Новости: 🌼 Объявляется набор в школу Магического Травничества 🌼

  • 21 Ноября 2024, 11:57:07


Автор Тема: Мордовские заговоры  (Прочитано 5383 раз)

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Мордовские заговоры
« : 04 Апреля 2020, 10:08:39 »
Заговоры самым тесным образом связаны с обрядовой поэзией и являются ее составной частью. Исполнение заговоров несвязанно с конкретными календарными событиями, повторяющимися из года в год. Они исполнялись от случая к случаю, главным образом при неожиданных бедствиях, идущих по представлению древней мордвы от злых духов, рассерженных богов-покровителей.

Заговоры являются одним из самых древних жанров народного творчества. Мордовские заговоры весьма разнообразны, и их основой является суеверие человека родовой общины, его зависимость от сил природы. Заговорами древняя мордва стремилась влиять на божества, олицетворяющие силы природы. Впоследствии заговоры значительно расширяют свою функцию и охватывают почти все области жизни.

Одни из них были связаны с сельскохозяйственным производством, другие – с семейно-бытовой жизнью (например, заговоры от разных болезней, пожара, нечистой силы, вора, врага и т.д.). В зависимости от функций заговоры получили следующие названия: кортавтомат (наговоры), сюдомат (заклятия, заклинания), шятямат или эждемат (привороты), кельмевтемат (отвороты), уфамат (обдувание), озолмат (мольбы) и т.п.

Большинство заговоров построены по принципу сопоставления. Например, Кода шись и ковось фкя-фкянь эзда аф явовихть, стане и синь (имярек) фкя-фкяда аволхть явов.
("Как солце и луна друг с другом не расстаются, так и они (имярек) не расстались бы").

Сложные заговоры состоят из зачина, эпической части и «закрепки». После упоминания в зачине предмета или мифического существа идет эпическая часть, в которой обычно объясняются магические функции существа или свойства предмета или явления. Все это достигается, как правило, путем троекратного повторения, обращения к данному существу или божествам. Далее в зависимости от предназначения заговора идет или изгнание, или приворот и т.п. Заключительной частью является «закрепка», которая логически завершает заговор.



Приведем пример заговора от чирея.

Посреди поля болото.
Посреди болота бочка,
На бочке панцей-трава.
Она на утренней заре цветет,
А на вечерней заре не цветет.
Сильный дождь ее поливает,
Сильная жара высушивает.
Как сильный ветер вырывает,
Гремящий гром с бочкой выбросит
Семьдесят семь ее корней,
Семьдесят семь ее ветвей,
Так и я вырву, выброшу болезнь.
Прогоню в пустой лес,
Прогоню в пустое поле,
На каменистое место,
Где люди не разговаривают,
Где петухи не поют,
Где мужики не пашут,
Где лягушки не квакают.
Семь, шесть, пять, четыре,
Три, два, один –
Высушился бы и последний чирей.

В мордовских заговорах сохранились древние, языческие элементы и не обнаруживается влияние христианства. Это подчеркивает то, что заговоры, которые дошли до сегодняшнего дня, были созданы до христианизации мордвы. В них зафиксированы анимистические представления об окружающей природе, отражающих стремление древне мордвы силой слова влиять на стихийные силы и явления. Элементы заговоров встречаются в календарных и семейных обрядах.



Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/mordovskaya-magiya/252/mordovskie-zagovory/2477/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Мордовские заговоры
« Ответ #1 : 04 Апреля 2020, 13:34:21 »
Перед обедом или отправляясь в дорогу, мордва молится:
"Вере Паз, покш Паз, кормилец,  олитик тоньць кисенек весиме тевинь кулыма, берень таркада, благгый причада, апара стречада, благгый сельмида, лиходейда, злодейда, апара ломаньда вант тоньц, Венстак кедид, стявтык полыт стяда черчавек, пирень заборек."

"Верхний Бог! Большой Бог! Кормилец! Стой сам за нас во всех делах, от нгапастей и бед, от дурного преключения, от худой встречи, нехорошего глаза, лиходея и злодея, от недоброго человека, береги сам, протяни руку, подыми полу, заставь, и прикрой, и загради как забором."

Когда же на стол поставят все явства, то говорят, молясь перед иконою: "Вот печеный и сваренный хлеб с солью белыми руками, с добрым сердцем, вот каша в горшочке, сколько в нём крупин, столько нам добраго."

В церкви и в домах пред иконою святителя Николая, ставя свечу, молятся так:
"Микола милостивый, кормилец! Вот тебе ставлю свечу, смотри и защищай сам во всех делах".

При отъезде в путь молятся ещё так:
"Верхний Бог! Большой Бог! Питательный Бог! Кормилец! Сберегай сам когда в дороге ходим, встаём, ложимся во время дневного покоя и ночного сна! Вечерний и утренний Бог! При солнечном и месячном свете, от лихого человека, злодея недобромыслящего, от дурной притчи и нехорошей встрече, в добром здоровье возврати в дом, обереги сам. Просим и вас, отцы, матери, дедушки, бабушки, родственники и родственницы, вы на праведном свете просите праведного бога, когда мы имя ваше вспоминаем."


Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Мордовские заговоры
« Ответ #2 : 29 Января 2021, 15:11:03 »
ЗАГОВОРЫ-ОТСУШКИ. Отсушка(остуда, разрыв, отворот) — магич. воздействие, призв. прекратить, разрушить взаимодействие двух людей, преим. любовное. Человек, подвергшийся отвороту, становится «холодным» и «колючим». К  признакам  отворота  относятся  внезапное  охлаждение,  постоянное  недовольство «отвороженного» человека, ссоры и т. д.

Отворот осуществляет «ледяная бабушка», к-рая кормит юношу «ледяным киселём»: «...остудилосьу Лёвы сердце, / на печку лезет не согреется. / Как этот кисель остыл, / так пустьи от Маши остынет его сердце...».

В заговорах, отношения «отвораживаемых» людей уподобляются отношениям между пьяными, к-рые «пьют и гуляют, друг на дружку покачнулись, друг дружку срамят...», а также поведению привяз. к дубу трёх волков, к-рые «друг  друга  рвут,  терзают». Заговоры на утрату чувства любви чаще наговаривали на хлеб, вино или воду. Эти наговор. снадобья давали при удобном случае тому, кого хотели «отсушить»

ЗАГОВОРЫ-ПРИСУШКИ.

Представлены семью эрз. образцами, зафиксиров.в осн. в кон. 19 в. Х. Паасоненом. Отно-сятся к любовной (половой) магии. Целью З.-п. является приворот, привлечение к себе лица противоположного пола. С помощью З.-п. приковывается внимание, вызывается любовь желаемого юноши или девушки к любимой (любимому), а также восстанавливаются отношения между мужем и женой, у к-рых по к.-л. причине (напр., сглаз) возник разлад в семейной жизни.

В дорев. время вопрос о женитьбе или замужестве, как правило, решали родители молодых людей, стремившиеся выдать дочь замуж или женить сына по расчёту. Девушка обычно могла лишь мечтать  о  любимом.  Отсутствие  др.путей привлечения к себе любимого че-ловека вынуждало молодых людей прибегать к религ.-магич. средствам, в т. ч. привораживанию. Кроме того, не всегда любовь одного к др. была взаимной, и это также заставляло людей обращаться к ворожеям.

Процесс привораживания у мордвы заключался в следующем: знахарка брала в платок семена огурца или подсолнечника и клала их под чугун, затем наливала в него горячую воду и шёпотом произносила заговор; либо ворожея приносила в полночь воду, высыпала в неё ненадолго семена подсолнечника, конопли или др., потом доставала их из воды и сушила на сковороде, после этого двенадцать семян очищала от шелухи и их ядра клала к неочищ. семенам. Считалось, что, если эти семена съест, напр., девушка, она обязат. выйдет замуж за того, кто её приворожил.

В зафиксиров. образцах З.-п. встречается обращение  к  мордов. богам Нишкепазу, Масторпазу,  Мастораве  и Ведяве с просьбой  услышать  слова  знахарки  и послать ей в помощь семерых чертей, к-рые заставят привораживаемого человека полюбить того, кто этого хочет, чтобы  ему  влюблённый  человек  казался«...золотом,  яблочком,  /  Первым  пасхальным яичком, / Первым весенним цветочком, /Синим колокольчиком!»

Обязат. атрибутом при произнесении З.-п. являлись открытая дверь, ворота, развяз. пояс, расстёгнутая застёжка, распущ. волосы, неумытое лицо. По нар.поверью, всё это должно было помочь в достижении положит. результата. При разладе между мужем и женой, когда их семейную жизнь кто-л. сглазил, произносили следующие слова-присушки:
«Раисино сердце для Семёна, /Сердце Семёна для Раисы. / Раисин стыддля Семёна, / Стыд Семёна для Раисы».

Отличит. чертой дан-ного З.-п. является наличие сквозного эпитета «горячий», с помощью к-рого характеризуется  мифологизиров.  персонаж, творящий любовь: горячий старик в  горячей  одежде «в печку липовые дрова кладёт, /Горячий чугун ставит. / Горячую соль внего  кладёт,  /  Добрый  совет  и  любовьтворит».

Как и во мн. др. мордов. заговорах, здесь есть рус. лексика: «совет и любовь», «лети не приставай ни к кому, пристань к мужу».

Иногда знахарка «наговаривала» для присушки имя, а также к.-л. предметы, напитки, вещи, к-рые, по нар. поверьям, при передаче в удобном случае влюблённой(му) или брошенной(му) супру-ге(у) должны были помочь. В осн. делали наговор на хлеб, вино или воду, а также  на след, оставл.  привораживаемым человеком.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com