Прынесеныя да балота і пакінутыя на ноч з прыгаворам: «Шэлкі мурыны, дванаццаць прысух, дванаццаць нядуг! Вам паклон, вам пашанічны пірог!» —гэтыя рэчы потым кідаюць маладым у ногі з заклі-наннем:
«Поп салучыў, а я разлучыў, Поп з Хрыстом, а я з хвастом, Поп уходзіць, а нам тут жыць. Как сухой рабіны лісцьеў не пускаць, Так табе дзяцей не ражаць; Как зімой лету не быць,
так вам умесце не жыць.»
*****
Чтобы «отсушить» кого-либо, для этого ночью ходят к реке брать воду «затылками». Идут к реке, пятясь, берут воду, повернув руки ладонями вниз (затылком брать), зачерпывают тридевять раз, говоря:
"Беру воду темной ночью; как эта ночь темна, так бы и она, N, казалась ему темнее ночи. Как эта вода холодна и не держится на руках, так бы не держалась на сердце сухота по N у N". Воду дают в напитке или в кушанье.
*****
Заговор - остуду кинуть (т.е. поселить нелюбовь). Записан со слов одной крестьянки Ухотской волости.
"Стану я не благословесь, пойду не перекрестесь, пойду ни двиреми, ни воротами, пойду косой огородой. Выйду я в цистоё полё. Во цистом поле стоит дуб. Поклонюсь я на все цётыре стороны; поклонюсе и покорюсе. Вы послушайте-ко друзья-братья невирные. Друзья братья отвитили: пойди ко дубу, зайди в дуб. И в эвтом дубу лёжат две кошки вмистях хрёбтами; бьютце, дерутце, цепаютце и в крофь убиваютце. Как эвти кошки бьютце, дер., цеп. и в кр. убив., так дрались-бы, бил., цеп. и в кр. убивались (такой-то и такая-то). Выйду я из эвтово дуба на цистоё поле. Пойду я к быстрой рицьке; покорюсь и помолюсь. Как у тя берега не сходятце вмистях, так бы не сошлисе (такой-то и такая-то) от ныни до вику, дрались и ципались и в кровь убивались. – Аминь".
*****
"Стану я, раб чортов, не благословесь, пойду не перекрестесь не дверями, ни окном, пойду подвальным бревном, выду в чистое поле. В чистом поле стоит дуп, на этом дубу сидят чорт с чортовицой, лешей с лешовицой, дворовой с дворовицой спинами вместо, лицами врось, дерутцы ципаютцы, друг з другом ругаютсе. Так бы рабы Божьи такие-то дрались и ципались, друг з другом ругались, во веки векоф."
*****
"Стану не благословесь, пойду не перекрестесь мышьей тропой в подвальнё брёвно, выду в цистоё полё, згляну в сиверну сторону. В сиверной стороны стоит лидяная избушка, лидяныи стены, лидяныи окна, лидяная пець. Цёрт с цёртофкой дирутсэ и ципаютсэ, кровью обливаютсэ, думы не думают, сувету ни суветуют. Так бы раб Божэй с рабой Божьёй дралсэ и ципалсэ и думы не думал и сувету не суветовал, век пувику, отыни дувику. Аминь"
*****
[На соль и солью бросать.]
Выстану не благословесь, пойду не перекрестесь, пойду не из дверей во двери, не из ворот в ворота, в цистоё полё. В цистом поли в этом нету озёрки; на леву руку перейду, на левой руки стоит дом. В этот дом зайду нижным бревном. В этом доми мустовицины не обделаны, в етом доми не жывёт Присвятая Богородиця: жывут все некрещоные. В етом дому три мустовицины. На первой мустовицины две жыхорици, на другой мустовицины два огненных питуха, на третьёй мустовицины жывут кошка да собака. Эти две жыхорици ципаютси и глудаютси во всяку минуту и во всякой цяс. На другой мустовицины два огненных питуха, как они сойдутси, так и клюютси. И так клюютси до капли крови. На третьёй мустовицины кошка да собака, так они, как сойдутси, так и ципаютси. Так у их на вси стороны шэрсть литит. Я в етом дому стояла за стиной, не зачёсана; они миня не видили. Иван да Катерина сошлись, так бы они жыли, как жыхориця с жыхорицей и как питух с питухом и кошка с собакой. А миня рабу [имя колдуньи] за стеной не видили. И выду я, раба, из етого дому, пойду из етого дому на восток. На востоки соньцё не пикёт, и к етой Катерины Иван не пристаёт. И подземельные клюци никто не видит, как они кипят, и к етому Ивану и Катерины не можот ни первой целовек, ни послиднёй, никто не можот этих молодых свести. Амин, амин, амин".
*****
"Стану, не благословяся, пойду, не перекрестяся, выйду во чистое поле. Во чистом поле - сине море, в синем море - синий камень, там живет черт с чертовкою, режутся ножами, секутся топорами и бьются до последней крови капли. Так пусть раб б-жий (имя) и раба б-жия (имя) рубятся и режутся, и навсегда разойдутся. Аминь."
После этих слов плюют на лук, хлеб или воду, а потом дают съесть или выпить.
*****
"Встану, не благословясь, пойду, не перекрестяся, выйду я в темный лес. В темном лесе есть река, на этой реке - синий камень, на этом камне сидит черт с чертовкой, спинами вместе, лицами врозь, дерутся, царапаются, кровавой кровью обливаются. Так бы раб Божий (имя) с рабой Божьей (имя) дрались и царапались, кровью обливалися, навстречу не встречалися".
Наговаривать по три раза на вино и на соль.
*****
"Пойду, не благословясь, пойду не перекрестяся, выйду я в чистое поле. Там есть огненное море, в этом огненном море сидит черт с чертихой, щипаются и кусаются, в крови раны задираются. Так бы (имя) щипался и кусался, в кровавые раны продирался со (имя). Моим словам - ключ, Замок".
На еду, во что можешь.
*****
Встану не раба и не б-жья, пойду, не благословяся и не перекрестяся, пойду по мышиным тропам, по подвальным бревнам, где сидит черт да чертовка. Щипаются, дерутся, до кровавых ран бьются. Так бы и раб (имя) с рабой (имя) щипалися, дралися, до ран кровавых билися. Аминь".
Сказать три раза на вино, на соль.
*****
"Стану, не благословяся, выйду, ему не перекрестяся, и не из дверей в двери, и не из ворот в ворота, мышьей тропой, подвальным бревном, кошачьей дорогой, косой огородой, приду я к синему морю. На синем море есть и камень. На этом камне сидит черт с чертихой, вместе горбами, врозь лицами, сидят щипаются, в кровь придираются. Так бы враг (имя) и ты, враг (имя), дрались, прищипалися, в кровь придирались, век вместе не сходились. Аминь. Тьфу".
На соль говорить да сыпать им во след али под порог.
*****
"Встану, не благословяся, пойду, не перекрестяся, не в чистое поле, а в синее море. В синем море есть нова байна, в этой новой байне сидит черт с чертицей, дерутся, щипаются, чертовой кровью омываются. Так же раб б-жий (имя) с рабой б-жьей (имя) дерется, щипается, ейной кровью умывается. Не во имя Отца, не Сына, не Святого Духа".
Говори в бане на воду - да воду ту на камни лей - шипеть начнут, так и оне шипеть будут друг с дружкой.
(Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Ред. проф. В.П. Аникин. МГУ 1998, с. 857).