Рысь-оборотеньВеликая богиня Деметра, дающая плодородие земле, сама научила людей, как возделывать хлебородные нивы. Она дала юному сыну царя Элевсина, Триптолему, семена пшеницы, и он первый трижды вспахал плугом рарийское поле у Элевсина и бросил в темную землю семена. Богатый урожай дало поле, благословленное самой Деметрой. На чудесной колеснице, запряженной крылатыми змеями, Триптолем по повелению Деметры облетел все страны и всюду научил людей земледелию. Был Триптолем и в далекой Скифии у царя Линха. Его тоже научил он земледелию. Но гордый царь скифов захотел отнять у Триптолема славу учителя земледелия, он захотел присвоить эту славу себе. Линх решил убить во время сна великого Триптолема. Но Деметра не допустила совершиться злодеянию. Она решила покарать Линха за то, что он, нарушив обычай гостеприимства, поднял руку на ее избранника. Когда Линх ночью прокрался в покой, где мирно спал Триптолем, Деметра обратила царя скифов в дикую рысь в то самое мгновение, когда занес он над спящим кинжал. Скрылся в темных лесах обращенный в рысь Линх, а Триптолем покинул страну скифов, чтобы, переносясь из страны в страну на своей чудесной колеснице, учить людей великому дару Деметры - земледелию.
У якутов рысь связана с образом богини плодородия Айысыт , на ней одежда из рысьих шкур, она заворачивает детей в рысьи шкуры.
Согласно украинским представлениям, в рысь превращается волчица, принесшая потомство пять раз.
У карачаевцев и балкарцев рысь вызывала cтpax, поскольку они верили, что божество смерти, забирающее у них души ((Жан Алыучу), имеет облик рыси (сюлесин). Поэтому существует выражениё "Сюлесин сойгьан сюелмез" - "Кого задрала рысь, тот не поправится" .
Арысь-поле (оборотень-рысь) В славянская мифологии — женщина-оборотень, превращающаяся в рысь.
Иногда изображается с женской или птичьей головой.
Вдовец-старик женится на злой ведьме. А у него растёт дочь-красавица от первого брака, которую ведьма невзлюбила и потребовала у мужа выгнать из дома. Но старик выдаёт дочь замуж за хорошего человека, и та рождает мальчика. Позавидовала ведьма и обратила свою падчерицу в рысь (Арысь-поле), прогнав в дремучий лес, а в платье своей падчерицы обрядила родную дочку, так что никто не заметил подмены, кроме одной догадливой старой няни. С того самого дня, как только ребенок проголодается, няня уносила его в лес и пела:
Арысь-поле! Дитя кричит,
Дитя кричит, пить-есть хочет.
Арысь-поле сбрасывала свою шкурку под колоду, и кормила младенца. Отец заметил уходы няни в лес, и решил подсмотреть цель её визитов. Когда Арысь-поле стала кормить ребёнка, то, подкравшись из-за кустов, спалил шкурку рыси. С того времени его жена приняла прежний вид, и обо всём рассказала мужу. Тотчас собрались люди, схватили ведьму с дочкой и сожгли.
Сказки, с подобным специфическим сюжетом о подмененной жене, есть у эстонцев, ливов, латышей, словинцев, башкир, в сербохорватских сказках, в украинском и белорусском фольклоре.
А. М. Смирнов-Кутачевский в своей докторской диссертации «Сказки про мачеху и падчерицу» (1941), приводит свидетельства о древности сюжета с превращением матери в рысь, считая его одним из самых древних мифов о превращении человека в животное.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/oborotnichestvo/307/rysb-oborotenb/4733/