Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 21 Ноября 2024, 15:18:02


Автор Тема: О народных травниках в Олонецкой губернии  (Прочитано 664 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
О народных травниках в Олонецкой губернии // Олонецкие губернские ведомости. 1896. № 33.

Извѣстно, что среди простого деревенскаго люда нашей губерніи во многихъ, особенно глухихъ и уединенныхъ мѣстностяхъ до сихъ поръ во всей силѣ сохраняются разные суевѣрные обычаи, унаслѣдованные отъ глубокой старины, напр. въ области такъ называемаго народнаго знахарства или народной медицины. Нерѣдко намъ приходилось наблюдать, какъ крестьяне въ случаѣ болѣзни, даже при наличности медицинской помощи въ видѣ доктора или фельдшера, предпочитаютъ лечиться по старинному у своихъ же мѣстныхъ знахарей, вѣдуновъ или колдуновъ; тоже подтверждаютъ свидѣтельства другихъ лицъ, сообщавшихъ неоднократно на страницахъ «Олонецкихъ Вѣдомостей» свои наблюденія надъ бытомъ Олончанъ. Какъ и въ старину, такъ и теперь, вѣрованіе въ силу человѣческой воли и выражающаго ее слова, весьма распространено среди невѣжественнаго простонародья и заговоръ или заклятіе принадлежитъ къ обычнымъ и излюбленнымъ средствамъ леченія нашихъ крестьянъ.

Невозможно перечислить всѣхъ вещей, надъ которыми знахари, когда къ нимъ обращаются заболѣвшіе, совершаютъ свои таинственныя заклинанія; но кромѣ заговоровъ, смотря по роду болѣзни, они прописываютъ больнымъ своего рода рецепты, если можно такъ сказать, рекомендуя имъ пользоваться разными кореньями и травами, которымъ приписывается особенная чудодѣйственная сила. Въ этомъ отношеніи весьма интересны такъ называемые травники, переходящіе у нашихъ крестьянъ изъ рукъ въ руки въ спискахъ. Въ нихъ описываются подробно примѣты и свойства травъ, указывается, отъ какой болѣзни онѣ помогаютъ, какимъ образомъ слѣдуетъ ихъ собирать и приготовлять, такъ что травники эти по содержанію представляютъ своего рода энциклопедію ботаники и медицины.

Съ однимъ образчикомъ этой своеобразной медицины намъ удалось познакомиться въ Петрозаводскомъ уѣздѣ, гдѣ случайно въ наши руки достался отъ одного стараго крестьянина деревни Сельги рукописный травникъ. Чтобы дать понятіе о немъ, приводимъ нѣсколько отрывковъ (сохраняя правописаніе рукописи). «Глава 16-я – трава Плакунъ ростетъ по лугамъ и подле рекъ и по пескамъ и подле болотъ, а стволы вышиною варшинъ и болши и менши, а ростетъ та трава о пяти и о четырехъ и о трехъ и о двухъ и ободномъ стволе, а цветъ на ней красновишневъ по стволу на четверть аршина, а отрасли отствола имеетъ малы также соцветомъ, а потому ея познать можной у ней корень велми крепокъ, и отраслей у него много, а столь корень его крепокъ, что топоромъ насилу урубишъ, а пригодна она по многимъ лекарствамъ: 1) взять той травы корень и тотъ корень велми добръ отъ всякого ухищренія бесовскаго, и бегаютъ отъ него бесове».

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/travnik/190/o-narodnykh-travnikakh-v-olonetskoy-gubernii/1106/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: О народных травниках в Олонецкой губернии
« Ответ #1 : 10 Апреля 2019, 16:52:59 »
«2) Аще которой человекъ вырежетъ крестъ и станетъ его носить на себе, ино того человека громъ не бьетъ и ино вражіе прикосновеніе не прикоснется кнему и отъ падучей немощи добро есть велми…
5) Да и то велми добро, аще отыдетъ одинъ человекъ въ храмину спать или одинъ путемъ идетъ и прилучится на пусте местѣ ночевать и на поле или въ лесу, ино тотъ Плакуновой корень привязанъ ко кресту на гойтанъ, ино къ тому человеку отнюдь вражіе прикосновеніе никакое не прикоснется тоя нощи и опочиваетъ тотъ человѣкъ спокойно…
7) Или которы младенцы беснуются отъ діавольскаго навожденія, и тотъ корень добро носить младенцамъ.

Глава 32-я.
Трава Кукуй ростетъ по березникамъ собою синя пестра, листочки что язычки, корень на двое, единъ мужичекъ а другой женочка, ежели бросить на воду, единъ попловетъ, а другой потонетъ.

1) Аще жена не любитъ мужа, то дай ей съѣсть белой, а жене мужъ не любитъ, то дай ему съѣсть серой корень, то будутъ друга другъ любить.
2) Аще кто цветъ той травы на голове держитъ и того человека все люди любить станутъ и почитать.

Глава 66.
Трава Кликунъ кличетъ голосомъ по зорямъ по дважды ухъ-ухъ, а находитъ ея сице, на коемъ местѣ она ростетъ, то кругомъ вси травы приклонны къ ней, а она въ середине стоитъ, а корень тоя травы яко человекъ, все подобіе человеческое, а силу она имеетъ въ себе такую, къ чему хочешъ, къ тому она угодна.

Глава 76.
Трава Ревекка по зорямъ реветъ и стонетъ, и та трава давать порченымъ людемъ, и онъ станетъ говорить и вопить, имянно скажет кто спортилъ. А кому положить въ головы и онъ все скажетъ, что думаетъ на тебя. Также и женщине положишъ и она все скажетъ скѣмъ живетъ, а ростетъ та трава въ воде и близъ воды ростомъ въ локоть листомъ красновата цвѣтъ малиновъ или гниловатъ, а прі огне не горитъ, а кинешъ на воду и она пойдетъ противъ воды и добро человеку плавать съ нею, а корень во рте держать и тотъ человекъ легокъ на воде.

Глава 203.
Трава венеринъ башмачекъ ростетъ въ овсе и въ ячмене, ростомъ вполъаршина и болши, листомъ редка и мала, цвѣтъ темно-алой весьма красивъ, о пяти листкахъ, а добра та трава отъ кумохи, кто спать не можетъ положить голове станетъ спокойно спать, аще у кого желвакъ подъ щекою, испарь и привязывай поможетъ… Или аще кто хощетъ ловушку зделать рыба ловить или зверей клади къ ловушки, то станетъ попадать»…
Въ такомъ же родѣ съ описаніемъ разныхъ травъ въ вышеупомянутомъ травникѣ находится 207 главъ. Въ концѣ его прибавлено наставленіе слѣдующаго содержанія: «всякая трава должно брать и говорить сто молитвъ Iисусовыхъ – Господи Iисусе Христѣ Сынѣ Божій помилуй насъ, – а брать всякая трава должно съ травою царевы очи называемой и скоренемъ травы плакунной, а трава адамова глава должно брать скрось сребро и говорить – верую воединаго Бога и пр.

Есть другіе травы берутся для волшебства съ приговорами, то здесь не предписано, потому намъ и знать неможно. Молитва емлючи траву: Господи Iисусе Христѣ Сыне Божій помилуй насъ и благослови, и вси святые отцы благословите. Царь небесный и царица небесная, царь земный и царица земная благословите мне рабу Божію взяти сію траву не ради хитрости, не ради мудрости, ради великой Божіей милости (самъ захвати траву правою рукою, держи и говори) а ты мать трава отъ Бога сотворена, отъ земли рождена быть мне рабу Божію на ползу рабамъ и рабынямъ во имя отца и сына и святаго духа ныне и присно и во веки векомъ аминь. Тогда другою рукою окопавъ коренья и вырви траву съ молитвою Iисусовой. Итакъ всякого рода траву первое проговори показанную молитву, тогда и бери траву или говори молитву Iисусову какъ выше сказано».
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: О народных травниках в Олонецкой губернии
« Ответ #2 : 13 Апреля 2019, 14:55:27 »
Травамъ приписывается въ народѣ исцѣляющая и разрущающая сила. Отъ укушенiя змѣй необходимо, напр., наговаривать на горшокъ съ водой, въ которую положено травы нячи – мокрицы (с. Песчаное); отъ лихорадки дѣйствуетъ трава, проросшая въ глазныхъ отверстiй павшей лошади.

По «сказанiю о травахъ» трава чернолистная (растетъ плотно, тоненька, а листья нѣту) походитъ на костеръ, будучи положена на четыре угла храмины, сохраняетъ послѣднюю отъ разбойниковъ и татей: имъ много кажется людей, шуму много».

Другая чудодѣйственная трава – ерекъ растетъ, что будто голубецъ съ киноварью, а ростомъ въ стрѣлу на 4 грани. Будучи положена подъ церковный уголъ на трои сутки, а затѣмъ съ тройнымъ наговоромъ зашита въ шапку, она дѣлаетъ то, что «раба Божiя имрекъ ни хто не можетъ видѣть и слышать на всякомъ дѣлѣ въ день и нощь». Трава хвалиха – ростомъ съ локоть, на ней 4 цвѣта: багряной, черной, зеленой, синiй и по сторонамъ по 10 листочковъ. Рекомендуется носить ее при себѣ, чтобы была ласкота и доброта со князи и бояры и со всѣми православными христiанами о хлѣбѣ и соли и благодѣянiи». (Рыб. IV, 245).

По народному повѣрью, трава въ родѣ осоки, съ которой во рту змѣи переплываютъ черезъ воду, имѣетъ разрушительную силу. Если эту разрывъ-траву воръ врѣжетъ себѣ въ ладонь руки, то его при воровствѣ не способны задержать никакiе замки и запоры. Чертополоху въ Олонiи, какъ и въ другихъ мѣстахъ Россiи, приписывается миөическое значенiе: его вѣшаютъ въ хлѣвахъ, чтобы «хлѣвной» не дѣлалъ вреда скотинѣ. Однако силы своей чертополохъ лишается, если при срыванiи его слышится пѣнiе пѣтуха.

Памятная книжка Олонецкой губернии на 1909 год. Петрозаводск, 1909.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".