1) Гаданiе въ зеркалѣ.
Въ тайныхъ сказанiяхъ древнихъ грековъ сохранилось извѣстiе о такъ-называемой «катоптромантiи»*) или гаданiя по зеркалу. Къ этому способу гаданiя прибѣгали греки для опредѣленiя исхода болѣзни.
*) Катапотрос ‒ зеркало, мантеiа ‒ предсказанiе.
Ѳессалiйскiе чародѣи на зеркалѣ кровью писали отвѣты на предлагаемые имъ вопросы.
У насъ этотъ способъ гаданiя практикуется въ слѣдующемъ видѣ.
Временемъ гаданья избирается глубокая святочная полуночь. На столѣ ставится большое зеркало, а маленькое гадательница беретъ въ руки и садится окруженная свѣчами противъ большаго зеркала. Гадательница думаетъ, что ея суженый, вызванный этимъ гаданiемъ, приходитъ въ гадательную комнату и смотритъ въ зеркало чрезъ плечо своей суженой. Самымъ важнымъ моментомъ въ этомъ гаданiи считается произнесенiе словъ: «суженый, ряженой, покажись мнѣ въ зеркало». Если гаданiе удачно, то этотъ суженый, по увѣренiю гадальщицъ, дѣйствительно является и дѣвица всегда имѣетъ возможность въ данномъ случаѣ разсмотрѣть всѣ черты лица, платья и другiя примѣты своего суженаго.
2) Гаданiе на воскѣ.И этотъ способъ гаданiя перешелъ къ намъ отъ грековъ. У нихъ онъ извѣстенъ подъ именемъ керомантiи (керос ‒ воскъ и мантеiа ‒ предсказанiе). Греческiе предсказатели къ этому способу гаданiя прибѣгали въ особенно важныхъ случаяхъ и употребляли его для лицъ высшаго класса, произнося свои заключенiя по формѣ отлившихся фигуръ.
У насъ гаданiе на воскѣ совершается слѣдующимъ образомъ. Растопленный воскъ, обыкновенно, вливаютъ въ стаканъ съ холодною водой. По образовавшимся восковымъ фигурамъ дѣлаются тѣ или другiя заключенiя.
Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ нашего края существуютъ особенныя спецiалистки этого гаданiя. Въ длинные святочные вечера они переходятъ изъ дому въ домъ и предлагаютъ молодымъ дѣвушкамъ услуги своего ремесла.
3) Гаданiе посредствомъ кольца.Гаданiе посредствомъ кольца, извѣстное у грековъ подъ именемъ дактиломантiи*), употреблялось преимущественно для военныхъ цѣлей: для узнанiя силы врага и результатовъ войны.
*) Дактилос ‒ палецъ, мантеiа ‒ предсказанiе.
Производилось оно слѣдующимъ образомъ: обыкновенно приготовлялся круглый столъ, исписанный по краямъ буквами. Затѣмъ на нитку привѣшивалось кольцо и раскачивалось надъ приготовленнымъ столомъ. Буква, надъ которой останавливалось кольцо, записывалась на особый листокъ и это продолжалось до тѣхъ поръ, пока не получалось цѣлое слово, служившее отвѣтомъ на задуманный интересующiй вопросъ.
Къ намъ этотъ способъ гаданiя перешелъ въ измѣненномъ видѣ. Молодая дѣвица беретъ чайное блюдцо или тарелку, посыпаетъ его пепломъ, на который ставитъ стаканъ ъ водою. Въ стаканъ опускаетъ свое кольцо и начинаетъ смотрѣть въ него съ полнымъ вниманiемъ. Увѣряютъ, что въ кольцѣ, послѣ долгаго и внимательнаго смотрѣнья, показывается «суженый».
4) Гаданiе на псалтырѣ.Способъ гаданiя на псалтырѣ перешелъ къ намъ съ запада. Шмидтъ, въ своей исторiи о германцахъ, упоминая о соборѣ епископа Бурхгарда, приводитъ вопросные пункты о гаданiи на псалтырѣ. Отсюда ясно, что этотъ способъ гаданiя не составляетъ изобрѣтенiя русской жизни.
Какъ совершалось гаданье по этому способу на западѣ, намъ ничего не извѣстно. У насъ же оно совершается въ такомъ видѣ. По произволу они открываютъ псалтырь и читаютъ открывшiяся строки. Послѣ чтенiя, начинается толкованiе. Если въ прочитанныхъ строкахъ содержатся слова: «радость, веселiе, добро» и т. п., то это считается за хорошiй знакъ. Если же, наоборотъ, въ открывшихся строкахъ упоминается «о плачѣ, скорби, слезахъ, болѣзни, воздыханiяхъ» и т. п., то это принимается за дурной знакъ и предвѣщаетъ горе и бѣдствiя.
5) Птицегаданiе.Въ древнемъ мiрѣ были извѣстны такъ называемые авгуры ‒ птицегадатели. Они предсказывали будущее по полету птицъ и по клеванiю курами зеренъ, а также прислушивались къ крику птицъ. Крики вòрона, вороны, пѣтуха и совы были предвѣстниками бѣдствiй. Быстрый полетъ орла и коршуна считался хорошимъ предзнаменованiемъ. По клеванiю зеренъ курами судили о результатахъ войны.
Этотъ способъ гаданiя перешелъ къ намъ со многими измѣненiями. Въ святочный вечеръ одна изъ дѣвицъ собираетъ къ себѣ своихъ подругъ. Каждая изъ нихъ беретъ себѣ горсть крупы или овса и кладетъ его предъ собою. Это же дѣлаетъ и каждая изъ собравшихся дѣвицъ и при томъ такъ, что изъ положенной ими на полъ крупы образуется кругъ. Вслѣдъ засимъ изъ курятника приносятъ пѣтуха и помѣщаютъ его въ кругъ. Та дѣвица, крупу которой начинаетъ клевать принесенный пѣтухъ, должна считать себя счастливѣе прочихъ, она-де первая изъ собравшихся выйдетъ замужъ.
Надеждин А. И. Остатки старины в гаданьях Олонецкого края // Олонецкие губернские ведомости. 1889. № 95. С. 1000 – 1001.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/188/gadaniya-na-zerkale/1105/