Эти обряды берут свое начало в архаическом ритуальном каннибализме, когда, поедая животное (не редко тотем) или мясо умершего представителя рода (обычно выдающегося, поедание всех имело иную цель - перевоплотить дух в том же племени, вобрав его из останков), врага (обычно отдельных частей, здесь тоже мог быть мотив не только перенимания силы, но и своеобразного "братания", чтоб дух не мстил), вбирали его силу и заручались покровительством. В этом случае привлекается не столько духовная/душевная составляющая, сколько телесная (восстановить испорченное здоровье за счет неиспорченного, увеличить силу или знания, заменить грязное, больное, чистым, здоровым):
"Во многих западных церквях и монастырях черепа местночтимых святых употреблялись в качестве священных сосудов, из которых пили, чтобы получить духовное благословение и физическое здоровье. Филолог и писатель Якоб Гримм в своем лингвистическом исследовании о немецком языке свидетельствует, что монахи в Трире отделали череп св. Теодульфа в серебро. Считалось, что он обладал целебными свойствами, в частности, из него давали пить страдающим лихорадкой 2. В 787 году Карл Великий даровал бенедиктинскому монастырю в честь св. Гумперта различные вольности. Монахи давали живущим вокруг вендским язычникам пить из чудотворного черепа святого, и со временем монастырь стал местом богомолий, что послужило стимулом к возникновению будущего города Ансбах. Когда было выкопано тело св. Анны из Клиншау, то одна больная монахиня пила из се черепа 3. В подобном же качестве использовали черепа в монастырях Св. Нантвея (Нандесбух), Св. Виталия (Ау на Инне), Св. Марина (Ротт на Инне), Св. Альто (Альтмюпстср) 4. В церкви Неуса давали пить из черепа святого Квирипа, а в нижнем монастыре в Регенсбурге — из черепа св. Энгарта. Согласно поверью, череп или другие реликвии св. Валентина помогали в исцелении от эпилепсии 5. В Эберсбурге (Верхняя Бавария) верующие пили освященное вино из обделанного в серебро черепа св. Севастьяна, что считалось надежным средством от возникновения эпидемии чумы в этой местности 6. Традиция ношения подвесок, сделанных из человеческих костей, оказалась весьма устойчивой и дожила до наших дней. Еще в 30-е гт. XX в. жители итальянской Умбрии предупреждали подобным образом наступление эпилептических припадков. Обычай извлекать куски мозговой коробки и носить их на шее для защиты от паралича упомянут в записках Римско-Кайзеровской академии (1767). Ношение амулетов тесно связано с практикой употребления различных магических снадобий. В издании Римско-Кайзеровской академии Нюрнберга (1759) рекомендовано средство от падучей болезни: «Возьмите измельченный мозговой черен повешенного, смешайте с водой против падучей, приготовьте красные кораллы, дубовую омелу, собранную в нужное время...» 7"
Сноски:
2 Grimm J. Geschichte der deutschen Sprache. Leipzig, 1848. P. 144
3 Murer H. Helvetia Sacra. Bazel, 2007. 334b.
4 Ilofler M. Wald — und Baumkult in Beziehung zur Volksmedizin Obcr-bayems. München, 1894. P. 13,46,79,87.
5 Archiv fur Anthropologie Corresponden-zblatt. XIII. 1882. P. 46.
6 Четвертая торжественная проповедь по случаю столетнего юбилея братства св. Севастьяна в Айхахе. Аугсбург, 1757. С. 101.
7 Цит. по: Медникова М. Трепанации в древнем мире и культ головы. М., 2004. С. 148
© Сергей Неподкосов Символ: Мертвая голова.
Вот что по этому же поводу сообщает Геродот в своей четвертой книге "Мельпомена" цикла "История".
Об обычаях исседонов рассказывают следующее. Когда умирает чей‑нибудь отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его и мясо разрубают на куски. Затем разрезают на части также и тело покойного отца того, к кому они пришли. Потом все мясо смешивают и устраивают пиршество. С черепа покойника снимают кожу, вычищают его изнутри, затем покрывают позолотой и хранят как священный кумир. Этому кумиру ежегодно приносят обильные жертвы. Жертвоприношения совершает сын в честь отца, подобно тому, как это происходит на поминальном празднике у эллинов.
Таковы военные обычаи скифов. С головами же врагов (но не всех, а только самых лютых) они поступают так. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем еще покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши. Так скифы поступают даже с черепами своих родственников (если поссорятся с ними и когда перед судом царя один одержит верх над другим). При посещении уважаемых гостей хозяин выставляет такие черепа и напоминает гостям, что эти родственники были его врагами и что он их одолел. Такой поступок у скифов считается доблестным деянием.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/spiritizm/14/simpaticheskaya-nekromantiya-cherepa-svyatykh-v-katolitsizme/4208/