Соломенным куклам не рисуют лица, чтобы в них не поселилась чужая душа.
В Национальном удмуртском центре декоративно-прикладного искусства и ремесел поселились куклы. Деревянные, берестяные, соломенные, глиняные, вязаные, тряпичные. Здесь проходит вторая республиканская выставка детской игрушки.
Надо сказать, что за пять лет, прошедших с предыдущей выставки, мастера и ученые-консультанты значительно обогатили этот вид народного искусства. Когда руководителям районных и сельских центров ремесел объявили тему первой такой выставки в Ижевске, они вначале даже растерялись: «Откуда брать материал, как делать игрушки, где образцы?» – «Идите к бабушкам и у них выпытывайте, – посоветовали методисты. – В каждой деревне остались хранители народных традиций». Первая же выставка кукол удалась.
Вторая же просто поразила разнообразием техник, приемов, плодотворным развитием старых направлений. Как заявил корреспонденту «НГ» директор Центра искусства и ремесел Рафкат Каримов: «Искусство создания кукол и игрушек, как лакмусовая бумага, определяет состояние общества. В стабильные времена оно расцветает, а когда людям не до развлечений, голова занята заботами, как прожить и прокормить семью, тут не до кукол».
История развития кукольного мастерства – это, по сути, история всей культуры человечества. До сих пор во время археологических раскопок на территории современной Удмуртии ученые находят кукол ритуального назначения. Три года назад на берегу Камы в Каракулинском районе было открыто древнее капище с глиняными женскими фигурками богинь-матерей. Кукла по-удмуртски – муне, что означает «сделана из земли», то есть из глины. Еще не так давно во время языческих молений удмурты деревни Кузебаево Алнашского района ставили такие фигурки в святилищах. Образы глиняных божков развивают и современные мастера. Мастер Анатолий Степанов из Ижевска показал на выставке своих красавиц: кисточкой на глине нарисованы лицо, одежда, украшения.
У удмуртов до сих пор сохранились магические куклы, причем разного назначения. Это в первую очередь куклы-закрутки, являющиеся оберегами. Полоску толстой ткани определенным образом закручивают, перевязывают, и получается головка, руки, туловище. На фигурку надевают платок и платье. Оберег готов. Такую куклу-закрутку клали новорожденному в изголовье, чтобы уберечь его от порчи. Надо заметить, что лица куклам не рисовали. Существовало поверье, что в нарисованное лицо может вселиться чужая душа, а с ней и беда. Обереги сопровождали людей всю жизнь. Они обязательно были в избе, без них не обходились обряды инициации, свадьбы, и, наконец, куклу укладывали вместе с покойным в гроб, чтобы она охраняла его и на том свете.
Другой вид удмуртских кукол – тренога. Для ее создания нужна сосновая или еловая ветка с тремя разветвлениями. На ось надевается одежда, из тряпиц делается голова и руки. Бытовали и крестовые куклы. А крест из веток одеть еще легче. И куклы-закрутки, и куклы-треноги могут быть использованы для излечения. Но для этого они должны быть сделаны из вещей больного. Такую куклу приносят в глухое место, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека.
«До сих пор в некоторых уголках Удмуртии этот обычай жив, – говорит заведующая научно-методическим отделом и заместитель директора Центра ремесел Светлана Боталова. – Существуют так называемые бросальные места. Я пыталась узнать у своей матери, деревенской жительницы, где находится это место, но она мне запретила об этом даже думать. Потому что побывав там, можно заболеть или принести домой зло».
Специалистам известны и другие способы избавления от болезней. Кукол швыряли в реку, ставили на муравейник, подвешивали на высокие деревья. Это делалось для того, чтобы их никто не взял и не заразился. Особые типы кукол предназначались для избавления от женских недугов: нужно было найти ветку, которая в основе имела треногу, а также стебли, имитирующие поднятые к небу руки и голову. Отыскать такую в лесу, кстати, очень трудно. Грибники знают, что, встретив под деревьями или в дуплах подобных кукол, нельзя притрагиваться к ним.
Куклы используются и для ведовства. Закрутку, сделанную из одежды человека, которому хотят нанести вред, кладут в гроб умершего под видом оберега.
Разные виды кукол использовались для детских игр. Самая простая делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным. А кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. Была и зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель. Но, пожалуй, самые оригинальные и простые куклы – из репейников. Колючие головки соединялись в человеческую фигуру.
Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье». Эта посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело.
Кроме этнографических и осовремененных кукол на выставке можно обнаружить погремушки из соломки, висячих пауков, которыми украшали «красные углы», деревянных лошадок, тележки, уменьшенные орудия крестьянского труда, животных, вырезанных из дерева и даже сплетенных из бересты, и многое другое. Даже традиционная деревянная русская матрешка надела здесь удмуртские одежды.
Старинные игрушки становятся сегодня сувенирами. Гости Удмуртии с удовольствием покупают обереги. Достижения медицины и науки – это, конечно, здорово, но на всякий случай не мешает защититься и древними магическими способами. Ведь наши предки тесно общались с природой и знали много такого, что мы забыли и потеряли.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/udmurtskaya-magiya/30/kukolbnaya-magiya-po-udmurtski/5921/