Новости: 🔔 Добавлено множество новых, интересных и бесплатных мастер классов 🔔

  • 27 Апреля 2024, 04:56:36


Автор Тема: Тарабарщина  (Прочитано 711 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Тарабарщина
« : 17 Февраля 2021, 17:16:00 »
Тарабарщина.

Изначально тарабарская грамота была одним из методов криптографии. Криптография – это наука о методах шифрования информации (тайнопись). Появилась она на свет в XV веке и приобрела широкую известность среди всяческих криминальных элементов, в бюрократическом аппарате и в оккультных организациях. Оно и логично. Кому надо скрывать свои темные (или важные) делишки, те и придумают методы их сокрытия. Есть и более светлая теория появления тарабарщины – говорят, что она была придумана риторами – учеными-книжниками, от того и пошло ее второе название – риторское письмо. Позднее долгое время тарабарщина использовалась старообрядцами в их тайной переписке.


Суть тайнописи состояла в том, что согласные буквы алфавита записывали  в два ряда, и в посланиях буквы верхнего ряда употребляли вместо стоящих под ними букв нижнего, а нижние, соответственно, вместо верхних; гласные же оставляли без изменения.

Замена букв в риторском письме (на примере латиницы)

              Первый ряд
Буква                    B C D F G H J K L M
изменялась на       N P Q R S T V W X Z

             Второй ряд
Буква                   N P Q R S T V W X Z
изменялась на      B C D F G H J K L M

Согласные мы записываем в два ряда – одни под другими – и меняем в тексте согласные из верхнего ряда на соответствующие из нижнего. И наоборот. Гласные при этом остаются неизменными. Неизменяемые буквы: A, E, I, O, U, Y

Рассмотрим простенький пример. Как будет выглядеть по-тарабарски слово positive? А вот так - сogihije. Чего-то японское у нас вышло. И нисколечко не похоже. Но шифр-то прост до ужаса. Посему в наши времена не применяется. А слово осталось. Тарабарщиной нынче зовут все запутанное и непонятное, что только можно отыскать в речи и книгах.

Непонятность – это общее свойство тарабарщины.

Если речь идет о современном тексте, то тарабарщиной могут быть строки, как выполненные с использованием непонятных символов, так и вполне читаемые, смысл которых, однако, легко ускользает от вашего понимания.

Дело в том, что, возвращаясь к слову «ритор», мы можем вспомнить еще одно его значение - болтун, краснобай, говорун. Таким образом, тарабарщина может означать и что-то относительно понятное, просто "закутанное" от нас в поток красивых неясных слов, а не только бессмысленный набор звуков и букв. Так можно ли раскрыть тайну текста, вчитавшись, вслушавшись и узнав? Конечно, для этого нужно, чтобы Тайна была, и было, во что вчитываться, что понимать и во что вслушиваться. Но это уже вопрос высшей энергомеханики.

Магическая тарабарщина обычно используется при описании ритуалов и заклинаний людьми, от магии далекими. Для неискушенного взгляда выглядит это довольно правдоподобно, однако никакой магической силы не имеет.

Пример:

"На перекрестке дорог нехоженых лежит бел-горюч Алатырь-камень. Кто к камню подойдет, камень тот отопрет, кровавый ключ отворится, чтоб крови напиться".

В тексте упоминается кровь, очевидно с целью нагнетания атмосферы страха, и магический объект, дабы придать этакий волшебный флер и заодно налет древности всему «заклинанию». Однако реальных указаний на то, как "отпереть камень" вы в подобных текстах не сыщите.

«Крэкс-пэкс-фэкс» - это тоже магическая тарабарщина.


Магическая тарабарщина.

Мастер Дилле влетела в кабинет, так резко взмахнув полой мантии, что от движения воздуха качнулись развешенные по стенам плакаты.

- Здравствуйте, дамы и господа! Прошу прощение за стремительность, порталы сегодня работают просто ужасно. Поздравляю вас с началом весеннего триместра. Кто помнит, на чем мы остановились перед каникулами? Ах да, магическая тарабарщина! Ну что ж, это очень просто...

Студенты в очередной раз смотрели на профессора приоткрыв рты: именно этот раздел казался им наиболее запутанным и неоднозначным.

- ... и потому лекция будет короткой! – обрадовала их мастер.

- Зато домка длинной, - тихо добавил наученный горьким опытом второкурсник.

- Да уж не без этого, - улыбнулась профессор, рассылавшая тихое бормотание. – Ну, все готовы? Начинаем.


Магической тарабарщиной мы называем тексты, на первый взгляд имеющие магический смысл, однако в реальности не работающие. Это могут быть заклинания, проклятия, фрагменты «волшебных» книг – фантазия человеческая неистощима. Вы спросите, а зачем они нужны, если не обладают магической силой? Очень просто: пусть в плане магии от них толку никакого, зато они создают у слушателя впечатление, которое квалифицированный энергомеханик легко может использовать в своих целях.


Цели эти довольно просты, но не всегда безобидны, а именно:

1) Как любая тарабарщина, магическая может использоваться для того, чтобы «пустить пыль в глаза». Человек пробормочет нечто, не имеющее значения, а потом радостно сообщит, что в параллельном мире это работало замечательно – и все! Вы уже готовы воспринимать его как могущественного волшебника. Лишь бы фраза хоть немного соответствовала известным вам канонам.

2) Создание антуража. Такие заклинания заведомо не действуют и используются для «придания достоверности миру». Это, например, заклинания в компьютерных и ролевых играх, а также в литературных текстах (если они использованы именно «для красоты»).

3) Отвлечение внимания. Так, маггловские фокусники используют странно звучащие фразы, чтобы зрители не обращали внимания на особую ритмичность движения рук иллюзиониста при трюке.

3а) Невнятное заклинание может также отвлечь внимание противника от движений вашей волшебной палочки во время дуэли. Это нечестный прием, но иногда это может спасти вам жизнь.

4) и самое неприятное. Длинная запутанная фраза может использоваться в ходе внушения или гипноза, особенно если она ритмична, напевна и/или звучит на неизвестном вам языке.


Теперь давайте рассмотрим основные типы формул магической тарабарщины.

Сразу оговорюсь, что речь идет о заклинаниях, которые могут использоваться всеми, а не о лично изобретенных/сплетенных фразах. Понятно, что если вы сами выстраиваете магическую формулу, то «прицепить» ее действие можно, например, к вашему личному переживанию или ассоциации. Тогда «стартовое» слово будет индивидуальным для вас.

Итак, мы говорим о заклинаниях, которые по идее может использовать любой. Вот только заклинаниями они не являются, а представляют собой просто набор слов (звуков), не обладающий какой-либо силой.


На настоящий момент можно выделить три вида магической тарабарщины:

- европейский;
- фантастический;
- древнерусский.


Европейский тип «магических» фраз и текстов пришел к нам в конце двадцатого века с валом переводов фэнтэзийных текстов. Он основан на германо-романском типе колдовства, который в свою очередь имеет латинские корни. Для него характерно короткое, максимум трехсловное заклинание, сопровождаемое активной жестикуляцией. Таким образом, если вы выстраиваете тарабарскую формулу европейского типа, вам требуется английский (староанглийский, латинский) глагол или существительное. Незнание латыни проблемой не является: латинский глагол легко получить из английского добавлением окончаний -о, -е,  или –cio, а существительное – добавлением окончания –us (-ус). Метод проверен десятками поколений и описывался, например, Д.И. Фонвизиным («Недоросль») и Н.В. Гоголем («Мертвые души»). Такого рода короткие заклинания используются в основном для создания «достоверной картины магического мира».


Фантастическая тарабарщина собирается из слов неизвестного (или придуманного на ходу) языка и именно этот тип заклинаний чаще всего используется для отвлечения внимания (фокус-покус, ахалай-махалай). Если вам удастся высказаться в рифму, достичь цели будет еще легче.


Третий тип магической тарабарщины – древнерусский, и вот он как раз является наиболее сложным и спорным.

Во-первых, характерный признак этого типа – длинные запутанные фразы. Во-вторых, в отличие от европейской традиции, где практически все виды заклинаний можно описать словом “spell” – волшебство, в славянских языках различают заклинания, заклятия, проклятия, заговоры, чары, мороки и т.п. При этом в связи с длинной текста и обильным поминанием божеств, часто грань между, например, заговором и молитвой видится довольно размытой.

Кроме того, в славянской традиции существует два больших подвида заклинаний (христианские и языческие), а также смешивающие их формы. Также мы можем выделить темные и светлые варианты заклинаний. Обратите внимание, речь идет именно о темных и светлых вариантах заклинаний, а не о черной/белой магии, как она понимается в европейской традиции.

Несмотря на то, что магическая тарабарщина обычно безобидна, обращаться с ней стоит весьма осторожно. Во-первых, потому, что она может явиться частью внушения. Во-вторых, под видом невинной фразы вам могут предложить нормальное действующее заклинание.

Посему несколько слов о технике безопасности:

1) Не стоит зачитывать вслух заклинания, происхождение или действие которых вам неизвестно.

2) Если рядом с вами произносят (планируют произнести) неизвестное вам заклятие, постарайтесь выйти из зоны поражения либо хотя бы выставить щит.

3) Не стоит смотреть в глаза читающему заклинание, как бы вы ни были уверены в его, заклинания, невинности и неработоспособности.

4) Пытайтесь анализировать текст и отклоняться от навязываемого читающим ритма – это ослабит действие заклятия или гипноза.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/teoriya-magii/180/tarabarshchina/3885/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".


Комментариев по этой теме нет. Хотите быть первым?