Барс-оборотеньВ Высоких горах Средней Азии живет неуловимая большая кошка - ирбис, снежный барс, пу-пи, хахай, тора, иргиз, акбарс, куник, аладжи барс, каплан, ирвэс, снежный леопард -вот сколько названий дали этому красивому зверю.
Слово «ирбис» русские купцы-меховщики переняли у охотников в Азии ещё в XVII веке. В Туве этого зверя называли ирбиш, в Семиречье он назывался ильберс, к востоку от Алма-Аты в пограничных с Китаем районах — ирвиз. На тюркском языке — ирбиз - значит «снежный кот». Это слово и прижилось в русском языке, только со временем последняя буква изменилась с «з» на «с».
Сколько их осталось на нашей планете, точно не знает никто. Есть даже опасение, что животные исчезнут, прежде, чем их удастся сосчитать.
Из за своей редкости считается одним из самых редких видов оборотней.
Ирбис - дикая кошка, длина которой вместе с хвостом достигает более двух метров. Напоминает леопарда, но более приземиста, шерсть длинная, густая, мягкая. Основной окрас - чаще всего светло-серый, почти белый с дымчатым налетом. Очень длинный хвост составляет три четверти удлиненного тела.
Это существо молва то наделяет человеческим разумом, то причисляет к потустороннему миру. Горный Алтай наполнен мифами и легендами о таинственных людях барсах. Тысячелетиями он наблюдал за перемещением гуннов, тюркских племен, монгольских кочевников, славянских первопроходцев. Для местных жителей он – мистический дух гор.
Тувинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» – ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями. Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях, изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах. Изображения ирбиса зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий. До сих пор люди Тувы верят, что встреча с ирбишом – это предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль. Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой. Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.
В тюрко-монгольском «зверином» календаре с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса. По народным приметам, особенно удачным считался именно этот год. «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «Год Барса – богатство», предсказывали народные приметы.
Барс символ храбрости, чести и благородства.
Барс в мифологических представлениях был защитником справедливости: «Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».
Издревле барсы являлись тотемами не только у тюркских, но и у других народов.
Среди археологических находок нередки различные ювелирные украшения типа браслетов в виде фигурок барса, бронзовые статуэтки мужчины или женщины верхом на барсе, причем женская фигурка – с ребенком на руках. Нередко барс изображался крылатым и рогатым, что являло его связь не только с землей, но и с небом и, видимо, считалось приметой избранности и счастья.
Культ снежного барса уходит в глубокую древность и сохраняется, ну может быть не той мере, но и сегодня.
Например, в Непале существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал запрещает горным пастухам жарить мясо, так как бог гор может прислать свою «собаку», т. е. снежного барса, тогда потери домашнего скота будут неизбежны. А убийство снежного барса считается большим грехом.
Сегодня на Алтае, территория которого составляет около 260 000 квадратных километра, этих хищников осталось менее 50 особей. И с каждым годом вероятность встречи с этим зверем все уменьшается. Но до сих пор Ирбис, снежный барс - главный герой, о котором повествуют легенды горного Алтая.
Это случилось в глубокой древности. Чудо-зверь Манны, подобно столетнему кедру, родила семерых сыновей-духов: кота, росомаху, барсука, рысь, барса, тигра и льва. В то время жила на Алтае девушка удивительной красоты, дочь вождя скифского племени. Люди звали ее Алтайской принцессой. Однажды она собирала в лесу целебные травы. Вдруг на поляну вышел юноша, его волосы были белыми, как снег, а глаза ясными, как горный хрусталь. На плечи юноши была наброшена белая шкура. Длинный пушистый хвост волочился по земле… Прошло несколько месяцев. Принцесса видела юношу почти каждый день. Они вместе гуляли в горах. Алтайская принцесса полюбила молодого человека с первого взгляда. Он рассказывал красавице о повадках животных, показывал неизвестные травы и скрытые тропы. Девушке казалось, что их кто-то сопровождает, стараясь оставаться незамеченным. Однажды она спросила об этом своего спутника. Юноша помрачнел и сказал, что никто не должен видеть это существо, что его приставила к нему мать Манны. Но девушка очень просила, и юноша решил ей довериться. Он повернулся в сторону чащи и промяукал по-кошачьи. Густые ветви сдвинулись, и на поляну вышла огромная белоснежная кошка с крыльями за спиной. Именно она охраняла своего хозяина и его спутницу, то скрываясь за скалами, то взлетая к горным вершинам.
С каждым днем молодые люди все яснее понимали, что не могут больше жить друг без друга. Они дали друг другу клятву любви и верности. Тем временем, отец принцессы нашел ей жениха, знатного воина из соседнего племени. Но принцесса сказала, что у нее уже есть возлюбленный. Скифский вождь разгневался. Он решил выследить и убить суженого своей дочери. Девушку заперли, а на ее любимого устроили охоту. Однако юношу не смогли найти, только случайно убили двух барсов, а их шкуры принесли в деревню. Девушка с ужасом узнала одеяние, которое носил ее возлюбленный. В отчаянии принцесса убежала в горы. Ее долго искали, а когда нашли, стало понятно, что девушка лишилась рассудка. Много времени прошло, прежде чем принцесса пришла в себя. Она сказала, что обручена и больше никогда не выйдет замуж. Она закуталась в белую шкуру и ушла. Никто не знает, где она была и кого встретила на своем пути. Говорят, она долго училась у какого-то шамана-отшельника его странному искусству.
Прошли годы. В горах появилось странное существо – большая белая кошка. Люди назвали ее Ирбис. Говорили, что это и есть тот самый юноша, сын зверя Манны. Духи помогли принцессе заколдовать источник. Она опустила в него шкуру возлюбленного, и он ожил. Но с тех пор не мог больше принимать человеческий облик. И навсегда остался барсом. А принцесса жила с ним в этих местах еще много лет. Люди признали ее своей главной шаманкой и, прежде чем осесть на очередное кочевье, просили договориться с духами гор, с духами кошек, которые охраняли перевалы. Кочевники не хотели, чтобы барсы нападали на их лошадей. Многие народности Алтая до сих пор верят, что их прародителем был снежный барс.
"...Когда на холмах Афрасиаба появились первые поселенцы и начали возводить для себя жилища, с Зерафшанских гор спустился снежный барс. Он обошел прекрасное поселение, обернулся человеком и благословил его жителей на строительство города, будущего Самарканда. С тех пор самаркандцы называли себя "барсами". "...Их герб и знамена всегда украшались его изображением"
"... Собрав последние силы, Бугу-Эне напоила ребенка своим молоком, горячим материнским сердцем согревая свою единственную дочь. Жизнь ее закончилась там, у ручья среди эдельвейсовых ромашек рядом с голубым озером, таким же горячим, как и её любящее сердце. Плач девочки привлек внимание правителя снежных вершин — Илбирса. Увидев младенца он позвал свою супругу. Самка бережно взяла колыбель и перенесла её в пещеру к своим детям. Накормив девочку молоком, Барс несколько дней выхаживала ее, скрывая от леденящего ветра и холода. Затем колыбель с ребенком она отнесла к охотничьей тропе… Охотники заметили колыбель и еще долго после этого ходили разговоры о следах снежного барса рядом с маленьким человеческим ребенком. Все знали, что это знамение. Девочка станет легендарной хранительницей снежных вершин, первой в роду «белоснежных.
Голубым озером будут рождены немало сказителей и поэтов, но все же героями этих сказаний останутся «белоснежные бугинцы» — дети голубоглазой Улары, потомки Снежного Барса».
«Легенда о снежном барсе» рассказывает о дочери богатого знатного бая, которая ослушалась отца, выбрала в женихи юношу-ирбиса и ушла в горы, став хозяйкой горы Бай-Тайга, а ее возлюбленный стал духом гор и охраняет свой народ и свои земли.
В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.
У вахов – этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана, – существует верование в горных духов «Пари» – женщин, превращающихся в снежных барсов, которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям.
Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать – Беги вела свою родословную от мифических предков – барсов: «Я убил семь волков. Я не убивал барсов и ланей», – писали в могильных эпитафиях древние кыргызы.
В древних шаманских ритуалах Монголии, которые позднее стали частью ламаизма, шкура ирбиса, позволяла шаману общаться с высшими духами.
Старинная хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой. Он, когда требовалось, принимал облик волка, превращался в барса, медведя или в любое другое животное. Ударится о землю — и уже иной... Отсюда у алтайских родов появился дух-покровитель. Чаще всего это были барс, змей, птица или волк, которые оберегали род.
На Памире, в районе северного Пакистана, распространена такая легенда о барсе. Пастухи считают, что пастбища являются мистической, наполненной духами областью. Эта область называется "мергич" и управляется так называемыми "мергичам" - духами, которые помогают пастухам находить хорошие пастбища и охотничьи угодья. Мергичам помогают только тем пастухам, которые соблюдают законы и традиции мергич. Духи часто приходят на помощь пастухам в обличье животных. Наиболее могущественным и почитаемым животным мергич является снежный барс. Считается, что без помощи снежного барса охотник не может добиться успеха. Местные жители считают ирбиса равным себе существом, достойным всяческого уважения.
Еще в VII веке предки казанских татар — волжские булгары — считали крылатого барса символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости — крыльями.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/oborotnichestvo/307/bars-oborotenb/4720/