Паук — древний символ созидания, творчества и трудолюбия. Древнеиндийская традиция аллегорически называет Брахму — творца всего сущего — пауком, который ткет из паутины-материи мир.
С одной стороны, паук выступает защитником людей, чудесным спасителем, охранителем очага. Однако его ассоциируют с жестокостью, алчностью, коварством. Положительное значение этого существа отразилось в мифах о пауках, научивших людей ремеслу, искусству ткачества. Обладающий искусством тканья Паук обучает людей перворемеслу (у южноамериканских индейцев тоба Паук был первым ткачом)
Широко распространен мотив превращения паучьей паутинки в спасительную нить, которая выводит героя из опасного места или помогает ему взобраться на небо, а потом благополучно спуститься. Негативное значение паука отсылает к образу паука-колдуна, оборотня. Паук широко использовался в черной и белой магии. Амулеты и обереги с паучьей символикой хранили владельца от вмешательства в его жизнь темных сил.
О таинственном культе Женщины-Паука у гаитянского племени арауак.Исследователи отмечают один любопытный обычай, характерный для религиозных и магических культов автохтонного гаитянского племени арауак послеколумбового периода, очевидно, имеющий свои корни в традиционной религии арауак либо перенятый у переселенцев из Нигерии и полностью адаптированный к местным условиям.
Профессор др. Йоханн Адольф Штенцлер приводит поразительные примеры практики культа Женщины-Паука. «Мне предложили стул и указали на нишу в стене, где я мог бы занять место, не рискуя привлечь к себе излишнего внимания. Вскоре в помещение зажглись светильники, и по воздуху разлился сладковатый аромат ароматической эссенции, добавленной в масло. Я подумал, что это должно оказывать наркотизирующее воздействие на участников ритуала, но при этом не заметил какого-либо изменения в своем состоянии и образе мыслей.
Собравшиеся образовали замысловатый круг, сцепившись за руки таким образом, что я не берусь точно описать последовательность, тем более что в помещении не было достаточно светло. Жрецы и жрицы стали попеременно произносить, соответственно, низким и высоким голосом, в унисон слова заклинания, довольно односложного, насколько позволял различить мой непривыкший слух, звучавшего примерно так:
Жрецы: БА-БА-БА-БА-БА…
Жрицы: ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА…
(Пять ритмичных ударов в барабан, долгий гудок изогнутой трубы, увенчанной на конце вместо раструба человеческим черепом). (Повторение).
Все это длилось примерно четверть часа и я с удивлением понял, что сам начинаю входить в состояние легкого транса.
Внезапно заклинания стали повторяться октавой выше, и их скорость увеличилась. Из отверстия на потолке, которого я до этой минуты не замечал, по веревочной лестнице спустилась молодая девушка, почти еще неоформившаяся девочка-подросток. Из предметов одежды на ней был только пояс с бантом, причудливо завязанным в виде паука и украшенным восемью рубинами. Ритмично покачивая бедрами, девушка несколько раз обошла вокруг стола а затем легла на него. Одна из жриц подала ей большого паука. Девушка на столе осторожно положила паука себе на живот, а сама раскинула руки в стороны, не отрывая при этом взгляда от потолка.
Паук медленно пополз по ней и достиг лица. Я с удивлением увидел, что он замер подле сжатых губ девушки и проник между ними лапой, потом другой, и без видимого усилия разомкнул их. Язык девушки высунулся наружу а паук, ловко манипулируя лапками, проник в горло. Девушка сомкнула уста, но несколько лапок паука все еще оставались снаружи. Они шевелились и «шарили» по ее лицу, пока не достигли глаз, куда с силой погрузились. Девушка издала резкий, довольно неприятный вопль, заставивший меня вздрогнуть и избавивший от состояния «зачарованности». Какой же шок я испытал, когда... увидел, что девушка на самом деле превратилась наполовину в паука - у нее было восемь рук, разведенных в стороны и плавно покачивавшихся на весу, как ветви деревьев в слегка ветренный день.
Собравшиеся опять изменили характер повторения заклинания. Теперь они не повторяли по очереди каждый свою партию, но пели одновременно. Девушка, очевидно довольная вниманием со стороны окружающих, медленно балансировала на столе в течение примерно трех минут. В помещение внесли корзину с цветами и поющие стали бросать их девушке-пауку. Та спокойно подхватывала цветы той или иной рукой и быстро, не пережевывая, съедала их. После того как все цветы были съедены, она, не обращая никакого внимания на поющих, взобралась по веревочной лестнице и исчезла в отверстии. Мой проводник сказал, что теперь нам лучше уйти, потому что дальнейшее течение ритуала может принять для нас угрожающий характер.
Паук - насекомое, приносящее удачу, и убивать его нельзя. «Хочешь жить, здоровым быть - паука не смей убить», - предупреждает известная присказка.
Тарантелла - Танец тарантула.По легенде, в Средние века на итальянский город Таранто обрушилось страшное бедствие — тарантулы, или волчьи пауки, просто истребляли горожан и жителей городских окрестностей. Считалось, что укус этого паука вызывает страшное заболевание - тарантизм, быстро ведущее к сумасшествию или превращению в страшное чудовище. Излечиться можно, только танцуя стремительный быстрый танец - тарантеллу. Вскоре этот танец стал неотъемлемой частью свадеб на юге Италии.
Известно использование Паука в магической медицине как для предохранения человека от болезней, так и для насылания их на него (в чёрной магии). С магическими целями Паука изображается на талисманах. Североамериканские индейцы чиплева подвешивали над колыбелью младенца паутинку, чтобы предохранить его от какого-либо вреда).
В наши дни паук - недвусмысленный символ фобий; вместе с тем в силу своей способности плести паутину паук олицетворяет хитросплетения жизни и судьбы. Поскольку паутина расходится из центра и выходит как бы из тела паука, в некоторых культурах ее считают символом солнца и сотворения жизни. Из-за сложности паутины и сходства с лабиринтом кельты отождествляли ее с препятствиями, которые должен преодолеть человек. В Древнем Египте и Древней Греции паутина также символизировала судьбу, а в индуизме - космический порядок, причем самого паука считали центром, или майя - «ткущим иллюзию».
Легенда индейского племени Дакота.Однажды, давным-давно, когда мир был совсем молод, старый вождь племени Дакота сидел на высокой горе. Внезапно открылось ему видение. Иктоми, великий обманщик и мудрец появился перед ним в облике паука. Иктоми говорил с вождем на священном языке. Разговаривая, паук-Иктоми взял головной убор старика с перьями, конскими волосами, бусинами и другими украшениями и начал плести на нем паутину.
Он говорил старейшине о циклах жизни, о том, как младенцами мы приходим в этот мир, проходим детство, взрослеем. Наконец, мы стареем, и вновь требуем заботы, подобно детям. Так завершается цикл. "Но, - сказал Иктоми, продолжая плести сеть. - Всю жизнь нас сопровождают разные силы - одни злые, другие добрые. Если ты послушаешься добрых сил, они поведут тебя в правильном направлении. Но если в твоей душе возьмут верх темные силы, это может плохо закончиться. Запомни, что силы могут как помочь людям, так и нарушить Гармонию природы.
Рассуждая об этом, Паук все плел и плел свою паутину. Закончив речь, он отдал паутину Вождю со словами:
Эта паутина представляет собой ровный круг с отверстием посередине. С ее помощью люди смогут достичь своих целей, используя свои мысли, сны и видения. Если вы верите в Великого Духа, то сеть поймает ваши хорошие сны, а все плохие улетят через отверстие. Старейшина рассказал об этом видении своим соплеменникам, и с тех пор многие индейцы вешают на кроватью ловец снов, чтобы удержать добрые сновидения. Все хорошее ловится в сеть жизни и остается с человеком, а плохие сны улетают сквозь отверстие в центре паутины и исчезают прочь.
Одна из очень популярных персонификаций Паука — распространённый у американских индейцев образ Паука-мужчины и Паука-женщины, выступающих в качестве творцов, культурных героев, трикстеров.
У египтян паук - атрибут Нейт как ткачихи мира. У скандинавов и германцев Хольда и Норна прядильщицы и ткачихи судеб. В шумеро-семитской традиции паук - атрибут Иштар и Атаргатис, как ткачей мира и судьбы. В Океании и у некоторых племен Америки паук почитался как создатель Вселенной; австралийские аборигены поклонялись Великому пауку как создателю вселенной; в некоторых африканских и североамериканских племенах паука считали трикстером.
Древние легенды рассказывают, что раньше солнце светило не над всей землей, и некоторым приходилось жить в полной темноте. Люди и звери постоянно сталкивались друг с другом. Наконец все устали от такой жизни и, собравшись вместе, решили, что им необходимо найти хотя бы немного света, чтобы можно было хотя бы видеть, куда идешь и что ешь. Нужно было кого-нибудь послать на его поиски. Первым попытал счастья Канюк. Но солнце сожгло прекрасные перья на его голове, когда он пытался принести его лучи. Затем пострадал Опоссум - он лишился меха на своем толстом хвосте. И только Паук, ловко поймав солнце в свою сеть, притащил его на темную сторону земли. Люди увидели, как свет появляется из-за горизонта, расходясь лучами, подобными радиальным нитям паутины. Как же можно не любить паука, который дал людям солнечный свет?
Ананси, предстающий в облике то человека, то паука, — это важный персонаж в мифологии Западной Африки. Он выступает как трикстер (типа Койота сервероамериканских индейцев), т.е лгун, врун и обманщик, который любит истории (и рассказывать, и сочинять) и розыгрыши, герой множества фольклорных историй.
Его также называют самым древним существом на Земле, приписывают создание Солнца, звезд и Луны, изобретение основ ведения сельского хозяйства. Это помимо того, что он еще выполняет кучу мелких поручений своего отца Ньяме (например, приносит дождь на землю, чтобы остановить пожары). Ньяме - бог творец мира, сам подобен пауку, который сплел путину этого мира и сидит в его сердце, ощущая малейшие движения этой паутины.
Истории о мудром и лукавом Ананси первыми рассказывали люди племени ашанти (современная Гана), и его имя на их языке означает просто «паук». Из Западной Африки вместе с чернокожими рабами легенды добрались до островов Карибского моря и юга США. Ананси — хозяин всех сказок, которые он получил от бога Ньяме, совершив назначенные тем подвиги. Иногда его называют сыном бога Ньяме, а иногда — ипостасью божества. На Кюрасао, Аруба и Бонэйре Ананси известен как Нанзи. В других племенах его еще называют Дидобе или Заколо. Однако, какие бы имена не носил этот паучек, он всегда выступает как умный, хитрый, иногда жестокий победитель любых споров и словестных схваток.
"Хотите знать, выглядел ли Ананси как паук? Конечно, выглядел — кроме тех случаев, когда выглядел как человек". Нил Гейман, «Дети Ананси»У науранцев — божественный Паук-творец Ареоп-Энап создает из раковины улитки землю, из пота — первородное море и из камней — людей; божество-творец у индейцев сиу — паук Сусистинако, изобразив в нижнем мире крест, определил четыре основные стороны света.
Индейцы Пуэбло, североамериканского племени, верили в женщину-паука, которая была известна под именами Кокиангвути, Цитисинко, Суссистанако, Думающая Жещина, и считали, что она была создательницей мира. В их понимании мир появился, когда Паучиха пряла нити, протягивая их с востока на запад и затем с севера на юг. В этом паутине зародились две ее дочери - Солнце и Луна. Затем Паучиха создала глину - белую, желтую, красную и черную - из которой создала представителей всех человеческих рас.
Индейцы Мексики верили в Токотля - Бога-Паука, который, помогая Творцу, прядет огромный гамак, в котором покоится новорожденный мир.
У индейцев Майя было поверье, что после смерти душа человека блуждает в темных лабиринтах подземного мира, пока не подойдет к реке, которую самостоятельно преодолеть не в силах. На другую сторону душа может перебраться только при помощи пауков, которые ткут из паутины плоты. На каждом плоту через реку плывут один паук и одна душа, и они неразрывно связаны друг с другом, пока душа не окажется в безопасности на другом берегу.
В христианстве нить паутины является символическим выражением хрупкости и бесплодности человеческой жизни, при этом липкая паутина обозначается как дьявольская ловушка для тех, кто утрачивает бдительность, и заставляет идентифицировать паука с Сатаной и злом. Поскольку паук сначала оплетает сетью, а затем уничтожает свою беспомощную жертву, его отождествляют с ужасной Великой Матерью, которая и порождает, и разрушает. В христианстве паук олицетворяет скрягу, который высасывает свою жертву до капли.
Такое несправедливое отношение к полезному существу можно объяснить только ненавистью христианства ко всему языческому, так как у древних народов в Европе паук - зловещий символ алчности и хитрости , а в Азии, Африки, Америки, Австралии, Океании, Т.е. практически повсеместно, паук олицетворял мудрость, созидание, богатство и удачу, а спускающийся сверху на паутине рассматривался как чудесная эмблема божественных даров.
В мифологии этих народов паук - лунный и женский знак, спутник богинь Луны, а иногда и демиург, устроитель Bceленной, как в древнеиндийских мифах. Ту же роль демиурга микронезийцы остpовов Гилберта отвели своему главному божеству Ha-Реау «господину Пауку». Воплощением земной мудрости и божественных сил творения выглядит в мифах хопи Кокиянгвуши-«Паучиха» - первое земное существо, созданное твоpцом мира Тайовой для заселения планеты.
В мифах североамериканских индейцев легендарный Человек-паук связывает воедино Землю и Небо своими прочными невидимыми нитями. Индейцы почитали паука и как подателя дождя, и как защитника от штормов. Символика творчества подчеркивается и в широко известном древнегреческом мифе о Лидийской искуснице Apaxне, превращенной богиней Афиной в паука.
Легенда гласит: Дочь Зевса, прекрасная Афина-Паллада, считалась у греков защитницей городов, богиней мудрости, знаний и ремесел. Девушек Греции она научила рукоделию и ткачеству. Однажды Афина узнала, что в Лидии у нее есть соперница среди смертных - Арахна, которой нет равных среди людей в ткацком искусстве. Разгорелся спор, кто же из них лучшая мастерица. Судьями были боги с Олимпа. Обе соперницы выткали покрывала с изображением сцен из жизни олимпийских богов. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте покрывалу Афины. Но не смогла признать поражения богиня.
В великом гневе она разорвала покрывало Арахны, а ее ударила челноком. Не перенесла позора несчастная Арахна, свила веревку, сделала петлю и хотела повеситься. Афина освободила Арахну из петли и сказала ей: - Живи, непокорная. Но будешь ты вечно висеть и вечно ткать. И пусть это наказание распространится и на твоих потомков, - окропила Арахну соком волшебной травы, и тело той сжалось, густые волосы упали с головы, и превратилась она в паука. И висит с той поры паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни. В этом греческом мифе прослеживается мотив оборотничества человека в паука, свойственный многим культурам.
Во всех религиях, за исключением христианства, паук выглядит как полезное или даже божественное создание. У мусульман есть предание о том, как паук спас пророка Мухаммеда. Однажды Myхаммед, преследуемый врагами, спрятался от них в темную пещеру. Достигнув пещеры, убийцы хотели было ее обыскать, но, заметив у входа в нее нетронутую паутину, решили, что там никого нет, и поспешили дальше. С тех пор мусульмане почитают паука как божественное существо, убивать которое - тяжкий гpex. Любопытно, что точно такую же историю итальянцы рассказывают о святом Феликсе, японцы о легендарном гepoe Иороитомо, а христиане - о чудесном спасении Святого Семейства.
Однако лишь последние и проявили по отношению к пауку чудовищную неблагодарность, сделав eгo отвратительным символом алчности, кровожадности, нечистых побуждений и олицетворением caмoгo Сатаны, со злобным коварством расставляющего свои паучьи сети гpexoвных соблазнов для уловления наивных человеческих душ.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/oborotnichestvo/307/pauk-oborotenb/4716/