На ряду съ апокрифическими сочиненіями въ статьѣ о книгахъ истинныхъ и ложныхъ, указывается на ложныя молитвы и заговоры, и на суевѣрныя гадательныя писанія. Къ ложнымъ молитвамъ и заговорамъ относятся заговоры противъ разныхъ болѣзней, наприм, противъ лихорадки, зубной боли, младенческой болѣзни, отъ укушенія змѣи, и даже противъ всякой болѣзни.
Извѣстно, что въ народѣ разные святые считаются покровителями въ разныхъ дѣлахъ, и защитниками отъ разныхъ бѣдствій и болѣзней: св Никита, еп. Новгор (31 янв), считается защитникомъ отъ пожара и молніи, св Харлампій (10 февр), отъ внезапной. безъ покаянія, смерти, св Власій (11 февр) и св Георгій (23 апр)- покровителями скота, пр. Маруфа (16 февр)- заступникомъ отъ злыхъ духовъ, св муч Кононъ (5 марта)- хранителемъ дѣтей отъ оспы, св Сисиній, (одинъ изъ 40 Севастійскихъ мучениковъ 9 марта) и св муч Фотинія (20 марта)- защитниками отъ лихорадки, св Ипатій (31 марта)- разрѣшителемъ неплодства и безчaдія, священномуч Антипа (14 апр)- утишителемъ зубной боли, св Зосима- покровителемъ пчеловодства, и проч.
Основаніемъ для такого почитанія святыхъ, послужило то, что въ житіяхъ ихъ указываются факты ихъ покровительства, въ томъ или другомъ бѣдствіи, и помощи въ извѣстной болѣзни. На этомъ основаніи составились и тѣ молитвы святымъ и заговоры съ призываніемъ ихъ имени, о которыхъ говорится въ статьѣ "о книгахъ истинныхъ и ложныхъ"
Вотъ молитва и заговоръ противъ зубной боли.
Молитва священномученика Антипы зубная.
Положити поклоны (12), "Господи помилуй" (40), и положити челюсть на камени. глаголи молитву сію: Радуйся стѣно и кореніе ея. измій Господи болѣзнь отъ моихъ челюстей и зубовъ моихъ, да не обрушатся стѣною въ вѣкъ Христе Боже. и даждь помощь Христе и здравіе исцѣленіе главѣ и челюстемъ рабу твоему (имярекъ) молитвами святаго священномученика Антипы и св Богородицы и святыхъ безмездныхъ Козмы и Даміана. и всѣхъ святыхъ твоихъ. нынѣ и присно и во вѣки вѣкомъ. аминь.
Заговоръ отъ зубной боли
На морѣ на окiянѣ, на островѣ на Буянѣ, стоитъ соборная апостольская церковь, въ той соборной апостольской церкви стоитъ мать пресвятая Богородица и преподобный Антипій, зубной изцѣлитель. Онъ
проситъ и молитъ угодниковъ Божіихъ о рабѣ Божіемъ (имя рекъ): какъ у васъ, угодники Божіи, зубы не болѣли, такъ бы у раба Божія (имя рекъ), зубы не болѣли. во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. аминь. аминь. аминь.
Въ Прологѣ (14 апр) разсказывается, что когда св Антипа за исповѣданіе Христова имени былъ брошенъ въ разженнаго вола, то молился Богу о всѣхъ, поминающихъ его во всякихъ болѣзняхъ, и о неутишимой зубной болѣзни безстрастно цѣлити испросилъ, поэтому въ старинныхъ мѣсяцесловахъ къ имени св Антипы пребавлялось "иже благодать имать отъ Бога цѣлити болѣзнь зубную".
Особенно замѣчательна молитва или заговоръ противъ лихорадки. Въ началѣ молитвы помѣщено сказаніе о лихорадкахъ, которыхъ насчитывается 12 -ть, онѣ олицетворяются въ видѣ женщинъ, и называются дочерями Ирода.
При черномъ морѣ, говоритъ сказаніе, стоитъ столпъ каменнъ. въ столпѣ сидитъ св великій апостолъ Сисиній и видитъ: возмутилось море до облаковъ, и выходятъ изъ него двѣнадцать женъ простоволосыхъ, окаянное дьявольское видѣніе. На вопросъ Сисинія кто онѣ и зачѣмъ явились, жены отвѣчаютъ: "мы трясавицы, дочери царя Ирода, мы пришли мучить родъ человѣческій". Сисиній началъ молиться Богу избавить отъ нихъ родъ человѣческій. "по его молитвѣ явились два ангела: Сихайло и Аносъ, и четыре евангелиста Матѳей, Марко, Лука и Іоаннъ, и начали бить ихъ четырьмя дубцами желѣзными, давая имъ по три тысячи ранъ на день. Трясавицы молятъ святыхъ пощадить ихъ, обѣщаясь не мучить родъ человѣческій: "гдѣ ваши имена святыя, говорятъ онѣ, заслышимъ, и въ которомъ роду имена ваши прославятся, того мы роду бѣгаемъ за три дня за три поприща".
Далѣе, каждая трясавица называетъ себя по имени. Имена 12 ти трясавицъ, означающія разные припадки болѣзни, слѣдующія: Трясея, Огнея, Ледея, Гнетея, Грынуша, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтeя, Коркуша, Глядея и Невѣя. При каждомъ имени объясняется характеръ трясавицы, напр "Ломея же ломитъ, какъ буря сухое дерево, у человѣка кости и спину. Пухнея же пущаетъ отекъ на родъ человѣческій." О 12 -й трясавицѣ сказано: "Невѣя же сестра имъ старѣйшая плясавица, которая усѣкнула главу Іоанна Предтечи, та всѣхъ проклятѣе, поймаетъ человѣка, и не можетъ тотъ человѣкъ живъ быти.
За этимъ сказаніемъ слѣдуетъ самый заговоръ или молитва противъ лихорадокъ. Въ ней послѣ обращенія къ Богу апостолу Сисинію и четыремъ евангелистамъ, и послѣ перечисленія всѣхъ лихорадокъ поименно, больной говоритъ:заклинаю васъ св великимъ апостоломъ Сисиніемъ и святыми евангелистами Лукою, Маркомъ, Матѳеемъ, Іоанномъ! Побѣгите отъ раба Божія (имя рекъ) за три дни, за три поприща, а если не побѣжите отъ раба Божія (имя рекъ) и я призову на васъ великаго апостола Сисинія, и святыхъ Сихайла и Аноса, и четырехъ евангелистовъ Луку, Марка, Матѳея, Іоанна и учнутъ васъ мучить, даючи вамъ по четыре тысячи ранъ на день.
Въ статье о ложныхъ книгахъ заговоръ противъ лихорадокъ приписывается болгарскому попу Иереміи, но у насъ онъ весьма распространился, такъ что вмѣстѣ съ другими заговорами вошелъ въ лечебники и въ лубочныя картинки. Въ простомъ народѣ и у раскольниковъ онъ и до сихъ поръ пользуется уваженіемъ, но онъ ходитъ у нихъ въ болѣе краткомъ видѣ, съ разными измѣненіями, имена нѣкоторымъ лихорадкамъ даются другія, взятыя также отъ разныхъ припадковъ болѣзни: (зѣвота, потягота, костоломка, и проч), вмѣстѣ съ упомянутыми выше евангелистами, призываются еще Никола можайскій, Егорій храбрый и Уваръ святой, они даютъ лихорадкамъ по седмидесяти ранъ смертныхъ, и заклиная ихъ, говорятъ: подите вы въ темные лѣса на гнилыя колоды, а до сего раба Божія (имя рекъ), вамъ дѣла нѣтъ.
Между другими заговорами интересенъ еще заговоръ противъ Нежита или Нежитя, миѳическаго существа, которое въ славянской миѳологіи имѣло одинаковое значеніе съ Мораной или Смертію.
"Сходeщю Нежиту,- говорится въ заговорѣ,- отъ сухаго мора(я) и сходeщу Іисусу отъ небесе, и рече ему Іисусъ: "камо идеши, Нежите?" Рече ему Нежить: семо иду, Господине, въ чльвѣчію главу мозга срьчати, челюсти преломити, зубы ихъ ронити, шіе ихъ кривити, и уши ихъ оглушити, очи ихъ ослѣпити, носа гугьнати, крове ихъ проліяти, века ихъ иссушити, устьнь ихъ кривити, и удовъ ихъ раслабити, жиль ихъ умертвити, тѣла изьмьждати, лѣпоту ихъ измѣнити, бесомъ мучити". И рече ему Іисусъ: обратисе, Нежите! иди въ пустую гору и въ пустыну обрѣти ту елѣну главу и вьселисе въ ню. ть бо все трьпить и все страждеть... иди въ каменіе. ть бо все трьпить зиму и зной и всѣко плодьство. ть бо от твари жестокъ есть, въ себѣ дрьжати те сильнь есть. Нежить! да ту имѣй жилище доньдѣже небо и земля мимоидеть и кончаетьсе. отниди отъ раба Божія имpeкъ"
Исторія русской словесности, Part 1, И. Порфирьев
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/molitvy/89/lozhnyya-molitvy/1183/