Новости: 🔔 Добавлено множество новых, интересных и бесплатных мастер классов 🔔

  • 07 Мая 2024, 00:59:41


Автор Тема: Часть 4. Лешие.  (Прочитано 259 раз)

Raven

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 967
  • Репутация: 397
  • Raven
Часть 4. Лешие.
« : 06 Мая 2023, 16:44:24 »
Разобравшись более-менее с домашними и усадебными духами, перейдем к духам природным, среди которых, безусловно, влиятельнейшей фигурой является леший. Его называли по-разному: лесовик, лешак, лесовой, лесак, лисун, лесной хозяин, лесной дедка, долгий дядюшко, волосатик, водило, вольной, гаркун, шатун, большак, иногда просто — "мужичок", "он" или "сам". Сфера ответственности лешего обширна: он — нáбольший над целым сонмом лесных зверей и даже птиц. А поскольку деятельность человека во многом связана с лесом, то и над людьми, находящимися в его владениях, леший обладает властью.

В целом, поведение лешего в отношении людей не отличается дружелюбием, однако, несмотря на обилие свидетельств о безусловно недоброхотных выходках леших, этому представителю нечистой "фауны" все же не свойственны тупая свирепость и немотивированная жестокость, присущие, скажем, баннику или овиннику.



Использованные материалы:
Михаил Чулков, "Абевега русских суеверий", Москва, 1786;
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
"Верования крестьян Тульской губернии", "Этнографическое обозрение", 1899, №42;
"Некоторые данные по верованиям армян", "Этнографическое обозрение", 1900, №45;
"Мифологические рассказы Архангельской области", 2009;
Шапарова Н.С., "Краткая энциклопедия славянской мифологии", 2001.


Уверяют, что лешие суть мужеска и женска пола огромной величины, когда ходят они между травою, то становятся с ней равны, а когда бегают по лесам, сравниваются с высотою оных; кричат ужасно, хлопают в ладони, и откликаются на голос, когда аукают; ходящих по лесу людей обходят кругом, чем затмевают их память и принуждают заблуждаться до ночи; а потом уносят в свои жилища.

Вешаются они в лесах по деревьям; у поселян, работающих в лесу просят пирога, а взявши отходят и кричат ужасно: «шел да нашел»; уносят малых ребят в свои подземные жилища, и там их содержат, из коих иные через несколько лет освобождаются посредством пения молебнов, ежели они только будучи у леших в гостях ничего не ели. Уносимые ими ребята бывают по возвращении дики, и насилу привыкают говорить и с людями обращаться.

Лешие все косматые и великие охотники до женского пола. Ежели леший в лесу обойдет, и человек дорогу потеряет, то должно все имевшееся на нем платье выворотить и вздеть наизнанку, тогда пропадает обойдения сила, и человек, сыскав дорогу, лешего избавиться может. Сии страшилища почиталися от древних славян лесными богами.

Вотяки называют лешего Алида и уверяют, что он живет в лесу, у него одна только, да и та наизворот нога, один большой глаз и превеликая титька, которую втискивает он людям в рот, и тем их задушивает.

"Абевега русских суеверий"


Кому удавалось видеть лешего. хотя бы и через лошадиное ухо, те рассказывают. что у него человеческий образ. Так, например, в Новгородчине видали лешего в образе распоясанного старика в белой одежде и белой большой шляпе. Олончане же настолько искусились в опознавании всей лесной нечисти, что умеют отличать настоящих леших от тех «заклятых» людей, которые обречены нечистой силой в недобрый час лихим проклятьем. Леший отливает синеватым цветом, так как кровь у него синяя, а у заклятых на лицах румянец, так как живая кровь не перестает играть на их щеках. Орловский леший — пучеглазый, с густыми бровями, длинной зеленой бородой; волосы у него ниже плеч и длиннее, чем у попов.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"

Видом леший похож на человека, только черный собой, покрыт шерстью, с крыльями и хвостом. Скидывается он поводырем, ямщиком, собакой, кошкой, козлом и т.п. Леших видали многие, а особенно колдуны.

"Верования крестьян Тульской губернии"


В ярославском Пошехонье лешего называют просто «мужичок», а в Вологодском полесовье лешему даны приметы: красный кушак, левая пола кафтана обычно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли. Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать, если посмотреть на него через правое ухо лошади.

Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время он обладает способностью и умаляться. Так, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и банниками, особенно в те, где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Настоящий леший нем, но голосист; умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю) почти с вечера до полуночи, но не любит пения петуха и с первым выкриком его немедленно замолкает. Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски. Носится леший по своим лесам, как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. В карачевских и брянских лесах его всегда видят с огромной дубиной в руках. Бровей и ресниц у него не видно, но можно ясно разглядеть. что он — одноухий (правого уха нет), что волоса на голове у него зачесаны налево. Это удается заметить, когда он иногда подходит к кострам дроворубов погреться, хотя в этих случаях он имеет обыкновение прятать свою рожу. Владея, как и прочая нечисть, способностью перевертываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой за плечами. При этом некоторым удавалось различить. что он востроголовый, как все черти.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Леший способен передавать голоса всех обитателей своей области, от медвежьего рева до жужжанья комара включительно; но если он подает свой собственный голос, то или глушит человека, или ласкает нежным шепотом, применительно к целям коварства. Но каков бы ни был этот голос, опытный слух различает в нем дикие перепевы, злобные взвизги нечисти.

"Нечистики"




Как видим, описания внешности лешего довольно противоречивы. То он с густыми бровями, то вообще без оных, то он синеватый, то зеленоватый, то без правого уха, то востроголовый, то с крыльями, а то и вообще — с превеликой титькой. Причин этому разнообразию, полагаю, несколько. Первая из них — это умение лешего "оборачиваться", представляться в различных образах. Ну а другие причины, вероятно, кроются в эндемических особенностях, связанных с условиями среды — климат там, экология, цепи питания... Кстати, о питании леших:

Лешие затем сбивают людей с дороги и уводят далеко в леса, чтобы там убить их или до смерти защекотать. Щекоча человека, они начинают его грызть за бока и загрызают совсем. Другие уверяют, что они едят людей, и потому работа между ними распределяется за добыванием человеческого мяса. Одни лешие занимаются откармливанием пойманных людей; они их кормят орехами, а потом закалывают, чтобы съесть их; другие на наловленных людях работают и ездят за водой, а третьи только занимаются ловлей людей посредством разных сманиваний и сбиванием с дороги, чтобы они заблудились и попали в их руки.

"Верования крестьян Тульской губернии"


Но обвинения леших в людоедстве все же единичны. Есть и другие мнения: лешие питаются лесной дичью и заблудившимся скотом, либо вообще ничего не едят.

Имеет ли леший силу за пределами леса — ответы различны. Одни говорят, что не имеет, а другие утверждают противное. То же и о жилище, скоте и о собаках — рассказывают различно. Одни говорят, что у леших нет домов, нет скота и собак. В лесу хватит всего: тут много пасется нашего скота и немало всякой дичи. Леший будет сыт и без своего скота. Некоторые говорят, что он живет без пищи и только тем и занимается, что смущает людей на худые дела. Женаты ли лешие? На это одна старуха отвечала: „Как неженаты! Если бы не женились, то давно бы перевелись, а леших всюду тьма-тьмущая".

"Верования крестьян Тульской губернии"

Раз уж речь зашла о матримониальных аспектах жизни и быта леших, остановимся на них поподробнее. Здесь тоже нет единообразия в свидетельствах. Существует мнение, что в жены лешие берут дам из своего, лешачьего племени: лешачих, или лешух. Но в то же время, они не прочь вступить в связь, в том числе и в брачную, с представительницами человеческого рода.


Деревенские слухи очень настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и обвиняют их в нередких похищениях девушек. Кое-где рассказывают об этих связях с подробностями и уверяют, что похищенные девушки никогда не рожают детей. В Тульской губ. уверяют, что в старину, когда около села Анастасова были большие леса, девушки сами убегали к лешим, жили с ними года два-три, и затем возвращались домой с кучей денег. Лешим также навязывают жен одинаковой с ними породы (лешачиха, лешуха) и детенышей («лешеня»), но в этих духах отчасти подозревают живущих в камышах русалок из некрещенных младенцев, отчасти проклятых людей.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Леший мог забрать себе девушку, если та не соблюдала определенных правил поведения в лесу (т.е. вошла в лес не благословясь, шумела и т.д.). По поверьям, леший может жениться и на обычной девице, которая ему понравилась. Так, например, в Олонецкой губернии леший приехал свататься к понравившейся ему девушке: «Так славно одет был: козловые сапоги, красная рубаха, тулуп и все, как есть — настоящий купец или приказчик какой... Развернул бумажник — денег гибель, деревню покрыть можно. При нем также брат, мать и вся, значит, церемония свадебная. Ударили по рукам. Ничего, говорит, мне вашего не надо, девку одну надо...» (после этого просватанная девушка исчезает, и лишь через шесть недель, ночью, приходит на минутку домой, чтобы отдать отцу свой крест; она рассказыват, что жить ей хорошо, семья нового жениха любит ее, дом у нее хороший и житье богатое, «только молиться нельзя»).

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


Девушек и детей лешие могут похищать. Девушек они берут себе в жены. Берут в жены и женщин, живущих распутно. За вдовами и замужними женщинами, у которых мужья в отлучке, лешие любят ухаживать. Тогда они делаются добрыми и ласковыми, приносят гостинцев и угощают их, но их гостинцы нехороши — ни что иное, как лошадиный помет. Если у них от лешего рождаются дети, то они исчезают: родившихся детей никто не видит. Чтобы избавиться от такого ухаживания, употребляют траву чертополох. Втыкают в избе над дверью, над постелью, кладут под подушку. Другая трава — прострел — еще сильнее действует против лешего. Если ее положить под подушку, то он уж совсем не подступает к женщине и уходит от нее навсегда.

"Верования крестьян Тульской губернии"

Также лешим приписывают связи с кикиморами, болотницами, русалками и даже с Бабой-Ягой. Ну, судя по многочисленным свидетельствам о похотливости леших, исключить ничего нельзя.



От лешего и лешухи рождается уродливое существо, весьма мало похожее на своих родителей. Лешие тяготятся своим обжорливым детищем и стараются подменить его некрещеным христианским дитятею, которого немедленно превращают в лешего. Подлинный лешонок остается у мнимых родителей лет до 11 и потом скрывается в лес, откуда. однако, незримо для воспитателей, платит им вещественною благодарностью, принося даже деньги. Прикосновение громовой стрелы к такому полулешуку превращает его, как и каждого лешего, в свирепого крупного хищника — медведя, волка, рысь, орла, кои до конца своей жизни ищут возможности загубить человека.

Случается иногда, что леший вступает в сожительство с женщиной, которую он ютит в лесных тайниках, укрывая от своих непомерно ревнивых лешух. Плодом такого сожительства является вполне добродетельный лешонок, бескорыстный слуга людской, до чего, однако, сам отец и другие не допускают, а при явном упорстве лешонка губят его сородичи.

"Нечистики"



Между прочим, сведения очевидцев о леших, лешачихах и лешатах доходили до исследователей не только из русских губерний, но и с Кавказа, в частности, из Армении. Вот рассказ бабки-повитухи, принимавшей роды у лешачихи.

Это было ночью, рассказывает старуха-повитуха. Я была в постели и дремала. Слышу — зовут меня; я иду на зов; на месте, откуда раздавался зов, ничего не было, но немного подальше слышу тот же зов, иду за ним; наконец дошло до того, что я зашла в лес, перешла ручей. И очутилась у беременной лешей. Пристали ко мне духи и говорят: «если родится мальчик, ты будешь награждена очень щедро; если же родится девочка, то ты будешь задушена».

К несчастью, родилась девочка. Но я не увывала: из воску искусственным образом пополнила недостаток, чтобы девочка казалась мальчиком. Лешие новорожденную девочку приняли за мальчика и наполнили полу моей рубашки червонцами в награду. Дорогою вижу, что в рубашке не червонцы, а чешуя от лука; все разбросала по дороге, осталось до дому лишь несколько штук, и что же: эти червонцы дома оказались настоящими!

"Некоторые данные по верованиям армян"


Кроме сатанинской забавы над человеком, у леших есть и свои, общественные, между которыми заслуживают помина свадьбы леших; на них, как и на кумовстве, нечисть любит пошутить, развернуться во всю бесовскую ширь. Где видится полоса поваленного леса, лежит буреломный валежник, там, несомненно, промчался свадебный поезд леших; но тот же поезд любит лесные дорожки и тропинки и неизбежно останавливается для бесчинства на лесных перекрестках. Когда при свадебном движении, или при одиночной езде мчится леший, ему предшествует ветер, по которому можно знать, куда направляется леший, один ли он или в компании, и тот же ветер и вихрь заметает след лешего. Ввиду сего осторожный лесной путник не следует по таким дорожкам и тропкам, не садится на них, как и на перекрестках для отдыха, рискуя быть уничтоженным или поруганным до потери христианского отличия.

"Нечистики"


Оно, конечно, пошалить да покуролесить на свадьбе — дело простительное. Но лешие проявляют склонность к безобразиям и бесчинствам и безо всякого весомого повода — просто так.

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят и, в этом случае, вполне уподобляются своим родичам-домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат, крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они обходят человека, т. е. всякого, углубившегося в чащу, с целью собирать грибы или ягоды, они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте. Но зато, выбравшись кое-как из чащи, натерпевшийся страху искатель грибов непременно потом будет рассказывать, что он видел лешего живым, слышал его свист, его ауканья и хлопанье в ладоши.

Однако, во всех таких приключениях, нередких в деревенской жизни (особенно после гулянок со сватами и пиров с кумовьями), шаловливый и сам гульливый, леший все-таки не ведет людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко отчураться, прежде всего, молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приемов, которым учат с малолетства. Так заблудившемуся рекомендуется присесть на первой колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу, или правую рукавицу на левую руку. Если же в беду попало двое или трое, то им следует всем перемениться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку. Можно точно так же вызволиться из беды, проговорив любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: «шел, нашел, потерял». А кто спохватится закричать: «овечья морда, овечья шерсть», перед тем леший исчезает с криком: «а, догадался!»

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Все лешие повинуются своему атаману, самому старшему из леших. Он их посылает повсюду, где только ему захочется людей посмущать. В полночь лешие со своим атаманом выходят поиграть. Некоторые мужики и бабы видали, как они играют. Атаман выбирает самое толстое и высокое дерево в лесу, велит его лешим нагнуть вершиной к земле и отдает приказание вешаться им на ветвях его вниз головой, по очереди. Тогда у них идет работа бойкая и живая,— каждый работает весело и увертливо, так что атаману становится любо, и он хвалит их за ловкость. Проходит полночь, петухи пропели в первый раз. Атаман велит им кончить потеху и разогнуть дерево. Лешие мигом разгибают дерево и бегут вместе с атаманом на ближайший холм или пригорок. Там у них подымается крик, шум, гам и продолжается до вторых петухов. После вторых петухов все стихает, и лешие разбегаются.

"Верования крестьян Тульской губернии"


У лешего нет доброты домового, нет и проявляющейся изредка признательности водяного. Он — дик и неумолим, его можно разве обмануть, провозгласив при вступлении в лес неверное направление предполагаемого пути, или против козней его принять предупредительные меры, одев на опушке платье наизнанку. Не сделано этого — леший немедленно приступает к жертве и со злорадством любуется ее томлением и вообще несчастиями: сбив с надлежащего направления, он заставляет человека бродить лесом по нескольку часов, проходить по одному и тому же месту несколько раз, заводит в глубь леса, в лесную чащобу; когда же у жертвы потеряно всякое соображение, она дошла до отчаяния, леший злорадно хохочет, и его хохот слышится верст на сорок в окружности.

Иногда, по предварительному уговору с водяным или болотником, он приводит свою жертву к ним, в их область, хотя вне сего случая леший и водная нечисть — непримиримые враги, причем водяной всегда первым напакостит лешему.

"Нечистики"


Бывают случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся (4-го октября). В этот день знающие крестьяне в лес не ходят. На Ерофея-мученика указано лешим пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, гоняют зверей и, наконец, проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет или оттает весною, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"

Итак, 4 (17) октября, в день, который называли Ерофеем-лешегоном, лешие, по крайней мере в некоторых регионах уходили в спячку, зимой пребывали в состоянии анабиоза, а на Благовещенье — 25 марта (7 апреля) — пробуждались. Правда, кое-где считали, что зимой лешие не спят, а устраивают в лесу вьюги.





Чтобы вызвать лешего, надо не молиться Богу на ночь и думать о нем. Он придет к человеку. Можно увидать лешего через три бороны. Взять их и поставить так, чтобы в середине между ними можно было сидеть и глядеть. Леший покажется. Смотрят также через хомут и видят лешего.

Охотники и пастухи вступают в договор с лешим, чтобы одному всегда была удача в лесу на охоте, а другому благополучно пасти стадо. Леший говорит желающим вступить с ним в договор: „Предайся мне". А договаривающий спрашивает: „Как это мне сделать?" — „Сними крест и делай все по-моему",— скажет леший. И кто сделает так по слову лешего, тому во всем будет удача. Через несколько времени леший требует от договаривающихся, во время причастия, не глотать дары, а держать за скулами (во рту) и принести их домой, а оттуда в лес, где он живет. Там их заделать в березку, вырубив первоначально ямку в ней, вложить дары и забить. Потом выстреливают туда через плечо и таким образом навсегда предаются нечистому. Они делаются сильными колдунами, и им от лешего во всем подмога.

"Верования крестьян Тульской губернии"


Существование «лесовых» внесло в жизнь и быт лесных обитателей своеобразные верования, не лишенные некоторых нравственных правил, так что миф о леших недаром просуществовал на земле тысячелетия. По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным орудием наказания за вольные и невольные грехи человека. Так, помимо того, что он заставляет бесконечно блуждать по лесу рассеянных людей, забывших осенить себя крестным знамением при входе в глухие чащобы,— он же является мстителем и во многих других случаях. В Никольском уезде Вологодской губ., например, леший на виду у всех унес в лес мужика за то, что тот, идя на колокольню, ругался непотребным словом.

Еще сильнее карает леший за произнесение проклятий, и, если случится, например, что роженица, потерявши в муках родов всякое терпение, проклянет себя и ребенка, то ребенок считается собственностью лешего с того момента, как только замер последний звук произнесенного проклятия. Обещанного ему ребенка леший уносит в лес тотчас по рождении, подкладывая вместо него «лесное детище» — больное и беспокойное. В случае же, если каким-нибудь чудом заклятого ребенка успеют окрестить ранее, так что взять его сразу нельзя, то леший ждет до 7 лет отрочества и тогда сманивает его в лес. Лешему дана одна минута в сутки. когда он может сманить человека. В лесу проклятые живут обыкновенно недолго и скоро умирают. А если и случится. что кто-нибудь из них выживет, то находят его в самом жалком виде: ходит он одичалым, не помнит, что с ним было, и сохраняет полнейшее равнодушие ко всему.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


В соседней деревне, сказывают, такой случай был. Один мужик все сидел, бывало, на гармошке играл. А старухе матери надоело, и она в сердцах сказала: «Понеси ну-ко тя леший, надоел со своей музыкой». А время-то как раз было перед обедом, около двенадцати часов. Гармошка перестала играть, а старуха в хлопотах не заметила, что сын исчез. Потом дело к вечеру, а его все нету и нету.

Спохватилась старуха, мужиков других, мужиков собра­ла, пошли по лесу искать. Три дня не могли найти, уж и отчаялись, а на четвертый день тот мужик сам поя­вился. И сказывает, что ходил все около какого-то боло­та, слышал, над ним все кто-то смеется во всю глотку. «Чую, — говорит, — люди вокруг ходят, меня ищут, да не видят никак, я сам-то уж им кричу, а они не чуют ниче­го, хоть и рядом ходят».

Так все и плутал мужик, пока не сел на пень да не переодел сапоги с ноги на ногу. И тут мужик какой-то будто и закричал: «Хо-хо-хо, догадал­ся!» Это леший кричал. Потом леший-то отпустил мужи­ка, тот и образумился, вышел к дому. Оказалось, ходил-то вокруг болота, совсем рядом с домом.

"Мифологические рассказы Архангельской области"


Но главным направлением функционирования леших всегда было не выстраивание взаимоотношений с людьми, а управление зверями и птицами на вверенной территории, мониторинг и координация их деятельности. Так, леший мог натравить волков на стадо, если пастух плохо обращался со скотиной.


В лесу леший — полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере, он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему. Не освобождены от такой же зависимости и беличьи стада. и если они, переселяясь несметными полчищами, и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие сибирские города. причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, — то дело ясное: значит лешие целой артелью вели азартную игру, и побежденная сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника. По рассказам старожилов, одна из таких грандиозных игр велась в 1859 году между русскими и сибирскими лешими, причем победили русские, а продувшиеся сибиряки гнали затем из тайги свой проигрыш через Тобольск на Уральские горы, в Печерскую и Мезенскую тайболы.

Кроме большой игры артелями, лешие охотно ведут и малую, между собою, с ближайшими соседями, и перегоняют зайцев и белок из колка в колок почти ежедневно. А то случается и так, что нагонят в эти колки зайцев и угонят мышей и т. д. У леших же в подчинении находятся и птицы, и в полной зависимости от них все охотники: любимцам своим они сгоняют пернатых чуть не под самое дуло. Кого же задумают наказать за непочтение к себе, — у тех всегда осечка.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Обитающие в лесу животные и птицы находятся в подчинении у лешего; но при этом некоторые из них являются его слугами, некоторые — его «скотом», а некоторые — его приятелями, постоянными спутниками. Например, волки — преданные слуги лешего и служат ему вместо собак; именно леший указывает им, какую скотину в каком стаде они могут задрать. Филин — постоянный спутник лешего; сычи же в некоторых местах считались его гонцами.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


С медведями леший в большой дружбе и часто угощает их медовухой, за что медведи его очень любят, угощают его медом и оберегают его жилище. «Медведь у лешего любимый зверь. Леший, всегдашний охотник до вина, никогда почти не выпьет ни одного ведра, не попотчевав зауряд и медведя. Подкутивший леший любит соснуть часок-другой, и медведь в это время ходит около него дозором. Леший угощает медведя вином, а медведь лешего — медом»,— говорят мужики.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


Но не все лешие одинаково полез относительно безвредны для человека. В глухих и девственных белорусских лесах, именуемых пущей, существовала реликтовая разновидность леших — пущевики. И если леший, при всей его, мягко говоря, неоднозначности, все же соблюдал какие-то приличия в поведении, то пущевик — это, натурально, отъявленный супостат и каналья.

Сколько есть на земле леших, нетрудно вычислить по наличным лесным площадям, так как для каждой из них назначается отдельный леший. Если же лесная площадь велика, то и тут можно определить область лешего, которая обнимает не более семи квадратных верст. Еще удобнее определить число пущевиков, которые имеют ограниченную и тесную область, а именно — девственный лес, или лес выдающейся вышины.

Младший брат пущевика, леший, идет на кое-какую сделку с человеком: как видно было, его дети (лешата) даже благодетельствуют человеку; свирепый пущевик спешит стать поперек добрых намерений брата, чинит одно лишь зло, памятуя. что ему пришлось уйти в вековые дубравы именно из-за давних козней человека. Он не щадит ни стариков, ни детей, ни женщин, ни немощных, ни домашних животных: раз жертва зашла в пущу — ее гибель неизбежна. Косматый, поросший волокнистым мхом по всему телу, не исключая носа и глаз, гигант по росту, пущевик способен убить жертву одним своим обликом. Когда достигнута цель, он не хохочет, подобно лешему, не издевается над жертвою, а спокойно следует дальше. точно сделал заурядное дело, исполнил скромный долг.

К счастью человека, пущевики весьма редки, и есть немало пущ, где хозяйничают одни только лешие. Пущевик неповоротлив, дряхл до отупения, плохо видит, что делается у его ног. Все это помогает человеку уходить от страшного человекоподобника; при неизбежной же встрече с ним, нужно делать крутые повороты туда и сюда, да спешно оставить область пущи, дальше которой пущевик не решается делать своего старческого шага.

"Нечистики"


В Белоруссии, в западных губерниях России лешего иногда называли "гаюн", или "гаёвый дед". При этом считалось, что у него есть внучки — гаёвки, покровительницы лесных зверей и птиц. На зиму гаёвки обрастали белой шерстью, а весной ее сбрасывали, оставаясь в неглиже. Правда, порой их такое положение не устраивало, и они, случалось, подкарауливали гуляющих в лесу девушек, да и раздевали их, забирая себе платье.


В принципе, гаёвки считались существами довольно безобидными. Не такими были зазовки, водившиеся в тех же краях, лесные духи в виде красивой девушки с длинными волосами. Зазовка зазывала, заманивала мужчин и парней в лесную чащу, а те, как завороженные, следовали за ней. Редкий мужчина возвращался от зазовки; говорят, многие погибали от ее ненасытной любви. Тех же, которые все же возвращались, неодолимо тянуло назад в лес. И они, как правило, не выдерживали, уходили, чтобы больше уже никогда оттуда не вернуться. Нередко их находили потом повешенными в лесу...


Ну, и чтобы не завершать наш сегодняшний обзор на минорной ноте — уже по традиции — пара смешных картинок, про леших.




Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/russkaya-demonografiya/409/chastb-4-leshie/6543/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Raven | raven@mooncatmagic.com


Комментариев по этой теме нет. Хотите быть первым?