Новости: 🖤 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🖤

  • 21 Ноября 2024, 13:33:26


Автор Тема: Гребень  (Прочитано 889 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Гребень
« : 27 Февраля 2020, 12:58:21 »
Гребень — бытовой и ткацкий инструмент для расчесывания (волос, шерсти, волокна, пряжи) и прядения. Входит в ряд острых, колющих предметов-апотропеев (ср. Бердо, Борона), женских и эротических символов (ср. Веретено). Из-за наличия частых зубьев и контакта с волосами, пряжей, шерстью наделяется также продуцирующими свойствами.

Бытовые запреты и правила обращения с гребнем
По болгарским обычаям, девушка или невеста прятала свой гребень от посторонних, т. к. через гребень можно было наслать порчу. Окончив расчесывание, она сейчас же заворачивала гребень в полотенце и клала его в тайное место. Украинская девушка, заплетая косу, тянула ее за кончик со словами: "Расти, коса, от пояса до долу", а затем тоже прятала гребень. Его нельзя было класть на дежу, стол или окно — "ангел не сядет". Белорусы Витебской губ. также не позволяли класть гребень для волос на стол и вообще на видное место, считая, что от этого может случиться какая-нибудь неприятность или конфуз. Украинцы Карпат, купив новый гребень, сначала расчесывали им кота, собаку или даже свинью, чтобы зубья дольше не ломались. Поляки по упавшему гребню определяли, какого гостя ожидать — частого, если упал частый гребень, или редкого — если редкий. Женщины обыкновенно расчесывали волосы роговой гребенкой, но в случае выпадения или болезни волос пользовались ткацким гребнем. Этим же гребнем, внесенным в хату после святок, они чесали голову, чтобы не клонило ко сну за работой (Лубенский у. Полтавской губ.).

Повсеместно у вост. славян на святки выносили из дома гребень, веретено, прялку и другие ткацкие принадлежности — считалось, что это защищает скот от болезней, а людей — от змей.

В некоторые дни и праздники женщинам запрещалось брать в руки гребень и расчесывать волосы (напр., в волчьи дни). Кашубы не позволяли расчесывать гребнем ребенка до одного года; при необходимости пользовались только щеткой.

Родинные обряды
В родинных обрядах гребень служит символом женской доли. Ср. украинский заговор при родах: "Крутиї гори роскотитеся, / Господні голоси розійдітеся.../ Як младенець — сідай на коня, / А младеннця — берись за гребеня!" Новорожденному мальчику перерезали пуповину на топоре, чтобы он стал хорошим мастером, а девочке — на гребне от прялки, чтобы из нее вышла хорошая пряха (укр., полес.). На крестинах бабка передавала мальчика куму через порог, а девочку — через гребень; кумовья, выходя из дома, ступали правом ногой на порог или на гребень (там же).

Девичьи гадания
В девичьих гаданиях (на святки, на св. Андрея и др.) и в любовной магии гребень как предмет женского туалета может символизировать гадающую девушку (наряду с кольцом, лентой, зеркальцем и т. п.), но может фигурировать и как атрибут жениха. На Пинщине девушки клали на ночь под голову гребень и по тому, кто во сне будет им расчесываться, узнавали своего суженого. В русском варианте подобного гадания присутствует мотив расчесывания девичьих волос как метафора брака, ср. приговор: "Суженый-ряженый, приди, умой меня, причеши меня, опояшь меня" (костром.). На Вологодчине девушки на святках вывешивали за окно гребень и приговаривали: "Суженый-ряженый, приходи голову чесать!" В Полесье на Купалу девушки делали гребенку из "муравьиного масла" и чесали ею парней, чтобы их приворожить. Ср. также псковский обычай на гулянье "жечь гребень" в знак насмешки над девушкой, которой изменил парень.

Гадание с гребнем у зап. славян зафиксировано в средневековом "Каталоге магии Рудольфа" (XIII в.): "Ґотовят воду и вместе с гребнем, овсом и куском мяса ставят со словами: „Приди, сатана, искупайся, причешись, своему коню дай овса, ястребу — мяса, а мне покажи мужа моего“". Чешские девушки брали три тарелки, на одну клали колечко, на другую — ключ, а на третью — гребень, затем гадали: если девушка дотронется до кольца — выйдет замуж, до ключа — ей достанется зажиточный жених, если же коснется гребня — ее ждет несчастье.

В вост. Сербии (Болевац) девушки под Новый год прятали под черепки обломок гребенки, кусочек угля, сажи, зеркальце и т. п.: кто вытянет обломок гребня, тому достанется "зубатый" жених.

Гребень дарили невесте на свадьбе у русских; у сербов свекровь обязательно дарила невестке гребень вместе с другими подарками.

Похоронные обряды
Покойницкий гребень (гребень, которым причесывали покойника) считался нечистым и подлежал, как и другие предметы, употреблявшиеся при обряжении покойника, удалению, отправлению за пределы пространства жизни. Русские Рязанской губ. такой гребень бросали в реку, "чтобы поскорее уплыла смерть"; в Тюменском у. гребень "куда-нибудь забрасывали". В Закарпатье его относили в такое место, где никто не ходит. Русские старообрядцы в Польше вообще не пользовались в этих случаях гребнем, а расчесывали умершей женщине волосы лучиной или щепкой из опасения, что гребень мог быть "делом нечистых рук". Часто, однако, покойницкий гребень клали в гроб, иногда вместе с состриженными волосами. Так поступали на Русском Севере — в Олонецкой и Новгородской губерниях. На Новгородчине до сих пор обязательно кладут в гроб гребень даже грудному младенцу. Так же в большинстве случаев поступают болгары и сербы. В сев. Болгарии гребень, которым расчесывали покойника, кладут в гроб, отломив от него столько зубцов, сколько человек осталось в его доме; эти зубцы кладут на яблоню, чтобы не умерли домочадцы покойного. Иногда отломленные зубцы вместе с мусором выбрасывали в загон для скота. В некоторых районах Болгарии гребень и мыло отдавали тем, кто обмывал покойника; выбрасывали подальше, в укромное место, "чтобы зло ушло вместе с ним"; ломали гребень и бросали в огонь; бросали в реку и т. п.

Апотропейные функции
В качестве оберега от нечистой силы, порчи, болезней, диких зверей и т. п. у всех славян широко использовался чесальный гребень. У сербов новорожденных защищали от вештиц и других демонов одним или двумя составленными гребнями, между которыми помещали головку ребенка. На эти гребни должны "наколоться" вештицы. В Кюстендилском кр. над головой ребенка ставили железный гребень, которым чесали коноплю, а сверху еще небольшой гребешок для волос и чеснок — для устрашения злых духов. У вост. славян гребень или веретено клали в колыбель, чтобы ребенок спал спокойно. В Шумадии гребень оставляли в местах, где опасались появления демонов. В ю.зап. Болгарии гребни ставили над умершим и зажигали на них свечи, чтобы защитить дом в случае, если покойник станет вампиром.

Юж. славяне, особенно сербы, считали гребень действенным средством защиты скота от волков. От Сочельника до Крещения женщины не прикасались к гребням и держали их соединенными, чтобы "запереть" пасть волку. Часто подобный запрет действовал уже со дня св. Андрея (30.ХI/13.ХІІ) и до дня св. Саввы (27.I), поскольку эти святые считались покровителями волков. Во многих районах Сербии в рождественский Сочельник совершали ритуальный прогон скота между двумя гребнями, после чего гребни соединяли зубьями и помещали над входом в загон. Иногда гребни выставляли в Сочельник, чтобы они "переночевали", а затем на Рождество прогоняли скот. Соединенные гребни оставались на воротах до Крещения. Соединяли гребни и в случае, когда скот терялся — это должно было уберечь его от волчьих зубов. Этот же прием применялся и против колдовства, порчи и болезней. Для опознания ведьмы ставили два гребня так, чтобы между ними прошла подозреваемая в ведовстве, после чего гребни соединяли, а ведьма приходила просить, чтобы их разъединили, т. к. составленные гребни причиняли ей боль (серб.). Чтобы умилостивить Чуму, в Сербии и зап. Болгарии ставили корыто с теплой водой, клали гребень и мягкую шерсть, чтобы Чума, когда придет в дом, могла умыться и причесаться, искупать своего ребенка и завернуть его в шерсть. Так делали каждый вечер, пока свирепствовала чума.

Гребень употреблялся при заговаривании и снятии порчи, сглаза и болезней. В Пиринской Македонии (р-н Разлога) знахарка вела больного к реке, наклоняла его над водой и чесала железным гребнем от лба до пупа, потом макала гребень в воду и произносила заговор. Так лечили болезнь сугреби, "собирая" ее в гребень "в гребено се субсрете..."

В Полесье, когда заболевала корова, хозяйка выносила гребень и забрасывала его на грушу, где гребень должен был лежать неделю, после чего его мыли и использовали по назначению.

Гребень как атрибут демонов и орудие порчи
Гребень использовался у сербов во время свадьбы для наведения порчи на молодых: в день венчания ставили два чесальных гребня по обе стороны дороги, а когда молодые проходили, гребни соединяли и прятали. После этого молодые всю жизнь ссорились. По верованиям македонцев, женщин, нарушивших запрет на работу по вечерам, караконджулы топят в воде или "чешут их крупными гребнями.

Гребень — характерный атрибут многих женских мифологических персонажей — богинки, русалки, женского водяного духа и др., которым приписывается склонность расчесывать свои длинные волосы. Русские Новгородской губ. считали, что колдуны совершают свои злокозненные действия при помощи гребенки.

Гребень в продуцирующей магии
Выходя на первый сев, сербы и македонцы клали в мешок с семенами гребень, "чтобы жито было частым" (как зубцы у гребня), и серебро, "чтобы жито было чистым". С той же целью приготовленные для сева семена помешивали гребнем. В вост. и юж. Сербии гребень закапывали в первую борозду, а вечером забирали домой. Хорваты в Лике, собираясь везти скот на продажу, чесали его гребнем и приговаривали: "Сколько зубцов, столько покупателей". В сербском и болгарском обряде дойки овец в Юрьев день пастухи украшали с магическими целями подойник различными предметами, в том числе и гребнем, чтобы молоко и шерсть были чистыми. В тот же день до рассвета мать давала детям гребень и отправляла их в поле, где посеяна рожь. Дети садились в рожь и расчесывали волосы, чтобы они были длинными, как рожь.

Русские Дмитровского у. расчесывали овец, а вычесанную шерсть и сломанную гребенку бросали в загон к овцам, чтобы у них было больше шерсти.

С. М. Толстая


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/217/grebenb/2184/

Лиля888

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 44
  • Репутация: 0
  • Лиля888
Re: Гребень
« Ответ #1 : 25 Января 2023, 07:21:39 »
Добрый день, подскажите пожалуйста заговор на волосы чтобы не было залысин у женщины, страдает много лет. Благодарю.

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Гребень
« Ответ #2 : 28 Января 2023, 20:07:26 »
подскажите пожалуйста заговор на волосы чтобы не было залысин у женщины, страдает много лет.
Я выложила для вас материал (Мастер класс) заговоров на волосы в Дополнительном разделе нашей школы.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com