Воск в славянских обычаях почитался за вещество святое, противостоящее дьявольским силам, главным образом именно потому, что из воска изготовлялись свечи (почему, собственно, пчел и именовали «божьими угодницами»). Между восковой и сальной свечой было существенное различие: воск в отличие от жира считался продуктом чистым и только он годился на изготовление, в частности ритуальных (церковных, праздничных, братских) свечей; известно, например, что для сретенской свечи использовали только сотовый воск, для славской предпочитали желтый (т. е. неочищенный), а не белый воск, и т. д.; но ни на какие свечи нельзя было брать воск от мертвых пчел (исключение составляла свеча, которая использовалась в лечении от падучей в Боснии и Герцеговине) . Если верить некоторым свидетельствам, то в русском погребальном обряде класть в могилу воск (и свечи) было принято чуть ли не с X в. Оплывшему воску с пасхальной, сретенской и других свечей приписывались лечебно-апотропеические свойства: такой воск использовали для определения болезни, топили для исцеления (как топится воск, так пусть топится болезнь), на него заговаривали от порчи и болезней, им окуривали помещение, людей и предметы, делали из него или с ним амулеты, изготавливали вотивы и т. д. . Что касается угашения свечного огарка, то здесь опять-таки отчетливо проступает представления о свече, как о человеческой жизни: свеча зажигается при рождении и гаснет в момент смерти, пока горит свеча — жив человек.
В славянском и западноевропейском фольклоре существуют разнообразнейшие (в сказках, легендах, притчах) перепевы этих представлений — мысль о возможности или невозможности (этичности/неэтичности) заменить почти сгоревший огарок, удлинить почти завершившийся срок не дает человечеству покоя — известный сюжет «смерть в кумовьях» (в приведенном ниже тексте ее достойным аналогом выступает ангел): «...Завел он [кум-ангел] ево в пешшоры. Оказались: горят свечи. То ево дох-тур сказал: „Это, кум, што такое? Горят свечи к чему?" Анд ел сказал, што „ето наша жизнь продолжаецца: которой раб родицца, тому становицца и свеча; если может раб сто годов жить, и она сто годов горит, era свеча". — „А што жо, кум, — говорит, — которая моя свеча?" —, А вот гляди, твоя свеча сейчас потухнет, и жись твоя нарушицца" — „Нельзя ли, кум, переставить (переменить) другую? У меня дети малы, теперь бы надо только пожить бы!" — говорит. Андел ему сказал: „Два раз Бога не омманывают! Королю принаследно, — говорит, — помирать, а ты ево здумал лечить; я тебе наказывал, — говорит, ты не попомнил. Твоей свече ешо гореть 30 лет. А тебе переменил свечу короля; жись твоя короткая остаецца: дойдешь домой, а не то и не дойдешь — дорогой помрешь! Пойди же ты теперь домой. Может, если подойдешь домой, благослови своих детей и лежись под святую икону, с душой расставайся!" Очень скоро бежал, торопился, бежал домой. Сказал жене: „Дай мне теперь рубашку и подштанники беленькие, — мне теперь помирать!" Ляг он под святую икону, благословил своих детей, перекрестился и скончался»