Новости: 🔔 Добавлено множество новых, интересных и бесплатных мастер классов 🔔

  • 06 Мая 2024, 14:07:10


Автор Тема: Часть 5. Водяные.  (Прочитано 171 раз)

Raven

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 967
  • Репутация: 397
  • Raven
Часть 5. Водяные.
« : 08 Мая 2023, 01:21:31 »
Реки, ручьи, озера и пруды всегда играли на Руси чрезвычайно важную роль в жизни человека. Поэтому дух-хозяин этих объектов — водяной — в иерархии природных духов занимает место если уж не равное с лешим, то вполне сопоставимое с ним. Водяного в разных местах называли по-разному: воденик, водовик, водыльник, водяник, водяной дедушка, дедко водяной дьявол, водяной лемвой, водяной леший, водяной хозяин, воден-царь, водяной шишок, водяной шут, омутник, омутной.

В целом, водяные считаются весьма недружелюбными в отношении человека духами. С другой стороны, существуют способы задобрить водяного и даже сделать его своим союзником. Водяные иногда топят купающихся людей, но иногда, из каких-то своих неведомых соображений, наоборот, спасают. Короче, характер этого персонажа неоднозначен и противоречив.


Использованные материалы:
Михаил Чулков, "Абевега русских суеверий", Москва, 1786;
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
"Верования крестьян Тульской губернии", "Этнографическое обозрение", 1899, №42;
Е.Левкиевская, "Русская народная мифология", 2009;
М.Власова, "Новая АБЕВЕГА русских суеверий", 1995.



По внешнему виду водяной — среднего роста глубокий старик, с длинною лопатистою бородою, с такими же длинными волосами на клиноподобной голове, с гладкой лоснящейся кожей, расплывшимся лицом, одутловатым брюхом и непропорционально длинными ногами, имеющими между пальцев перепонки. Кроме того, и все тело водяного покрыто длинными волосами, которые, при ближайшем рассмотрении, есть тонкие струи воды, или же тина и водоросли.

Оставшись на суше столько времени, сколько нужно для стока воды с тела и освобождения тины и водорослей от влаги, водяной быстро начинает терять облик, не может вернуться в воду и погибает. Тонкий пласт высохшей тины и водорослей, обтянутый едва приметной плевой — вот жалкие остатки погибшего водяного. Но если такой пласт, никем не нарушенный, будет подхвачен поднявшейся водою, или будет вброшен в воду человеком, водяной оживает, и в последнем случае остается признательным за спасение. Если спаситель когда-нибудь будет тонуть, он переставит его на неглубокое место, пододвинет бревно или куст. Водяной может выражать признательность также загоном рыбы в сети своего спасителя.

"Нечистики"

В некоторых местах считали, что возраст водяного зависит от фазы Луны: при молодом месяце он выглядит юношей с зелеными волосами, а на исходе луны — седовласым стариком. Случалось, что водяной принимал вид получеловека-полурыбы. Говорили, что у него «голова человечья, передние руки есть, а вместо ног рыбий хвост». Таких гибридных водяных иногда называли навпами или фараонами.


В Олонецком краю, богатом до чрезмерного избытка бесконечною цепью озер, имеются такие, где, заведомо всем окрестным жителям, поселился водяной. И слышно его хлопанье в ладоши, и следы свои на мокрой траве он оставляет въяве, а кое-кто видал его воочию и рассказывал о том шепотком и не к ночи. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает ладошками по воде гораздо звончее всякого человека, а когда рассердится, то и пойдет разрывать плотины и ломать мельницы, обмотается тиной (он всегда голый), подпояшется тиной же, наденет на вострую голову шапку из куги (есть такое безлистное болотное растение), сядет на корягу и поплывет проказить. Вздумается ему оседлать быка или корову, или добрую лошадь, считай их за ним: они либо в озерных берегах завязнут, либо в озерной воде потонут. Водяному всякая из них годится в пищу.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



В Олонецком краю водяные до того прижились, что завели полные деревенские хозяйства, и в старину из омутов выгоняли свои стада пастись на берегу реки: коровы были все сытые и гладкие. Одной такой пеструшкой соблазнился крестьянин села Ухты (Вытегорского у.) и, подкравшись к стаду, ловким приемом отогнал ее, да так удачно, что у него эта корова жила много лет, и была она сытее, круглее и молочнее всех соседских.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


В выборе мест для жительства водяные неразборчивы и вместо чистых и прозрачных озер охотно селятся в реках, причем из рек предпочитают те, которые прорезаются сквозь непроницаемые чащи еловых боров и тихо, медленно пробираются в низменностях и впадинах. Сюда, сквозь сеть сплетенных корней, никогда не проникают солнечные лучи; здесь опрокинутые в воду деревья бурелома никем не прибираются и никому не нужны. Они или образуют естественные мосты, или самородные плотины, а между ними получаются те глубокие, обрывистые омуты, какие намеренно устраиваются около мельниц. Тут любят водиться крупные щуки, и нередко приселяются речные богатыри и разбойники, усачи-сомы. Не брезгуя ни лесными, ни мельничными омутами, водяные предпочитают, однако, «пади» под мельницами. Под мельничными колесами они обычно любят собираться на ночлег.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



В это-то время ловкие и зоркие мельники видали духов в человеческом образе с длинными пальцами ни ногах, с лапами вместо рук, с двумя, изрядной длины, рогами на голове, с хвостом сзади, и с глазами, горящими подобно раскаленным угольям (это в Смоленской губ.). Во Владимирской губ. водяного знают седым стариком; в Новгородской (Череповецкий у.) видали его в виде голой бабы, которая, сидя на коряге, расчесывала гребнем волосы, а из волос бежала неудержимою струею вода. У вологжан (Никольского у.) водяные духи, имея человеческий вид, обросли травой и мхом и росту бывают очень высокого, а в Грязовецком уезде — они черные, глаза у них красные, большие, в человеческую ладонь, нос величиною с рыбацкий сапог; в Кадниковском видали духа в виде толстого бревна, с небольшими крыльями у переднего конца, летящим над самою водою. У орловского водяного борода зеленого цвета, и только на исходе луны — белая, седая; волосы точно так же длинные и зеленые. Из воды в этих местах он показывается только по пояс и очень редко выставляется и выходит весь. Ярославский водяной (в Пошехонье) любит гулять по берегу, наряжаться в красную рубаху; новгородский водяной несколько раз уличен был очевидцами в том, что прикидывался иногда свиньей. В вологодских реках водяной принимает иногда вид и образ громадной рыбы (пудовой щуки). одетой моховым покровом, которая, в отличие от всех рыбных пород, при плавании держит морду обычно не против течения, а по воде.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"





От водяных доводится терпеть и всего больше страдать, конечно, мельникам, хотя шутки шутят они и над рыбаками, и над пчеловодами. Привычные всю свою жизнь иметь дело с водой, мельники не только не боятся этих злых духов, но вступают с ними в дружеские отношения. Они живут между собою согласно, на обоюдных угождениях, руководясь установленными приемами и условленными правилами.

Все помыслы и хлопоты мельника сосредоточены на плотине. которую размывает и прорывает не иначе, как по воле и силами водяного черта. Оттого всякий день мельник старается всякими способами ублажить водяного. Так, например, упорно держится слух, что водяной требует жертв живыми существами, особенно от тех, которые строят новые мельницы. С этой целью в недалекую старину сталкивали в омут какого-нибудь запоздалого путника, а в настоящее время бросают дохлых животных, непременно в шкуре.

Вообще, в нынешние времена умиротворение сердитых духов стало дешевле: водяные, например, довольствуются и мукой с водой в хлебной чашке, и крошками хлеба, скопившимися на столе во время обеда. Только по праздникам они любят, чтобы их побаловали водочкой. Сверх этих обычных приемов задабривания водяных, многие мельники носят при себе шерсть черного козла, как животного, особенно любезного водяному. При постройке мельниц под бревно, где будет дверь, зарывают живым черного петуха. В тех же целях на мельницах все еще бережно воспитываются все животные черной шерсти, в особенности петухи и кошки.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Удачи рыбаков также находятся во власти водяных. Старики до сих пор держатся двух главных правил: навязывают себе на шейный крест траву «Петров крест» (заячий горошек), чтобы не «изурочилось», т. е. не появился бы злой дух и не испортил всего дела. А из первого улова часть его, или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водному хозяину до того, что бросают ему щепотки табаку («на тебе, водяной, табаку, давай мне рыбку»).

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Пчеловоды поставили свое дело — уход за пчелой — также в зависимость от водяного и исстари придерживаются обычая кормить его свежим медом и дарить воском, понемногу из каждого улья, накануне Преображения Господня, ночью, до петухов. В награду за такие подарки водяной дает кукушку и приказывает хозяину пчел посадить эту птицу в отдельный улей и поставить его где-нибудь в сторонке, чтоб никто не видал и не открывал. Если кто этот улей откроет, то птица улетит, а за нею улетят и все пчелы. При этом знающие люди толкуют, что мед от таких пчел, которых напускает водяной, будет плохой на вкус и не столь сладкий, и соты не такие, как у настоящих пчел: у этих луночки в сотах выходят крестиками, а пчелы водяного строят соты кружочками.

Кроме услуг профессионального характера, водяные бывают полезны и в некоторых других случаях. Так, для того, чтобы отыскать место нахождения тела утопленника и исхитить его из объятий водяного, достаточно пустить на воду деревянную чашку с тремя восковыми свечами, прикрепленными по краям: погрузившись, она останавливается — и всякий раз над тем местом, где лежит утопленник.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Недоброжелательство водяного к людям и злобный его характер выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся по разным надобностям в его сырых и мокрых владениях. Он уносит в свои подземные комнаты, на безвозвратное житье, всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Кроме того, на всем пространстве громадной Великороссии он хватает цепкими лапами и с быстротою молнии увлекает в глубину всех забывших при погружении в воду осенить себя крестным знамением. С особенным торжеством и удовольствием он топит таких, которые вовсе не носят нательных крестов, забывают их дома или снимают с шеи перед купаньем. Под водою он обращает эту добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т. д. Сверх того, водяной замучивает и производит свои злые шутки с проходящими, забывшими перекреститься во время прохода нечистых мест, где он имеет обычай селиться и из водных глубин зорко следит за оплошавшими. Таких «поганых» мест много, в лесистых местностях северной России, и почти все они известны там наперечет.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Водяной в шутку и злонамеренно распугивает рыбу у сетей рыболова, разъезжая на своем любимом «коне» (соме), рвет и выворачивает сети и другие снасти, раскапывает мельничные плотины, портит и срывает мельницы. Он зорко сторожит купающихся, улавливая жертвы между ними, рыболовами и неосторожно упавшими в воду, причем не делает пощады и скоту: усевшись на плывущее животное, водяной катается на нем и своею тяжестью придавливает его ко дну.

Если же он только подшучивает, играет и нежится, то видно будет, как в том или другом месте нежданно заклубится вода, всплывут на поверхность пузыри, станут расходиться круги, а ночью, при тихой погоде, хлопает ладонями по поверхности воды, или ревет по-коровьи, крякает по-утиному, визжит и блеет.

Во внезапном разливе скромной речки или ручья, в напоре их вод, в помутнении чистой доселе воды приходится видеть то шутки водяного, то свадьбу его; при последней не выдерживает самая крепкая плотина, мельница, и всегда должна быть человеческая жертва.

"Нечистики"


Кровоподтеки в виде синяков на теле, раны и царапины, замечаемые на трупах, вынутых из воды утопленников, служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия.

Хорошо осведомленные люди привычно не едят раков и голых рыб (вроде налимов и угрей), как любимые блюда на столе водяного, а также и сомовину за то, что на сомах, вместо лошади, ездят под водой эти черти.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Итак, резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы. Внешность водяного переменчива и неопределённа. Он может представляться как молодым, так и стариком, как толстым, так и худым, как с рыбьим хвостом, так и без оного, и даже в виде голой бабы или свиньи. Как правило, на его теле присутствуют какие-либо артефакты растительного происхождения: мох, водоросли, трава; кожные покровы, в большинстве случаев, имеют зеленоватый оттенок. Ничего хорошего от водяного человеку ждать не приходится, но если правильно организовать взаимоотношения с ним, то можно даже получить некоторые преференции и извлечь от общения с ним определенную пользу, хотя в реальности позитив от контактов с водяным ограничивается, чаще всего, отсутствием от него вреда.

Еще водяной мог оказать услугу в определении будущего. На этом был основан старинный способ гадания на шкуре, применявшийся в святочную неделю.

Носят кожу коровью или конёвую к проруби, и тамо садятся на нее, очертясь кругом от проруби огарком… По времени выходят из проруби водяные черти, взяв кожу, и с тою особою, которая сидит на оной, загадавши, носят мгновенно в дальние расстояния, например: в дом будущего жениха и прочая. По окончании же сей работы желают присвоить себе сидящую на коже и с великим стремлением летят к проруби, дабы погрузиться с нею в воду, где успевать должно выговорить при самой проруби "чур сего места", чем спасти себя можно, а инако следует неминуемая погибель.

"Абевега русских суеверий"


Вообще, считалось, что на зиму водяные впадают в спячку на дне водоема, а просыпаются на Никиту-водопола — 16 апреля. Но, видимо, на Святки водяные-таки просыпались. А, может быть, не все и залегали на зиму. Как, например, вот этот, с Яузы-реки:


Вот еще ряд свидетельств очевидцев о проделках водяных.

Один олонецкий водяной так разыгрался и разбушевался, что осмелился над людьми вышучивать свои злые проказы: вздумает кто в его озере искупаться — он схватит за ногу и тащит к себе в глубь омута на самое дно. Здесь сам он привычно сидит целыми днями (наверх выходит лишь по ночам) и придумывает разные пакости и шалости. Жил он, как и все его голые и мокрые родичи, целой семьей, которая у этого олонецкого водяного была очень большая, а потому он, как полагают, больше всех товарищей своих и нуждался в свежих мертвых телах. Стал окрестный народ очень бояться, перестал из того озера воду брать, а потом и подходить близко к нему, даже днем.

Думали-гадали, как избавиться, и ничего не изобрели. Однако, нашелся один мудрый человек из стариков-отшельников, живших в лесной келейке неподалеку. Он и подал добрый совет: «надо, говорит, иконы поднять, на том берегу Миколе-угоднику помолиться, водосвятный молебен заказать и той святой водой побрызгать в озерную воду с кропила». Послушались мужички: зазвонили и запели. Впереди понесли церковный фонарь и побежали мальчишки, а сзади потянулся длинный хвост из баб и рядом с ними поплелись старики с клюками. Поднялся бурный ветер, всколыхнулось тихое озеро, помутилась вода — и всем стало понятно, что собрался водяной хозяин вон выходить.

А куда ему бежать? Думал - думал водяной, хлопал голыми руками по голым бедрам (все это слышали) и порешил на том, что пустился в реку Шокшу. И что этот черт понаделал! Он плывет, а за ним из озера целый поток уцепился, и вода помчалась, как птица полетела, по стоячим лесам и по зыбучим болотам, с шумом и треском (сделался исток из озера в реку Шокшу). Плывет себе водяной тихо и молча, и вдруг услыхали все молельщики окрик: «зыбку забыл, зыбку забыл!» И в самом деле — увидали в одном углу озера небольшой продолговатый островок (его до сих пор зовут «зыбкой водяного»). Пробираясь вдоль по реке Шокше, водяной зацепился за остров, сорвал его с места, тащил за собой около пяти верст, и успел сбросить с ноги лишь посередине реки. Сам ринулся дальше, но куда — неизвестно. Полагают, что этот водяной ушел в Ладожское озеро, где всем водяным чертям жить просторно повсюду, а неповадно только в двух местах, около святых островов Коневецкого и Валаамского.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Жил в деревне богатый мужик и для полевой работы держал у себя работника. Раз заприметил работник за хозяином, что у него совсем не было ржи в амбаре для посева, но он входит в амбар, а из стены закрома сьплется ему в мерку рожь. Спрашивает работник хозяина, что бы это значило. А хозяин я говорит ему: „хочешь, научу тебя, как добывать рожь?" Согласился работник. Хозяин взял образ Спасителя и пошел к реке. Там он велел работнику положить на берег образ и встать на него ногами. Работник сделал. Тогда хозяин сказал: „отрекайся от отца, матери и от всей родни до 12-го колена". Работник исполнил. И вдруг из-под воды вышел водяной, собой лохматый и белый, да и спрашивает: „Зачем вы меня кликали?" Сильно оробел работник, не выдержал испуга, да и дай Бог ноги! Побежал не к хозяину, а прямо к своей матери, ни жив, ни мертв. Мать спрашивает его: „что с тобой, сыночек? что, сыночек?" А он ни слова: едва опамятовался. Понял работник, что хозяин его был в договоре с чертом-водяным и хотел его так же поставить в договор с ним. С тех пор к своему хозяину ни ногой: до смерти боялся его.

"Верования крестьян Тульской губернии"



Один мальчик было утонул, да родители его скоро вытащили из воды и откачали. Потом спросили, как это он попал в воду и утонул. Мальчик рассказал, что пошел с ребятами купаться в пруд, место было глубокое, а он не умел плавать и пошел ко дну. Там его встретил седой старик с рогами и сказал, чтобы он посидел тут, пока он сходит в свою хату. Мальчик остался сидеть, а около него поднялся крик, шум, гам и играла музыка. Чертенята кричали, что мальчик теперь им принадлежит, а старик вышел и сказал, что мальчик им не принадлежит, так как ему не должно быть утопленником.

"Верования крестьян Тульской губернии"


Про взаимоотношения водяных с людьми сказано уже достаточно много, поэтому самое время поговорить о, так сказать, социальном аспекте жизни водяных. Приведенный ниже отрывок ставит больше вопросов, нежели дает ответов.

Водяных сравнительно немного — по одному на каждое водовместилище: озеро, пруд, реку, невысыхающую лужу, колодец — и только при мельнице их бывает столько, сколько водяных колес, на которых водяные держатся при верчении. В течение дня они обычно лежат на дне и только после солнечного заката начинают свою деятельность. В неделю перед Ильиным днем водяные проявляют активность и днем — их непонятное для людей возбуждение особенно опасно в это время.

Подобно домовым, водяные не сходятся один с другим не столько по вражде, сколько за невозможностью перемещений по суше. Посему часто случается, что два водяных — речной и колодезный,— живущие в двух-трех саженях, знают друг друга заочно, по голосу и всплеску вод, разговаривают, никогда не видясь. Впрочем, если бы и доступно было перемещение водяных в чуждую область, они не могли бы выдержать свойств новой воды. Люди пользуются этим для вывода водяных: соединив канавой два водовместилища, одновременно уничтожают двух водяных. Кроме того, водяных можно выживать свистом, которого, подобно лешим, они не переносят, как не переносят золы, высыпаемой по утрам в воду: водяной отравляется от золы, неистово мечется и кончает тем, что разбивается о подводные камни или завалы. Метания водяного крайне опасны: проходящего по берегу он хватает за полу, опрокидывает лодку едущего по воде, и уносит жертву в глубину.

"Нечистики"

Способ уничтожения водяных путем соединения двух водовместилищ представляется крайне сомнительным. Ведь большинство водоемов в природе и без того так или иначе соединены между собой: реки и ручьи впадают друг в друга, а также в озера. Даже если некий водоем, например, пруд представляет собой изолированную единицу, то во время весеннего разлива все равно происходит обмен водами. Сомнительным в приведенном тексте также кажется отрицание возможности перемещения водяных по суше. А как же они, в таком случае, могут поселиться в свежевырытом пруду? В невысыхающей луже — не с ледникового же она периода не высыхает, иначе б ее по-другому называли! В колодце, в конце концов — как он в колодец-то проникает, не по водоносным же слоям просачивается! Да и вообще, а чем он в колодце этом питается? Ведь судя по многочисленным сведениям, приведенным выше, водяные вполне себе прожорливы: и рыбку любят, и даже коров разводят.


А вот утверждение об идиосинкразии водяных к домовым вызывает доверие. В принципе, они могли соприкасаться — многие дома стояли на берегах рек и других водоемов, да и в колодцах, как говорят, водяные, получается, тоже иногда водились.

Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. С добряками-домовыми водяные не схожи характером, оставаясь злобными духами, а потому всеми и повсюду причисляются к настоящим чертям. Людям приносят они один лишь вред и радостно встречают в своих владениях всех оплошавших, случайных и намеренных утопленников. На утопленницах они женятся, а еще охотнее на тех девицах, которые прокляты родителями.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Тут мы подошли к важнейшему аспекту жизни водяных: к его взаимоотношениям с прекрасным полом. В этой сфере водяные прославились еще более, чем лешие. Об их сластолюбии ходят легенды.


Как известно, водяной — старый холостяк, и в этом особенное несчастье женщин вообще, а девушек — по преимуществу: при старческом невзрачье, он любит молодость и красоту. Если в его области уже было несколько утопленниц, водяной придерживает только самоубийц, отпуская довольно скоро остальных, невольных утопленниц. Но и первых волей-неволей он должен бывает отпустить (труп их),— что сопровождается волнением и бушеванием воды: это волнуется водяной. Что же касается души самоубийцы, она становится русалкой, поступающей под суровую власть водяного, с которым принуждена бывает вести ненавистную связь. Плодом этой связи бывают многочисленные „водянёнки" — шаловливые и безвредные нечистики, однако, более своего отца ищущие связей с живыми женщинами, которым они помогают в рыболовстве. „Водянёнки" исчезают, едва достигнув совершенных лет: иные гибнут на суше при преследовании живых женщин, другие уничтожаются настоящими водяными, или удушаются своими озлобленными матерями.

Есть водяные, которым не суждено было сожительствовать с русалками, собственно потому, что в их области доселе не было ни одной самоубийцы. Такие водяные злы до крайности и не пропускают ни одной жертвы, в чаянии встретить в ней женщину-сожительницу.

"Нечистики"



Семью водяного крестьяне обычно не описывают подробно. Иногда говорится, что «водяные живут домохозяевами, с семьей», и у них есть жены, которые безобразны. Есть у водяных и дети, которых порою ловят и отпускают за выкуп рыбаки.

Мужики, «неводя рыбу, вытащили из озера сетьми ребенка; ребенок резвился, играл, когда опускали его в воду, и плакал, томился, если вносили его в избу. Мужик-рыболов, поймавший ребенка, сказал ему однажды: "Слушай, мальчик, больше тебя томить я не буду, пущу к отцу в озеро, только услужи и ты мне: я по вечеру расставлю сети, нагони, дружок, в них побольше рыбы". Ребенок, сидевший на шестке, задрожал, и глазки его засверкали. Мужик расставил крепкие сети на озере, посадил ребенка в ушат и, вынесши на берег, бросил в воду. Поутру приходит мужик осматривать сеть: полна рыбы!» (Архангельская губ.).

Обитатели дома водяного - чертенята; у хаты водяного множество детей-чертенят, шумно, играет музыка (Тульская губ.). Правда, по сообщению из Архангельской губернии, своих детей у водяного нет, и поэтому он топит купающихся ребятишек. В повествовании из Новгородской губернии работник видит, как водяной с семейством обедает под мельничным колесом. Жен водяных иногда именуют «водянихами» и «русалками», но, по общим поверьям, водяные обычно женятся на утопленницах.

"Новая АБЕВЕГА русских суеверий"



Среди вятичей бытует своя версия о женитьбе водяного: он женится на девушке, «отсуленной» ему матерью — мать долго не может выдать дочь замуж и сетует: «Хоть бы водяной женился». Водяной в облике зажиточного мужика приезжает и увозит дочь, которая затем живет у него и умирает после родов.

Жители Архангельской губернии рассказывали о тоскующей по земле девушке, ставшей женой водяного, которая пыталась вернуться домой и погибла. В тех же местах записан и другой сюжет о том, как девушка влюбляется в водяного, ходит к речке, и в конце концов он берет ее к себе.

Водяной похищает неосторожно помянувших его у воды людей: близ воды нельзя ругаться и поминать черта; водяной не любит разговоров про себя близ воды или на воде - утопит, утянет. По рассказу из Олонецкой губернии, когда одна из ехавших в лодке девушек сказала, что хотела бы взглянуть на подводное царство, из реки поднялся водяной и утащил ее.

"Новая АБЕВЕГА русских суеверий"


По части женолюбия прославился и белорусский коллега и, возможно, близкий родственник водяного — баламутень. Никаких других деяний, присущих водяным, за этими представителями местной нечисти не числилось, но что до соблазнения девиц — тут баламутень давал сто очков вперед любому мачо из водяных. В отличие от последних, баламутни не утаскивали девиц под воду, а наоборот, в качестве вознаграждения за интимные услуги делали их непотопляемыми.


Еще один младший родственник водяного — ичетик — похож на уменьшенную копию своего патрона и покровителя. Ичетики выполняли мелкие поручения водяных: берег подмыть, запруду устроить, или, напротив — разрушить. Самостоятельной роли не играли, да еще, говорят, были склонны к пьянству.


Наконец, еще один локальный представитель водной нечисти — шуликун — эндемичен только для северных рек и водоемов и проявляет себя исключительно в период от Рождества до Крещения.

Если подойти поближе к реке, можно услышать, как лед в проруби кто-то снизу долбит чем-то острым. Как будто много мелких гвоздиков вбивают: тюк-тюк. Вот лед треснул, и множество маленьких острых шапочек показалось из проруби. А в шапочках — какие-то странные маленькие существа, одетые в пестрые одежды. Это они своими шапочками лед снизу продолбили. Выскочили они на берег, сели кто на рогожу, кто на бычью шкуру, кто на сани с одним полозом и поехали по дорогам, по перекресткам людей пугать, детей в прорубь утаскивать.

Это святочные демоны шуликуны. На Русском Севере (а именно там этот персонаж известен) их еще называют шулюкунами, шилиханами, реже — кулешами и кулешатами. Эти маленькие человечки держатся всегда стайками. Появляются они на земле только раз в году — на святках, все это время только и делают, что вредят людям, а в последний день святок, на Крещенье, пропадают до следующего года. Шуликуны происходят из умерших некрещеными и погубленных матерями детей.

— Шуликуны в воде живут. Когда Святки — на сушу вылезают. Шапки остры, имеют коней, сани. Человека заберут в воду, да говорят: "До воды пихай, до воды пихай". К себе возьмут. Шапками долбят лед и человека в прорубь пихают. Боялись выйти на Святки — шуликуны возьмут.

— Шуликуны-то появляются за пять дней до Рождества. Шум стоит — шуликуны понаехали. Головы остры, жопы пестры. Да скажут: на коже, на коже шуликуны те едут, у них глаза светят, зубы светят, они в ступе летают, и шапки у них остры, долги шапки у них. Во Святки выезжают, во Святки прясть нельзя, шуликуны придут, веретен тебе много принесут. Они в реке живут и сами уедут накануне Крещенья.

"Русская народная мифология"


Это, конечно еще не все представители водной стихии в русской демонографии. Далее мы еще вспомним про обитателей болот, болотников и кикимор, а уж русалки и иже с ними — те достойны отдельной главы в нашем обзоре. Так что — следите за обновлениями. И, как водится, в завершение — пара прикольных картинок о сегодняшнем герое.




Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/russkaya-demonografiya/409/chastb-5-vodyanye/6544/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Raven | raven@mooncatmagic.com


Комментариев по этой теме нет. Хотите быть первым?