Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 21 Ноября 2024, 14:36:53


Автор Тема: Ворон-оборотень  (Прочитано 312 раз)

Black Juniper

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 462
  • Репутация: 481
  • Black Juniper Black Juniper
Ворон-оборотень
« : 04 Апреля 2021, 08:16:00 »
Я воскликнул: «Ворон вещий! Птица ты иль дух зловещий!
Дьявол ли тебя направил, буря ль из подземных нор
Занесла тебя под крышу, где я древний Ужас слышу,
Мне скажи, дано ль мне свыше там, у Галаадских гор,
Обрести бальзам от муки, там, у Галаадских гор?»
Каркнул Ворон: «Nevermore!»
Э. А. По, «Ворон»



Черного ворона следует отнести к числу самых противоречивых символов. Причем он играет значительную роль в мифологии многих народов мира.

Ворон обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землей, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается некоторыми универсальными свойствами Ворона как птицы, в частности резким криком и черным цветом.

Само слово «ворон» в большинстве языков этимологизируется как указание либо на крик Ворона (иногда звукоподражательно — в романо-германских, кельтскях. палеосибирских, венгерском, ацтекском наименованиях), либо на его окраску (в т. ч. в балто-славянских, арабском, китайском языках). Чёрный цвет Ворона часто воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём или дымом, в силу наказания бога и т. п.

Ворон воспринимается так же, как медиатор между жизнью и смертью. Как трупная птица чёрного цвета с зловещим криком Ворона хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклёвывания Вороном глаз у жертвы), выступает вестником зла. Поскольку Ворон в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, Ворон ассоциируется с небом. Связь Ворона с этими тремя сферами определяет то, что он (это особенно видно в палео-азиатской мифологии и индейцев Северной Америки мифологии) наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, связующим звеном между верхом и низом.


Ворон воспринимается и как медиатор (главным образом в северных мифологиях) между летом и зимой (он неперелётная птица), сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (связь Ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна, сухостью в некоторых мифологиях мотивируется «голосом» Ворона).

Мифы и легенды о Вороне относятся к числу самых ярких культурных явлений, объединяющих народности северо-востока Азии и северо-запада Америки. В сказаниях этих народов Ворон выступает в роли культурного героя и одновременно трикстера-обманщика. Сказания о Вороне имеются у всех народностей Камчатки, Чукотки и Аляски - у ительменов, коряков, чукчей, северных атапасков, эйяков, тлинкитов, хайда, цимшиан, квакиутлей и других индейцев северо-западного побережья Северной Америки, а также эскимосов и алеутов.

Для большинства народов Азии, Африки и Америки он служил солнечным знаком, символом мудрости, долголетия, проницательности и предвидения. В Древнем Риме ворон являлся воплощением Haдежды, а в Китае и Японии - эмблемой семейной любви. Что же касается народов средневековой Европы, то они расценивали черного ворона как самую зловещую птицу, аллегорию беды и зла, как мрачный символ войны и смерти.



В мифологии древних гpeков, иранцев и китайцев ворон предстает в роли посланца и вестника солнечных богов (Аполлона, Митры и др.) и символом caмoгo солнца. Наиболее интересна в этом отношении солнечная эмблема китайской династии Шу, изображающая мифического ворона с тремя лапами. Tpeхногий ворон олицетворял три положения дневного светила: восход, зенит и закат солнца.

В Древней Греции - символ солнца, прорицания и долголетия, его блестящее черное оперение, возможно, предполагало способность выжить при близком контакте с солнцем. Широко распространено мнение, что ворон - помощник в путешествии или предсказатель. Плиний упоминает как бы "придушенный" голос провозвестника несчастья и полагает, что только ворон среди всех птиц, по-видимому, понимает свое предсказание.


Самый известный ворон в японской культуре - это гигантский Ятагарасу ("Ворон-оборотень с головой в восемь мер"), посланный с небес богиней солнца Аматэрасу, чтобы перевести легендарного императора Дзимму, идущего в поход за основание Японии, через горные перевалы из Кумано в Ямато. В походе этот ворон фактически исполнял обязанности адъютанта-порученца августейшего главнокомандующего, возвещая его волю вождям непокорных племен. В Япониии до сих пор считают себя его потомками - род Агата-нуси (управители угодий) в Кацурано и род Тоно-мори-бэ (стражи императорского дворца и синтоистских святилищ).


В Китае рудименты одного из самых ранних олицетворений солнца следует видеть в связи солнца с трехлапым (иначе, колченогим) вороном. Солнечный ворон упоминается в "Шань хай цзин", у Ван Чуна, в "Хуайнаньцзы" ("На солнце живет колченогий ворон"). Некогда сами солнца представлялись воронами; это подтверждается мифом о Стрелке (Охотнике И). Рассказывают, что когда-то солнечных ворон было десять и они распространяли невыносимую жару, пока лучник И не подстрелил девять из них.

С этим мифом соотносятся изображение солнечного дерева (гигантской шелковицы Фусан, по "Шань хай цзин") с птицами-солнцами на ветвях, воспроизводимое на многочисленных рельефах ханьских погребений и на похоронном стяге из Мавандуя. О тождестве солнца и ворона свидетельствует и метафорическое название дневного светила "Золотым (Огненным) Вороном" ("Цыхай"). На танских бронзовых зеркалах ворон также является символом солнца. Некоторые исследователи-китаеведы считают, мотивы, связанные с вороном, были привнесены в китайскую культуру чжоусцами под влиянием народов Северо-Восточной Азии, в мифологии которых ворон - центральный персонаж.



Потомки древнейшего населения Японских островов айны также выделяли ворона среди пернатых, называя божеством паськуру камуй (букв. "черный человек") и отождествляя со змеей (еще одно название - "черный змей"). Считалось, что эти птицы могут превращаться в человека и влиять на удачу в промысле и на жизнь вообще. Поэтому ничего плохого о них старались не говорить. Стрелять в ворон из лука считалось преступлением, и айнам приходилось терпеть их бесчинства и не препятствовать им в этом. Такое почтительное отношение к этим птицам, в частности, объясняется легендой, согласно которой ворон спас солнце, проглоченное злым духом (ударами в язык чудовища смелая птица заставила его изрыгнуть добычу).



Котэнгу, «ворон» тэнгу, младший тэнгу - Древняя форма тэнгу. Обладал телом человека, крючковатым лицом, маленькой головой, крыльями и когтями. Похищает взрослых и детей, разжигает пожары. Разрывает на части тех, кто преднамеренно наносит вред лесу. Иногда освобождает похищенных им людей, но, оставшись в живых, они возвращались домой слабоумными.

Тэнгу — могущественные духи гор и лесов, некий аналог европейского гоблина или лешего. Очень обидчивы, но прекрасные воины. Согласно легенде, великий полководец и герой Минамото-но-Ёсицунэ­ учился военному искусству у тэнгу.

В мифологии племен Северной Америки ворон признается демиургом, богом-творцом Bceгo сущего, поэтому канадские эскимосы почтительно именуют eгo Отцом народа. Тлинкиты, большое индейское племя на Аляске, считали мудрого ворона Йела poдоначальником клана воронов, творцом людей и устроителем космоса. Индейцы навахо, поклоняясь вещей птице, называли Ворона Черным богом.

В мифах индейцев Северной Америки так рассказывают о чудесном вороне, создавшем весь мир. Будто бы нёс этот ворон в лапах скалу, да уронил, камень разбился вдребезги, и из его осколков возник весь мир. А ворон обернулся первым человеком и слепил себе жену. Они стали первыми на земле мужчиной и женщиной, от них и пошёл людской род. Ворон научил людей охотиться и ловить рыбу, шить одежду, строить дома, почитать духов, а когда решил, что передал людям все необходимые знания, оставил своих потомков и отправился в новые земли - учить других людей.

В других мифах Ворону как демиургу и культурному герою приписывается создание людей (из корней и листьев), раскрашивание птиц, добывание света и небесных светил (изредка земного огня) и пресной воды, регулирование прибоя, "освобождение" лосося и начало рыболовства или получение лосося от хозяйки лосося. Ворон учит людей устраивать праздники, выполнять шаманские и похоронные ритуалы, делать ловушки для рыб, крючки, гарпуны, лодки и т. п., он устраивает деление племени на роды после потопа, устанавливает обычай потлача.

Потлач (на языке нутка — дар), обычай ряда индейских народов северо-западного побережья Северной Америки — демонстративное раздаривание человеком материальных ценностей в присутствии специально приглашённых гостей, сопровождаемое обильным пиром. Потлач устраивался формальными лидерами с целью поддержания и повышения своего социального статуса: чем чаще человек устраивал потлачи и чем больше раздаривал на них ценностей, тем большим он пользовался влиянием. Проведение потлачей было предметом соперничества среди лидеров. В подготовке к потлачу (накоплении пищи и материальных ценностей, подлежащих раздаче) хозяину помогали члены его группы, статус которой также повышался в результате потлача.

У северных атапасков, сохранилось деление племени на две ветви - "тцион" и "нэльцин", волков и воронов, по первопредкам. Образ Ворона широко используется для декорирования ритуальных домов и тотемных столбов.



У тлинкитов до сих пор наблюдается почитание Ворона как первопредка, демиурга, культурном героя, великого колдуна и одновременно мифологического плута. Исключительное значение Ворона поддерживается разделением тлинкитов на фратрии Иеля и Канука, т. е. Ворона и Волка. Члены фратрии Иеля считают Ворона своим родоначальником. "Что и как делал и жил Эль, так точно живем и мы".



Параллельно с мифами о культурных деяниях Иеля у тлинкитов имеется множество мифологических анекдотов о Вороне-трикстере. Во всех этих рассказах Ворон либо отнимает пищу у других существ (в царстве теней или касаток, у орла или маленькой птички, у играющих салом мальчиков и др.), либо утаивает провизию для себя, обделяя других с помощью хитрости (отсылает племянника за топливом или отпугивает соседей мнимыми опасностями от китовой туши и т. д.), либо посредством обмана убивает и съедает свою жертву, иногда - вчерашнего партнера (заманивает на берег лосося или кита, заставляет прыгнуть в пропасть оленя, ступившего на ложный мост, уговаривает медведя отрезать от своего тела наживку для ловли рыбы и т. д. и т. п.).

В многочисленных мифах индейцев подчеркивались такие качества ворона, как мудрость, хитрость, бесстрашие и воспитанность, а мифы африканцев прославляют eгo как вepнoгo помощника человека, проводника и вестника, чья проницательность позволяет избегать опасностей.

Уже древнейшее сюжетное упоминание о Вороне в вавилонском эпосе Гильгамеше связывает его с мифе» о всемирном потопе: Утнапиштт посылает из ладьи (на которой спасается от потопа) последователь в ласточку, голубя и Ворона, чтобы узнать обнажилась ли суша. Первые две птицы возвращаются, не найдя сухого места, а Ворон не возвращается — свидетельство того, что он обнаружил сушу. В библейском описании потопа (восходящем к вавилонскому Ворону не вернулся, а посланный за тем голубь прилетел с листом оливы, то есть в полном отличии от вавилонской версии Ворон выступает как дурной вестник, а голубь как хороший. Эта же трактовка становится ярче в поздний еврейской (постбиблейской) и мусульманской традициях (Ной проклинает Ворона, делает его чёрным, благословляет голубя).

В чукотских мифах Ворон Куркыль не называется творцом, но практически совершает основные деяния демиурга и культурного героя. Из его выделений образуются горы и реки, из щепок он делает различных животных, из земли, травы или костей нерпы - людей. Ворон учит людей физиологическим отправлениям и речи, изготовляет для человека сакральный инструмент для добывания огня. Главный его подвиг - добывание света, либо путем продалбливания небесной тверди совместно с другой птицей (чисто чукотский сюжет), либо посредством похищения солнца, луны и звезд у злого духа (сюжет, в принципе универсально распространенный по всему ареалу). Чукотский Куркыль не первопредок в прямом смысле, (только один вариант сюжета Ворон-отец первых людей) большей же частью он их "изготовитель". Ворон в чукотском фольклоре проявляет и колдовские или скорее шаманские способности, его называют творцом в заклинаниях против злых духов и приписывают изобретение бубна.

Аборигены Камчатки в XVIII веке считали Ворона и первопредком, и демиургом и культурным героем. Ительмены мыслили Ворона (по-ительменски - Кутх) творцом неба и земли (иногда Земля мыслилась его сыном или считалась спущенной им с неба) и земного рельефа, создателем первой лодки и отцом Тыжил-Кутха, который в свою очередь сотворил зверей, изобрел сети из крапивы и положил начало рыболовству, а также начал шить одежду из меха.

Убийство ворона у всех групп азиатских эскимосов считалось одним из самых тяжких преступлении. Ворону посвящались специальные танцы и песни во время охотничьих праздников. Знаменитый эскимосский танец «Ворон», при исполнении которого имитировалась картина удачной охоты ворона на зверя, из религиозно-магического обряда стал народным и в настоящее время инсценируется клубными самодеятельными ансамблями Чукотки как образец народно-танцевального искусства. Обращение к ворону имеется в ряде обрядовых песен и заговоров.

В мифах и легендах Ворон всегда платит за добро добром, и никогда не прощает обиды.
Старик видит: что-то чёрное в ловушке. Вдруг это чёрное заговорило человечьим голосом:
— Не убивай меня, старик. Если не смогу сделать для тебя много добрых дел, то уж одно-то дело сделаю обязательно! Возьми меня к себе.
Видит старик: это ворон. Сунул он его за пазуху, принёс домой, и стали они жить втроём.
Ловит старик рыбу, а в сеть к нему теперь попадается по три рыбины. Так и живут — старик со старухой да ворон.

Прошло с тех пор много дней. Однажды ворон говорит:
— Вы меня приютили, от смерти спасли. За это я расскажу вам о себе. В верхнем мире живут три царицы, я их младший брат. Зовут меня Ютюргэн-богатырь. Когда-то я воевал со злым духом нижнего мира. За это меня прокляли, и с тех пор я стал вороном на три года. Теперь проклятие закончилось и я снова смогу превращаться в человека и буду вас кормить.

Так и повелось. Ворон летал по небу, видел далеко внизу и добывал то, что хотели есть старик со старухой. Стали они с тех пор жить безбедно. А там и красавицу за названного сына посватали да внуков дождались. В отца ворона дети пошли, сильные, умелые. С отцом на охоту летать стали, еще богаче старики зажили. А как выросли внуки, убили духа который их отца проклял и все богатства его домой забрали. И им красавицы невесты нашлись. Много с тех пор времени прошло, а потомки Ютюргэна-богатыря среди людей так и живут. Знак у них родовой есть, три маленьких вороновых пера на голове.

Большого Ворона коряки считали основателем мира. Корякское имя Ворона – Куйкиняку или Куткиняку. Камчадалы его называли Кутх, Кутху или Кутча, чукчи – Куркил. Большого Ворона также называли Большим Отцом (осёдлые коряки) и Создателем (кочевые). Иногда в одном мифе встречается оба эти имени.

Все рассказы о Большом Вороне входят в цикл мифов о Вороне, которые популярны как на американском, так на азиатском побережье северной части Тихого океана. Как герой и всех других мифов о Вороне, Большой Ворон коряков выступает только в качестве преобразователя мира, т.к. мир существовал и до его появления. Его созидательная активность сводится к открытию скрытого, превращения одного в другое и, поскольку коряки одушевляют всё существующее в природе, изменению формы живой субстанции. Некоторые вещи он приносит на землю в готовом виде с небес от Высшего Существа. Большой Ворон выступает в роли первого человека, прародителя и защитника коряков, но в то же время он – могущественный шаман и сверхъестественное существо. Его имя фигурирует во всех заклинаниях. Произнесённое имя Ворона является средством лечения больных. Предполагается, что Большой Ворон присутствовал на каждом шаманском обряде.



В некоторых мифах наряду с Большим Вороном, который превращается в птицу только когда надевает перья, выступает и настоящий ворон как представитель птиц своего вида – смешной и презираемый персонаж, питающийся падалью и экскрементами, и не имеющий никакого отношения к культу. У коряков не считают грехом убить ворона.

Большой Ворон жил в землянке подобно прибрежным корякам, но в то же время у него было и стадо оленей, и его сыновья скитались вслед за ним, как и кочевые коряки. Такой образ жизни до сих пор существует у коряков Северной Камчатки.

Никто не знает, куда исчез Большой Ворон. Он наказал своим потомкам сжигать умерших, но своё тело он после смерти приказал поместить в отдельное жилище, которое следовало закрыть. И жилище, и умерший Большой Ворон превратились в камень. По другому поверью, Большой Ворон ушёл из земли коряков, никто не знал куда. Некоторые говорят, что он ушёл потому, что недоволен людьми, которые перестали следовать его советам. Но он продолжает следить за жизнью своих потомков.

По-видимому, все северо-восточные палеоазиаты на более раннем этапе знали Ворона как первопредка и одновременно культурного героя, как первого шамана и одновременно мифологического плута. Можно сказать, что Ворон-первопредок - культурный герой (часто и трикстер) - это центральная фигура "первобытного" фольклора.



Анализируя основные сведения о древнем культе Ворона, можно сделать вывод, что небесный хозяин сотворил космос в целом и небо как его высокую привилегированную часть, а Ворон - социум и землю как местообитание людей. Небесный хозяин осуществляет божественную власть, а Ворон - шаманскую медиацию между частями космоса. Как творец, первый является пассивным инициатором, а второй - активным исполнителем. Если небесное божество обновляет души людей и животных и связано с циклической реинкарнацией, то Ворон является первосоздателем людей и зверей, первопредком, связанным с концепцией ранних времен. Ворона можно считать в известном смысле более древним мифологическим персонажем. Таким раскрывается образ Ворона и круг основных вороньих мотивов у предков северо-восточных палеоазиатов.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/oborotnichestvo/307/voron-oborotenb/4715/
В раю, конечно, климат получше, зато в аду гораздо более приятное общество.

Black Juniper

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 462
  • Репутация: 481
  • Black Juniper Black Juniper
Re: Ворон оборотень
« Ответ #1 : 04 Апреля 2021, 08:24:47 »
В средневековой христианской традиции Ворон становится олицетворением сил ада и Дьявола, а голубь — рая, святого духа, христианской веры (крещения). Так же интерпретация опирается, по видимому, как на еврейскую традицию и отражает иудаистское деление животных на чистых (голубь) и нечистых (ворон), так и на дохристиански-мифологические представления народов Европы, в которых Ворон имеет отчётливую хтоническую характеристику и фигурирует как птица, приносящая несчастье. Появление Ворона на левой стороне дома было дурной приметой, во время сева его появление предвещало неурожай, встреча двух воронов в воздухе — войну.



Ворон на Руси почитался за птицу серьезную, вещую. Ведь он, по представлениям предков наших, был внуком самого Стрибога-повелителя ветров. И, согласно народным сказаниям, мог на своих крыльях переносить бури, а вместе с ними горе-злосчастье.
Часто ворон сопровождает волхвов и делится с ними мудростью.



Говорят, есть у воронов свой царь, который сидит в гнезде, свитом на семи дубах, никуда не отлучаясь, но все на свете ведая. И если кому-то из смертных посчастливится то гнездо отыскать да попасть в милость к вороньему царю, откроются смельчаку все клады, в земле схороненные, все мысли потаенные, будет он язык зверей и птиц понимать и проживет столько, сколько сам захочет.



Стоит высокая гора,
Пронзая неба свод.
Там дуют вольные ветра,
И черный дуб растет.
В краях тех сам вороний царь
С царицею живет.
И каждую весну, как встарь,
Гнездо на дубе вьет.
Черней безлунной ночи он,
Огромен как медведь,
И ни стрелой, и ни мечом
Его не одолеть.
Олеся Емельянова "Дочь вороньего царя"

В некоторых местах верили, что ворон охраняет клады, спрятанные в земле, и может указать, где они находятся; считалось также, что ворон обладает несметными сокровищами и богатствами, которые находятся в его гнезде (или в тайном месте, в пещере и пр.), и, насобирав много золота и серебра, иногда золотит себе голову и хвост.

Помимо несметных сокровищ, народная традиция связывала ворона также с чудесными источниками живой и мертвой воды: считалось, например, что ворон может проникать в подземный мир (в ад или светлый рай, ирий), где и расположены эти источники, и с их помощью оживлять мертвых (ср. также русские сказки, где обычно именно ворон приносит живую воду и опрыскивает ей героя, после чего тот немедленно воскресает, как бы пробуждаясь ото сна). Кое-где говорили, что ворон носит живую и мертвую воду на своих крыльях.

Ворон в качестве исцелителя фигурирует и в русских заговорах: "Летит ворон через синее море, несет в зубах иглу, в игле шелкова нитка, коею будет зашивать кровавую рану от пораженнаго, от тридевять жил, от тридевять пажилков, от тридевять суставов, от тридевять суставчиков"



В русских волшебных сказках ворон часто принадлежит к чудесному миру добрых помощников героя (часто оборотнем или заколдованным человеком) обладающей сверхъестественными способностями. Он обладает тайным знанием и дает мудрые советы. Так же Ворон является могучим оборотнем-колдуном Вороном Вороновичем, живущем или в подземном царстве или наоборот в небесном доме.

Многие кельтские божества связаны с вороном. Это существа высшего пантеона представляющие собой агрессивных божеств, связанных с войной и смертью. В галльской мифологии, ворона – символ богини рек и исцеления. Жена поморского бога моря, Тетра, считается богиней воронов, кружащей над полями битвы.



В Северной Европе ворон сделался гpозным символом войны у яростных «королей моря» - викингов. Скандинавского бога Одина вместе с волками Фреки и Геки сопровождают два ворона, сидящие на правом и левом плече - Хугин и Манним - Думающий и Помнящий. Причем, если волки несут на себе функцию прямого действия, то Хугин рассказывает Одину, что он видит перед собой, а Манним - что из этого следует. Поэтому глаза Одину вроде как бы и вовсе не нужны, так что в некоторых трактовках скандинавской мифологии этот бог был попросту слеп.

Ворон был изображен и на знамени легендарного вождя викингов Paгнapa Лодброка. Дpeвнее предание гласит о том, что ворон Paгнара обладал даром пророчества и советовал хозяину, когда следует выступать в поход: если на расчехленном знамени птица гордо расправляла свои крылья, значит, норманнов ожидала впереди победа и богатая добыча, но если она бессильно свисала в складках полотнища, Paгнap откладывал отплытие драккаров до лучших времен.

В средневековой Европе, где опустошительные набеги викингов ставили на одну доску с чумой, ворон стал визуальным олицетворением зла и знаком смepти. В сознании европейца эта птица пробуждала картины и ассоциации одна мрачнее другой: воронье, хищно кружащее над устланным трупами полем битвы; вороны, выклевывающие мертвые глаза повешенных; зловещее хриплое кapкaнье cтapoгo черного ворона, пророчащее неминуемое несчастье, и Т.д. На его репутацию повлияла кроме того ассоциация с кельтскими богинями Немаин и Бадб: их атрибут - "благословенный ворон". А кельтская богиня войны и смерти Морриган, часто предстает в обличье вороны. "Ворон битвы" Бальд символизирует войну, кровопролитие, панику, злобу.



богиня войны и смерти Морриган

Таким образом, за вороном в Европе прочно закрепилась пугающая репутация вестника зла, отразившаяся во многих cpeдневековых преданиях.

Из среды простонародья дикие суеверия быстро проникли во двоpцы знати. Габсбурги, например, обзавелись даже собственными пугалами: увидеть семь воронов одновременно для любого представителя этого прославленноrо рода было равносильно смертному приговоpy. Если верить легенде, проклятие на Габсбургов навлек один из их предков, епископ Страсбургский, изгнавший Bоронов из облюбованной ими башни - их карканье отвлекало святого отца от благочестивых размышлений.

В христианской иконогpафии тем не менее образ ворона предстает в самом выгодном свете, что объясняется позитивным влиянием библейской мифологии. Согласно одному из мифов, ворон принес хлеб голодному пророку Илие во Bpeмя eгo скитаний в пустыне. Впоследствии этот сюжет распространился и на других христианских святых: Антония, Бенедикта, Онуфрия и Павла Отшельника. Так непререкаемый авторитет Библии обелил черного ворона.



В изобразительном искусстве эпохи Ренессанса ворон оказался в числе атрибутов персонифицированной Надежды, поскольку в eгo карканье римлянам слышалось латинское слово «cras» «завтра». Это доказывает, что древние римляне вглядывались в день грядущий с большим оптимизмом, в противном случае они сделали бы черного вещуна сотоварищем аллегорического горя-Злосчастия.
В военном деле «воронами» римляне именовали абордажные мостики с крючьями на концах, крепившиеся на носах боевых кораблей. Во время мopcкoгo сражения «ворона» перекидывали и зацепляли за борт вражеского судна, после чего по нему переходили римские солдаты.
В алхимии ворон символизировал черный цвет вещества, соответствовавший первому этапу Великого Делания (процесса изготовления мифического философского камня).

В многочисленных легендах вороны предстают как заколдованные люди.



Но от беды, король, тебя
Хочу предостеречь.
Запомни, должен ты дитя
От перьев птиц беречь.
Иначе вороном оно
Умчится за леса.
Кому быть птицей суждено,
Тот рвется в небеса.

В геральдике ворон изображается только черным цветом. Эта эмблема была достаточно широко распространена в гepманской геральдике, но в русской использовалась крайне редко, да и то только в качестве «говорящей», Т.е. лишенной символическоrо значения. Примером тому может служить эмблема ворона в гepбах российских дворян Вороновых и Boрониных.



Ученики друидов выпускали Ворона для того, чтобы он сеял Весть на земле. Здесь уже совсем недалеко до славянского ворона-«вещуна». "Старый ворон мимо не каркнет" - утверждает пословица.



Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о Вороне как о мудрой вещей птице (ср. его связь с загробным миром). Наряду с этим (особенно в северных мифологиях) Ворон воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он — «мудрый» шаман и плут-трикстер, попадающий впросак или совершающий « безумные » поступки).

Нелестная репутация вора закрепилась за этой птицей и в крестьянской среде, и в обществе феодалов: первые ненавидели ее за то, что она расхищала посевы зерновых, а вторые за то, что падкие на блестящие вещицы вороны иногда похищали у них ювелирные украшения, оставленные без присмотра.

Согласно поверью, человек станет вором, если съест сердце или мясо Ворона. Мотив кражи представлен в легенде, в которой Ворон или ворона уличает перед Богом св. Петра в краже коней криком: “Украл!”, в отличие от кукушки, кричавшей “купил!”. С кражей коней связывается и сон о вороне. В связи с этим о человеке, подозреваемом в воровстве, говорят: “Над ним ворон каркает”.

Для охотника или рыболова, отправляющегося на промысел, крик Ворона означает неудачу. Поэтому охотники избегают упоминания Ворона и называют его “верховым” или “курицей”.



Народные представления отчетливо выявляют страх перед вороном. Так, Ворона считают черным оттого, что он создан дьяволом. В Вороне видят нечистую силу. Черт может принимать облик черного Ворона или вороны. В образе Ворона черт летает ночью по дворам и поджигает кровли. Верят, что черти в виде воронов слетаются и кружат над домом умирающего колдуна, чтобы помочь выходу его души из тела. Души злых людей представляют в виде черных Воронов и ворон. Считают, что ведьму можно определить по черному Ворону, сидящему на ее доме.


Хищность связывает в поверьях Ворона с волком. Существует примета: кто запоет в лесу и увидит Воронов, наткнется на волка. Карканье Воронов, пролетающего над стадом, предвещает скорое нападение волка на стадо. Согласно польской легенде, вороны и галки произошли из щепок, когда дьявол создавал волка, вытесывая его из дерева. В разных версиях сказочного сюжета “Братья-вороны” братья превращаются в Воронов, ворон или в волков. Как и других хищных птиц. убитого Ворона или ворону вешают в хлеву или конюшне для отпугивания злых духов (черта, ведьмы, домового, ласки), чтобы они по ночам не мучили коней или коров.

Неисчислимые тучи воронья, с криками носившиеся по небу, неожиданно нашли отражение в древнерусской арифметике: термином «ворон» на Руси передавались умопомрачительные для средневековых людей цифры от 10 до 100 миллионов.

У англичан бытовало поверие, что вороны покидают свои гнезда в преддверии голода и других социальных катаклизмов. Имея в виду широкое распространение этого суеверия, У. Черчилль во время Второй мировой войны распорядился подкармливать птиц Тауэра.

Приметы с вороном, веками проверенные, «работали», как правило, безотказно, а согласно им:
«Если воронье под тучи сбивается — быть морозу, а коль сидит стая на земле — к оттепели»
«Если вороны купаются ранней весной — к теплу»
«Если вороны садятся на ночлег кто как: кто в одну сторону головой, кто в другую — значит ночь будет безветренная, теплая. А если вороны садятся головой в одну сторону да стремятся сесть на сук потолще и поближе к стволу дерева, то следует ожидать сильного ветра и дуть он будет с той стороны, в какую птицы повернулись головами»
«Ворона кричит на полдень — к теплу, на север — к холоду, ходит разинув рот — перед грозой, а играет в небе на лету — к ведру»

ВОРОНЕЦ (ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК) — Святодень, посвящённый вещей птице — Ворону. Каркая наддомом, где живут не по Прави, Ворон — как вестник Кощного Бога — призывает на нечестивцев Навью кару. Мудрым же Ворон — как потворник Велесов — приносит в клюве своём Живую и Мёртвую воду и открывает тайны жизни и смерти.
В раю, конечно, климат получше, зато в аду гораздо более приятное общество.

Black Juniper

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 462
  • Репутация: 481
  • Black Juniper Black Juniper
Re: Ворон оборотень
« Ответ #2 : 04 Апреля 2021, 08:31:22 »
ЧЕРНЫЕ ВОРОНЫ РОДА ГАБСБУРГОВ

Разные народы в разные времена относились к этим представителям птичьего царства по-разному. Это нашло отражение во многих преданиях и легендах. Из лачуг простого люда суеверия переходили во дворцы знати Своя легенда о черных птицах жила и среди представителей знаменитого рода Габсбургов, который дал Европе целый ряд монархов.

Эта загадочная история восходит к середине Х века. Приблизительно к тому времени, когда в Восточной Европе Киевский князь Святослав одерживал свои победы над печенегами, хазарами и византийцами. В ту пору на юге Германии жил граф фон Альтенбург, первый из известных нам предков рода Габсбургов. Он был богат и умножал свое состояние, присоединяя к своим владениям новые земли. Один из таких земельных наделов располагался вблизи горы Вюцельс. Однажды граф устроил здесь большую охоту. Он так увлекся погоней за зверем, что не заметил, как оторвался от своей свиты.



Разгоряченный фон Альтенбург оказался на вершине горы, которая была усеяна гнездами огромных грифов. Стервятники набросились на графа. Дитрих отбивался копьем и мечем, но едва несколько птиц падало под его ударами, как на их место прилетели новые. Привлеченные запахом крови сородичей, омерзительные падальщики слетались на вершину горы отовсюду, кружились вокруг графа как дьявольский ураган. Дитрих изнемогал, а помощи все не было. И тогда он вознес молитву: "Помоги мне,Боже! Не дай этим мерзким тварям склевать меня! " В ответ на его слова в небе вдруг раздался шум, возникла странная черная туча, устремившаяся на встречу ему. При ее приближении граф понял, что это стая необычайно больших иссиня-черных воронов. Они обрушились на грифов и начали клевать и рвать их сильными когтистыми лапами. Вскоре все было кончено. Тела стервятников усеяли склон горы. Неожиданные спасители графа расселись на окрестных скалах. Фон Альтенбург преклонил колени и возблагодарил Всевышнего. Через какое-то время подоспели рыцари и слуги из свиты. Увидев трупы страшных грифов и выслушав рассказ графа, они тоже стали читать благодарственные молитвы. Позже в честь своего чудесного спасения фон Альтенбург приказал построить на вершине Вюцельса большую башню, чтобы вороны-спасители и их потомки могли найти здесь себе приют. Свитские графа поклялись подкармливать птиц, если в том возникнет нужда.



В тот год, когда было завершено строительство указанной башни,в замке графа неожиданно появился незнакомый монах. "Я принес тебе радостную весть, мой повелитель! - сказал он с поклоном. - За то, что ты не оставил без благодарности своих крылатых спасителей, Господь дарует тебе свою милость. В сей миг я пророчествую: отныне не только у тебя, но и у всего твое города будут крылатые охранители-вороны. Они станут защищать людей и посевы, облетать дозором твои владения. И ты всегда можешь на них положится."
С тех пор черные птицы отгоняли непрошеных гостей, будь то разбойники или полчища грызунов, истребляющих посевы. Даже вредные насекомые не появлялись больше в угодьях графа.

Однако ничто не длится вечно. Граф умер. Потом ушли в мир иной его сын и сын его сына. Ну а через сто лет потомки первого Альтенбурга уже и не вспоминали, зачем построена башня. Больше того, она мешала Альтенбургам, ведь на ее месте можно было бы построить отлично укрепленный, недоступный врагам замок. Однажды в тех горах оказался один из Альтенбургов – Вернер Альтенбургский, епископ Страсбургский, достигший огромной церковной власти. Дотошно оглядев со всех сторон башню, он велел собрать строителей:
- Такое прекрасное место во владении моих предков не должно пропадать. Здесь надо воздвигнуть замок а птиц я прикажу слугам изгнать, а если не получиться то потравит.
- Тогда на тебя и твой род обрушатся страшные несчастья, - неожиданно сказал епископу присутствовавший в зале среди прочих незнакомый монах в длинной черной сутане и низко опущенном капюшоне, сам чем-то неуловимо напоминавший нахохлившегося ворона.
- Вот как? - с ехидной улыбкой живо обернулся к нему епископ Вернер. - Что же это за несчастья, позволь спросить тебя, брат мой?
- Твой род по мужской линии вымрет, а вороны станут являться предвестниками смерти и страшных несчастий, - глухо ответил неизвестный монах. - Не трогай птиц! В твоей воле построить замок в ином месте.
- Да, это в моей воле, - согласился Вернер. - Так же как в моей воле заставить тебя развязать язык и признаться: кто нашептал в твои уши эти угрозы? Взять его!
Черная ряса монаха колыхнулась, взметнулись вверх рукава - и епископу показалось, что перед ним стоит огромный разъяренный ворон. Через мгновение чернец растворился в воздухе, и только из-под балок на потолке разнеслось: "Если изгонишь птиц, вороны превратятся из охранителей твоего рода в вестников несчастий!"
- Строить там, где я указал, - упрямо поджал губы Вернер.

На скалу полезли строители и начали сносить старинную башню. Как записано в исторических хрониках, вороны отчаянно сопротивлялись разорению своих гнезд и нападали на людей. Тогда епископ Вернер прислал на гору лучников и арбалетчиков, дабы они истребили всех птиц. И воронов истребили. Говорят, что кто-то видел в тот день фигуру монаха в черной рясе с низко опущенным капюшоном, который ходил среди стрелков и каменотесов и глухо бормотал: «Отныне из ангелов-хранителей вороны превратятся в вестников смерти!»



Замок Габсбургов

В 1027 году на скале около Шинцнаха на Ааре, в Швейцарии, был воздвигнут замок Хабсбург, скоро превратившийся в Габсбург, что переводится приблизительно как "замок охраны имущества". А спустя некоторое время, выйдя из храма, епископ вдруг увидел над своей головой стаю черных воронов с горящими красными глазами - они пронеслись над ним и исчезли, а Вернер вдруг почувствовал, как нестерпимый холод сжал его сердце. Вскоре епископа не стало.
Все прибрал к рукам его брат Радбор. Его потомство с 1064 г. стало именовать себя графами Габсбургами.

По поверью, вместе с именем к ним перешло и фамильное роковое проклятие. Но это выяснилось не сразу. Сначала Габсбурги процветали - род их был могуч и обширен. С помощью меча и золота, а также удачных браков они приобрели обширные владения в Швейцарии и Эльзасе. В XIII веке от рода Габсбургов отделилась Лауфенбургская линия, а в начале XV века разветвленный род постигло первое серьезное несчастье - все представители этой ветви умерли по той или иной причине. Габсбурги не поняли, что это предупреждение судьбы. Наоборот, они рвались изо всех сил к богатству и вершинам власти. В 1273 году один из них - Рудольф Первый - был провозглашен германским императором. Именно он и стал родоначальником императорской династии Габсбургов. После долгой и кровопролитной войны с Оттокаром Чешским император Рудольф сумел получить под свою власть Австрию и прилегающие к ней земли. В 1282 году он отдал их сыну - Альбрехту I, по сути, положившему начало династии австрийских Габсбургов.




Рудольф Первый

С годами дом Габсбургов стал одним из самых влиятельных в Европе. Династия правила в Австрии в период с 1282 по 1918 год, в Венгрии и Чехии - в 1526-1918 годах, в Испании- с 1516 по 1700 год, в Нидерландах- в 1477-1794 годах. Среди ее представителей было много императоров Священной Римской империи германской нации. Так что не даром австрийцы тогда считали - Австрия призвана править миром. Секретом Габсбургов было умение заключать невероятно выгодные браки. Трижды мужчины этого рода вели к алтарю первых невест Европы. Достаточно успешно вели они и войны.
И все же... для всех представителей знатного семейства с момента памятного пророчества монаха черные вороны стали вестниками несчастий. Родилось даже поверье: коль увидишь в небе сразу семь этих птиц - считай, что тебе подписан смертный приговор.



Исторические хроники не сохранили подробных описаний и точных дат роковых встреч Габсбургов с мистическими черными воронами. Но о многом они все же сообщают, неизменно называя воронов «проклятием рода».
Так, в XV веке Фридрих III увидел во время охоты над своей головой стаю черных воронов и вскоре в результате войн и политических интриг потерял сначала свои венгерские и чешские владения, а затем и с жизнью распростился. Аналогичный случай произошел с Фердинандом III. Он и вся его свита увидели стаю черных воронов, выходя из храма после торжественного молебна, а в 1648 году Фердинанд потерял весь Эльзас.


Карл VI

Однако самым несчастливым из Габсбургов оказался Карл VI. Он видел воронов НЕСКОЛЬКО РАЗ! В 1735 году Карл лишился большей части итальянских владений и острова Сицилия, в 1739-м вынужден был отдать туркам значительную часть сербских земель. И, наконец, Карл VI стал последним представителем рода Габсбургов по мужской линии.

Дочь императора Карла VI вышла замуж за Стефана Лотарингского, и началась новая правящая династия - Габсбург-Лотарингская. Но это были все те же неблагодарные Габсбурги, нарушившие клятву, которую дал Богу их далекий предок фон Альтенбург. Те самые Габсбурги, что безжалостно разрушили гнездовья воронов. Поэтому вещие птицы продолжали появляться как вестники несчастий и смерти!


Мария-Терезия

Дочь императора Карла VI Мария-Терезия увидела стаю черных воронов.
- Ах! - с ней сделалось дурно, и придворные подали флакон с нюхательной солью. Но лучше бы они учились заряжать пушки! Уже вскоре была потеряна часть Италии, а императрица лежала на смертном одре.
Ее сын, Иосиф II, не продержался на троне и 10 лет. Однажды он тоже увидел стаю воронов над своей головой...

Иосифа сменил Леопольд II - ему досталось не самое спокойное время царствования: Великая французская революция, военный гений Наполеона, в хвост и гриву лупившего австрийцев. Но Леопольду все равно повезло куда больше, чем занявшему его место Францу II, который после 1835 года потерял Нидерланды, Ломбардию, а затем и германскую корону, перестав даже чисто номинально считаться германским императором.

Рассказывают, что в период восстания, бушевавшего в Венгрии, в 1848 году, множество придворных видели, как над головой императора Франца II, гулявшего в дворцовом парке, закружила стая черных вестников смерти - вещих воронов Габсбургов. Стремясь избежать страшной участи, он... отрекся от престола в пользу племянника Франца-Иосифа.

Этот племянник был знаменитым австрийским императором Францем-Иосифом, потерявшим всех родственников и ставшим последним императором уже Габсбург-Лотарингской династии, так как пережил своего единственного сына-преемника.


Филипп II

Кое-кто из рода Габсбургов делал попытки наладить с воронами дружественные отношения. Существует мнение, что могущественный испанский король Филипп II именно с этой целью распорядился выстроить огромный замок Эскориал. Дворец этот возвышался на открытой местности, как скала. Стены его, воздвигнутые из серого гранита, казалось, уходили в бесконечность. Эскориал стал монументальным воплощением величия, мощи и вечности, на которые всегда уповал Филипп. Но король втайне думал о том, что может стены его Эскориала приманят воронов Габсбургов. Ведь на таких широких и надежных стенах могла свить себе гнезда не одна стая. Может, тогда птицы перестанут приносить несчастье и снова станут хранителями рода?.. Иногда перед сном Филипп молился об этом. Но время шло. Ни одна птица не прилетела в Эскориал.

Всю жизнь король провел замкнуто, работал день и ночь в скромно обставленном кабинете, редко покидал дворец и почти не выезжал за границу. Впрочем, ему было приятно, что, не выходя из своего полутемного кабинета, он мог вершить судьбы мира. До последнего часа он сохранил ясный ум и скончался 13 сентября 1598 года на 72-м году жизни, устремив свой взор на распятие. И говорят, когда гроб несли в королевскую усыпальницу, в небе над Эскориалом все же появились огромные черные вороны…


замок Эскориал

Приблизительно в одно время с Филиппом Испанским в далекой Праге правил еще один Габсбург-Рудольф II, слывший другом и покровителем алхимиков. Трудившиеся при его дворе мастера пытались получить золото из неблагородных металлов или создать гомункулуса-искусственного человека. Рудольф II поручил им также изготовить эликсир, с помощью которого можно было бы понимать язык птиц, для того что бы поговорить с воронами о прощении.
Но из этой затеи ничего не вышло.


Франц Фердинанд

Последний раз вороны дали о себе знать уже в ХХ веке. В 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, эрцгерцогиня София, супруга эрцгерцога Франца Фердинанда, в ясный, солнечный день ехала в открытом авто, как вдруг увидела над собой стаю огромных черных птиц. Вернувшись во дворец, она умоляла мужа перенести их поездку в Сараево. Однако тот решил быть выше диких суеверий. Но в скором времени в столице Боснии его настигли пули террориста Гаврилы Принципа. Во время покушения над улицей, где проезжал автомобиль молодой четы, кружила стая воронов.



В 1918 году Карл I, последний император из рода Габсбургов (по женской линии, мужская пресеклась раньше), был свергнут с престола. 3 апреля 1919 года Учредительное собрание Авсрийской Республики приняло закон о лишении Габсбургов всех прав и об изгнании их за границу. Карл скончался на острове Мадейра 1 апреля 1922 года. В день его похорон к могильному склепу Габсбургов в венской Капуцинеркирхе слетелось множество черных птиц. С тех пор зловещих воронов больше никто не видел.
В раю, конечно, климат получше, зато в аду гораздо более приятное общество.