Первый вариант календаря славянских праздников
Просинец (Январь)
1 - Новый год
Новый год - Единственный Славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в Славянских государствах - это Новый год. Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века.
1 - 6 - Велесовы дни
Волосовы дни (совпадает с христианскими святками). Вполне возможно, что моления Велесу не ограничивались только заключительным днем зимних святок, а начинались с нового года и продолжались все те шесть дней января, которые отмечены «разгулом нечисти». В пользу этого говорят болгарские новогодние обряды, в которых участвовали 12 «старцев», одетых в звериные и скотские маски и обвешанные по поясу коровьими бубенцами-боталами.
6 - Турицы (кое-где отмечался -День Кащея-Чернобога).
8 - Бабьи каши
Сечень (Февраль)
2(15) - Сретенье - Зима с весной первый раз встречаются.
12(24) - Велесов день("св.Власия")
Велесов день - Двенадцатого сеченя Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но одолеть не может.
29 - День Кащея (св.Касьяна непилостивого) 1 раз в четыре года.
Сухый (Март)
1 - Навий день "День Марены" ("св. Евдокии")
1 марта — праздник воскрешения мёртвых (вообще, с наступлением сухыя (березня), у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб). В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду. В воду бросают скорлупу освещённого красного яйца. Считается, что скорлупа доплывёт до забытых душ умерших
9(22) - Сороки - весеннее равноденствие
14 (22)- Овсень малый - Новый год
23 - Комоединцы (22-24-25) Масленица - встреча весны. Весеннее равноденствие
Комоединцы- Двадцать третьего сухыя, когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега, Славяне отмечают Комоедицы - Масленица.
Комоедицы можно перевести как “праздник поедания комов” (или “поедающий комы”), особых блинов, посвещённых этому зверю.
24 - День пробуждения медведя (Велеса) продолжение масленицы
25 - Заклинание весны (по срокам приблиз. 3-4 нед. перед христианской пасхой)
Березозол (Апрель)
1 - «День пробуждения домового»
6 -7 - «День пробуждения Лешего»
7 - День богини Карны - Плакальщицы ("Благовещенье")
7 -14 - Перунова неделя
Празднование этой недели уходит корнями в языческие, древние времена, когда после весеннего равноденствия (22 марта) начинались обряды, посвященные приходу весны. Непосредственно примыкавшая к этим празднованиям неделя называлась перуновой и посвящалась этому богу. В течении всей недели Перуну посвящались жертвы, которые должны были помочь божеству победить темные силы зимы. Для этого на возвышенных местах разжигали костры (Перуновы костры). После принятия христианства Перунова неделя органично вошла в годовой цикл праздников, и все обряды стали приуроченными к пасхальной неделе (что в принципе одно и тоже).
Страстная неделя перед Пасхой)
14-21- Фомина неделя - Неделя поминовения усопших.
(вторник на этой неделе - Радуница - поминание родных и близких)
(четверг - (опасный) - "Навий день")
21 - Зазывание весны
21 - 22 - Праздник Лели – Лельник – Красная горка
В народных песнях Лель является персонажем женского рода - Леля, а основными участниками, посвященного ему праздника были девушки.
Праздник "лелъник" обычно праздновался 21 апреля, накануне Юрьева дня (Егория вешнего). Эти дни назывались также "Красной горкой", поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели).
30 - 1 (травеня) - Родоница
Родоница - Тридцатого березозола заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: «Летите, милые деды...» Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе «боряхуся по мертвецы», показывая своё боевое искусство. С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь.
Травень (Май)
1 - Родоница
2 - День всходов
6 - День Дажьбога - встреча весны.
10 - День Земли (Матери Сырой Земли) Никола Вешний
В этот день, десятого травня, Славяне празднуют именины Земли. Нельзя производить никаких земляных работ, нельзя пахать, боронить и втыкать в землю колья, ибо Земля отдыхает.
20-30 - Грудие Росное (неделя Рода)
21 - Олены-Ленничи (совершение обряда чтобы лен был выше)
22 (5 июня) - Ярилин день ("Семик", "Никола весенний")
Ярилин день - В начале кресеня природа радует глаз буйством красок Ярило открывает небо и зелёные травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето. До восхода солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая отрава: сладости, яичница, пироги. В требу приносят пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.
Кресень (Июнь)
4 - 5-(22 мая) - Ярилин день
15 - День Стриглава
15-20 - Зеленые святки- Троица - Духов день
19-24 - Русальная неделя
23 - Аграфена купальница
24 - Иван Купала
Червень (Июль)
(1-7 русальная неделя) -7 - Иван Купала новый стиль)
12 - Выборы жертвы Перуну
20 - Перунов день("Илья Пророк")
Двадцать первого червеня . Все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее). Во время зачина воины совершают торжественное шествие с песней. После славлений Перуну, воины приступают к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие. В жертву приносится бык, а за неимением оного петух (должен быть одного цвета, не пёстрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец мажет кровью чело каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки (те, у кого нет очелья). Над жертвенным огнём освящаются воинские обереги.
С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы - обливании водой специально выбранной женщины.
С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна - бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице и который по сути дела просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым божеством.
Серпень (Август)
7 - Праздник урожая - Хлеба Последний сноп "Волосу на бородку"
8 - Начало жатвы
1(14) 1-ый Спас – Медовый
1-(14) по новому стилю в народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что с этого дня традиционно начинался интенсивный сбор меда, причем первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей.
Для защиты от нечистой силы во время первого спаса совершался обряд "обсыпания маком": собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы, прежде всего от ведьм.
6(19) 2-ой Спас – Яблочный
Второй спас (6 (19) августа ) называют яблочным, поскольку с середины августа начинается сбор яблок и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось. Существовало поверье, что у того, кто съест яблоко раньше Спаса, умершие дети не получат яблока в paю.
В день второго Спаса, совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения молитвы благодарности Матери земле, волхв благословлял плоды.
Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень.
16(29) 3-ий Спас – Хлебный
В земледельческом календаре третий Спас (16 (29) августа) называли хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. В местах больших ярмарок со дня третьего Спаса начинался полотняный торг, продажа полотна и холстов. Чтобы обеспечить успешную торговлю, на ярмарках служили особый молебен.
С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Но в большинстве мест России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних ролевых работ до наступления дождей.
10 - Спожинки – окончание сенокоса
15(28) - Спожинки - Завершение уборки хлеба
18 - Лошадиный праздник (2-ой день 3-его Спаса)
Рюень (Сентябрь)
8 - 9 - Трапеза в честь Лады и Лели
Особый статус Лады обусловил множественность посвященных ей праздников, они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные, с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему циклу праздников и осенних.
9(21) - Праздник Урожая – Осенины
11 - Род и Рожаницы
21 - День Сварога
22 (9) Осеннее равноденствие.
Начало охотничьего сезона - Встреча Дажьбога и Марены –
Овсень малый.
27 - Родогощь
Радогощь - Двадцать седьмого рюеня, с наступлением осеннего равноденствия, Славяне празднуют великий праздник - Родогощь. Собран урожай, осеннее солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печётся огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека)
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/slavyano-ariyskie-vedy/218/slavyano-ariyskie-prazdniki/1766/