Водоворот (устаревшие названия водокруть, водоверть), vir (о.слав.), крутень (укр.), kruzol (в.луж.) и др. — в народной культуре локус, соотносимый с представлениями о водном пространстве, связывающем "тот" и "этот" свет, место обитания демонов и др. Народные верования, относящиеся к водовороту, характеризуются двойственностью, что определяется его принадлежностью к водной стихии (см. Вода) и связью с магией кручения и верчения (см. Крутить).
Водоворот — вход в иной мир
Этимологическое родство слов вир "водоворот, омут" и (в)ирей — "тот свет" ir > іrьjъ, отраженное в названиях водоворота типа вирій (укр.), подтверждает представления о водовороте как о входе в иной мир. Ср. представления, согласно которым водоворот, наряду с некоторыми другими локусами, символизирующими вход в подземный мир (колодцем, прибрежными травами и пр.), является местом зимовья ласточек (волын.). В водоворот (как и вообще в воду) принято бросать предметы, подлежащие ритуальному уничтожению и обезвреживанию: колтун (ровен., гомел.), колдовской узелок для отвращения порчи, залом, который бросают в водоворот со словами: "Шё та мне делаеш, пусть тебе", имея в виду колдуна, сделавшего залом (брест.). В Сербии в водоворот бросали еду и лили вино, чтобы вампиры и дьяволы не досаждали людям (см. Пускать по воде). В случае засухи юноши в одежде трижды залезали в водоворот, чтобы вызвать дождь (серб.).
Семантика кручения ставит водоворот и один ряд с такими предметами и явлениями, как выворотень, колтун, закрутка, а также вихрь, который иногда считается причиной водоворота (полес., серб.) и может осмысляться как его атмосферный аналог, ср. общие названия для вихря и водоворота: вихор (рус.), крутень "вихрь" (карпат.) и "водоворот" (гомел.).
Водоворот — место обитания демонов
Водоворот — место обитания демонов, главным образом водяных (бел., карпат., пол., серб.), которые и создают водоворот: вирник (витеб.), вировник (полес.), — в иерархии водяных демонов, занимающие самое низкое положение. В водовороте живут чертышко-перевертышко (арханг.), дьяволы (серб.), вештицы и вилы (серб.), нечистая сила вообще (бел., серб.).
О водовороте как нечистом локусе свидетельствуют и его названия: чорторый, чортово коло, чортово место (полес.), вражjи вир (серб.), а также поговорки типа "Черт с виру" — о незнакомом человеке (брян.), ругательства типа "Вертись в вир на дно" "убирайся к черту" (рус.).
Водовороты опасны для людей, т. к. демоны, в них обитающие, затаскивают туда человека (бел., серб.). В Словакии об утопленнике говорят "Вир его затянул". Воду из водоворота нельзя пить — от этого может скрутить человека, такой водой нельзя умываться — на теле будут прыщи (брест.). Водоворот как опасное, демоническое место схож с омутом, ср. общие для водоворота и омута названия: вир (в.слав., пол., чеш., словац., серб., болг.), омут (укр.), амут (бел.), что в наибольшей степени отражено в поверьях вост. славян и сербов.
Водоворот — место совершения ритуалов
В Болгарии водоворот — лява вола или уврат вода — место совершения ритуалов в Юрьев день, имеющих целью обеспечение плодовитости и здоровья людей и скота. В этом случае водоворот аналогичен другому водному локусу — месту вращения мельничного колеса, крутящегося справа налево, вода от которого также называется "лява вода". В Юрьев день в водовороте купались, чтобы весь год быть здоровыми — (Средние Родопы), молодые женщины — чтобы быть плодовитыми (с.болг.), девушки — чтобы женихи крутились вокруг них, как вода в водовороте (макед.). В этот же день в водоворот кидали кусочки хлеба, гадая о здоровье и долголетии: если хлеб тонул, это сулило болезни и смерть, если выплывал — здоровье и жизнь. После гадания воду из водоворота ставили на ночь под розой, в результате чего вода становилась целебной (вост. Родопы). В водоворот бросали юрьевский венок "для плодородия овец", для этого же в воде, взятой из водоворота, размешивали корм для скота. "Лява вода", смешанная с водой из девяти источников, обезвреживала насланную болезнь (болг.). В Белоруссии женщины пили воду из водоворота для вызывания менструаций (мин.). Иногда для снятия порчи со скота прибегали к имитации водоворота: знахарка веретеном "закручивала" воду в котле со словами: "Наведи, Бог, удачу и плодовитость" (серб.). В Белоруссии водоворот имитировали, закручивая воду мутовкой в хлебной деже. Воду из такого искусственного водоворота пили женщины для вызывания менструаций.
Е. Е. Левкиевская
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/217/vodovorot/2161/