Изначальнымъ видомъ народнаго творчества были заговоры, представляющіе полуязыческія—полухристіанскія моленія. Въ нашемъ распоряженіи имѣется копія списка заговоровъ 1725 года, полученная изъ Пудожскаго уѣзда. Заговоры эти, однако, остались въ наслѣдіе отъ болѣе глубокой древности, въ виду особаго взгляда на нихъ народа, считающаго формулы заговоровъ не подлежащими никакому измѣненію.
Недаромъ же многіе заговоры оканчиваются такой предусмотрительной фразой:
„А которое слово не договорила, либо переговорила, тое слово аминомъ покрыла. Аминъ, аминъ, аминъ”. И во многихъ изъ заговоровъ отъ древности считалось обязательнымъ призываніе св. Николая. Таковы заговоры на рыбную ловлю, отъ лихорадокъ или заговоръ, нашептанный на Христовскій (пасхальный) воскъ и носимый на тѣльномъ крестѣ «подлежащимъ суду». Послѣдній заговоръ, напр., гласитъ такъ:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь. Стану я рабъ Божій (имя рекъ) благословясь, пойду перекрестясь, выйду въ чистое поле, стану на востокъ лицомъ, на западъ хребтомъ. Умоюся медвяною росою, утруся зеленою травою, подпояшусь частыми звѣздами, подопруся булатными посохами. Помолюсе, поклонюсе святой Пресвятой Богоридицы, Николаю Можайскому... дайте мнѣ, рабу Божію, соловьевы басни, рѣчи — быстрыхъ озеръ, синихъ морей, сердце мнѣ-ка лѣтнее; и дайте князю и боярину, воеводы и властителю и немилосгивому судіи, недругу моему (имя) басни тихія, щеки синичьи, сердце зайцево во вѣки вѣковъ. Аминь». (3 раза).
Шайжин Н. Слава Святителя и Чудотворца Николая в Олонецком крае. Святитель Николай Чудотворец в народной поэзии Олонецкого края // Олонецкие епархиальные ведомости. 1909. № 13.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/molitvy/89/molitvy-nikolayu-chudotvortsu/1109/