Способъ приготовленія травъ по травнику и употребленіе ихъ.
Собранныя травы прежде употребленія ихъ варились въ винѣ, уксусѣ, въ молокѣ, меду, кислыхъ щахъ, въ сѣмянномъ питьѣ и въ водѣ и принимались на тощее сердце, прикладывались на больные члены, завязывались въ тряпки и носились при себѣ, привязанныя ко кресту и подпоясанныя вѣнкомъ, зашивались въ подушки, держались въ домахъ и дворахъ, или полагались домашнимъ животнымъ въ шерсть, прилѣпляемыя посредствомъ воска.
Время собиранія и обрядъ, копанія травъ.
Безъ травы Плакунъ совѣтуется не рвать никакой травы, а то пользы не будетъ, и рвать травы — съ заговорами и словами. Малину и Пострѣлъ-траву копать на Ивановъ-день, очертя ихъ серебромъ или золотомъ, и рвать сквозь златую или сребрянную гривну или нитку. Траву Адамову-главу рвать также въ Ивановъ-день купальницы, послѣ заутрени предъ обѣдней, съ крестомъ Господнимъ и съ молитвою «Отче нашъ» и принести ту траву въ домъ съ молитвою и отнести въ церковь на престолъ на 40 дней, гдѣ повседневная литургія совершается. Архитриклинъ-траву рвать 9 апрѣля, а траву Папахтъ брать въ день св. мученицы Агрипины, іюня 23 дня, обложивши послѣднюю ста серебрянными копѣйками. Траву Молчанъ, вырвавъ, обнести кругомъ себя съ приговоромъ.
Описаніе травъ.
I.
Травы отъ колдуна, бѣсовскаго навожденія и нечистаго духа.
1. Трава Могойтъ. Ростомъ въ локоть, видомъ синя, по сторонамъ по четыре листка, на верху по четыре цвѣта: черненъ, багровъ, зеленъ, синь. Кто носитъ при себѣ, тотъ человѣкъ не боится дьявола и колдуна; на судъ пойдешь, одолѣешь сопротивника своего, и всякъ его любитъ. Которая жена дѣтей неродитъ, той съ корнемъ дать пить въ козьемъ молокѣ, то дѣти пойдутъ.
2. Трава Вуквица. Кто ея во храминѣ держитъ и носитъ при себѣ, того человѣка никакое колдовство не возьметъ; а кто дѣтищемъ страждетъ, да пьетъ часто въ питіи какомъ-либо ту траву, тако освободится.
3. Трава Бѣльзевецъ. Ростетъ она въ водѣ, цвѣтъ на ней синь. Аще кто сію траву найдетъ, великую собѣ благодать получитъ. А рвать ея не просто. Добра сія трава; кто при себѣ носитъ: никакихъ бѣдъ, ни діавола и напастей не боится. Аще кто на него станетъ зло мыслитъ, все увѣдаетъ. Отъ того корня никакой замокъ не устоитъ.
4. Трава Архитриклинъ. Ростомъ въ локоть, видомъ синь, на сторонахъ по девять листовъ, а вверху четыре цвѣта: чермевъ, багровъ, бѣлъ, синь. И та трава вельми добра. Кто ее рветъ на Ивановъ день купалы сквозь златую или серебряную гривну и носить на себѣ, тотъ не боится еретика и діавола; и кто на тебя зло мыслитъ, не боится ни во дни, ни въ нощи; на судъ пойдетъ, сопротивника потяжетъ, и люди любить тя станутъ. А корень той травы утопить съ козлинымъ молокомъ, дай женѣ, коя не носитъ дѣтей, то станетъ носить.
5. Трава Адамова-глава. Ростетъ кустиками, волотей по десяти и больше по ней, листка по три и по пяти, и по шести, и по девяти, и по десяти, и по двѣнадцати вмѣстѣ, а вышиною въ пядень и въ локоть; цвѣтъ на ней бѣлъ, или рудожелтъ, багръ или синь; а какъ отцвѣтетъ, кувшинцы — всякимъ видомъ и цвѣтомъ. Кто цвѣтъ носитъ на себѣ съ воскомъ въ чистотѣ, того человѣка всякіе люди станутъ любить и покоряться ему и зла на него въ очи и по за очи мыслить не будутъ. А корень у ней бѣлъ, яко бы волосья. И брать въ Ивановъ день купальницы послѣ заутрени предъ обѣдней, со крестомъ Господнимъ и молитвою «Отче нашъ», сквозь златую или серебряную гривну, и принести ту траву въ домъ съ молитвою и отнести въ церковь на престолъ на 40 денъ, гдѣ повседневная литургія совершается. Кто тую траву носитъ при себѣ, тотъ узритъ своего супостата, и еретика, и діавола.
6. Трава Архалимъ или Хралинъ. Ростетъ кустиками по пяти и по шести и по девяти вмѣстѣ, вышиною въ пядень и въ локоть, видомъ синя, а ростетъ при большихъ рѣкахъ и при болотникахъ. И та трава вельми добра, кто ее рветъ на Ивановъ день Купалы. Кто ту траву носитъ при себѣ, и тотъ человѣкъ не боится ни діавола ни въ день, ни въ нощь, никакого злаго человѣка, ни еретика. И въ путь ити съ нею добро отъ враговъ.
7. Трава Папоротникъ. Ростетъ на востокъ лицемъ. Брать ее о купальницѣ съ корнемъ, а копая ея, положить серебра съ четырехъ сторонъ и, вынимая, говорить: «Господи, благослови меня, Отче, сію траву взять, иже въ себѣ, не имѣетъ сердца, тако бы не имѣли сердца на меня раба Божія недруги мои и супостаты и вси человѣцы; и какъ люди радостны бываютъ и убиваются о сребрѣ, такъ бы радостны были о мнѣ сильніи и вси человѣцы». Кто ее носитъ при себѣ, никоторой человѣкъ на него сердитъ не бываетъ. Хотя и не другъ, то за не мыслитъ.
8. Трава Молчанъ. Ростетъ по перегородамъ и по межамъ, во ржи и въ житѣ, ростомъ въ колѣно, а стволица тонкая, цвѣтъ синь — то женка, а другой бѣлъ — то мужичекъ; а сверху той травы, что косточка, какъ человѣчій бѣлокъ (съ полунокотка отъ лобка, того груди и борода), а стоитъ наклоняся. А ту траву рвать съ приговоромъ сквозь сребренную нитку, а вырвать ту траву и обнести вкругъ себя трижды и носить при себѣ, то никто противъ тебя говорить не станетъ и зла думать не будетъ.
9. Трава Муратъ-царь. Ростетъ на пашняхъ, собою не высока, ростомъ въ стрѣлу и выше, по ней по всей шипы, что иглы, ни дастъ голою рукою взяти себя. Угодна держать въ домахъ и хоромы на ней ставить; понеже тоя хоромины нечистый духъ отнюдь не коснется человѣкомъ и скоту. Отъ черной болѣзни добра. Аще когда скорбь, то взять тоя травы съ корнемъ и бить того человѣка не жалѣя, хотя исколешь, поможетъ.
10. Трава Солнечникъ. Ростетъ при моряхъ и при великихъ рѣкахъ и при болотникахъ, ростомъ въ локоть, цвѣтъ на ней разный; копать ея не просто и носить при себѣ, то духъ нечистый не прикоснется и тотъ человѣкъ не убоится враговъ и супостатовъ. А кто на себѣ носитъ, тотъ силенъ вельми и храбръ, и