Новости: 🔔 Добавлено множество новых, интересных и бесплатных мастер классов 🔔

  • 18 Апреля 2024, 20:38:35


Автор Тема: Ведь-ава, мать воды  (Прочитано 1211 раз)

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3822
  • Репутация: 1580
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Ведь-ава, мать воды
« : 30 Марта 2020, 15:56:18 »
Многочисленные старинные обряды, песни-мифы, заговоры, частично сохранившиеся в памяти людей до сих пор, свидетельствуют о том, что в дохристианских религиозных верованиях мордвы одно из главных мест занимало обожествление воды, покровительницей, держательницей которой считалась Ведь-ава (ведь - вода, ава -женщина , мать), обитающая повсюду, где есть вода. Каждая речка, любые озеро или родник, пруд имели свою Ведь-аву.

Предполагалось, что в воде живет и Ведь-атя, но он в сравнении с Ведь -авой играл меньшую роль. Считалось, что Ведь-ава может не только утопить человека, но и наказать какой-нибудь болезнью (ведь наркоть) . «Мордва верит,— писал в начале XX века М. Е. Евсевьев,— что всякая болезнь приходит к человеку в наказание от разгневанных божеств, и, чтобы избавиться от болезней, нужно умилостивить наславшего их бога» Чтобы вылечить болезнь, посланную якобы Ведь-авой, устраивали моленье, принося Ведь-аве различные жертвы-подарки. Во время этого моленья говорили, к примеру, так: «Ведь-ава, матушка... сия лацо лисят, сырне лацо кеверят, эрьва мезе шлят-нардат, эрьва таркас эряват .

Те тарканте сынек, кеденек шлинек, ашо пацяс нардынек, ашо паро кедьнесэ, шожда паро мельнесэ сараскенек кандынек, тонь икелей путынек, тонь лемет ь кундынек, осксонок неик, сараскенек саик, валонок марик, мезе вештян — максык, мезьде пельдян — ванок. Ки эйзэт ь пры, а парсте арсеви, илязо нарфодевть, илязо чармодевть, шумбрань паро чинзэ иляк сайть. Ки тонеть сюкуни, ки тонеть энялды, сень простик-милостик... нарфоцтензэ шлик-нардык, шу.мбрачинзэ максык!» . (Ведь-ава, матушка... точно серебро выходишь, точно золото катишься, все моешь-вытираешь, во всяком месте нужна. На это место пришли, руки вымыли, белым платком вытерли, белыми хорошими руками, с приподнятым хорошим настроением курочку принесли, перед тобой поставили, твое имя вспоминаем, моленье наше посмотри, курочку возьми, слова услышь, что просим — дай, от чего боимся — убереги. Кто к тебе попадет, нехорошо о тебе подумает, пусть не заболеет, не отбирай у него здоровья. Кто тебе кланяется, кто тебя умоляет, того прости-умилости, возьми болезнь его, отдай его здоровье).

И сейчас есть люди, верящие, что болезнь, посланную Ведь-авой. никакой врач никакими лекарствами не излечит, а может излечить только сама Ведь-ава, при условии, конечно, что ей будут принесены определенные подарки (просо, хмель, деньги и т. п.). Так, в селе Шандрове Лукояновского района Нижегородской области рассказывали: «Искупается человек, заболеет (наркодеви) , надо идти к знахарке. Она отправляется к воде, беря с собой проса, соли, хмеля, просить прощения у Ведь-авы (простонь вешеме) . Старуха обращается к Ведь-аве со словами, в которых говорит о том, что може т быть этот человек плохо говорил о Ведь-аве, рассердил ее, досадил ей. плохо о ней подумал, и поэтому она пришла просить прощения, облегчения: «Простик, да ютавтык. да потавтык, да суравтык, да станстонзо, уставстонзо, эзьнестэнзэ, верьстэнзэ, сывельстэнзэ, пиже санстонзо, и ловажастонзо, и какмарьстэнзэ, и ютазо, и потазо, и сурадозо, и каладозо, и макет, Ведь-ава, тензэ облегчения...» (Прости, да отведи, да уменьши, да расправь, да развяжи, да со стана-устава, с крови, мяса, зеленых жил и костей, пусть пройдет, и уменьшится, и расправится, и развяжется, и дай, Ведь-ава, ему облегченья...).

Затем узел с просом, солью и хмелем бросает у воды, на перепутье дорог (ки рашков ) и уходит, не оборачиваясь. Мордовское божество воды Ведь-ава не являлось верховным, а было лишь олицетворением одной из сил природы — воды. Предполагалось существование не одной всеобщей Ведь-авы (для всех вод), а каждая речка, каждое озеро или пруд наделялись своей Ведь-авой. Это же самое характерно для божеств леса, поля и других объектов природы.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/mordovskaya-magiya/252/vedb-ava-matb-vody/2452/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3822
  • Репутация: 1580
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Ведь-ава, мать воды
« Ответ #1 : 04 Апреля 2020, 10:20:36 »
Магия и заговоры,  связанные с богиней-покровительницей воды – Ведьавой

В статье рассматриваются заговоры, представляющие собой архаический пласт духов-ной культуры, который связан, прежде всего, с мировоззрением, обрядностью и обычаями, привычками и нормами поведения  народа.

Заговоры – неотъемлемая часть традиционной культуры мордовского этноса. Они представляют собой сложный комплекс этнокультурных традиций и новаций, региональ-ных специфических черт,  во многом определяющих особенности мировидения мордовского этноса. Происхождение первоначальных форм заговора относится к глубокой древности, оно связано с религи-озно-мифологическими воззрениями эрзян и мокшан, согласно которым человек мыслил себя в нераз-рывном единстве с природой. Она представлялась живой и активно действующей. Мордовские знахарки, проживающие в разных регионах России, стараются  оказать помощь человеку, в т.ч. при телесных и душевных болезнях с помощью заговоров, обращаясь к божествам-покровителям, природным явлениям и используя при этом средства биологического и  минерального происхождения.

Люди во все времена открывали для себя целебную силу воды и находили множество способов ее применения. Вода – основа жизни на земле, она питает и очищает. О целебных свойствах воды знали с древних времен. Эрзяне и мокшане особенно ценили лечебные качества воды и обращались за помощью к великой богине-держательнице воды – Ведьаве.

У  эрзян  и  мокшан  «ведь»  –  вода,  представляется  в  религиозно-мифологической картине мира в качестве первоосновы мироздания – фундаментальной стихии, со дна ко-торой всевышний бог Шкай (Нишке) создаёт землю и народы, причем самым первым из них – мордовский народ. В  представлении  эрзян  и  мокшан  вода –  панацея  от  многих  болезней  и  недугов. Мордва    ценила  лечебные  свойства  воды и всегда обращалась за помощью к великой богине-держательнице воды – Ведьаве.

Ведьава – божество женского рода, хозяйка воды, по-кровительница  плодородия,  а  также  любви, брака  и деторождения.  По  утверждению  П.И.  Мельникова-Печерского, «терюхане считали воду божеством мужского  рода  и  называли  Ведь-паз  (Вода-бог), Ведь-Мастор-паз (воды, на земле текущей, бог). Он управлял морями, реками, озе-рами, родниками и колодцами. Ведь-паз – сын Пакся-патяй».В наши дни нижегородская мордва в образе  Ведьавы,  видит  женское  существо.  В  ней воплотились  традиционные  представления мордвы о воде как стихии, с одной стороны, дающей  жизнь  земле  и  живым  существам,  с другой  –  постоянно  угрожающей  человеку: способной утопить, принести смерть или ис-чезнуть,  изменить  свои  качества  –  перестать быть целебной, полезной для его существова-ния влагой.

Обряд  поклонения  Ведьаве,    был  составной  частью  мордовской  свадьбы.  К Ведьаве,  как  покровительнице  любви  и  деторождения  во  время  свадьбы  водили  за благословением  жениха  и  невесту. К  культу  Ведьавы,  относят  такое  обереговое действо во время свадьбы, как подпоясывание жениха и невесты куском бредня во избежание порчи. К гневу Ведьавы, приписывают долговременное бесплодие женщины. Эрзяне  и  мокшане  богиню-покровительницу воды называли по-разному. Х. Паасонен приводит следующие обращения: «Ведь-мас-тор-ава, Ведь-ава-баба, Ведень ава, Ведень кир-дий Ведь-ава, ведень кирдий Татияна, Ведь-а-вакай.  матушка,  ведень  кирдий,  корминець, Ведть-мастор-ава,  матушка». Неодинаково  было  обращение  и  к  богу-по-кровителю воды, водяному отцу. В основном его называли «Ведь-атя, Ведень тетя, Ведень покш». Кроме того, обращались к нему и как Водяному  хану  –  «Ведь-хан,  Ведень-хан»: «Ведень кирди ведь хан», «Ведень хан, ведень покш». Ведьатя и Ведьава упоминаются в мордов-ских сказках: «Обещанный сын», «Ведьава» и др.

Считалось,  что  в  воде  также  обитает Ведь-шайтян ‘Водяной злой дух’, который, по мнению мордвы, мог причинить вред, наслать болезнь. Злых людей сравнивали с этим духом – Ведь-шайтянонь ломантне ‘люди Водяного злого духа’. У эрзи и мокши существовало понятие об эрикс  ведь,  кулы  ведь    ‘живой  воде,  мертвой воде’ . О них упоминается в текстах «Мордовского  словаря» Х. Паасонена: сеть кулы  ведьсь  ды  эрикс  ведьсь  аштить  кавто пандо ютксо ‘те  мертвая вода и живая вода находятся между двух гор’; эрикс ведь мельга урускень кучизь ‘за живой водой сиротку посла-ли’ . О живительной силе воды  упо-минается в мордовских сказках «Сураля», где вода дает силы  герою Пандаю и в сказке  «Кода атят-бабат максызь цёраст эрьва кодамо кельс тонавтнеме»  («Как  дед  и  баба  отдали  своего сына разным языкам учиться») и др.  Эрзяне и мокшане считали, что вода и духи,  обитающие  в  водоемах,  могли  не  только  ис-целять человека, но и подорвать его здоровье.

В  «Этнографическом  сборнике»  А.  Шахматова говорится, что опасным считалось падение в воду. Если женщина случайно упала  в водоем, то ей  могло попритчиться (т.е. пока-заться). Особенно тяжелые последствия могли быть  для  беременной  женщины,  так  как  она могла  потерять  ребенка.  В  таких  случаях  обращались за помощью к знахарке. Она лечила больную на берегу реки: расстилала холст, кла-ла на него пирожок, серьги, кольцо, ленточки. Обращаясь  к  Ведьаве,  она  просила  простить больную, если она нечаянно ушибла ее.

Слова  заговора-обращения  произносились  три раза, в каждом случае знахарка отдавала при-несенные дары – опускала в воду поочередно серьги, кольца, ленточки: Веденькирдий Ведьа-ва матушка, сынек теть покш пары мельга, чумбрачинь вешеме раба Просканень (кундасы сэредицянть лемензэ). Сон пансь теть пецька пряка, рамась казнеть ловнозь. Тейть паро раб. Просканень сиякс чудий ведьнестет, золотакс кеверий кевнестэт, золотой берексо, сиякс лисий лисьма принестэт  ‘Держательница  воды Ведьава-матушка  пришли  к  тебе  за  большим добром, просить здоровье для рабы Прасковьи. Она испекла для тебя пирог в печке, купила подарки  по  счету.  Сделай  добро  для  Прасковьи своей  серебром  текущей  водой,  золотом  катящимися  камушками,  золотым  берегом,  выходящим  серебряным  родником’.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3822
  • Репутация: 1580
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Ведь-ава, мать воды
« Ответ #2 : 04 Апреля 2020, 12:00:11 »
Паасонен упоминает о нескольких болезнях, причиненных водой, которые лечились загово-рами. Болезнь, причиненная падением в воду, называется  «вединь-прафт».  Вред, причинённый  водой,  называется  «ведь-араф». Женская болезнь от падения в воду, бесплодие  называется  «ведь-наркоть,  ведень нарфоть,  ведь-нарфоть».  Заклинание  против такой водяной болезни называется кортавто-ма ведь-наркотте ‘заговор от водяной болезни’.

При  бесплодии  и  болезни  от  соприкосно-вения с водой лечили по-разному. Некоторые знахарки лепили куклу из теста или делали ее из тряпок и со словами заговора бросали её в воду. Мордва считала, что при исполнении этого ритуала Ведьава испод-воль пожирает больную ипостась человека. Универсальным ритуалом считается «Ведь-бря  мельга  якамо»  –  хождение  за  зачатком, верхушкой,  головой  воды.  Х.  Паасонен  дает несколько  определений  слову  «ведь-бря»: 
1. «Ведь-пря,  ведь-бря»  –  первая  взятая  утром из ключа вода.
2. «Ведь-прякс - ведь-прякске»  –  это  первая  вода,  черпаемая  рано утром из источника для ворожбы: Те ведьнесь, ведь-прякскесь ‘эта  вода,  водная  головка’ . 
3.  «Прякс-ведь»  –  первая  вода,  черпа-емая  утром  из  источника,  реки  или  колодца.  «Прякс-ведь» берется из колодца рано утром, в полночь или в обеденное время для обмывания заболевшего с «глаза».

О «ведьпря», которой лечили самые разные болезни упоминает А. Шахматов:  Якить ведьбря  мельга,  кона  паро  мининь-сюнонь ормада. Моли бабась ведь лангс, крестасы веденть и карми ознома‘ Ходят за зачатком воды,  который  хорош  от  всевозможных  болезней.  Пойдёт  старушка  на  воду,  перекре-стит воду и начнет молиться’ . После просьбы,  обращенной  к  Ведьаве,  знахарка обязательно  благодарила  богиню-покровительницу  за  помощь.  Так,  глазные  болезни лечились «ведьбря» рано утром, когда только начинало  светать.  Знахарка  выводила  боль-ную к реке, роднику или к колодцу и мыла ей  лицо  водой,  которую  ещё  никто  не  тро-гал. Некоторые знахарки, например, при лечении ячменя, при этом приговаривали: Ко-сто сыде. тов туеде‘ Откуда пришли, туда и уйдите’ или Иневедь потс туеде‘ В пучину великой воды уйдите’.

Возможно, болезни отсылали Идемевс’ю. Идемевсь  ‘Божество зла’,  который  и  насылал  их  на  людей.  По мифу известно, что Верховный бог низвер-гнул его в водную пучину. Под дно морское, в преисподнюю.  Ведьбрянь озномаормань панемстэ ‘моление над водной головой при изгнании болезни’ со  слов  своей  матери  П.И.  Кемайкиной,  жительницы села Малое Маресево Чамзинского района Мордовии, записала эрзянская поэтесса, знаток эрзянских обычаев Маризь Кемаль:

Веденьгирди Ведява, Веденьгирди сияка! Пек васолдо тон лисят, Пек васолов тон чудят. Сиянь покольть тонь кеветь, Парсей суреть тонь нулкот. Саить (лем) орманзо-тарвонзо, Саить весе апаронзо ды с.т  ‘Держательница  воды  Ведява,  Держательница  воды  серебряная! Очень издалека ты выходишь, Очень далеко ты течешь. Серебряные комочки  твои камни, Шелковые ниточки твоя ряска. Возьми (имя) болезни-трясучки, Возьми все недоброе и т.д!’.

В  некоторых  случаях  к  богине-покрови-тельнице  воды  обращались  от  имени  других богов. Например, когда несли одежду больно-го ребенка на речку стирать, то обращались к Ведьаве от имени Юртавы: Мон штынь-нар-дынь Иванонь орманзо-тарвонзо, штынь-нар-дынь кудусо, а Кудоюртава-матушкась нака-зась тонеть штамуда руцястонзо-палястон-зо,  каркстонзо.  Веденькирди,  Ведява  –  матушка штыть-нардыть сиякс чуди веднесет и золотой берёккесет, сиякс лиси лисьмапри-несет ‘Я  вымыла-вытерла  болезни-трясучки Ивана, вымыла-вытерла дома, а Держательни-ца дома – матушка наказала тебе смыть (болез-ни) с его платья-рубашки, пояса. Держатель-ница воды, Ведьава – матушка вымой-вытри серебряной своей водой и золотым бережком, серебряным  родником’ . 

Затем идут с рубашкой домой, причём оглядываться назад запрещалось. Позднее в лечебной магии также использовалась родниковая, колодезная вода и освященная крещенская. Так, знахарка И.М. Григорьева из села Степная Шентала Кошкинскинского района Самарской области водой лечит остуду. Для этого она набирает воду из трех источников.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3822
  • Репутация: 1580
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Ведь-ава, мать воды
« Ответ #3 : 04 Апреля 2020, 12:02:39 »
А.И. Адаева из села Грачёвка Кошкинского района Самарского края лечит водой болезни, полученные по причине ссор: «От шума попадет, лечу водой, заговариваю воду: Сия ведь-бря, сия ведьбря,  вана сась Настя милостень кисэ. Милостет улезэ ‘Серебряная водяная го-лова, серебряная водяная голова, вот пришла Настя за милостью. Пусть милость у тебя бу-дет’ После заговоренную воду дает больному пить, затем этой же водой моет ему лицо, го-лову.

А.И. Калентьева из села Кармалы Став-ропольского  района  Самарской  области водой лечит сглаз. Эта же знахарка водой лечит тех больных, которые попали между ссорящимися людьми, вследствие чего заболели. В таких случаях у больного  обмы-вали голову, лицо, грудь. Затем воду соби-рали в кружку и выливали там, где ходят ссорящиеся .Водой лечит и знахарка Т.С. Юртаева из села Урусово Ардатовского района Республи-ки  Мордовия.  Она  велит  больному  набрать воду из колодца, который находится во дво-ре знахарки. Заговаривает ее и дает пить и велить омываться ею.

Водой лечит от сглаза Н.С.  Ефремова  из  села  Кармалы  Республика  Чувашия.  Нуждающемуся  в  исцелении она велит втайне от всех выйти к колодцу и умыться. Это действие больному нужно про-делать три раза, каждый раз произнося сле-дующий заговор: «Ведень кирди сиякай (т.е.  Держательница воды серебряная), Источница Татьяна, исцели меня. Вымой с меня болезнь. Вымой с меня грязь, нечисть». Если человеку попритчится, по словам Ефремовой необходимо к колодцу выходить в полночь. При этом читать заговор от притчи.

Знахарки  из  села  Пермиси  Большеберезниковского  района  Республики  Мордовия ребенка, которого сглазили, лечили таким об-разом: выводили, на крыльцо и обливали во-дой через сито. Знахарка этого же села А. До-рогайкина, по воспоминаниям сельчан, водой омывала дверные ручки, углы стола, иконы. Оставшуюся в ковше воду отдавала выпить больному.По  мнению    знахарок,  нельзя  в  бане  тро-гать воду, в которой моется или мылся чело-век.  Считается,  что  в  ней  талант,  здоровье, удача  человека  и  чужому  запрещено  трогать эту воду. Те, кто наводил порчу на людей, старались такой водой помыть лицо и тем самым притянуть удачу к себе, отняв у другого.В представлении эрзян и мокшан вода освобождает как  от физических, так и от психических заболеваний. Водой лечат не только знахарки, но и любая мордовская  женщина может применить ее для избавления от того или  иного  недуга,  например,  чтобы  успокоить расстроившегося взрослого человека, расплакавшегося ребенка.

Особое место в жизни мордвы занимали и занимают родники – «ли-сьмапря». Раньше их было больше, и они  были более ухоженными, так как являлись  источ-никами исцелений: оттуда носили «ведьпря», для некоторых ритуалов нужно было набрать воду из семи источников и  т.д. В наше время многие родники высохли, они менее ухожены. Также есть  родники и другие водоемы, вода в которых, по мнению мордвы, неблагоприятна для людей. Названия этих водных источников говорят сами за себя, например: Раужо лись-ма ‘Черный колодец’. В наше время больше  почитаются  свя-тые источники, святая крещенская вода, ко-торая  у многих хранится в течение года.

Таким образом, вода в мордовской мифо-логии является первоосновой мироздания. Во взглядах на богиню воды – Ведьав’у сохра-нились анимистические и антропоморфические представления. Она изображается и как владычица воды и как сама вода. К Ведьав’е обращались при засухе, ее просили о помо-щи в семейных делах, особую роль уделяли и уделяют ей в народном целительстве. Издав-на  мордовские  знахарки  старались  оказать помощь человеку, в т.ч. при телесных и ду-шевных болезнях с помощью заговоров, об-ращаясь к богине-покровительнице Ведьав’е.

При этом  они прибегали к магическим сред-ствам и действиям, а именно обрызгивали во-дой, прибегали к жертвоприношению и т.д. В наше время народные целительницы исполь-зуют родниковую, колодезную воду, а так же  освященную  крещенскую  воду.  Считается, что    заговоренная  вода  получает  чудодей-ственную  силу  и  способность  снимать  вся-кую болезнь. Для этого ею необходимо поить и умывать больного. Обращение кбогине –покровительнице воды – Ведьав’е, зачастую заменяется обращением к Богородице и пра-вославным святым, однако в некоторых заговорных текстах ее упоминание сохранилось.

© Вестник угроведения No 2 (29), 2017
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com