Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 21 Ноября 2024, 20:01:50


Автор Тема: Бузина  (Прочитано 873 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Бузина
« : 26 Февраля 2020, 15:46:25 »
Бузина́ (лат. Sambucus) — многолетнее растение, относящееся к семейству жимолостные. Родовое название произошло от греческого слова "самбуке", которое переводится как "красная краска" и связано с использованием плодов вида бузины красной — для окрашивания холста.

Народные представления
В народных представлениях западнославянского, отчасти западноукраинского ареала — демонический локус, воплощение и вместилище черта и т. п. Характерно отношение к бузине как к проклятому, нечистому и опасному растению; отсюда его ограниченное использование в семейных и календарных обрядах и широкое применение в магии, оберегах, народной медицине. У юж. славян негативный комплекс поверий о бузине несколько ослаблен. В русской и белорусской традиции соответствующие представления связаны с осиной, вербой и некоторыми другими деревьями.

Бузина наделяется функцией медиатора; она, по поверьям, существует от начала мира и поэтому причастна к мифическим протособытиям (грехопадение Адама и Евы, убийство Авеля) и христианской истории (предательство Иуды). Как растение, связанное с "нижним" миром, бузину иногда сажали на могилах (ср. также ее особую роль в южнославянских обрядах "вызывания дождя" и др.).

Одно из ранних свидетельств о магических действиях с бузиной, относится к XIII в. (Верхняя Силезия). О бузине как обереге упоминал польский проповедник Аноним в канале XV в.

Бузина — место обитания духов
Повсеместно у зап. славян и на Украине считалось, что под бузиной, в ее корнях, а также в самом дереве живет дух, демоническое существо (черт, бес, дьявол, сатана) или просто некто (zle, dywo, дiтько). В польском (жешовском) этиологическом предании говорится, что первый бес поселился в огромной яме и посадил сверху бузину, чтобы она охраняла его. На Украине (Винницкая губ.) верили, что бузину "насадил черт" и теперь постоянно сидит под ней; бузину никогда не выкапывают с корнем, чтобы не раздражать его. У гуцулов бузина — "его" дерево, поэтому места, где сильно разрастается бузина, считаются нечистыми. В Покутье известны былички о лесных духах, обитающих в зарослях бузины, о превращении упыря в куст бузины; сербы считали куст бузины обиталищем вил, поэтому срубившего его ожидала смерть или паралич; полагали также, что во время цветения бузины дьявол выходит на землю.

Вместе с тем бузина — место обитания домашних духов, опекунов хозяйства, таких как дидух (гуцул., велико пол.), в украинских заговорах упоминаются бузинники-доброчинници. По словацкому поверью, в бузине живет пикулик — домашний дух, приносящий хозяевам деньги.

В ряде украинских заговоров, обращенных к бузине, различие между растением и воплощенным в нем существом оказывается стертым, ср. обращения: "Бузыновый Адаме!", "Царю бузнычый". Ср. также: "Помогай Бог (Бог помощь), бузина! Человек божий, святой Адам, сотвореными от начала света". См. гуцульский рассказ о двух братьях, убивших свою сестру, на могиле которой выросла бузина. Свирель, сделанная из ветки бузины, рассказывает об этом преступлении.

Запреты
Отношение к бузине как к неприкасаемому и опасному растению отразилось в запрете выкапывать (выкорчевывать) бузину. В случае необходимости для выкорчевывания бузины специально нанимали (в Польше, напр.) калек или душевнобольных. Нарушение этого запрета, а также запретов рубить бузину или ломать ее ветки, по украинскнм, польским, сербским и хорватским поверьям, могло привести к смерти человека, несчастью, к различным болезням — ревматизму ("будешь рубить бузину — скрутит ноги и руки"), колтуну, травмам, а также к падежу скота. Считалось, что там, где был выкопан куст бузины, никогда ничего не вырастет. Запрет выкапывать бузину на Украине и в Польше иногда объясняли и тем, что таким образом человек навлекает на себя болезни, которые были спрятаны под бузиной. Из бузины запрещали делать детские игрушки, иначе у детей болела бы голова (закарпат.). Эти табу отменялись, если бузину рубили или ломали с какой-либо определенной целью (как лекарство, для украшения церкви, для изгородей, на топливо) или в определенное время (в Страстной четверг, до полудня). По украинским, польским, словацким и сербским поверьям, запрещалось сжигать бузину во избежание зубной боли (что подтверждается мотивами некоторых заговоров, обращенных к бузине). У сербов запрещалось по тем же причинам спать под бузиной, мочиться под ней, влезать на нее. Поляки, гуцулы, лужицкие сербы не использовали бузину в качестве топлива, чтобы не навлечь в дом клопов и блох. Известны как запреты, так и, наоборот, рекомендации строить дом там, где раньше росла бузина, выгонять скот веткой бузины (чтобы он "не усох") и др.

Бузина и осина
На Украине и в Польше бузину считают проклятым деревом. Здесь известна легенда о том, что на бузине повесился Иуда (реже — дьявол), отчего ее листья и ягоды издают трупный запах, ее нельзя использовать в бытовых целях и т. п. Эта легенда чаще относится у славян к осине. С осиной бузину сближает и то, что оба дерева считаются демоническим локусом, оба упоминаются в проклятиях (ср. серб. [Чтобы у тебя на очаге выросла бузина]). Оба растения фигурируют в быличках, где рассказывается о том, как человек не мог найти дороги, блуждая вокруг куста бузины (или осины); из веток-однолеток бузины (или осины) делают специальную борону, сидя под которой в хлеву можно в купальскую ночь распознать ведьму.

Народная медицина и заговоры
В народной медицине зап. славян и украинцев при лечении чахотки, гарячки, колтуна, рожи, лихорадки, зубной боли и других болезней ходили к бузине (а также к вербе, осине, рябине и др.) и "переносили" на нее эти болезни. Под бузиной закапывали колтун, выливали под нее воду, в которой купали больного ребенка, в надежде, что болезнь заберет дух — zle, который живет под бузиной (в.пол., люблин.), обвязывали бузину нитками из одежды больного лихорадкой. В Познанском воев. мать относила ребенка, больного чахоткой, под куст цветущей бузины и оставляла его там, а сама возвращалась домой, где выполняла три "работы", сохраняя при этом полное молчание, после чего приносила ребенка домой. Мать больного апилепсией ребенка обсыпала его маком, а затем собирала мак и ссыпала его в бузиновую трубочку вместе с остриженными ногтями и клоком волос ребенка и закапывала в такое место, где солнце не светит (словац.). Банатские болгары при ушной боли дули в ухо через бузиновую трубочку, а при болях в челюстях обмывали их водой, в которой перед тем лежала бузина. Чтобы охранить ребенка от головной боли, словенцы закапывали его состриженные волосы под бузиной, а в Словакии купали маленьких детей в отваре цветов бузины, чтобы они были здоровы.

К бузине обращены заговоры, которые читали под бузиной при лечении зубной боли (укр., пол.) и лихорадки (чеш.). Эти заговоры содержали мотивы отсылки болезни на бузину или договора человека с бузиной: "Дай тебе Господь Бог, добрый вечер, бузина! Я тебе несу лихорадку" или "Бузина, посылает меня Бог к тебе, чтобы ты взяла с меня лихорадку". Ср. также польский заговор от зубной боли: "Святая бузина! Я тебя храню от сожжения огнем, а ты меня храни от зубной боли". Подобные русские и белорусские заговоры обычно обращены к рябине.

У юж. славян бузина широко применялась при укусах змей, скорпионов и ос, а также использовалась в народной ветеринарии: для избавления кур от вшей под насест к ним клали ветку бузины. Через ветки бузины, которыми был украшен рождественский пирог, сербы лили воду и затем поили ею свиней, больных лихорадкой. Воду после снятия сглаза с коровы выливали под бузину (словац.).

На Украине известны заговоры, содержащие мотив "чуда" и произносимые под бузиной с определенной магической целью: "от напасти", "для приобретения силы и отваги", "чтобы суд не засудил", "для избавления от всякой беды" и т. п. Чаще всего они строятся как диалог с бузиной: "Добридень тобі, бузино! Чи сколов брат брата? — Сколов. — Який суд судили? — Затреться, замнеться, тай так минеться", ср. "Добрый вечир тоби, бузю, ты мій вирний друзю! Скажы мени, бузю, як тому було, як сын батька вбыв, а з матирю грих творыв? — Там так було: терлось та мьялось, та бильш тс.о, що й так мыналось" (киев.). Сюжет заговоров как бы воспроизводит некое мифическое событие, которое резко нарушало нравственние нормы, но тем не менее имело благоприятный исход ("терлось да мялось, ни на ком не сыскалось").

Гадания
У чехов и словенцев к бузине обращены приговоры в девичьих гаданиях о замужестве. В Чехии вечером на святки девушка шла к бузине, трясла ее и говорила: "Трясу, трясу бузину, отзовись, пес, с той стороны, где мой милый". У словенцев аналогичные гадания совершались и на святки, и в купальскую ночь: девушки трясли или били бузину, влезали на нее или обегали вокруг со словами: "Бузина, бузина, дай мужа, пусть старого, пусть молодого, хоть среднего". Считалось, что в этот момент можно увидеть суженого в кусте бузины. У фракийских болгар девушки клали на ночь под голову листья бузины: если утром они оставались свежими, девушкам должно было повезти в любви, и наоборот. У словаков в любовной магии использовался огонь из семи щепок бузины. В юж. Моравии вечером в Сочельник девушки, стоя под бузиной, бросали колышек: откуда залает собака, оттуда ожидается жених.

Апотропейные свойства
Ветки бузины использовали в качестве универсального оберега. Ими украшали дома, хозяйственные постройки, заборы, ворота и др. для защиты людей и хозяйства от ведьм в юрьевскую, купальскую ночь и в ночь на св. Филиппа и Якуба (пол., словац., морав., луж.); втыкали в навоз возле хлева при первом выгоне скота столько веток бузины, сколько голов скота было у хозяев (словац.), подкладывали в амбары от мышей (пол., болг.), втыкали в поля от ливней и града (См. Втыкать). Лужичане охраняли ветками бузины роженицу и новорожденного, словаки мыли отваром бузины место, где лежал покойник. Словенцы били ветками бузины по огню купальского костра, отгоняя тем самым от себя и от домов гадов и вредных насекомых.

Использование бузины в обрядах
Юж. славянам известно применение веток бузины в обрядах семейного, календарного и хозяйственного циклов: сербы украшали ими обрядовые хлебы, использовали на Пасху для ритуального битья людей, скота и фруктовых деревьев (ср. Бить), хорваты и словенцы освящали их вместе с другими растениями в Вербное воскресенье, а затем использовали в магии; поляки освящали бузину в день Божьего Тела и бросали цветы бузины под ноги процессии, обходящей селение в этот день. В Славонии использовали бузину для изготовления свадебного знамени и свадебного деревца.

На Балканах ветки бузины (наряду с другими растениями) широко использовали в обрядах вызывания дождя (болг., макед., серб.). Ими украшали с ног до головы додолу, пеперуду, куклу Германа; из бузины делали специальную плетенку, которую носила на себе додола; все участники обрядов держали в руках букетики бузины или были украшены ею. По окончании обряда всю зелень бузины сбрасывали в воду. На связь бузины с водой косвенно указывает также болгарское поверье о том, что колодец следует рыть там, где растет бузина.




Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/travnik/190/buzina/2150/

Behemoth

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 172
  • Репутация: 40
  • Behemoth
Re: Бузина
« Ответ #1 : 26 Октября 2020, 16:57:36 »
"Добридень тобі, бузино! Чи сколов брат брата? — Сколов. — Який суд судили? — Затреться, замнеться, тай так минеться", ср. "Добрый вечир тоби, бузю, ты мій вирний друзю! Скажы мени, бузю, як тому було, як сын батька вбыв, а з матирю грих творыв? — Там так було: терлось та мьялось, та бильш тс.о, що й так мыналось" (киев.).
Оморочка " бузничий цар"

"Добри вечiр тобi, царю бузничий, добрий чоловiче! Що тому буде, що батька i матiр убив, з сестрою грiх зробив? I нiчого не було: терлось та м'ялось, та й так зосталось! Щоб так зосталось моє дiло — рожденної (имя)"

Ударения:
ДобрЫвечир, тОби цАрю бузнЫчий, дОбрый чоловИчэ! ЩьО тОму бУде, щё бАтька и мАтир убЫв, з сэстроЮ грих зробЫв. И ничЁго нэ булО: тЭрлось та мъЯлось, та так и зостАлось. Щьоб так зростАлось моЕ дИло - рождЭннойи.

Читают, когда что-то идёт не так... хорошо идет на все ситуации, где надо запутать дело, вплоть до срыва результата торгов, чтобы полнейшая неразбериха получилась...

Перевод:
"Добрый вечер тебе, царь бузничий, добрый человек! Что тому было, что отца и мать убил, с сестрой грех сотворил? А ничего не было: терлось и мялось, и так осталось! Чтобы так осталось мое дело (назвать ваше дело) - рожденной (имя)"

Дидо, бузничий – персонаж украинского фольклора. В преданиях маленький старичок с длинной седой бородой, который живет возле дома в кустах бузины. Доброго нрава, охраняет дом и подворье, усадьбу от всяких напастей.

Издавна славяне использовали бузину для лечения болезней. Позже народные рецепты приготовления лекарств из бузины утратились. Лишь в некоторых заговорах встречаем то, что бузине отсылают болезнь человека: «…Бузина-растение, возьми себе эту недугу…»

Под влиянием христианства образ дидо или капуша трансформировался в образ нечистой силы, черта, который сидит в бузине, – бузничего. В христианских преданиях на бузине повесили великомученицу Варвару, потому бузина нечистая и все, что с нею связано, – нечистое. Бузничий по отношению к человеку существо враждебное, он пугает людей. Бузину нельзя выкапывать и вообще не следует ее трогать, чтобы не дразнить нечистого.
Вяло ночью за околицей черный кружит нетопырь,
Вот ужо дедок помоется, вынет черную Псалтирь...