Акула-оборотеньМифология многих стран основывается на наибольших страхах и кошмарах ее жителей. И если для спокойных европейских государств наибольшим ужасом, а значит, и прототипом для народных легенд служили огромные медведи, злобные волки и опасные змеи, встречи с которыми, в принципе, можно было бы избежать в течение жизни, то для народов Полинезии самым страшным существом на земле являлась акула. Неизбежное сосуществование рыбы-убийцы с аборигенами заставляла людей подчиняться ее правилам, учиться жить вместе и уважать королеву морских вод.
Акулы играют важную роль в мифологии островных наций, особенно в гавайской. Ведь жизнь и благополучие островитян часто зависело от акул.
Наши предки из зубов этих хищников изготовляли амулеты, обереги и украшения. Эскимосы делали из акульих зубов скребки для кожи и ножи. По сути, у этих жителей дальнего севера акульи зубы были первыми инструментами. Индейцы использовали зубы этой большой рыбы в качестве бритвы. А таитянские воины вставляли зубы акулы в дубинки, делая свое оружие более опасным.
Теперь немного о коже. Раньше кожа акул шла на веревки, барабаны, на щиты и оплетку рукоятей мечей (и по сей день классическая японская катана должна иметь шагреневую оплетку). Также эту «зубастую шкуру» рыбаки применяли в качестве наждачной бумаги.
Используют этих рыб и в пищу. Некоторые акулы, например, катран, очень вкусные (копченый балык из катрана сравнивают по вкусу с балыком из осетра).
Печень акул богата витамином А ( в десятки раз больше, чем печень трески) и идет на приготовление различных лечебных препаратов и настоек.
Так что не удивительно что на некоторых маленьких тихоокеанских островах акул почитают, словно Богов. Им поклоняются, слагают им песни, а, главное, ежедневно относят дань – мясо. Его бросают в маленькую бухту, где привыкшие к регулярной кормежке хищницы уже поджидают свой ужин. Примечательно, что за весь многолетний опыт ежедневных ритуалов не зарегистрировано ни одного нападения на аборигенов. Местные верят, что акулы дарят земле урожай и дождь, а рыбакам – отличный улов.
На островах почитают нескольких богов-акул, в том числе оборотня-защитника Дакуваку, чья естественная форма — мускулистый фиджиец, от груди и выше — акула, и Камооали, хранитель вод жизни, который помогает своей сестре-богине пламени Пеле.
В японской мифологии посланец божества, божественная акула Саме помогает тем, кто её почитает.
В полинезийской мифологии акула – существо очень неоднозначное. На мелких островах ближе к Фиджи свирепую и мстительную королеву водного пространства наделяли демоническими качествами. До сих пор акулу называют здесь злобным богом Дакувангой, ненавидящим людей и пожирающим рыбаков. О боге-акуле существует древняя легенда.
Якобы Дакуванга из века в век преследовал хлипкие лодчонки выходящих в море аборигенов Кандаву, одного из островов Фиджи. Он не только нападал на бедных туземцев, но и отбирал у них всю рыбу, приводя к голоду целые деревни. Острова практически вымирали, и тогда оставшаяся в живых кучка жрецов обратилась за помощью к властителю рифа, огромному осьминогу Вохо.
Гигантскими щупальцами Вохо схватил Дакувангу и начал душить. Когда злобный бог понял, что конец его близок, он дал слово больше никогда не нападать на жителей Кандаву. С тех пор аборигены стали жить в достатке и сытости.
На островах французской Полинезии акул наоборот наделяли благородными чертами. Известно поверье о Калахики - добром божестве, появлявшимся людям в образе акулы. Калахики был старшим братом Пеле, богини огня, и спасал заблудившихся в море аборигенов, выводя их на родные берега. Каждое новолуние туземцы собирали горькие корни особых трав и давали перебродить им в крепкий напиток.
Эта смесь предназначалась именно для Калахики, и под строжайшим запретом пить ее не позволялось никому. Если флотилии каноэ терялись в бесконечном тумане, стоящем над водой, главный шаман выливал в море огненную жидкость, и из волн тут же появлялось священное божество. В благодарность за лакомство Калахики указывал людям путь, сопровождая их до долгожданной земли.
Еще одна древняя легенда Полинезии рассказывает о грозном колдуне-акуле Укупанино. Это божество управляло стаями рыб, повелевая им подплывать ближе к берегу, чтобы у аборигенов была удачная ловля. Часто у побережья дружелюбно мелькал острый плавник, и тогда туземцы знали, что в воде много рыбы. Однако никому из людей не позволялось видеть лицо Укупанино, которое, как говорят, было человеческим.
Если какой-либо хвастун хотел заглянуть в лицо колдуну, больше он не возвращался домой. Через день-два тело смельчака без обоих глаз приносил к деревне прибой. Если же в океане тонули каноэ, Укупанино не трогал аборигенов, лишь иногда забирая их детей. Грозный колдун, по преданиям полинезийцев, усыновлял малышей, обучая их своим чарам и наделяя способностью по своему желанию превращаться в акулу.
Очень часто в мифах островных народов встречаются мотивы оборотничества акул.
На Гавайях, например, повелитель всех акул влюбился в молодую красавицу, обратился в человека, женился на ней и родился от такой любви сынок, не знавший до поры до времени о своих потайных силах. Дело кончилось плохо, когда он осознал свои возможности, то стал в образе акулы грызть своих земляков почем зря, за что и был убит ими, и похоронен на холме, ставшим потом Холмом Акулы.
По юго-западному краю тихоокеанских вод неспешно скользит длинная Лодка Мауи — Южный остров Новой Зеландии. За ней, разинув пасть, гонится Рыба Мауи — Северный остров Новой Зеландии. А на корме восседает сам могучий полубог Мауи, готовясь пронзить гарпуном дерзкую преследовательницу. Но как бы ни старался Мауи, спокойными и безмятежными эти воды не станут никогда, ибо обитает в их пучинах хищное племя Танифа — чудовищные акулы-оборотни.
Ненасытный аппетит танифы вселяет страх в сердца всего побережья Новой Зеландии — еще бы, ведь одна такая тварь запросто способна проглотить пару десятков воинов маори в полном вооружении, не говоря уже о женщинах и детях!
Не прочь она полакомиться и мясом крупных животных, вот только последних в Новой Зеландии всегда было немного: разве что морские котики да завезенный из Европы крупный рогатый скот. А потому все же основным объектом внимания танифы остается человек. Впрочем, не всегда лишь плотоядного внимания.
Нередко танифа принимает на себя роль хранителя одного из племен маори. Такую танифу-хранителя называют «каитиаки». Каитиаки зорко следит за тем, чтобы законы и табу неукоснительно соблюдались и жестоко карает виновных, оберегает свой народ от вторжения захватчиков, предупреждая о приближении врага, иногда даже спасает утопающих. Правда, это не мешает ей по-прежнему нападать и пожирать людей тех племен, которые не имеют к ней никакого отношения.
Судя по всему, у каждой танифы есть свой излюбленный облик, который она предпочитает всем другим. Однако большинство таниф рассекает морские просторы в обличье акулы, кита или осьминога, а на время пребывания на суше или во внутренних водах островов сменяет его на облик человека или «шкуру» гигантской ящерицы, змеи или угря. Кстати, способна танифа перемещаться и под землей, сотрясая почву и творя немалые разрушения на своем пути. Поговаривают, что многие бухты и гавани новозеландских островов созданы именно танифами.
Танифа-каитиаки общается со своими подопечными при помощи шамана и он один знает, как умилостивить грозную покровительницу. Как ни странно, одним из самых действенных подношений божественной хищнице считают… зеленые ветви. Именно их шаман опускает в воду в местах обитания танифы, произнося при этом надлежащие магические формулы. Другой бесценный дар народа маори своему каитиаки-хранителю — первый сладкий картофель от каждого урожая, который здесь носит название «кумара».
Шаман танифы — не просто оракул, вещающий волю божества своему народу. В своем посмертном воплощении он вполне может и сам стать танифой. Как, впрочем, и любой, кому часто доводилось иметь дело с танифами при жизни. Считается, что танифой был обращен и один из старейших предков маори, утонувший в морских волнах Тухеита, хотя при жизни он и не был знаком ни с одной волшебной акулой.
Известны истории маори и удивительные случаи заключения брачных союзов между танифой и человеком. Воинственные самцы танифы нередко предпочитают добывать себе невест, похищая земных женщин и насильно удерживая их в своих пещерах-укрытиях, а танифы-акулицы порой добровольно становятся женами смертных мужчин. От союза двух столь различных сущностей может родиться как человек, так и танифа, но никто по сей день не слышал о полутанифе, схожей с обоими родителями одновременно.
Акула-оборотень обычно может принимать формы акулы и человека, зачастую человека с чертами или частями тела акулы. У акулы-оборотня на спине может быть акулья пасть, которую он скрывает.
В популярном сюжете сидящий на берегу человек предупреждает купальщиков об акулах, но те не слушают, и в итоге акула — оборотень, сидевший на берегу — съедает их.
Разумеется, почти всегда божества акул соотносились со злым и коварным духом. На какую иную роль могло рассчитывать морское животное с такой «обаятельной мордашкой» и хищническими повадками? Хотя, впрочем, существовали отдельные легенды, где акула спасала человека, потерпевшего бедствие в море. Правда на такую чрезвычайную милость могли уповать лишь те, кто тщательно и обильно задабривал свое божество жертвоприношениями и прочими требующимися мероприятиями.
Самые большие и опасные виды акул объявлялись «священными», на них была запрещена охота, и к ублажению которых сводились бесконечные ритуалы. В некоторых племенах имелись даже специальные шаманы и маги, умевшие «заговаривать» акул (прямо как змей). Жертвенные алтари для приношений акулам сохранялись еще и в прошлом веке.
Кроме поклонений и почитаний существовали и другие ритуалы, где главную роль играли акулы. Так в Древнем Египте существовал жесточайший обряд кормления прожорливых убийц. Ежедневно со скалы в соленые воды сбрасывали дюжину молодых рабов – для задабривания морских хищниц.
Считалось, что если подкармливать их таким образом, то фараона, как и членов его семьи, они не тронут. Утром правитель египетских земель первым делом спрашивал «Какой сегодня цвет у моря?», жрецы отвечали – «Алый». Это означало, что новая дюжина несчастных скормлена зловещим рыбам, они сыты, следовательно, фараону безопасно входить в воду.
Среди множества обрядов, посвящаемых величественным океанским созданиям, особенно выделяются ритуалы по выращиванию людей-акул. Шокирующие церемонии превращения людей в кровожадных морских хищников до сих пор проводятся в некоторых отдаленных поселениях Океании.
Племена, населяющие острова, считают рыб-убийц своими главным покровителями. По древнему обычаю, каждого первенца в семье родители относили в особые жреческие поселения, где шаманы и превращали новорожденных малюток в бесстрашных и выносливых покорителей глубин. Ребенок отдавался навсегда и больше домой не возвращался.
Служители акульего бога выращивали малюток, воспитывали, лечили в случае болезни. Ежедневно, с первых дней жизни, с малышами проводились занятия – детей помещали под воду, каждый раз увеличивая время погружения, чтобы они учились дышать и плавать под толщей воды. Естественно, что выживали не все дети.
Кожу будущих людей-акул покрывали татуировки, имитирующие окрас кровожадных морских хищников – живот и передняя поверхность ног делались белыми, спина – темно-серой или черной. В качестве пигментов для тату использовали сок местных растений. Все океанские ихтиандры были немыми – жрецы специально проводили обряд выжигания языка.
В трехлетнем возрасте юным людям-рыбам приходилось проходить через новое испытание – получение спинного акульего плавника. Для этого на спине, между лопаток ребенка делался специальный надрез, кожа натягивалась, и под нее вставлялся предварительно вырезанный из муравьиного дерева треугольник, призванный до конца жизни служить плавником. Рана обеззараживалась древесным пеплом и соком того же муравьиного дерева, кстати, известного своими антибактериальными свойствами.
Жрецы выращивали из детей настоящих акул – сильных, выносливых, смертоносных. Население считало участников подобных ритуалов священными.
Большую часть жизни люди-рыбы проводили в воде, ежедневно заплывая все глубже и на дальние расстояния. В их рационе была только сырая рыба, причем их учили добывать ее прямо в воде, так, как это делают акулы – патрулируя рифы, а потом внезапно нападая на зазевавшуюся жертву. Поскольку ребенок с детства приучался к специфической подводной охоте, то при нападении собственные руки им практически не использовались – атаковал лишь с помощью своих зубов.
От продолжительного пребывания под водой кожа людей-акул мацерировалась – становилась морщинистой и грубой, а жестокие схватки с различными морскими хищниками приводили к появлению страшных украшений из шрамов и порезов. Одним из характерных свойств было изменение черт лица. От подобной охоты без использования рук, где в качестве оружия – только зубы, нередко лопались губы и разрез рта становился шире.
Охота обычно проводилась в ночное и утреннее время. Днем люди-акулы уходили в свои хижины, где спали, лежа прямо на полу. В это время для поклонения этим полубогам приходили поселенцы, принося с собой многочисленные дары и украшая стены и алтарь цветами. Считалось, что люди-акулы охраняли острова Океании от разрушительной стихии и голода.
Образ жизни священных хранителей прибрежного народа не мог не влиять на их организм – редкие человекорыбы доживали хотя бы до совершеннолетия. Большинство погибали от зубов настоящих океанских хищниц.
У многих народов инициация воина имела ярко выраженный сексуальный характер, и взрослеющие мальчики должны были совершить свой первый акт любви с одной из взрослых женщин. Считалось, что женщина делает мужчину Мужчиной, навсегда уводя его из детства. Однако на Самоа обычай предполагал участие акул, а не представительниц прекрасного пола.
В обряде инициации самоанцев Главной женщиной, Праматерью считалась акула, и именно ей отводилась роль посланницы ребенка во взрослую жизнь. Кровь акулы, убитой ребенком, символизировал первую связь молодого мужчины с женщиной.
Двенадцатилетнего мальчишку обвязывали тушами свежевыпотрошенных рыб, давали в руки маленькое мачете и отвозили на лодке в море, туда, где его нельзя было увидеть. Главной задачей мальчика было выжить в течении пяти дней и убить акулу, которых в районе Самоа водится аж 8 видов. Острова архипелага считаются излюбленным местом охоты тигровых, лимонных акул и легендарной Белой смерти.
С этой минуты мальчишке можно было надеяться только на себя. Кровь и запах рыбы привлекал хищниц, и дети нередко гибли уже в первые минуты пребывания в открытом море. Однако большинству ребят, приспособленных к постоянным опасностям, отлично плавающим, удавалось продержаться в воде несколько суток.
Если мальчику не удавалось убить рыбу, но повезло остаться в живых, его ждала участь изгоя, за которого не согласится выйти замуж даже самая старая женщина.
Счастливчики же, которые смогли убить зубастую свирепую тварь с помощью одного лишь тонкого клинка, возвращались домой триумфаторами. С момента возвращения ребенок считался воином, равным взрослым и по статусу, и по положению.
Жестокий обряд был запрещен в американском Самоа еще в середине прошлого века. Однако негласные правила посвящения во взрослую жизнь кое-где тайно выполняются и сегодня
На всех островах кроме Кауаи известен ритуал правильного принесения умершего в жертву акулам, после чего он становится аумакуа-акулой — предком-покровителем. Отметины на теле, подобные одежде, в которой тело было отдано океану, позволяют узнать акулу-аумакуа. Вся семья, а часто и вся деревня заботятся о ней. Считается, что акула-аумакуа в ответ помогает загонять рыбу в сети, защищает от бед, предупреждает своим появлением о радостях и несчастьях.
У народов Никарагуа существовал похоронный обряд, по которому тела наряженных покойников, над которыми были распылены благовония и спеты ритуальные песни, в конце церемонии отдавались приспешникам Бога – акулам. Трупы попросту бросали в воду.
Есть также легенда про хитрого голландца с жаждой легкой наживы, который приспособился нырять, ловить акул и, вспарывая им брюхо, доставать съеденное тело и снимать с него все драгоценные украшения. Но однажды воришке не повезло – он встретил морскую царицу – огромную акулу-людоеда, которая в виде прекрасной девушки вышла к нему из воды и затем откусила ему голову.
По преданию, царица акул является покровительницей влюбленных пар. И именно у нее, священной рыбы, нужно спрашивать согласие на бракосочетание. Для этого чета брачующихся украшает цветами и красочными лентами специальный плот, сплетенный из бамбуковых побегов. Жених и невеста погружают на плот специально подготовленное специальное свадебное платье, и садятся сами. В это время на берегу вовсю готовится пир, и происходит церемониальная молитва. Затем родители новобрачных начинают петь старинную песню, посвященную священной матери-акуле.
Будущие молодожены отправляются на плоту по волнам, когда звуки песен с берега стихают, жених и невеста сбрасывают с плота свадебное платье, цветы и спрыгивают сами. Считается, что платье достанется как приношение китовой акуле, которая в этот момент, по преданию, тоже играет свадьбу.
Итак, плот остается качаться на волнах, после его, как правило, относит течением в океан или же наоборот прибивает к берегу. А вот после этого главная задача молодоженов – живыми добраться до спасительной земли. Хоть расстояния до места священного подношения не так далеко от берега, но воды Персидского залива полны опасными видами акул, в том числе и самыми кровожадными – большими тигровыми акулами.
Нередко жених или невеста получают увечья от зубов смертоносных хищников, иногда же и вовсе гибнут. Считается, что если акулы лишили кого-то из четы конечности, или пролилась кровь – это жертва, которую повелительница акул запросила за разрешение о проведении свадьбы. Если же вдруг кто-то из пары погибнет, значит, море против церемонии.
Сейчас подобные традиции запрещены – уж слишком много жертв уносят в прозрачные воды акульи свадьбы. Однако среди населения остались жители со старыми взглядами, уверенные, что без акульего благословения не видать молодоженам удачи в браке. Поэтому изредка находятся смельчаки, которые погружают на плот подвенечный наряд и отправляются поздравлять повелительницу акул. Если об этом узнает полиция, обязательно штрафует непослушную пару. При условии, если те выплывают живыми...