Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 06 Мая 2024, 15:22:44


Автор Тема: Часть 8. Черти и прочие духи-космополиты.  (Прочитано 154 раз)

Raven

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 967
  • Репутация: 397
  • Raven
Все ранее рассмотренные нами духи и сущности — домовые, банники, овинники, лешие, водяные, болотники, полевики, русалки — имеют четко обозначенную среду обитания или привязку к определенной группе объектов, входящих в их сферу деятельности и ответственности. Но есть в демоническом мире целый сонм нечистых духов, не привязанных ни к природным, ни к жилым и хозяйственным объектам — духов-космополитов, среди которых, конечно же, наиболее популярным является чёрт, или, как его раньше именовали, чорт. Впрочем, имен у него всегда было много, приведу лишь некоторые.

Итак, в алфавитном порядке: антип, антипка беспятый, анчут, анчутик, анчутка (беспалый, беспятый), бес, блазнитель, вражон, вражьё, грешок, дёрт, дидько, зеленый, злыдень, игрец, идол, извод, косой, кривой, кузутик, кукан, кукашка, левый, лихо, лихоман, лукавый, луканька, лысый, лыско, люципер, морок, не-наш, недобрик, недоля, недруг, неистовый, некошной, неладный, нелегкий, немытик, несветик, нечеловековатый, нечистик, нечистый, облуд, огарянин, окаяшка, он (ён), отяпа, памжа, пекельник, проклятый, рогатый, родимец, сам, синий, синец, супостат, тот, тот-то, хохлик, хухляк, черный, черняк, шехматик, шиш, шишкун, шут.

Домовые, лешие, водяные, болотники и прочие усадебные и природные духи, с которыми мы познакомились ранее, за исключением, разве что, русалок — все они наверняка состоят в родстве с чертями, просто на их облик и повадки сильно повлияли условия обитания и род занятий. Следовательно, можно предположить, что именно черти сохранили и внешний вид, и характер первородной нечисти.



Итак, познакомимся поближе с теми, кого к ночи не принято поминать, а также с некоторыми другими, менее известными, но не менее зловредными духами, не привязанными к определенному месту.

Использованные материалы:
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
М.Орлов, "История сношений человека с дьяволом", 1904;
П.Чубинский, "Верования и суеверия", 1872;
М.Власова, "Новая АБЕВЕГА русских суеверий", 1995.

Чорта народ представляет в виде человека небольшого роста, черного, ноги у него собачьи или куриные, хвост короткий, морда широкая, нос длинный, глаза как раскаленные уголья, волосы черные, длинные и жесткие, руки длинные, с длинными когтями, роги бараньи или козьи, одежда на нем немецкая, шляпа высокая. Местопребывание его: мельницы, пустые строения, глубокие овраги. Он свободен в своих действиях от полудня до полуночи. Христианам они мало опасны: стоит только перекрестить чорта, и он бросится бежать без оглядки, но к еврею чорт подходит смело. Один раз в году, именно в судный день, чорт до такой степени бывает смел в обращении с евреями, что схватывает одного из них, без разбора, и, как ни в чем не бывало, живого уносит на место своего жительства. И это проделывается совершенно безнаказанно.

"Верования и суеверия"


Бесу никогда не удается скрыть своих каинских знаков — рогов, хвоста, клыков, когтей, копыт. Эти неумолимые знаки высовываются из-под дорогого цилиндра, роскошной шинели, густых усов и бакенбард, нежных перчаток и обуви. Кроме того, при человекоподобном, например, воплощении, ему не удается скрыть и второстепенных особенностей своего существа — темноты кожи, нестройности форм, причем на спине, икрах и предплечиях не будет мышц; не удается скрыть короткой свиноподобной, редкой шерсти, крючковатого носа, черных с фосфорическим блеском глаз, выпяченного вперед подбородка, на котором уродливо торчит черная бороденка; наконец, не удается скрыть особенных, как у летучей мыши, когтей на локтях и коленях. Становясь скотоподобником, бес снова не улаживается с типичными уклонениями: свинья, например, получает собачьи или куриные ноги, козьи рога, морду бегемота, лошадиную гриву; козел — собачьи когти, кошачьи усы, коровий хвост с пучком волос на конце. В конце концов, воплощенному бесу ничем нельзя удалить несносного одуряющего запаха, которой выходит у него одинаково и изо рта человека, и из пасти животного, и из клюва птицы.

"Нечистики"


Некоторые уверяют, что черти — востроголовые, как птицы сычи, а многие, сверх того, уверены, что эти духи непременно хромые. Они сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного падения всего сонма бесов с неба. Так как на землю было свержено нечистой силы очень много, то она, во избежание вражды и ссор, очертила свои владения кругом. Этот круг возымел особое действие и силу: всякий попавший в него и переступивший след нечистого, обязательно блуждает и без помощи особых средств из него не выйдет и не избавится от дьявольского наваждения.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Бес ни однажды не произнесет того имени Бога, не упомянет ни об одном предмете христианского почитания, людские имена будет произносить в искаженном виде (Ванька, Мишка, Дашка). Глаза его, все время отливающие фосфорическим блеском и часто подворачивающиеся под лоб, при этом выступают страшные белки, бегают по сторонам, прочь от собеседника; злая улыбка не сходит с лица... Но такой нечистик ни разу не произнесет и чертовского имени, иначе первый попутный бес явится на зов и, пожалуй, перепутает начатое дело. Вообще же нечистик избегает слов с буквою "Р".

Звуки голоса отдельного нечистика гортанные, надсадные, с металлическим отзвуком. причем собеседнику кажется, будто говорит не товарищ, а стоящий позади него, так как губы и рот говорящего остаются малоподвижными. У молодых чертят голос писклив и отчасти напоминает звуки аистовых выводков. Когда все нечистики оживленно разговаривают, спорят, слушатель улавливает смешение гортанных и пискливых звуков с шипеньем и урчаньем. Но — подальше от сих звуков и мест! Если верно, что "один черт хитер, другой — хитрее его, а третий проведет всех", то и малочисленный бесовский скоп не замедлит приготовить жертве верную гибель.

"Нечистики"




Принимая человекоподобный образ, нечистик носит одежду немецкого покроя — тесную курточку, узкие панталоны, башмаки с высокими каблуками и обязательно — шляпу. Последняя может укрывать облик нечистика. Когда нужно, он облачается в заурядную крестьянскую или мещанскую одежду, но, за исключением воплощения в женщину, нечистик никогда не одевается в женские одежды, как не любит сатанить и самой женщины: можно утверждать, что из любой супружеской четы бес предпочтет изведение мужа, вслед за которым жена придет сама собою к предначертанной гибели.

Не блюдя, или лучше — не ведаясь с супружескою верностью, нечистики ие любят чертовок, которых, правда, за невыразимое безобразие и любить невозможно, а охотнее льнут к ведьмам, от которых, в свою очередь, могут иметь чистокровных чертят. Но нечистики не пропускают случаев для сношений с обычными женщинами, не как искусители, а как ловеласы.

"Нечистики"




Чертовка — какое-то бесцветное существо, не имеющее бесовской деятельности, и единственный помин о ней связывается лишь с актом бесорождения. Более почетный людской помин имеет ее свекровь, или „чертова матка", которая, вопреки бесовской догме, любит людей, а нередко останавливает даже и сыновние деяния по отношению к ним.

"Нечистики"


Довольно известны сладострастные наклонности всей бесовской породы, проявляющиеся как в личных поступках отдельных бесов, так и в характере людских искушений, потому что бесы всего охотнее искушают людей именно в этом направлении. В истории борьбы христианства с язычеством в Византии есть немало указаний на ту же блудную наклонность дьяволов и на связь их с гречанками того времени. Стоит и в наши дни, у нас на Руси, поскучать молодой бабе по ушедшем на заработки муже, в особенности же вдове по умершем, как бесы и готовы уже на утеху и на услуги. Пользуясь способностью перекидываться (принимать на себя всякие личины) и ловкостью в соблазнах и волокитствах, бесы добиваются полных успехов.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Начинают, например, замечать соседи, что баба-вдова иногда, то сделается как бы на положении беременной, а то и опять ничего не заметно, нет никаких перемен. В то же время, она со всякой работой справляется отлично: летом выходит в поле одна, а делает за троих. Все это, вместе взятое, приводит к предположению, что баба находится в связи с чертом. Убеждаются в том, когда начнет баба худеть и до того исхудает, что останутся только кожа да кости.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Прозорливые соседки видят даже, как влетает в избу нечистый в виде огненного змея, и с клятвою уверяют, что на глазах у всех бес влетел в трубу и рассыпался огненными искрами над крышей. Поверья об огненных змеях настолько распространены, а способы избавляться от их посещений до того разнообразны, что перечисление главных и описание существенных может послужить предметом особого исследования. Рассказы о таких приключениях поражают своею многочисленностью, но в то же время и докучным однообразием.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Входит бес во временную сделку с несчастной, поддавшейся обману и соблазну, и всего чаще с женщиной, допустившей себя до полного распутства. Оба стараются, по условию и под страхом наказания, держать эту связь в величайшей тайне, но греховное дело с нечистым утаиться не может. Находится достойный человек, которому доверяется тайна и отыскивается средство благополучно прекратить это сношение. Помогает в таких случаях накинутый на беса (обычно являющегося в виде дородного мужчины) лошадиный недоуздок. Отваживают от посещений еще тем, что нащупывают у соблазнителя спинной хребет, какового обычно у чертей не бывает. Иных баб, сверх того, спасают отчитываньем от блудного беса; другим помогает чертополох — колючая сорная трава, равно ненавистная всей нечистой силе. Приглашают также в дом священника служить молебен; пишут во всех углах мелом и дегтем кресты, курят из ручной жаровенки ладаном.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Рассказывают, что иногда и сами черти налетают на беду и остаются в дураках: убегают от сварливых бедовых баб опрометью, добровольно и навсегда. Болтают также, что от подобной связи рождаются черные, глупые и злые дети, которые могут жить очень недолго, так что их даже никто не видит.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Итак, мы более-менее познакомились с внешним обликом, некоторыми физическими особенностями и наклонностями бесовского племени. Теперь попробуем разобраться, где же обитают черти. Несмотря на то, что они могут проявляться практически везде, их все же нельзя назвать "лицами без определенного места жительства".

Хотя чертям для их похождений и отведена, по народному представлению. вся поднебесная, тем не менее, и у них имеются излюбленные места для постоянного или особенно частого пребывания. Охотнее всего они населяют те трущобы, где дремучие леса разрежаются сплошными полосами недоступных болот, на которые никогда не ступала человеческая нога. Здесь, на трясинах или заглохших и заросших озерах, где еще сохраняются пласты земли, сцепленные корнями водорослей, человеческая нога быстро тонет, а неосторожного охотника и дерзкого путника засасывает в глубь подземная сила и прикрывает сырым и холодным пластом, как гробовой доской. Тут ли не водиться злой дьявольской силе и как не считать чертям такие мочаги, топи, ходуны-трясины и крепи-заросли благоприятными и роскошными местами для надежного и удобного жительства?

— Отчего ты, черт, сидишь всегда в болоте? — спрашивает обездоленный болотистой и мокрой родиной белорус своего рогатого и хвостатого черта.
— Привык! — коротко и ясно отвечает тот, и отвечает как за себя лично, так и за других, столь же неохотно переменяющих старое и насиженное место жительства на неизвестное, хотя бы и лучшее, новое.

— В тихом болоте черти водятся, — неизменно верят великоруссы.
— Было бы болото (подкрепляют они с другой стороны), а черти будут.

— Не ходи при болоте: черт уши обколотит, — доброжелательно советует третья из множества и столь же распространенная пословица.

— И вылез бы черт из болота, и пошел бы в деревню к мужику на свадьбу, да попа боится — выдают за истинно проверенное наблюдение.

Болотные черти живут семьями: имеют жен, плодятся и множатся, сохраняя свой род на бесконечные времена. С их детьми, бойкими и шустрыми чертенятами (хохликами), такими же черными (в отличие от немецких красненьких), мохнатыми и в шерсти, с двумя острыми рогами на макушке головы и длинным хвостом, не только встречались деревенские русские люди, но и входили с ними в разнообразные сношения. Образчики и доказательства тому в достаточном количестве разбросаны в народных сказках.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"




Среди множества мест на земле, как и в близком к ней воздушном пространстве, нечистики не останавливаются на льнище, коноплянике и на пшеничной полосе: на первых двух вырастают предметы, производящие масло — приправу к постным кушаньям, и за нужду идущее на осветительные надобности, а на втором — материал для изготовления просфор. Кроме того, нечистики избегают водовместилищ, где недавно освящена вода, стоят вербы, с которых отламывались ветки для освящения, остатков травы и цветов, освященных в Иванов день, хотя и безнаказанно проносятся над всеми этими предметами в высоте, где не достает ружейная пуля.

Совершенно другое, когда попутно расположена церковь, „Божья нива" (кладбище), придорожный или полевой крест, или же движется процессия: не только проноситься над ними, но и переступать пограничной черты ни на какой высоте нельзя — и нечистики неизбежно должны делать обходные крюки. Если в сих местах ютится подходящая жертва, то на нее приходится оказывать воздействие издали, что теряет долю преуспеяния.

"Нечистики"


Собственно, основной вид деятельности чертей — это вступление в контакты с людьми с целью соблазнения, искушения, введения во грех, а то и доведения до погибели. Об их контактах с женской половиной человечества выше уже было упомянуто, но все же такого рода сношения чаще всего носят для чертей развлекательный характер и относятся, скорее, не к работе, а к досугу. Все-таки основным объектом их злокозненных проделок являются, как правило, мужчины.

Люди могут видеть черта и часто видят. Покойный Г.И. Успенский в одном из своих деревенских очерков замечает, что каждый порядочный мужик видел черта своими глазами по меньшей мере раза два или три в жизни.

И каких-то видов не принимает нечистый! Один мужик возвращался зимой под вечер домой с базара, где он продал барашка. И вдруг этот самый барашек попадается ему на дороге. Мужик подумал, что барашек ушел от своего покупателя. Он слез с саней, поймал барашка и начал оглаживать, приговаривая. «О бидна моя овечка, бидна овечка!». Вдруг овечка вырвалась у него из рук, оскалила зубы, с хохотом крикнула: «Бидна овечка!» и исчезла из глаз.

По другому рассказу, хмельной мужик шел себе со свадьбы домой и, проходя по мельничной плотине, увидал возле мельницы попа. Мужик пошел было к нему, чтоб благословиться, но едва ступил шаг, как поп расхохотался и пропал из вида. Очевидно, в обоих случаях людям являлся нечистый.

"История сношений человека с дьяволом"



Все прямые отношения нечистой силы к человеческому роду сводятся к тому, что черти либо проказят, прибегая к различным шуткам, которые у них, сообразно их природе, бывают всегда злы, либо наносят прямое зло в различных его формах и, между прочим, в виде болезней. Словом — черти устраивают против людей всякие козни и исполняют главное свое назначение, состоящее в многообразных искушениях. Для облегчения своей деятельности, во всех ее направлениях, дьявольская сила одарена способностью превращений, т.е. черти могут совершенно произвольно сменять свою подозрительную и страшную бесовскую шкурку, принимая личину, сходную с людскою и вообще принимая формы, более знакомые и привычные для человеческого глаза.

Смущать человеческий род соблазном или завлекать лукавством — прямая цель дьявольского пребывания на земле. Причем люди искушаются по прямому предписанию из преисподней и по особому выбору самого князя тьмы или сатаны. Стараются совращать с пути блага и истины те наиболее искусные черти, у которых наука искушений доведена до высокой степени совершенства в течение бесчисленного ряда лет неустанной и неослабной работы. Искуситель всегда налицо: звенело в левом ухе — это он летал сдавать сатане грехи того человека, сделанные за день и вот теперь прилетел назад, чтобы снова стать на страже и выжидать случая и повода к соблазнам. Искуситель неизбежно находится у человека с левого бока и шепчет ему в левое ухо о таких злых деяниях. какие самому человеку и в ум не пришли бы без коварных наветов черта. «Черт попутал» — уверенно и обычно говорят все, испытавшие неудачу в начинаниях, а еще чаще те, которые нежданно впали в прегрешение.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"




У нечистиков нет всеведения, которое заменяется у них высшею степенью прозорливости, глубоким и всесторонним знанием человеческой натуры. Но и о прозорливости нечистиков передается немало преувеличенного, причем существенной ошибкой нужно считать уверение, будто они предвидят мысли и деяния людские из какой угодно дали. Если же нечистик вовремя и кстати попадает к худой мысли и деянию, так единственно благодаря бесовской юркости, метанию с места на место. Становясь лицом к лицу с подходящею жертвою, читая в мелочах ее прошедшее и настоящее, нечистик не может основательно заглянуть в ее будущее, предрешить исхода своих по отношению к ней деяний. Последствием сего бывает далеко не единичный просак, причем нечистик позволяет перехитрить себя весьма заурядному проходимцу из людей.

"Нечистики"



Первыми жертвами при забавах нечистой силы являются обыкновенно пьяные люди: то черти собьют с дороги подвыпивших крестьян, возвращающихся домой с храмового праздника из соседних деревень, то, под видом кума или свата, вызовутся на такой раз в провожатые. Ведут видимо но знакомым местам, а на самом деле, смотришь, человек очутился либо на краю обрыва горы, либо над прорубью, либо над водою, на свае мельничной запруды... Одного пьяного мужика посадил дьявол в колодец, но как и когда — несчастный человек не мог сообразить и припомнить: был на игрище, вышел на крыльцо прохладиться, да и пропал. Стали искать и услыхали крик в колодце. Вынули и узнали следующее:
— Позвал сват пить чай да пиво. Выпил чашку пива и увидал, что не у свата я в гостях, а в колодце, да и не пиво пью, а холодную воду. И не стаканчиком ее пью, а прямо в захлебку...

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Однако, наряду с этими злыми шутками, черти сплошь и рядом принимают пьяных под свое покровительство и оказывают им разнообразные услуги. На первый взгляд, в таком поведении чертей можно усмотреть как будто некоторое противоречие. В самом деле: черт, злая сила, представитель злого начала, и вдруг оказывает людям добрые услуги. Но на самом деле противоречия здесь нет: каждый пьяный есть прежде всего слуга черта: своей греховной страстью к вину, он «тешит беса», и потому черту просто нет расчета причинять своим верным слугам какое-нибудь непоправимое зло, напротив, есть расчет оказывать им помощь.

Черт любит, говорят, пьяных по той причине, что таких людей ему легче наталкивать на всякий грех, внушать дурные мысли, подсказывать черные и срамные слова (очень часто хлесткие и остроумные), наталкивать на драку и на всякие такие поступки, для которых у всех, за неимением верного, есть одно дешевое и вечное оправдание: «черт попутал».

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Бесспорно, что эти духи подвержены многим людским привычкам и даже слабостям: любят ходить в гости друг к другу, не прочь попировать с размахом. На своих любимых местах (перекрестках дорог) черти шумно справляют свадьбы (обыкновенно с ведьмами) и в пляске подымают пыль столбом. производя то, что мы называем вихрями. На пирах, устраиваемых по случаю особенных побед над людьми, равно как и на собственных свадьбах, старые и молодые черти охотно пьют вино и напиваются; а сверх того любят курить табак, получаемый в дар от догадливых и трусливых людей.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"




Известны народные сказания о людях, которым доводилось присутствовать у чертей на свадьбе. Так, в Литинском уезде рассказывают про двух мужичков-музыкантов, как они попали на свадьбу к чертям. Музыканты шли ночью по большой дороге и повстречали много богатых экипажей, в которых сидели какие-то важные господа. Эти господа остановили музыкантов в пригласили их к себе на свадьбу играть. Договорились о плате, и музыканты согласились ехать. Во время свадебного вира одному музыканту случилось выйти на двор и тут он разговорился с кучером, начал его расспрашивать, что это за господа и кто на ком женится. Кучер ему и объяснил, что это не господа, а черти, а сам он попал к ним в кучера потому, что он утопленник; утопленники обречены на то, чтобы служить чертям. Тот же кучер посоветовал музыканту, когда он вернется назад в комнату, подойти к посудине, стоящей на окошке, обмакнуть в нее палец и этим пальцем потереть себе глаз. Только, говорит, не удивляйся тому, что увидишь, и не пугайся. Когда музыкант все это сделал, он увидал, что нет никакого дома и никаких господ, а что сидит он посреди болота и кругом него прыгают черти. По окончании пира музыкантам дали условленную плату. И в тот же миг все исчезло, а у музыкантов в руках вместо денег оказались черепки.

Но у музыканта осталось волшебное свойство видеть чертей тем глазом, который он смочил волшебной водой. И вот однажды на базаре он увидал этим глазом того самого черта, у которого он играл на свадьбе. Музыкант сейчас же приступил к нему и стал требовать свою плату. Черт его завел в какой-то дом и там отдал деньги, но при этом нечистый полюбопытствовал узнать, каким манером музыкант признал его. Наивный мужик ему все и рассказал. Тогда черт ткнул его пальцем в тот глаз, и музыкант мгновенно окривел, а черт сгинул.

"История сношений человека с дьяволом"


Самое же любимое занятие, превратившееся у чертей в неутолимую страсть, это — игра в карты и кости. В игре для чертей нет удержу и не установлено законов: проигрывают всё, что есть за душой (а душа им полагается настоящая, почти такая же, как у людей). Впрочем, если пойдет дело на полную откровенность, то окажется, что дьявольская сила виновна в изобретении и самого вина и табачного зелья, да и нечистая игра в карты с передержкой и подтасовкой отнесена прямо к бесовским же вымыслам и науке. Конечно, все эти наветы требуют тщательной проверки ввиду того, что уже слишком во многом обвиняют чертей. например, даже в изобретении таких злаков, как чай и картофель, не далее начала прошлого столетия вошедших во всеобщее употребление. В последнем случае оказывается явный поклеп; первое же обвинение — в изобретении вина и табачного зелья — затемняется противоречивыми показаниями.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"




Нечистики побаиваются друг друга, как слабейший сильнейшего; но они все-таки не избегают бесовских скопищ, ищут общества. Исключение могут составлять немногие особи с отшельническим складом, причем и они не выдерживают безусловного одиночества. Сверх чисто бесовских занятий, обсуждения бесовских дел, нечистики развлекаются на сборищах шутками, играми, плясками, бьются на кулачки, бодаются, лягают друг друга. С человеческой точки зрения все это разнузданно и цинично: изысканная, грубая брань во всякой речи сменяет ласковые слова только для того, чтобы осмеять понятие добра и добрых порывов. Нечистики даже бывают в гостях и на пирушках друг у друга; но что это за пирушки! Вместо водки тут пьется человеческая кровь, на жаркое идет человеческое мясо, причем непотребные и срамные части тела смакуются, как лакомства! Бесовское глумление не покидает и разных треб: так, между прочим, они притворно убиваются над мнимым умершим, погребают его и тут же с сатанинскою спешностью начинают справлять его свадьбу...

"Нечистики"




Вероятно, некоторые индивиды из чертей имели свои собственные хобби, за что удостоились отдельных наименований. В Белоруссии были известны, например, хапун и хихитун. Хапун, судя по названию, хапал, то есть, воровал детей.


Хихитун, соответственно, имел обыкновение злорадно хохотать, если у человека случались неприятности, дразнить его, выводить из себя. Правда, в то же время, бытовало мнение, что хихитун своим смехом иногда предупреждал человека о грозящей ему беде...


Еще в некоторых местностях был известен такой демон, как встречник. Он появлялся в виде вихря на дорогах. Считалось, что он охотился за душами грешников, в частности, самоубийц. Встречник мог спровоцировать человека на самоубийство, особенно подверженными его влиянию были люди нетрезвые.



Отдельной категорией злых духов можно считать демонов различных болезней. Они всегда представали исключительно в женском обличье. Самые страшные из них — чума и оспа существовали как бы сами по себе, а остальные были объединены в некую ассоциацию лихорадок-трясовиц.




Лихорадку русские крестьяне представляли в образе женщины, наделенной способностью «жечь и палить, в мир ходить, христианский род трясти, знобить, мучить, тело сушить, кости ломить и жилы тянуть».

Лихорадка может быть женщиной в белом, с непокрытой головой и без пояса или безобразной, косматой, сгорбленной старухой с клюкой, которая стучит в окна домов (кто откроет — заболеет}. Лихорадку-веснуху представляли белым мотыльком, бабочкой.

«Привязавшаяся» к человеку женщина-лихорадка (лихоманка, весенница, ворогуша, кумоха, трясовица) нередко вызывает и собственно лихорадку, и разнообразные опасные заболевания, сопровождаемые тяжкими лихорадочными состояниями. Она их своеобразная персонификация. По поверьям Пермской губернии, лихорадка Кашлея вызывает бронхит, Душлея — одышку, Сонлея - кому, Синея - сифилис, Пухлея - водянку, Секея - ревматизм. При лихорадке «железной» больной неподвижен, при «смертно-здравой» - неисцелим.

Разноименные женщины-лихорадки часто персонифицируют различные болезненные симптомы, свойственные изнурительной лихорадке, — озноб, ломоту, судороги и т. п., они «по миру ходят, отбивают ото сна, от еды, сосут кровь, тянут жилы, как червь, точат черную печень, пилами пилят желтые кости и суставы» (Майков, 1869).

"Новая АБЕВЕГА русских суеверий"


Описания лихорадок в поверьях и заговорах обычно очень страшны и картинны. В одном из старинных заговоров сами лихорадки представляются так:
«Мне есть имя Трясея. Не может тот человек согретися в печи...»
«Мне есть имя Огнея. Как разгорятся дрова смоленые в печи, так разжигает во всяком человеке сердце...»
«Мне есть имя Ледея. Знобит род человеческий...»
«Мне есть имя Гнетея. Ложится у человека по у ребре, аки камень, здыхает, здохнуть не дает, с души сметывает...»
«Мне есть имя Хрипуша. Стоя кашлять не дает, у сердца стоит, душу занимает, исходит из человека с хрипом...»
«Мне есть имя Глухея. Та ложится у человека в головы, и уши закладывает, тот человек бывает глух...»
«Мне есть имя Ломея. Ломит у человека кости, и главу, и спину, аки сильная буря сырое дерево...»
«Мне имя Желтея. Испущает на человека желчь, в поле желток и отдохнуть не дает...»
«Мне имя Гледея... В ночи спать не дает, многие бесы к тому человеку приступаются, и с ума его сбрасывают, и спать не дают: на месте не сидит» (Майков, 1869).

"Новая АБЕВЕГА русских суеверий"


Не знаю, входила ли в команду лихорадок-трясовиц коровья смерть, но ничего хорошего от нее, в любом случае, ждать не приходилось...


И чтобы читателю было не так страшно, в завершение этой части обзора покажу несколько забавных картинок: это фигурки из "Музея чертей", который расположен в литовском городе Каунасе.





Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/russkaya-demonografiya/409/chastb-8-cherti-i-prochie-dukhi-kosmopolity/6554/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Raven | raven@mooncatmagic.com


Комментариев по этой теме нет. Хотите быть первым?