и супостатов, укроти их предо мною, аки овец, а меня, раба Б(о)жия имярек, уготови на них, аки лва и волка. И как обрадовалис(я) зоря свету, а свет солнцу, и так бы обрадовалися все православныи крестьяне мне, рабу Б(о)жию имярек. И как не может нихто помыслити зла на красное солнце, и на светлой месяц, и на утренню зорю, и так бы нихто не мог помыслит(ь) на меня, раба Б(о)жия имярек, никакова зла. И скол(ь) честно сладкия меды, и стол(ь) бы чест(е)н был яз, раб Б(о)жий имярек, своими приезды, и своими приходы, и своима очима, и своима ногтима, и своима малыми пазнохтки. Отныне и до веку и во веки веком. Амин(ь). Тсюг. Радуйся, обрадованная, Господь с тобою, на тебе ся надеем и тобою ся хвалим, да не погибнем".
[Заговор от деревьев и от недругов]
"Господи, благослови, отче. Святии аггели и архангели Михаила и Гаврила, и святии страстотерпцы Борис и Глеб, Георгий Победоносец, Дмитрей Селунский, хранител(и) Господни, как стережете и бережете небо и землю и тайну человеческую, так постерегите и поберегите меня, раба Б(о)жия имярек, на сий день и на сий час, от восходу солнца и до закату солнца от моих недругов. Се аз, раб Б(о)жий имярек, стану говорити слов добрых, и которые древа на меня, раба Б(о)жия имярек, сег(о) дни полетят, и падали бы сего дни на меня, на раба Б(о)жия имярек, аки хмелевое перо, и гнулося бы около меня, раба Б(о)жия имярек, всякое древо, которое из земли на сем свете выростло, аки репная нятина, розсыпалис(ь) бы около меня всякие древа, аки земная глина. Се яз, раб Б(о)жий имярек, уговариваю древа, от корени древа, ото пня отрастел, древо березу, древо дубовое, кленовое, древо вязовое, древо липовое, древо желомустинное, древо вересовое, древо илмовое, древо сосновое, древо еловое, древо осиновое, древо ол(ь)ховое, древо черемховое, древо товолжаное, древо щипичное, древо ясновое, древо ивовое, древо рябиновое, древо... древо... древо... древо... древо сухое, колотое древо, от змеи горелое древо, нащеп дровянной, еловой, сосновой, березовой или санной".
[Заговор от деревьев и от недругов]
"Есть море окиян, есть в том в окияне мори царь Шустия, у царя Шустия 3 сына булатных. И будите мне в помощ(ь) супротив моег(о) недруга, и причтите меня, ра(ба) Б(о)жия имярек, в свое булатное поровен(ь)е. И ребра мои были бы медные и кости булатные, а тело б мое было каменное супротив моег(о) недруга и супротив тех древ, которые на меня сего дни полетят, на раба Б(о)жия имярек. И как распинали жидове на Синайстей горы самог(о) государя царя Исуса Христа небеснаго, не могли добыти ни крови, ни раны, ни уразу, ни болезни, ни щепоты, ни ломоты, ни пухоты; так бы мои супо // (л. 45) статы на мне, на рабе Б(о)жии имярек, не могли добыти ни крови, ни раны, ни уразу, ни болезни, ни щипоты, ни ломоты, ни пухоты. И святии аггели и архангели, хранители Господни Михаила и Гаврил, святии страстотерпцы Господни Борис и Глеб, Георгий Победоносец, Дмитрей Вселунский и вси святии покрывают меня, раба Б(о)жия имярек, на сес день и на сес час своими булатными одевалами, главу мою, и тело мое, и руки, и ноги, и сердце, и все мои суставы, и жилы, и кости от моих недругов и супостатаев, которые древа на меня сего дни полетят, на раба Б(о)жия имярек. Тело бы мое было булатное, а древам около меня тлен, словам ключ, а древам тлен, *а кесу роеру тмен. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сим словам арип. Говор(и) 3 ж, стоя на *хесифе да на камени, а в руках держат(ь) железо да камен(ь), да очертит(ь) себя 3 ж от утра да до вечера".
[Заговор от злых людей]
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Говорю слова, раб Б(о)жий имярек, от утренней зори и от вечерней зори; говорю слова от ключа утренняг(о) и от ключа вечерняго; говорю слова от небеси и от небесной высоты; говорю слова от красног(о) солнца и от светлог(о) месяца и от звезд; говорю слова, раб Б(о)жий имярек, от земли и от земныя толщины; говорю слова от моря и от морской глубины; говорю слова от воды и от водянной силы; говорю слова от лесу и от лешей силы; говорю слова от чародеица и от чародеицы; говорю слова от черньца и от черницы; говорю слова от отрока и от девицы; говорю слова от колдуна и от колдунихи; говорю слова от Сотоны и от его дияволской силы всей; говорю слова от великих родов, в которых родех велись слова силни, и удалы, и велики, и пригожалися те слова ко всякому приточному делу и к призорному, и к портежному делу, и к посылочному портежному делу; говорю слова от аггел(ь)ския силы и архангел(ь)ския; говорю слова от херувимския силы и от серафимския; говорю слова от всей небесной силы, от Михаила и Гавриила, от Георгия страстотерпца и от Дмитрея, от Бориса и Глеба, от Флора и Лавра. Есть окиян, в море окияне стоит беседа дубовая от востока и до запада, от лета и до севера, на той на беседы дубовой стоит престол злат // (л. 46) и каменем драгим и славою небесною украшен.
На том престоле седит сам Господь наш Исус Христос и Пречистая Мати Б(о)жия со своими аггелы и архангелы и аггельскими силами, с воины и воеводы, и со всею небесною силою. Тут стоят херувими и серафимы, и архаггелы Михаила и Гавриил со всею небесною святою силою, и Георгий страстотерпец, и Борис, и Глеб, и Фрол, и Лавер, отпущаютца на сыро матеру землю, емлют в свои святые руки луки тугие и тятивы шелковы, и стрелы каленые, и ставятца около меня, раба Б(о)жия имярек, и обстреливают на все на четыре стороны приточное дело и призорное дело, и портежное дело, и посылочное дело, и выимаю(т) из (ме)ня, из раба Б(о)жия имярек, тяготу, и щепоту, и порчу, и болезни, и стреляют чародеица и чародеицу, и черньца, и черницу, и отрока, и отроковицу, колдуна и колдуниху, ведуна и ведуниху, и всякого лукаваго человека, по земли ходящаг(о), и сотонина аггела в сердце, и их всех в сердце, и звезду их в небе стреляют и обставливают около меня, раба Б(о)жия имярек, тын железной, и кровлю булатну, и врата медные; и замыкает Пречистая Мати Б(о)жия своими святыми руками, и златыми ключами, и златыми замками."
Источник: Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в. // Сост., подг. текстов, статьи и коммент. А.Л. Топоркова. (Олонецкий сборник, 2-я четверть XVII в.)
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/zashchity-i-oberegi/187/ot-nedrugov-i-vorov/1149/