Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 21 Ноября 2024, 11:43:54


Автор Тема: Г. Верещагинъ. Вотяки сосновскаго края, 1886, С. Петербургъ  (Прочитано 2068 раз)

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Религія жителей

Вотяки христіане, но при смутномъ понятіи о христіанской вѣрѣ они совершаютъ молитвы и по языческимъ обрядамъ, перешедшимъ отъ предковъ. Не имѣя никакого понятія о Пресвятой Троицѣ, вотяки говорятъ, что есть одинъ только Богъ Инмаръ Кылдысинь, и что все сотворено имъ, но въ своихъ языческихъ молитвахъ они упоминаютъ и другихъ боговъ.
Такихъ боговъ у нихъ считается нынѣ шестнадцать:
• ГудырИмумы- богиня грома молній и тучъ

•  Инъ вожо - богъ полдня, онъ господствуетъ только въ полдень съ 20 іюня по 20 іюля, ему никакой жертвы не приносятъ, а почитаютъ его только однимъ соблюденіемъ тишины въ полдни. Онъ не любитъ чернаго цвѣта, шуму, работы, поэтому въ полдни не велятъ рвать цвѣты, траву, рыть землю. Если кто -нибудь во время Инъ вожо будетъ рвать траву, цвѣты, или вынесетъ изъ избы котелъ, чугунъ и проч., будетъ черпать ими воду изъ рѣчекъ ,и взойдетъ послѣ этого туча, говорятъ, что онъ прогнѣвалъ Инъ вожо, показавъ черный цвѣтъ .

•  Инъ ву- богъ дождя

• Му кылдысинъ - богъ земли.

•  Утьысь - богъ хранитель скота, болѣзнь колтунъ, состоящую въ перепутываніи гривы у лошадей, приписываютъ его продѣлкамъ. Говорятъ, любитъ, потому и путаетъ. 

• Кереметъ -богъ зла

•  Шайтанъ-  нечистый духъ, ему приносятъ жертву въ случаѣ болѣзней людскихъ, по совѣту ворожецовъ.

•  Акшанъ- богъ сумерекъ. Онъ не любитъ во время сумерекъ никакой работы, ни шуму, ни ѣды, и проч., а требуетъ, чтобы въ эту пору только лежали.

• Воршудъ - богъ счастія семейной жизни.

• Нюлэсъ Муртъ - богъ лѣсовъ и вѣтровъ, у русскихъ- лѣшій, его представляютъ страшнымъ великаномъ, ходящимъ въ вихрѣ, въ завѣдываніи его всѣ звѣри и птицы лѣсные.

•  Ву Муртъ - богъ озеръ, рѣкъ, прудовъ, у русскихъ -водяной, дѣдушка онъ злой, топитъ купающихся въ водѣ, прорываетъ мельницы, особенно, когда бываетъ у водяныхъ свадьба. Чтобы умилостивить его и получить хорошій уловъ рыбы, бросаютъ ему деньги.

•  Черъ - богъ болѣзней, особенно скотскихъ.

• Калдыкъ Мумы - богиня, покровительница вотячекъ, ей жертвъ не приносятъ, а только обращаются со словами: «Э, калдыкъ мумы!»  Это значитъ, что вотячка обращается къ ней подъ покровительство.

•  Кутысь- богъ людскихъ болѣзней, преимущественно коросты, онъ находится при ключахъ и рѣчкахъ. Чтобы очиститься отъ коросты, бросаютъ завязанными въ тряпкахъ жертвы, крупу, яйца, блины и проч, а иногда и живыхъ птицъ со связанными ножками, при этомъ говорятъ: «Ме, си таЕ монэ энъ си» - (на ѣшь это, меня не тронь), и съ этими словами идутъ, не оглядываясь назадъ. Это бросаніе называется Куяськонъ.



Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/udmurtskaya-magiya/30/g-vereshchagin-votyaki-sosnovskago-kraya-1886-s-peterburg/1352/

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Какого ключа Кутысь поразилъ коростой про то сказываетъ ворожецъ тунó. Ворожбой занимаются обыкновенно старики и старухи, поэтому къ нимъ идетъ, не стѣсняясь, всякій съ какими -нибудь двумя-тремя копѣйками денегъ, а нерѣдко, и съ однимъ грошомъ. Ворожатъ такъ: нальютъ въ чашку воды и смотрятъ туда пристально, какъ будто видятъ, что въ водѣ, или берутъ въ руки монету, и смотрятъ въ нее, повертывая на всѣ стороны съ четверть часа, послѣ того, ворожцы сказываютъ, гдѣ человѣка поймала боль, и что надо подарить Кутысью, чтобы не было коросты.

• Акташъ- это мѣстопребываніе какого то божества, которому приносятъ жертвы по совѣту ворожца. Ворожцы говорятъ: «Акташъ васянó» (надо принести жертву въ Акташъ).  Акташъ подобенъ Керемету,  злѣйшее изъ всѣхъ божество, если онъ наведетъ на человѣка болѣзнь- непремѣнно требуется жертва, иначе вылечить ничѣмъ нельзя. Другіе отозвались въ такомъ же смыслѣ, и въ результатѣ получилось слѣдующее: Акташъ -богъ зла, напускающій болѣзни, преимущественно съ захожденіемъ солнца. Кереметъ же злой духъ, могущій повредить во всякое время дня, или говоря славянскимъ языкомъ, Кереметъ бѣсъ полуденный.

• Вожó -богъ страха и привидѣній, ему приносятъ въ жертву кодъ по случаю болѣзни ногъ и въ женскихъ болѣзняхъ, получаемыхъ отъ страха. Раза три въ вотской деревнѣ автору этого описанія приводилось слышать поздно вечеромъ такія слова: «кэшке малодъ, вожоЕсъ ветлó» (испугаешься, вожои ходятъ).  Такими словами предостерегали матери дѣтей, собиравшихся выйдти изъ избы въ началѣ ночи.

Праздники и жертвоприношенія въ честь нѣкоторыхъ изъ этихъ боговъ совершаются каждый годъ по два и по три раза, другимъ богамъ- только по случаю какихъ нибудь несчастій, посѣтившихъ вотяковъ. Черу во время скотскихъ болѣзней и падежей, по совѣту ворожца. Шайтану -во время людскихъ болѣзней. Кутысю -когда случится сильная короста на тѣлѣ.  Акшану никакихъ жертвъ не приносятъ, а угожденіемъ ему считается одно лежаніе на боку во время сумерекъ.

Часто случается слышать въ это время: «зъибышъ улъ - Акшанъ дыръ» (смирно, время Акшана)!

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Кромѣ вышепоименованныхъ шестнадцати боговъ, вотяки имѣютъ еще другихъ миѳическихъ лицъ, напримѣръ,

• Палэсъ муртъ- это половинный человѣкъ, какъ будто разсѣченный на двое вдоль позвоночнаго столба, у него одинъ глазъ одна рука одна нога, онъ въ лѣсу пугаетъ людей хуже медвѣдя, крикъ его раздается далеко въ лѣсу въ ночное время, въ ту самую пору, когда кричитъ филинъ, кричитъ онъ «о! о! о! о!!!». 
Однажды привелось мнѣ слышать отъ молодыхъ ребятъ деревни Нырошура слѣдующій разсказъ: «Мы ночевали въ лѣсу на небольшой полянкѣ, у разложеннаго костра. Были сумерки. Закусили хлѣба, и лежимъ, грѣемся у огня, вдругъ откуда ни возмись, Палэсъ муртъ съ однимъ большимъ глазомъ. Мы страшно перепугались, и не знали что и дѣлать, къ счастію одинъ изъ насъ былъ смѣлѣе, и сказалъ «Оста Инмаре» (Благослови, Господи). И вдругъ Палэсъ муртъ плюнулъ и ушелъ, а обуглившіяся головешки костра разметались вѣтромъ кругомъ. Мы всю ночь не спали»

•  Бабасыръ- лѣсной шутъ, чудакъ.  Онъ вдругъ засмѣется, захохочетъ въ лѣсу, и опять замолкнетъ.

• Бустурганъ - домовой сусѣдко. Онъ во время сна давитъ людей ради шутки, кого любитъ, у того перепутываетъ волосы и бороду. Если случается кошмаръ, говорятъ, что давитъ Бустурганъ.

• Кузьпине муртъ-  длиннозубый. Онъ живетъ въ лѣсахъ, онъ діаволъ- людоѣдъ.

• Искалъпыдо муртъ - людоѣдъ, онъ съ коровьими ногами.

• Нулълъись кысъ - это сказочное существо представляется четвероногимъ животнымъ въ родѣ кота.  Оно есть у очень рѣдкихъ, тотъ, кого оно любитъ, не нуждается ни въ чемъ. Нулълъись кысь таскаетъ ему хлѣбъ изъ чужихъ амбаровъ. Говорятъ, что если оно будетъ убито кѣмъ -нибудь, человѣкъ, пользовавшійся его помощью, долженъ умереть.

• Кукри- баба - это существо женскаго пола, живетъ въ лѣсахъ, соотвѣтствуетъ русской бабѣ ягѣ.
 Во время состоянія жителей въ язычествѣ, почти для каждаго бога были особые храмы или молельни, называемыя куа.  Въ настоящее время число молелень уменьшилось, и въ одной молельнѣ отправляется языческое служеніе нѣсколькимъ богамъ. Такихъ молелень нынѣ три (а одной2 деревне): первая и самая главная молельня: Быдзимъ куа (великій храмъ). Она бываетъ при каждой деревнѣ, въ лѣсу или въ полѣ, если въ полѣ, то при молельнѣ все-таки долженъ быть небольшой лѣсокъ или хоть нѣсколько елокъ.

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Это шалашъ, покрытый лубьями и тесомъ, безъ оконъ, съ одною дверью, въ срединѣ шалаша очагъ, гдѣ раскладывается костеръ для варки жертвы. Въ переднемъ углу небольшая старая икона съ изображеніемъ какого либо святаго.  Въ храмѣ этомъ молятся богамъ Инву, Гудыри мумы, Му Кылдышну.
Вторая молельня посвящена Керемету. Устройство ея такое же, какъ и у Быдзимъ куа, но здѣсь иконы нѣтъ, а вмѣсто нея шкурка красной векши, а въ иныхъ ничего не бываетъ.  Мольбище это находится въ болѣе скрытомъ мѣстѣ, въ лѣсу, въ срединѣ три очага, а въ углу- столикъ въ родѣ скамейки. На столикѣ - три берестянныхъ коробочки, чашки ложки, и проч.. Вся посуда находится здѣсь со времени устройства храма. Если при какой -нибудь деревнѣ нѣтъ шалаша въ честь Керемета, то замѣняетъ его избранное разъ навсегда мѣсто.
Третій храмъ бога Воршуда. Онъ есть у каждаго домохозяина вотяка на дворѣ, и называется куа. Здѣсь есть икона. Лѣтомъ этотъ храмъ служитъ кухней и столовой, здѣсь варятъ обѣдъ, пируютъ, угощаютъ гостей.  Въ лѣтнее время, пока стоитъ теплая погода. Прочимъ богамъ, напримѣръ, Шайтану ,Черу, Нюлэсъ мурту, особыхъ храмовъ нѣтъ.  Имъ приносятъ жертвы вездѣ, преимущественно, въ лѣсахъ,  а Нюлэсъ мурту приносятъ иногда въ храмѣ Быдзимъ куа. Самыя жертвоприношенія совершаются не вездѣ одинаково, здѣсь дѣлаютъ, то тамъ другое, а въ иномъ мѣстѣ опять по своему.
Въ тѣхъ храмахъ, которые находятся въ лѣсахъ, всегда хранятся деньги, собранныя на праздникъ, на покупку жертвенныхъ животныхъ,  поэтому храмы тѣ всегда бываютъ заперты на замокъ. Чтобы воришки не воспользовались деньгами, вотяки распускаютъ слухи, что если кто возьметъ деньги, находящіяся въ ихъ храмѣ, тотъ умретъ или ослѣпнетъ. Вѣря этимъ слухамъ, даже русскіе къ храмамъ ихъ не подходятъ, и денегъ не крадутъ. Мѣста мольбищъ, гдѣ нѣтъ храмовъ (или шалашей), бываютъ расчищены, выметены и утоптаны, такъ что не потеряется.
Олицетвореніе болѣзни горячки и причина таковаго.
Между повѣрьями инородцевъ не послѣднее мѣсто занимаетъ повѣрье о болѣзни горячкѣ именуемой кыль.
Олицетворяя эту болѣзнь, больные подвергаются особеннымъ силамъ, подобнымъ силѣ магнетизма.  Силы эти на больныхъ проявляются въ дѣйствіи воображенія. Больные видятъ воображаемыхъ и во снѣ, и на яву разговариваютъ съ ними, слышатъ голосъ ихъ, какъ голосъ человѣка. Такъ, напримѣръ, во время болѣзни горячки на людяхъ, въ мартѣ и апрѣлѣ 1885 года, больнымъ являлись самыя болѣзни въ человѣческомъ образѣ, и совѣтовались между собой при больныхъ о томъ, куда имъ идти для пораженія здоровыхъ, видали ихъ даже здоровые. Причина такихъ явленій- воображеніе, которое на вѣрящихъ въ разныя миѳическія существа дѣйствуетъ какъ магнетизеръ. Кто не вѣритъ въ разныя сказочныя существа, тому не возможны видѣнія Это видимъ на образованномъ классѣ народа. Образованные люди, отвергая существованіе такихъ лицъ, не говорятъ, что видѣли, напримѣръ, водяныхъ, чертей и лѣшихъ. Напротивъ, въ некультурномъ народѣ вѣра въ такихъ лицъ на столько крѣпка, что едва ли что можетъ ее искоренить. Поживите среди некультурнаго народа, напримѣръ, въ вотякахъ, освойтесь съ языкомъ ихъ и повѣрьями, и вы будете представлять себя въ какомъ то другомъ мірѣ, гдѣ лѣса переполнены нюлэсъ муртами, кузьпинё муртами, въ рѣкахъ, озерахъ и прудахъ живутъ разные ву мурты, воздухъ населяютъ гудыри мумыи, людей окружаютъ кереметы, черы, различные духи зла, а скотъ- утьыси, даже земля въ своемъ лонѣ имѣетъ особаго бога. Словомъ, всякое мѣсто, всякая стихія, имѣютъ свои отдѣльныя божества. Не въ однихъ вотякахъ и въ русскихъ есть вѣра въ миѳическихъ лицъ, одинъ говоритъ, меня давитъ сусѣдко, что онъ мохнатый, какъ обезьяна, другой увѣряетъ, что видѣлъ лѣшаго огромной величины.

Праздники у вотяковъ нераздѣльны съ жертвоприношеніями, одно безъ другаго бываетъ рѣдко. Такъ, если кто сдѣлаетъ общую пирушку, то долженъ устроить и жертвоприношеніе, и наоборотъ, если есть жертвоприношеніе, то должна быть и пирушка.

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Повѣрья и преданія

Ночъ на Великій Четвертокъ.
Въ ночь на Великій Четвертокъ, по повѣрью жителей, дана воля всѣмъ колдунамъ, чертямъ и всякой нечистой силѣ ходить вездѣ, напуская болѣзнь на людей. Чтобы обезпечить свое жилище отъ нечистой силы и колдуновъ, приносятъ вечеромъ въ Великую Среду изъ ближайшихъ лѣсовъ различныя растенія, которымъ приписывается сила отгонять нечистыхъ духовъ и колдуновъ, особенно верескъ и шипицу, и втыкаютъ ихъ около оконъ и дверей: верескъ у каждаго окна около ставень, а шишицу подъ дверью. Кромѣ этихъ растеній, нѣкоторые складутъ на косякъ дверей траву «жеребячій хвостъ» противъ Чера (Черъ -божество болѣзней). Кто занимается колдовствомъ, тотъ въ эту ночь въ самую полночь, когда въ домѣ спятъ всѣ семейные, оборачивается въ сороку, и вылетаетъ чрезъ трубу, и вылетѣвъ, напускаетъ болѣзнь на всѣхъ, кто ляжетъ спать не благословясь, или до кого Богъ допуститъ за грѣхи. Поэтому, какъ только наступятъ сумерки, никто изъ избы одинъ не выходитъ на дворъ, кромѣ стариковъ и безстрашныхъ. Всѣмъ въ это время что то чудится.

Колдуны оборачиваются въ свиней, сорокъ и кошекъ, а шайтаны (бѣсы) ходятъ въ образѣ ободранныхъ коровъ и прочихъ животныхъ. Послѣ сумерекъ, (а иные и въ самую полночь), если благопріятствуетъ хорошая погода, вооружившись топорами, ножами и заряженными ружьями, идутъ за деревню въ поле, ничего не говоря между собой, чтобы не услышали колдуны и бѣсы. Остановившись на перекресткѣ нѣсколькихъ дорогъ, одинъ изъ мужиковъ, старше прочихъ лѣтами, очерчиваетъ товарищей своихъ три раза топоромъ, ножемъ и ружьемъ, чтобы никакая нечистая сила и колдуны не могли перейти за черту, затѣмъ слушаютъ, кто что услышитъ.

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Если услышатъ въ полѣ скрипъ телѣгъ съ тяжелымъ грузомъ, то значитъ въ этомъ году будетъ урожай хлѣбовъ, если услышатъ стукъ и скрипъ пустыхъ телѣгъ, то будетъ годъ не урожайный, при этомъ каждому шороху, каждому звуку, пѣнію птицъ, даже направленію вѣтра даютъ какое нибудь значеніе. Оставшіеся дома, тоже вооруженные топорами, ножами и заряженными ружьями, взбираются на крыши домовъ и прочихъ зданій, и сидятъ тамъ всю ночь, какъ статуи, не шевелясь и не говоря ничего другъ съ другомъ, изрѣдка они стрѣляютъ изъ заряженныхъ ружей, думая тѣмъ навести страхъ на колдуновъ и на нечистую силу.

Въ эту ночь до утренняго пѣтлоглашенія ходить по вотской деревни, не сказываясь сидящимъ на строеніяхъ или не распѣвая пѣсенки, весьма опасно, такъ какъ одно появленіе на улицѣ человѣка, если фигура и черты его въ темнотѣ не будутъ разсмотрѣны, можетъ вызвать выстрѣлъ изъ ружья въ проходящаго, который будетъ принятъ за колдуна или шайтана. Были случаи, что выстрѣломъ изъ ружья неосторожнаго человѣка убивали на повалъ. Кто слылъ въ деревнѣ колдуномъ и утромъ въ Четвертокъ случайно заболѣвалъ, то болѣзнь приписывалась дробинкѣ, попавшей въ него изъ ружья, въ то время когда онъ, колдунъ, какъ полагали, бродилъ ночью въ образѣ какого- нибудь животнаго, не успѣвши или позабывши заговориться отъ дроби.

Въ промежуткахъ между выстрѣлами изъ ружей, всякій старается выслушать что -нибудь, какъ и тѣ, которые слушаютъ на перекресткѣ дорогъ въ полѣ. Если услышатъ въ чьемъ либо домѣ плачъ взрослыхъ или звукъ вколачиванія въ доски гвоздей и проч, то значитъ будетъ въ домѣ покойникъ, если гдѣ- нибудь будутъ пѣть свадебныя пѣсни, то тамъ будетъ свадьба, въ чьемъ домѣ будетъ плакать новорожденный, тамъ будетъ прибылъ въ семьѣ, если у кого на гумнѣ будутъ молотить, тотъ будетъ богатъ хлѣбомъ, словомъ, каждому звуку и шороху придаютъ значеніе. Женщины, оставшіяся дома, подметаютъ соръ подъ лавками, подъ столомъ и въ Переднемъ углу подъ божницей, гдѣ стоятъ иконы, стелютъ на столъ чистую скатерть, ставятъ на нее бутылку съ кумышкой,  солонку съ солью, кладутъ цѣлый коровай хлѣба, и все это оставляютъ на столѣ до утра.

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Утромъ рано какъ только начнетъ заниматься заря, старый и малый встаютъ съ постелей, умываются, а иные кладутъ въ умывальницу серебро, чтобы лицо было чисто, какъ серебро, и ищутъ подъ столомъ, и подъ лавкой, въ переднемъ углу, хлѣбныя зерна, которыхъ съ вечера не было тамъ. Если найдутъ зерна какихъ -нибудь хлѣбовъ, то значитъ, что въ этомъ году будетъ урожай такихъ хлѣбовъ, какихъ зеренъ будетъ больше, такихъ хлѣбовъ будетъ довольно, а какихъ будетъ меньше, такихъ будетъ мало.  Дѣвицы, между тѣмъ, затопляютъ баню, варятъ тамъ кашу, и когда она сварится, ѣдятъ ее съ масломъ, подчуя и тѣхъ, кто придетъ къ нимъ за угощеніемъ. Когда закроютъ баню и не будетъ въ ней дыму, тогда идутъ съ вѣниками мужики, остановившись предъ баней, они зажигаютъ приготовленную тутъ солому, и перескакивая чрезъ огонь по три раза, говорятъ «медАмъ та арЫнъ вись медъ табЫръ капчи луОзъ» ( чтобы въ этомъ году не хворалось чтобы не болѣла поясница), затѣмъ заходятъ въ баню и парятся. Женщины дѣлаютъ то   же, что и мужчины. Послѣ бани мужчины и женщины пьютъ кумышку изъ той бутылки, которая всю ночь простояла на столѣ, и закусываютъ хлѣбомъ, солью, чтобы въ этомъ году были довольны кумышкой и хлѣбомъ съ солью. Солѣ эту называютъ четверикъ сылАлъ (четвертовая соль), а въ нѣкоторыхъ случаяхъ болѣзней лечатъ ею, вѣря въ цѣлительную силу ея. Страдающіе чесоткой, бросаютъ вѣникъ, которымъ парились въ банѣ по выходѣ изъ послѣдней на рѣку, (вотяцкія бани строятся обыкновенно по берегамъ рѣкъ), приговаривая:  «пусть чесотка пойдетъ по водѣ и въ новомъ лѣтѣ тѣло будетъ чистое».