Поучение о сокрушении печали при исповеди.
Вижу вы ходите ревностно въ храмъ Божій, гдѣ усердно молитесь Богу о своихъ грѣхахъ; знаю, что изнуряете себя постомъ; увѣренъ также и въ томъ, что приготовляетесь къ исповѣди, припоминая себѣ всѣ худыя слова, дѣла и помыслы дурные. Теперь слѣдуетъ сказать вамъ, какъ должно производить покаяніе, ибо скоро приступите къ исповѣди. Во первыхъ при исповѣди требуется сокрушеніе сердца и плачь о грѣхахъ - покаяніе состоитъ не въ исповѣданіи устъ, но въ скорби покаянія. Господь милуетъ только сокрушенныхъ сердцемъ. Пусть же каждый изъ насъ плачетъ предъ покаяніемъ о своихъ грѣхахъ и сокрушается о нихъ.
Подобнымъ образомъ и грѣшники, утратившіе благодать Божію и лишившіеся царства небеснаго, должны во всю жизнь, а наипаче при исповѣди плакать о своихъ беззаконіяхъ; воздыхать, когда вспомнятъ причину соблазна; стенать, когда увидятъ то мѣсто, гдѣ согрѣшали. Плачущій о грѣхахъ возвращаетъ утраченную благодать Божію; слезы грѣшника очищаютъ душу отъ скверны грѣховной, а вздохъ его преклоняетъ Бога на милосердіе. Такъ блудница, омывши слезами ноги Іисуса, получила прощеніе во грѣхахъ; Ап.Петръ, трижды отвергшійся Христа, горько плакалъ, и опять причисленъ къ лику Апостоловъ. Езекія, который былъ боленъ, и которому возвѣщена была пророкомъ скорая смерть, находясь на смертномъ одрѣ, вздохнулъ со слезами ко Господу, и вздохъ его проникъ до небесъ, достигъ до горняго престола и такъ тронулъ сѣдящаго на немъ Господа, что Онъ даровалъ Езекіи не только здоровье, но и продлилъ его жизнь. Вотъ сколь полезны слезы грѣшниковъ! Не пренебрегайте же печалію при исповѣди. Когда придете къ священнику для исповѣди, стойте предъ Богомъ тихо и съ умиленіемъ, бія себя въ грудь, подобно мытарю; повергайтесь предъ Его величіемъ, какъ послушныя твари; плачьте о грѣхахъ своихъ, и горько рыдайте о неоднократномъ преступленіи закона Божія. Не одни слезы источайте изъ глазъ, но и сердце ваше да уязвляется печалію; сожалѣйте о томъ, что вы грѣхами заслужили вѣчное наказаніе; сокрушайтесь, что за беззаконія свои лишились небесиаго царства; но болѣе болѣзнуйте, что вы беззаконнымъ житіемъ оскорбили Бога — благодѣтеля своего. Такая печаль ваша но Бозѣ содѣлаетъ покаяніе во спасеніе; такое сокрушеніе ваше преклонятъ праведнаго Судію на милосердіе, такія слезы ваши омоютъ душу вашу отъ скверны грѣховной и соделаютъ оную, какъ снѣгъ чистою, и какъ волну убѣлятъ. О, Господи! Дай очамъ нашимъ источникъ слезъ, чтобы мы плакала день н ночь о своихъ согрѣшеніяхъ. Аминь.
Поучение объ устномъ исповѣданіи.
Нынѣ св.Церковь призываетъ чадъ своихъ къ покаянію. Навѣрно вы не останетесь невнимательны къ ея спасительному призыву; навѣрно придете на исповѣдь къ духовному отцу. По этому —то намъ и слѣдуетъ теперь побесѣдовать объ устной исвовѣди.
Чтобы покаяніе было полно и совершенно, христіанинъ долженъ придти къ священнику, и при немъ устно исповѣдать Господу Богу свои грѣхи. Больной тѣломъ высказываетъ лекарю обстоятельно, чѣмъ онъ страдаетъ. Такъ и мы должны повѣдать болѣзнь души своей духовному отцу и открыть ему всѣ грѣховныя недуги наши. Исповѣдапіе наше во грѣхахъ не должно быть обще, какъ мы иногда говоримъ: во всѣмъ грѣшніки, но съ подробнымъ объясненіемъ грѣховъ. ,,Недовольно сказать, учитъ св. Златоустъ, я грѣшникъ," но нужно высказать и самые грѣхи.
Такъ разскажите своему духовному отцу всѣ грѣхи свои по одиночкѣ; не извиняйтесь въ нихъ, не изыскивайте какого либо оправданія въ иныхъ; представьте свои беззаконія, какъ вы ихъ дѣлали, подобно дѣтямъ, которыя по простотѣ своей вполнѣ и откровенно разсказываютъ свои проступки отцу своему, когда онъ ихъ спрашиваетъ. Объявите мѣсто, гдѣ грѣшили, выскажите случай и обстоятельства, по которымъ впали въ грѣхъ, объявите время, съ котораго грѣхъ въ васъ сталъ жить.
Повѣдайте, насколько можно, духовному отцу всѣ дурныя слова, вами произнесенныя, откройте ему сердечныя богопротивныя мысли и нечистыя пожеланія. При этомъ страшитесь утаивать свои грѣха; если мы все разскажемъ, а объ одномъ грѣхѣ умолчимъ, то не будетъ намъ прощенія отъ Бога, хотя бы насъ духовникъ и разрѣшилъ отъ грѣховъ. Съ другой стороны, бойтесь прикладывать на себя грѣхи, которыхъ вы не дѣлали; это была бы клевета на себя, Богу противная. Опасайтесь такъ же обвинять во грѣхахъ другихъ людей, хотя бы они съ вами участвовали въ беззаконіи; это есть уничиженіе брата. Мы обязаны объяснитъ только свои грѣхи и пороки, а не чужіе; себя пришли осудить, а не ближняго.
Такое подробное и обстоятельное исповѣданіе для того нужно дѣлать предъ духовникомъ, чтобы онъ могъ дать намъ наставленіе и духовный совѣтъ къ исправленію и благочестивому житію. Иначе какъ онъ можетъ врачевать нашу душу? Можетъ ли лекарь излечить тѣлесную болѣзнь, если больной не выскажетъ ему въ точности, чѣмъ боленъ, отъ чего приключилась болѣзнь и давно ли страждетъ?-Скажутъ нѣкоторые: для чего дѣлать устную исповѣдь? Богъ и такъ знаетъ наши грѣхи.
Конечно, Богъ вездѣсущъ, видитъ какъ мы грѣшимъ; всевѣдущъ, знаетъ всѣ мысли наши и чувства сердечныя; однако Онъ требуетъ отъ насъ собственнаго нашего признанія въ нихъ. Такъ Господь зналъ, гдѣ Адамъ, по преступленіи заповѣди, скрылся въ раю; но все таки спрашивалъ его: Адаме, гдѣ еси?. Такъ Онъ, несмотря на то, что Каинъ при глазахъ Его убилъ Авеля, вопрошалъ убійцу: гдѣ есть Авель братъ твои? Этими вопросами Богъ, конечно, хотѣлъ возбудить въ грѣшникахъ устное исповѣданіе содѣланнаго ими грѣха.
Кромѣ того, Израильтянамъ, а въ лицѣ ихъ и намъ христіанамъ прямо заповѣдуетъ: да исповестъ грѣхъ, каждый, кго же сотвори. Да, скажешь ты, стыдно все разсказывать духовнику. Стыдись грѣшить, а не каяться, стыдъ не у мѣста при сповѣди, онъ приличенъ тому времени, когда грѣшимъ
Что стыдиться духовника? Онъ такой же человѣкъ, какъ и ты; грѣшникъ также предъ Богомъ, какъ и ты. Сколько ни стыдись, а грѣхъ твои извѣстенъ Богу. Если ты скроешь его отъ духовника, то Богъ облачитъ тебя предъ всѣмъ міромъ и предъ Ангелами на страшномъ судѣ. Тогда—то подлинно будетъ стыдно.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/178/o-pokayanii/1214/